Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Иллюстрации как элемент издания. Функции иллюстраций. Критерии оценки иллюстративного ряда.

Специфика читательского восприятия иллюстраций.

Целостность издания как явления. Средства создания целостности издания. Общность текста и изображения как важнейшая цель иллюстрирования.

Издание как процесс. Пространство книги, особенности его организации. Иллюстрации как «визуальный путь познания». Пласты времени, отраженные в книге. Роль иллюстраций в «отражении времени» [гл. 8].

Теория и методика редактирования литературного произведения: Конспект лекций. Глава 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда) Для просмотра текстовых материалов  необходимо 
предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)

Данная тема посвящена способам реализации литературного произведения в составе книжного издания и важнейшему элементу книги, который участвует в этой реализации, - иллюстрациям. Она перекликается с темой 1, в рамках которой рассматривается, в частности, вопрос об издании как системном объекте.

Особое внимание нужно уделить тому, как редактор оценивает иллюстрации, на какие принципы при этом опирается: прежде всего, редактор исходит из основополагающих свойств произведения литературы, издания, читательского восприятия и учитывает функции иллюстраций.

Необходимо иметь в виду, что подготовка иллюстративного ряда издания является не менее важным аспектом работы редактора, чем, например, обработка авторского оригинала произведения. От решений, принимаемых редактором, зависит качество иллюстраций, их способность выполнять определенные задачи, а в итоге это оказывает прямое влияние на характеристики издания в целом, на его полезность для читателя. Важно уяснить современный подход к оснащению издания иллюстрациями, взаимосвязь их характеристик с уровнем культуры издания.

    1. Попробуйте объяснить, что такое «интерпретация редактором и художником смысла или внешних признаков произведения литературы средствами книгоиздания».

    2. Какова, на Ваш взгляд, роль редактора в формировании и подготовке иллюстративного ряда?

    3. В чем заключаются функции художника при иллюстрировании литературного произведения? Как с ним взаимодействует редактор?

    4. Какова связь между целевым назначением издания, читательским адресом и принципами иллюстрирования?

    5. Как влияют характеристики иллюстраций на уровень культуры издания?

    6. Как Вы думаете, что нового внесла компьютерная графика в процесс иллюстрирования книжного издания?

© Центр дистанционного образования МГУП