Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Понятие анализа в логике и психологии. Понятие редакторского анализа и его различные трактовки: а) как совокупности мыслительных процедур, б) как прогностического процесса, в) как метода профессиональной деятельности. Цель редакторского анализа, его задачи [гл. 5, § 11].

Предмет редакторской оценки как степень соответствия содержания и формы произведения, предназначенного к изданию, и каждой его стороны, части, элемента конкретному общественному назначению издания [гл. 5, § 11].

Понятие результата чтения. Реальный результат (т.е. такой, каким он предположительно будет в действительности) и результат желательный. Предвосхищение редактором реального результата чтения и ориентация в процессе редактирования на результат желательный [гл. 5, § 11].

Роль синтеза в процессе рассмотрения текста. Синтез как исходный пункт и завершающий этап анализа, его «постоянный спутник» [гл. 5, § 12].

Системность в редакторском анализе. Системные связи внутри литературного произведения (между содержательными признаками и формальными, между жанром произведения и его композицией и т.д.). Системность как необходимое условие анализа как процесса [гл. 5, § 12].

Взаимосвязь различных критериев оценки произведения. Понятие системы критериев [гл. 5, § 12].

Теория и методика редактирования литературного произведения: Конспект лекций. Глава 5. Редакторский анализ как профессиональный метод Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)

§ 11. Содержание понятия «редакторский анализ»

§ 12. Системность редакторского анализа как условие его эффективности

При изучении материала темы нужно учитывать следующее.

Считается, что, оставшись наедине с рукописью, редактор приступает к главному своему делу. Внимательно изучая лежащее на письменном столе произведение, редактор определяет его общественную значимость, решает, открыть ли ему дорогу к многотысячной аудитории, намечает, как сделать его более полноценным.

Вместе с тем при подготовке издания редактору приходится решать множество разнообразных вопросов, в числе которых работа над авторским оригиналом занимает, безусловно, важное, но не единственное место, и успех в деятельности редактора непосредственно зависит от того, насколько он владеет необходимой информацией. Исходя из того, что издательское редактирование всегда соотнесено с подготовкой издания и обусловлено им, его (редактирование) необходимо рассматривать на фоне и в составе того комплекса редакторских задач, методов, средств, приемов, операций, который в теории редактирования известен как редакторская подготовка издания. Поэтому редакторский анализ как метод не может ограничиваться работой с текстом, а должен быть сориентирован на комплексное решение задач, связанных с подготовкой издания в целом.

Кроме того, редакторский анализ нельзя трактовать только как «расчленение целого на части» - это еще и получение необходимой информации как о «частях» (аспектах, элементах произведения), так и о «целом» (произведении), синтезирование, обобщение этой информации, выработка на ее основе аргументированных решений.

    1. Обратившись к словарю по логике или по философии, уточните содержание понятий «анализ» и «синтез». Каковы связи между этими понятиями? Можно ли первое представить себе без второго?

    2. Охарактеризуйте редакторский анализ как метод профессиональной деятельности редактора (а не просто как один из познавательных приемов).

    3. Что такое прогностический процесс? Каким прогнозированием занимается редактор?

    4. Какова цель редакторского анализа? Какие задачи решает редактор в процессе достижения этой цели?

    5. Что такое критерий редакторской оценки?

    6. Как Вы думаете, почему какой-либо один критерий оценки никогда не может использоваться редактором в отрыве от других критериев?

    7. Что такое система критериев редакторской оценки? Как они используется редактором?

© Центр дистанционного образования МГУП