Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Понятие текста, его различные трактовки. Многоаспектность текста. Характеристики текста. Цельное литературное произведение как коммуникативная единица высшего уровня [гл. 2, § 4].

Целевая (прагматическая) установка автора. Выбор автором жанра будущего произведения. «Установка автора» и «установка текста», их различие. Проявление личностного начала в тексте литературного произведения [гл. 2, § 4].

Возможности материальной формы текста. Графические приемы письменной речи [гл. 2, § 4].

Проблемы коммуникативно-стилистической оценки текста. Текст с точки зрения читающего и с точки зрения пишущего [гл. 2, § 5].

Теория и методика редактирования литературного произведения: Конспект лекций. Гл. 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)

§ 4. Основные характеристики текста

§ 5. Условия адекватной оценки текста

При освоении материала темы необходимо обратить внимание на ключевые характеристики текста, важные с точки зрения его редакторской оценки, выработки адекватного отношения к нему.

Постарайтесь выяснить своеобразие текста как объекта анализа и оценки, уяснить его объективно сложный характер, понять важность лингвистических основ редактирования в восприятии и интерпретации текста.

Редакторский анализ текста направлен, в частности, на формирование представлений о целесообразном варианте его (текста) организации, а не только на выявление лингвистических ошибок. Нужно уяснить, как формируются требования к целесообразной, соответствующей определенным условиям речевого общения организации текста произведения и каким образом на этой основе формируются критерии его (текста) редакторской оценки.

    1. Дайте общую характеристику текста как лингвистического понятия.

    2. Что такое многоаспектность текста? В чем она выражается?

    3. Определите, как связность текста связана с его цельностью.

    4. В чем различия между текстом как целым и текстом как частью (то есть, например, между произведением и его фрагментом)?

    5. Что такое прагматическая установка текста и авторская прагматическая установка?

    6. Охарактеризуйте закрепленность как важнейшее средство письменной речи. Какие графические приемы письменной речи Вы знаете?

    7. Какие задачи решает редактор, оценивая текст в коммуникативно-стилистическим плане?

    8. Объясните, что такое триединый подход к оценке текста. В чем его преимущества?

© Центр дистанционного образования МГУП