Московский государственный университет печати

Жарков И.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Жарков И.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория и методика редактирования литературного произведения»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Редактирование как профессиональная деятельность

1.1.

Основные вопросы темы

1.2.

Рекомендуемая литература

1.3.

Методические указания

1.4.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Текст литературного произведения как объект восприятия и оценки

2.1.

Основные вопросы темы

2.2.

Рекомендуемая литература

2.3.

Методические указания

2.4.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Механизмы восприятия текста литературного произведения

3.1.

Основные вопросы темы

3.2.

Рекомендуемая литература

3.3.

Методические рекомендации

3.4.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Рецензирование в издательстве

4.1.

Основные вопросы темы

4.2.

Рекомендуемая литература

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Редакторский анализ как профессиональный метод

5.1.

Основные вопросы темы

5.2.

Рекомендуемая литература

5.3.

Методические указания

5.4.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Принципы анализа текста литературного произведения

6.1.

Основные вопросы темы

6.2.

Рекомендуемая литература

6.3.

Методические указания

6.4.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Методика редакторской правки

7.1.

Основные вопросы темы

7.2.

Рекомендуемая литература

7.3.

Методические указания

7.4.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Работа редактора над элементами издания (на примере иллюстративного ряда)

8.1.

Основные вопросы темы

8.2.

Рекомендуемая литература

8.3.

Методические указания

8.4.

Вопросы для самопроверки

9.

Контрольные работы

9.1.

Контрольная работа № 1

9.1.1.

Задание 1.1. Разбор и анализ текста «Аппарат книги»

9.1.2.

Задание 1.2. Разбор и анализ текста «Любите книгу - источник знаний»

9.1.3.

Задание 1.3. Анализ структуры и рубрикации издания

9.2.

Контрольная работа № 2

9.2.1.

Задание 2.1. Разбор, анализ, рецензирование текста «А почему они маленького роста?». Редактирование текста по итогам рецензирования

9.2.2.

Задание 2.2. Анализ фрагмента (пробной главы) авторского произведения. Разработка варианта иллюстрирования. Составление предисловия

10.

Формы контроля

Ответьте на следующие вопросы (письменно).

    1. Определите, каков читательский адрес произведения, в состав которого входит приведенный фрагмент. По каким признакам это можно установить?

    2. Можно ли сделать вывод о виде литературы, к которому принадлежит произведение, о его жанре? Обоснуйте свой ответ.

    3. Проанализируйте фактический материал, использованный автором. В чем заключается его связь с целевым назначением и читательским адресом произведения? Попробуйте разделить факты на две-три группы и обоснуйте принцип разделения.

Примечание. Отвечая на вопросы этого и других заданий, не нужно писать много - отвечайте по существу, помните, что на практике (например, в общении с автором или при подготовке рецензии) весьма важны точность и лаконичность формулировок. (Хотя, безусловно, бывают ситуации, когда нужно приводить развернутые аргументы).

АППАРАТ КНИГИ

Так называется совокупность текстов, которые призваны помочь читателю понять идею произведения, познакомить с его историей и особенностями, облегчить пользование книгой.

Книги нередко открываются предисловиями или вступительными статьями, а завершаются послесловиями. Эту важную часть аппарата можно найти и в изданиях Ивана Федорова, и еще раньше - в рукописных книгах. Предисловие может написать сам автор. Сегодня его чаще пишет редактор или приглашенный издательством специалист.

«Предисловия пишутся, чтобы облегчить читателю понимание книги», - говорил Максим Горький. Они знакомят читателя с автором, рассказывают о его творческом пути, раскрывают его политическое лицо. Здесь дается характеристика произведения, рассматривается роль, сыгранная им в истории общества, дается его идеологическая, научная, профессиональная оценка.

Аналогичные цели преследует комментарий, который обычно помещают в конце книги. Текстологический комментарий раскрывает историю создания произведения, сопоставляет различные варианты его - рукописные и печатные. Лингвистический комментарий трактует вопросы языка произведения. А в реально-историческом комментарии читатель найдет сведения об исторических лицах и событиях, упоминаемых в книге, а также разъяснение непонятных ему терминов.

Во времена Ивана Федорова в Западной Европе уже существовали комментированные издания Библии. Первопечатник пользовался ими, редактируя свои книги.

Работу с книгой облегчают всевозможные указатели. Если нужно отыскать сведения о каком-либо человеке, обращаются к указателю имен. Это размещенные в алфавитном порядке фамилии лиц, упоминаемых в произведении или в сборнике произведений. Вслед за фамилиями указаны номера страниц, на которых эти фамилии встречаются. Их можно легко отыскать, пользуясь пагинацией книги.

Предметный указатель помогает обнаружить информацию, относящуюся к какому-либо явлению, событию, предмету. Названия их также размещены в алфавитном порядке. Если же вместо алфавита принят какой-либо смысловой порядок, говорят о предметно-систематическом указателе.

В книгах Ивана Федорова можно найти указатели помещенных в них текстов в соответствии с принятым в церкви порядком их исполнения во время богослужения. Помещает он и своеобразные хронологические таблицы, рассказывающие о жизненном пути и деятельности авторов и героев книг. Однажды первопечатник выпустил отдельной книжкой алфавитно-предметный указатель к ранее опубликованным им произведениям.

Разновидностями предметного указателя являются указатели географических названий, животных, растений, минералов, химических элементов и соединений, организаций и предприятий.

В состав аппарата книги входят также библиографические указатели, оглавления и содержания, списки иллюстраций и таблиц, колонтитулы, выпускные данные.

Ответьте на следующие вопросы (письменно).

    1. Как можно определить тему данного материала (раздела, фрагмента)?

    2. Каков главный тезис, выдвигаемый автором?

    3. Каковы аргументы, подкрепляющие этот тезис?

    4. Что можно сказать о структурно-логической организации материала в целом?

    5. Как Вы оцениваете заголовок?

ЛЮБИТЕ КНИГУ - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

Да, книги - источник знаний. Да, книгу нужно любить. Но нельзя из книги делать культ. Книги бывают разные - хорошие и плохие, полезные и вредные, и несчастны те дети, которым никто и никогда не показывал совершенно очевидных ошибок даже в самых хороших книгах, не говоря уже о школьных учебниках. «Будьте внимательны, - говорим мы детям. - Книги пишут обычные, такие же, как и мы с вами, люди. Им свойственно заблуждаться, ошибаться, и хотя над каждой книгой работает множество людей - авторы, рецензенты, редакторы, корректоры, в книгах все же довольно часто встречаются ошибки и опечатки».

Школьники, наученные критически читать, часто находят оригинальные доказательства теорем (случается, даже изящнее тех, которые даны в стабильных учебниках), обнаруживают ошибки в предложенных авторами ответах на различного рода примеры и задачи. Ученик, для которого книга - идол, может бесплодно терять многие часы в поисках решения, подводя его к ответу в книге, хотя в результате ошибки автора этого ответа просто не существует. Ученик же, уверенный в своей правоте, спокойно и строго докажет верность выбранного им пути решения и полученного ответа. Вспоминается случай, когда ученица 8-го экспериментального класса Таня Аминина не только доказала ошибочность ответа в сборнике задач, но и, перебрав огромное число вариантов, нашла злополучную цифру, которую нужно было заменить, чтобы получить ответ автора. Девочку к этому никто не понуждал: эка невидаль, опечатка, мало ли их случается в новых изданиях? Но нужно было видеть десятки исписанных листов, чтобы понять и оценить титаническую работу, проведенную в поисках условия примера, соответствующего ответу. Вдумаемся: ошибочной могла быть любая из полусотни цифр, любой из знаков действий, любая скобка, любая черта дроби. И не одна... Добавим к этому, что до прихода в экспериментальный класс Таня была рядовой троечницей. Сейчас она научный сотрудник.

Этот факт отражает не только качество учебного труда, но и уровень расчетных навыков учеников экспериментальных классов, который может быть достигнут всего только за один учебный год, независимо от того, ведется работа с учащимися 4-го или 8-го класса.

Весной 1986 г. была проведена необычная сопоставительная контрольная между учащимися 4-го экспериментального класса и выпускниками очень сильного (11 медалистов) 10-го класса по решению конкурсных примеров на все действия с обыкновенными, десятичными и периодическими дробями. Итог: десятиклассники решили 30 примеров (количество писавших работу было одинаковым), четвероклассники - 34 примера.

Все дело в подходе к самим примерам. Нет никакой необходимости расходовать драгоценное время уроков на выработку вычислительных навыков: они приходят сами по себе в процессе решения разнообразных задач и примеров. Действия же с дробными числами во всех деталях аналогичны характеру работы с целыми числами. Стало быть, можно не тратить время на примерах с целыми числами, а как можно раньше, уже во второй четверти 4-го класса, переходить ко всем действиям с дробями, т.е. к тому учебному материалу, который в основном перенесен на пятый год обучения. В этом скрыт один из самых значительных резервов ускоренного (и более основательного!) прохождения программы по математике.

Рассмотрев попутно первые рекомендации по решению примеров, возвратимся к основной мысли этого короткого раздела: каждую обнаруженную в учебнике ошибку надо непременно обсуждать с ребятами. Это развивает у них вдумчивое отношение к тексту, способствует их самоутверждению и независимости в лучшем смысле этих слов.

Подберите издание, обладающее достаточно сложной структурой (не менее трех ступеней рубрикации)

Составьте рабочее оглавление.

Проанализируйте рубрикацию издания и ответьте на вопросы (письменно)

    1. Как особенности рубрикации (а значит, и структуры издания) связаны с жанром произведения, целевым назначением и читательским адресом издания?

    2. Как Вы оцениваете информативность рубрик (заголовков), их точность, выразительность и другие качества (с учетом жанра произведения и вида издания). Соответствуют ли рубрики содержанию текста, который за ними следует?

    3. Назовите виды рубрик (например: шмуцтитул, шапка, заголовок на спуске), использованных в издании.

    4. Можете ли Вы назвать какие-либо недостатки рубрикации? Если да, то предложите вариант ее усовершенствования.

Примечание. Не забудьте привести библиографическое описание книги, которую Вы анализировали, а также рабочее оглавление, с которым Вы работали.

Перед Вами текст статьи, которая является составной частью авторского оригинала научно-популярного сборника, адресованного школьникам средних и (или) старших классов. Рабочее название (заглавие) сборника:

По странам и континентам

Народы мира. Какие они?

Проанализируйте текст.

По результатам анализа составьте рецензию, в которой должны быть оценочная и рабочая части.

Рабочая часть должна содержать конкретные рекомендации по доработке текста. К рецензии приложите перечень поабзацных замечаний, в которых необходимо отразить критические замечания, вопросы, те или иные соображения относительно элементов текста, вызвавших Ваш профессиональный (редакторский) интерес.

По результатам рецензирования отредактируйте текст.

Примечание. Итогом Вашей работы будет следующее: 1) текст рецензии (с приложением поабзацных замечаний), 2) отредактированный текст.

Роман Подольный

А ПОЧЕМУ ОНИ МАЛЕНЬКОГО РОСТА?

По экватору опоясывает Землю зона малорослых народов. Это негриллы Африки, аэта Филиппин, семанги Малайи, племена бассейна Амазонки и центрального плато Новой Гвинеи.

Каких-нибудь сто пятьдесят лет назад наука вообще сомневалась в существовании пигмеев. А еще раньше один ученый заявил: есть земли, населенные великанами, но нет земель, где живут карлики. Автор не побоялся вступить в спор с сами Гомером, описавшим в «Илиаде» битву пигмеев с журавлями. И со спутником Магеллана, который восхищался чрезвычайно удобными ушами карликов: на правое ухо пигмей ложится, как на простыню, а левое использует в качестве одеяла. Именно такие басни и вызвали протесты скептиков. И лишь ученые XIX века открыли доподлинные пигмейские племена.

Правда, пигмеи оказались вовсе не «людьми с кулачок», как означает греческое слово «пигмей». Средний рост пигмеев: мужчин - 145 сантиметров., женщин - 135-140.

Связаны ли пигмеи Африки и Азии общим происхождением? Есть ли родство между этими в общем-то сходными народами? Какое место занимают они в эволюции человека? И что именно сделало их малорослыми?

Первые исследователи пигмеев заявили, что надо скорее искать причины… высокорослости всех остальных людей! Ибо, дескать, пигмеи принадлежат к тому же типу, что и первобытные люди, наши общие предки. Только европейцы, негры и монголы росли, а пигмеи нет.

Интересно, что предок лошади, например, был размерами с собаку. Но вскоре выяснилось, что от крупных предков могут произойти и более мелкие существа. А находки костей говорят о том, что наши предки отнюдь не были малорослыми. Значит, пигмеи появились на последней стадии эволюции человека.

Кстати, недавно появилась еще «гипотеза». Ее высказал один инженер после того, как сломал ногу, что называется, на ровном месте. «Рост человека слишком велик, - пишет он. - Именно потому при падении легко сломать себе какую-нибудь кость. Такой рост - явное приспособление к жизни на планете с меньшим притяжением. Так что основная масса человечества происходит от инопланетных пришельцев, ну, хотя бы марсиан (на Марсе как раз подходящая сила тяготения). А вот пигмеи - другое дело, у них ноги при падении не должны ломаться. Это и есть первообитатели Земли, единственные люди земного происхождения».

Шутки шутками, а антропологи действительно отказались считать пигмеев собственными предками. Их твердо поместили на более высокую ступень эволюции. Одновременно удалось доказать, что пигмеи Азии и Африки отнюдь не родственники. Ведь у народов одного происхождения обычно одинаков процент жителей с I, II , III или IV группой крови. А вот пигмеи Африки оказались куда дальше в этом отношении от пигмеев Филиппин, чем от своих соседей негров.

Выходит, не было, хотя бы в далеком прошлом, единого народа пигмеев? Значит, дело в другом. Но в чем?

Изоляция? Одиночество небольших племен в глубине тропических лесов? Вынужденные браки между близкими родственниками и как результат - вырождение, измельчение народа? Но… не так уж малочисленны пигмеи! Географы знают народы еще малочисленней и тоже многие столетия находившиеся в подобной же изоляции, но без «измельчения».

Чего только не было придумано! Вплоть до таинственных ягод Центральной Африки, которые замедляют рост человека. И только одна гипотеза выдержала пока все испытания фактами. Речь в ней идет о голоде. И не просто о сезонном, скажем, из-за неурожая, а о голоде, растянувшемся на тысячелетия. Но позвольте: голод в тропиках? Да мыслимо ли такое?

Увы, картина рая на земле, чуть подпорченного хищниками и москитами, которую рисовали всевозможные Буссенары, не вполне соответствует действительности. Да, конечно, на одном гектаре тропического леса больше дичи, чем на гектаре тайги или тундры. Но огромная часть живности для охотника недосягаема! Даже подстрелив животное, его не всегда достанешь из дикой путаницы колючих лиан. Конечно, не так уж мало наземной дичи. И самой разнообразной! Но… особые ловушки и орудия требуются чуть ли не для каждого вида животных! А охота процветает как раз там, где возможна ее специализация. У эскимосов и чукчей есть тюлени, моржи, песцы - вот вроде бы и все. Зато и тех, и других, и третьих - много. У пигмеев, как и у их предков, положение прямо противоположное: видов зверей хоть отбавляй, а животных каждого вида на охотничьих угодьях не густо. К тому же даже удачная охота не выручит племя надолго. Это тебе не полярные области, где под рукой необъятный «холодильник». В тропиках пища портится быстро. Братья Ливингстоны жаловались, что однажды в бассейне Замбези у них к обеду были каких-нибудь 8 тонн мяса - два бегемота и слон, а спустя 2 дня они пробавлялись остатками взятых из дома консервов.

И вот результат - пигмеи почти все время живут впроголодь. Притом меньше всего в пище самой важной ее части - белков. Кроме того, в пище не хватает витаминов и солей. В нижней части тропического леса встречаются главным образом бесхлорофилльные растения. В них почти нет каротина, превращающегося в организме человека в витамин А. Густая листва плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, под воздействием которых в теле человека синтезируется важнейший для роста витамин Д. Что же касается минеральных солей, то их вымывают из почвы ливни. Значит, в растительной и животной пище недостаточно необходимых микроэлементов.

В районах, где встречаются африканские пигмеи, обитают и карликовые бегемоты длиною всего в полтора метра (вместо обычных четырех), олени - размером с зайца. Даже куры и собаки у обитающих по соседству негров-земледельцев тоже карлики!

Пигмеи Африки, Азии и Америки в сверхтяжелых условиях тропиков продемонстрировали высокую выживаемость. У них рост сократился меньше, чем у животных, - всего на одну пятую, а не в 2-3 раза. Не зря же человек умеет ставить между собой и природой орудия труда, огонь, кров и силу сплоченного коллектива.

Перед Вами фрагмент произведения, которое состоит из нескольких десятков относительно самостоятельных небольших текстов.

С учетом того, что произведение, из которого взяты данные тексты, адресовано детям, попробуйте решить ряд вопросов. Они имеют отношение к отдельным элементам редакторской концепции издания.

    1. Попробуйте определить возраст потенциального читателя и особенности его восприятияИмеется в виду воcприятие текста, иллюстраций, книги в целом., а также предположить, какие задачи должно решать издание применительно к запросам читателя.

    2. Предложите название книги.

    3. Предложите вариант иллюстрирования произведения: общий принцип, виды и сюжеты иллюстраций, расположение относительно текста.

    4. Напишите небольшое (не больше одной страницы) предисловие от издательства и снабдите его оригинальным заголовком.

КУЗНЕЧИК

На лесной зеленой поляне трава выше колена.

Кланяются лиловые колокольчики, вьется цепкий горошек, качаются одуванчики и белеют высокие ромашки. На краю леса, под березами, ковром цветет иван-да-марья.

Ползают по былинкам жучки-коровки, бегают муравьи, порхают над цветами бабочки. Деловито звенят над поляной пчелы. С цветка на цветок перелетает тяжелый мохнатый шмель. А на листке подорожника, у самой тропинки, сидит большой зеленый кузнечик, громко-громко стрекочет. Сладким медом пахнет пышная медуница.

ЗЕМЛЯНИКА

Раньше всех созревает в лесу земляника.

Растет земляника на лесных вырубках и полянах у старых пней и по оврагам.

Земляника - самая вкусная, самая душистая, самая красивая ягода в лесу.

Мы часто ходим в лес за земляникой на знакомую зеленую поляну. Там я делаю из бересты небольшие кузовки, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой и сладкой земляникой.

НА БЕРЕГУ РЕКИ

Прозрачно и тихо на берегу реки.

В тихих заводях плавают белые лилии и золотые кувшинки. Цветет водяная кашка.

Над зеркальной водою, остановившись в воздухе, трепещут прозрачными крылышками легкие стрекозы. У самого берега скользят по воде длинноногие быстрые водяные паучки. Чуть слышно шелестит высокая жесткая осока. Жарче и жарче греет солнце. Хорошо после прогулки выкупаться в реке, с головою окунуться в прозрачную холодную воду!

© Центр дистанционного образования МГУП