Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Редактор как первый читатель, критик и интерпретатор текста. Автор как второй субъект процесса восприятия редактируемого текста. Опасность субъективизма редакторского восприятия текста [гл. 3, § 6].

Обстоятельства и условия восприятия. Основные компоненты, определяющие характер и содержание восприятия [гл. 3, § 6].

Аналитический характер работы редактора. Личность редактора как определенный психологический тип. Условное выделение трех психологических типов [гл. 3, § 7.].

Способность к самоконтролю как необходимое качество для преодоления субъективизма восприятия [гл. 3, § 7.].

Периодизация процесса восприятия редактируемого текста [гл. 3, § 8.].

Предварительное знакомство с текстом, формирование отношения к нему, аналитическое чтение текста, формирование суждения как обязательные элементы процесса. Принятие (выработка) решения (решений) как логическое завершение процесса восприятия текста [гл. 3, § 8.].

Теория и методика редактирования литературного произведения: Конспект лекций. Гл. 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)

§ 6. Редактор как особый читатель

§ 7. Психологические типы редактора

§ 8. Этапы процесса восприятия

При изучении данной темы необходимо опираться на ранее пройденный материал («Технология редакционно-издательского процесса», тема 3: «Авторский оригинал произведения»). Нужно обратить внимание, в частности, на принципы и приемы профессионального редакторского чтения.

Чтение - одна из ключевых процедур в редакторском деле, оно направлено на адекватное восприятие материала, его понимание, осмысление и, далее, на получение информации об объекте восприятия (тексте), которая необходима для принятия соответствующих решений. Редактор читает текст рукописи (авторского оригинала произведения) особым образом, поддерживая внимание волевыми усилиями. При этом он ведет рабочие записи в виде помет на полях и постраничных замечаний (а не просто галочек и крестиков, вопросительных и восклицательных знаков). Делая рабочие записи, редактор фиксирует все, что может быть полезным в дальнейшей работе с рукописью.

Необходимо учитывать, что редактирование тесно связано с формированием у редактора внутреннего убеждения в объективности занимаемой им позиции, обоснованности замечаний в адрес автора и предлагаемых в отношении авторского оригинала решений. В психологическом плане убежденность в правильности своих подходов, решений придает редактору уверенность в собственных профессиональных возможностях, настраивает на позитивный лад, является одним из стимулов к продуктивной работе. Вместе с тем сформировавшееся внутреннее убеждение как атрибут познавательной деятельности предполагает критическое отношение к достигаемому в процессе познания результату и необходимость соотнесения его с намеченной целью.

    1. Как Вы понимаете утверждение о том, что редактор является первым читателем текста? В чем преимущества такого положения дел?

    2. Что необходимо делать редактору, чтобы не допустить субъективизма при восприятии текста?

    3. Охарактеризуйте основные компоненты, определяющие характер и содержание редакторского восприятия текста.

    4. В чем состоят принципиальные отличия между тремя основными психологическими типами редактора?

    5. Что такое редакторское решение? Из чего оно складывается?

© Центр дистанционного образования МГУП