Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Условия, соблюдение которых предостерегает редактора от необоснованного, немотивированного вмешательства в авторский текст (они могут быть названы также принципами редактирования):

    править самому только в том случае, если нет иного выхода, стараться использовать малейшую возможность для того, чтобы исправления внес автор;

    не начинать правку, не познакомившись с текстом в целом;

    править только после того, как установлена и точно сформулирована причина неудовлетворительности текста;

    правя, не выходить за пределы допустимого редакторского вмешательства в авторский текст;

    вносить минимум поправок, стараясь как можно меньше отдаляться от авторского текста, и пользоваться для поправок авторскими речевыми средствами;

    не застревать надолго на трудных местах, а возвращаться к ним после того, как правка всего текста будет завершена;

    подвергать острой критике, ставить под сомнение собственные предложения и поправки;

    критиковать нужно не только авторский текст - критиковать нужно самого себя, свою критику авторского текста;

    необходимо согласовывать все исправления с автором, внимательно прислушиваясь к его возражениям [гл. 7].

Теория и методика редактирования литературного произведения: Конспект лекций. Глава 7. Методика редакторской правки Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)

Предлагаемые условия (принципы редактирования) ориентируют редактора на бережное отношение к авторскому труду и его результату - литературному произведению. Такое отношение наряду с самокритичностью нужны редактору не только потому, что автор - создатель духовной ценности, но и в связи с тем, что настойчивое и ложно обоснованное требование редактора, случается, автор принимает даже тогда, когда не вполне согласен с ним. Не все авторы обладают твердым, волевым характером, чтобы противостоять напору «железно-настойчивых» редакторов, и тогда нередко автор под нажимом редактора сам уродует свое произведение.

В силу специфики деятельности редактору, как правило, присуща высокая самооценка, что предполагает внутреннюю позитивную оценку собственных решений на подсознательном уровне. Поэтому важным качеством редактора считается умение улавливать несоответствие между внутренним убеждением и объективными данными. Если редактор сомневается в обоснованности своей позиции, он возвращается к анализу материала и, при необходимости, корректирует сложившееся решение. Обоснованность решения оценивается по критериям аргументированности, непротиворечивости, согласованности с другими решениями и т.д.

Необходимо помнить, что соблюдение условий, о которых идет речь, возможно только при непосредственном участии автора. Рабочие, творческие контакты «редактор - автор» сами являются необходимым условием профессионального редактирования.

    1. Читая текст авторского произведения и выдвигая ту или иную критику, редактор старается представить возможные возражения автора, вступает с ним в своеобразный заочный диалог. Поразмышляйте о том, как протекает такой диалог, в чем его особенности и как они связаны с индивидуальными психологическими качествами редактора.

    2. Как Вы считаете, какие изменения в тексте следует предлагать автору и обсуждать с ним в первую очередь?

    3. Попробуйте объяснить, что такое «трудное место в тексте». Почему не следует задерживаться на таких местах подолгу?

    4. Как Вы думаете, можно ли согласовать с автором все без исключения поправки в тексте?

    5. Какую роль в контактах с автором может сыграть рабочее рецензирование? С учетом того, что рабочая рецензия - это своеобразная инструкция, адресованная автору, порассуждайте о том, каким образом она может настроить автора на самостоятельную доработку произведения. Что должен сделать для этого редактор, составляя текст рабочей рецензии?

© Центр дистанционного образования МГУП