Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Роль композиции произведения в реализации авторского замысла. Различия между композицией произведений художественной (образной) и нехудожественной (понятийной) литературы [гл. 6, § 13].

Условия анализа композиции. Рабочее оглавление, его роль в оценке композиции и рубрикации, приемы использования редактором. Оценка соответствия рубрик и текста по содержанию. Виды рубрик и специфика их выбора редактором [гл. 6, § 13].

Понятие фактического материала, его разновидности. Проверка источников фактов и фактов по источникам. Приемы внутренней проверки точности и достоверности фактов (конкретизация, соотнесение фактов, осмысление терминов, подсчеты и др.) [гл. 6, § 14].

Специфика лингвистического анализа, методические требования к нему: начинать анализ с определения общих и специфических особенностей языка и стиля произведения; избегать субъективности в оценках, поправках, замечаниях; осторожно, осмотрительно пользоваться правилами и рекомендациями нормативной стилистики [гл. 6, § 15]

Логический анализ литературного произведения, его задачи. Правила деления понятия. Определение и требования к нему. Основные законы мышления [гл. 6, § 16]

Теория и методика редактирования литературного произведения: Конспект лекций. Глава 6. Принципы анализа текста литературного произведения Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)

§ 13. Композиция и рубрикация

§ 14. Фактический материал

§ 15. Язык и стиль

§ 16. Элементы логического анализа

При освоении материала темы нужно опираться на ранее полученные знания: проблемам теории и методики редактирования уделялось значительное внимание в рамках курса «Технология редакционно-издательского процесса». Так, были рассмотрены вопросы о статусе авторского оригинала (рукописи), принципах его редакционной обработки, редакторском анализе как профессиональном методе редактора, ключевых аспектах данного метода, о методических приемах работы редактора с текстом и др. Были, в частности, сформулированы следующие положения.

Работа редактора над композицией включает анализ, характеристику и оценку общего построения произведения, а также отдельных его частей. Важно выявить связи между частями, обращая особое внимание на то, что одним из основных средств выражения данных связей является рубрикация (система рубрик).

При работе над фактическим материалом особое значение имеет разбор произведения, цель которого - осмыслить материал в упорядоченном виде. Это позволяет сгруппировать и систематизировать факты, выявить фрагменты первостепенной значимости.

Работа редактора над языком и стилем связана не только с выявление нарушений языковых норм, но и с определением степени соответствия языка и стиля характеристикам произведения и издания.

Логический (смысловой) анализ направлен на формирование представлений о целесообразном варианте структурно-логической и логико-смысловой организации текста и на выявление логических ошибок.

    1. Как Вы думаете, почему одна из рекомендаций предлагает редактору начинать разбор произведения с анализа композиции? Что может произойти, если при этом не принимать во внимание качество фактического материала?

    2. Опишите композиционные средства, характерные для каждого функционально-смыслового типа речи (повествования, описания, рассуждения).

    3. Каково значение плана в работе редактора? Какие виды планов Вы знаете? Как редактор использует составленный им план литературного произведения?

    4. Что такое внутренняя проверка фактов? Чем она отличается от «внешней» проверки?

    5. Что такое источник фактического материала? Каковы способы работы редактора с источниками, из которых автор заимствует факты?

    6. Охарактеризуйте способы внутренней проверки фактического материала.

    7. Назовите причины фактических ошибок и неточностей.

    8. Как Вы думаете, как критерии оценки языка и стиля произведения связаны с его (произведения) жанром, видом литературы, к которому оно принадлежит?

    9. Какое влияние на критерии оценки языка и стиля оказывают типологические характеристики издания?

    10. Что такое логико-смысловая организация текста?

    11. Какие способы установления логических связей между фрагментами произведения и отдельными фактами Вы знаете?

    12. Назовите наиболее распространенные причины логических ошибок.

    13. Определите, в чем состоит связь логико-смысловой организации текста произведения и его композиции.

    14. Раскройте содержание законов логики, выражающих наиболее общие свойства мышления. Как используются эти законы в редакторском анализе?

© Центр дистанционного образования МГУП