Московский государственный университет печати

Ю.Е. Даровских, Т.Г. Дацко


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Информационные технологии и системы в экономике»

для специальностей "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)" и "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит"


Ю.Е. Даровских, Т.Г. Дацко
Методическое руководство по изучению дисциплины «Информационные технологии и системы в экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

1.

Тема 1. Основные понятия и определения информационных систем и технологий

1.1.

Основные изучаемые вопросы темы

1.2.

Литература к теме

1.3.

Методические указания

2.

Тема 2. Технические и программные средства информационных систем и технологий

2.1.

Основные изучаемые вопросы темы

2.2.

Литература к теме

2.3.

Методические указания

3.

Тема 3. Информационные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений

3.1.

Основные изучаемые вопросы темы

3.2.

Литература к теме

3.3.

Методические указания

4.

Тема 4. Системы управления базами данных и информационно-справочные системы

4.1.

Основные изучаемые вопросы темы

4.2.

Литература к теме

4.3.

Методические указания

4.4.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах

5.1.

Основные изучаемые вопросы темы

5.2.

Литература к теме

5.3.

Методические указания

6.

Практические задания

6.1.

Практическое задание № 1. «Задача о планировании производства»

6.2.

Практическое задание № 2. «Разработка базы данных учета доверенностей»

7.

Литература по всему курсу

8.

Лабораторные работы

8.1.

Лабораторная работа №1

8.1.1.

Теоретическая часть

8.1.2.

Приложение

8.2.

Лабораторная работа №2

8.2.1.

Цель и содержание работы

8.2.2.

Теоретическая часть

8.2.3.

Задания лабораторной работы

8.2.4.

Методика и порядок выполнения работы

8.2.5.

Состав и содержание отчета

9.

Формы контроля

Указатели
6   указатель иллюстраций

Информационный процесс накопления фактографических данных. Базы данных. Основные понятия и определения. Классификация баз данных. Иерархические, сетевые и реляционные модели баз данных. Языки описания данных и манипулирования данными. Функции и программные средства современных систем управления базами данных. Создание таблиц и схем данных в СУБД MS Access. Конструирование экранных форм для работы с данными. Разработка запросов к базе данных. Создание отчетов.

Информационно-справочные системы экономического назначения. Технология работы с информационно-справочными системами.

  1. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие в трех книгах. Книга 2. Информационные ресурсы. - М.: ОМЕГА-Л, 2003. Электронная версия.
  2. Патрушина С.М. Информационные системы в бухгалтерском учете: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. Электронная версия.

В начале изучения данной темы студенту необходимо познакомиться с основными понятиями и определениями баз данных для хранения, поиска и обработки фактографической информации, их классификацией по используемому принципу обработки.

(ЭУП 2: Глава 4. «Обработка фактографической информации», введение, параграф 4.1. «Классификация баз данных», 4.2. «Структурные элементы базы данных»)

Основное внимание при освоении темы следует обратить на изучение структурных элементов баз данных, моделей данных и технологии проектирования реляционной базы данных, включая ее нормализацию.

(ЭУП 2: Глава 4. «Обработка фактографической информации», параграфы 4.2. «Структурные элементы базы данных», 4.3. «Модели данных», 4.4. «Разработка реляционной базы данных», 4.5. «Нормализация данных», 4.6. «Работа в среде СУБД MS Access», 4.7. «Формирование новой базы данных»)

Для практического изучения методов решения задачи создания реляционной базы данных в среде СУБД MS Access необходимо выполнить практическое задание № 2 «Разработка базы данных учета доверенностей».

(ЭУП 2: Глава 4. «Обработка фактографической информации», параграфы 4.6. «Работа в среде СУБД MS Access», 4.7. «Формирование новой базы данных», 4.8. «Связывание таблиц», 4.9. «Типы связей между таблицами», 4.10. «Ввод информации в базу данных», 4.11. «Коррекция формы бланка ввода информации», 4.12 «Организация поиска информации», 4.13. «Подготовка выходных документов»;

Методические указания по выполнению практического задания № 2 «Разработка базы данных учета доверенностей»)

В завершение изучения данной темы необходимо получить представление об информационно-справочных системах экономического назначения и технологии работы с ними.

(ЭУП 3: Часть 7 «Правовое обеспечение систем бухгалтерского учета»)

После изучения данной темы необходимо ответить на нижеприведенные вопросы для самопроверки, а также вопросы для самоконтроля, приведенные в конце всех параграфов части 7 «Правовое обеспечение систем бухгалтерского учета». Контролем усвоения материала по теме 4 являются результаты выполнения практического задания № 2 «Разработка базы данных учета доверенностей» и результаты промежуточного тестирования.

  1. Укажите методы использования системы управления базами данных при обработке фактографической информации.
  2. Охарактеризуйте классы баз данных, выделенные по используемому принципу обработки информации.
  3. Укажите основные структурные элементы базы данных.
  4. Укажите основные этапы разработки базы данных.
  5. Дайте определение модели данных.
  6. Охарактеризуйте различные модели данных, используемые в базах данных.
  7. Сформулируйте общие правила проектирования реляционных баз данных.
  8. Охарактеризуйте процесс нормализации данных в реляционной базе данных.
  9. Как выполняется подготовка таблиц базы данных в среде СУБД MS Access?
  10. Опишите состав рабочего окна СУБД MS Access.
  11. Укажите последовательность операций для построения новой базы данных в среде СУБД MS Access.
  12. Укажите операции, необходимые для установки свойств полей таблицы MS Access.
  13. Охарактеризуйте свойство «Маска ввода» таблицы MS Access.
  14. Опишите операцию связывания таблиц базы данных MS Access.
  15. Укажите типы связей между таблицами базы данных MS Access.
  16. Как выполняется ввод информации в базу данных MS Access?
  17. Опишите операцию коррекции формы бланка ввода информации в среде СУБД MS Access.
  18. Опишите методику подготовки запроса на поиск информации в базе данных MS Access.
  19. Опишите методику подготовки выходных документов базы данных MS Access.
  20. Как построить бланк формы документа на основе запроса в среде СУБД MS Access?

© Центр дистанционного образования МГУП