Московский государственный университет печати

Есенькин Б.С.,
Коган А.Ф.


         

Предпринимательство в книжном деле

Учебное пособие


Есенькин Б.С., Коган А.Ф.
Предпринимательство в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел I. Предпринимательская деятельность в книжном деле

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2.

Что такое предпринимательство

1.3.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4.

Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5.

История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6.

Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7.

Проверьте себя

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1.

Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2.

Профессионализм и деловая активность

2.3.

Деловая репутация в бизнесе

2.4.

Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5.

Психология предпринимателя

2.6.

Культура предпринимателя

2.7.

Деловая этика и деловой этикет

2.8.

Проверьте себя

Раздел II. Экономико-правовые основы предпринимательской деятельности

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1.

Особенности книжного рынка

3.2.

Законы спроса и предложения

3.3.

Циклы воспроизводства

3.4.

Основной и оборотный капитал

3.5.

Источники пополнения капитала

3.6.

Доход, издержки, прибыль

3.7.

Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8.

Регулирующая роль цены

3.9.

Цена равновесия

3.10.

Проверьте себя

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1.

Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2.

Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3.

Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.3.1.

Индивидуальное предпринимательство.

4.3.2.

Коллективное предпринимательство.

4.3.2.1.

Товарищество (партнерство).

4.3.2.2.

Корпорации.

4.3.2.2.1.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

4.3.2.2.2.

Акционерное общество (АО).

4.3.2.3.

Производственные кооперативы

4.3.2.4.

Унитарные предприятия

4.3.3.

Объединения фирм.

4.3.4.

Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).

4.4.

Малое и среднее предпринимательство

4.5.

Документы правового регулирования предпринимательства

4.6.

Виды договоров

4.6.1.

Авторский договор.

4.6.2.

Договор купли-продажи.

4.6.3.

Договор подряда

4.6.4.

Заем и кредит (ст. 807-823).

4.6.5.

Договор комиссии (поручение продажи).

4.7.

Проверьте себя

Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1.

Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2.

Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3.

Система подготовки и принятия решений

5.4.

Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5.

Работа с персоналом

5.6.

Управление качеством

5.7.

Проверьте себя

6.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1.

Планирование и его виды

6.2.

Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3.

Бизнес-план фирмы

6.4.

Проверьте себя

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1.

Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2.

Информационные технологии

7.3.

Проверьте себя

Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1.

Финансовые ресурсы и их источники

8.2.

Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3.

Безналичные операции

8.4.

Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5.

Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6.

Инвестиции

8.7.

Бухгалтерский учет

8.8.

Расчет безубыточности

8.9.

Ценообразование

8.10.

Экспресс-анализ финансового состояния

8.11.

Проверьте себя

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1.

Товарные запасы книжной торговли

9.2.

Организация сбыта товарной продукции

9.3.

Планирование реализации и товарного покрытия

9.4.

Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5.

Действия по организации поставок

9.6.

Логистика управления материальными потоками

9.7.

Проверьте себя

Раздел V. Создание фирмы и ее становление

10.

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1.

Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2.

Исследования рынка

10.3.

Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4.

Организационный бизнес-план

10.5.

Расчет стартового капитала

10.6.

Учреждение и регистрация фирмы

10.7.

Стадии развития фирмы

10.8.

Проверьте себя

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1.

Предпринимательский риск и его виды

11.2.

Пути и методы снижения риска

11.3.

Информационная безопасность фирмы

11.4.

Коммерческая тайна и ее защита

11.5.

Служба безопасности фирмы

11.6.

Проверьте себя

Литература

Указатели
78   указатель иллюстраций
Рис. 1.1. Виды предпринимательства в книжном деле Рис. 3.1. Закон спроса: зависимость величины спроса от цены Рис. 3.1. Закон спроса: зависимость величины спроса от цены Рис. 3.2. Закон предложения: зависимость величины предложения от цены Рис. 3.2. Закон предложения: зависимость величины предложения от цены Рис. 3.2. Закон предложения: зависимость величины предложения от цены Рис. 3.3. Абсолютно неэластичный и абсолютно эластичный спрос по цене Рис. 3.4. Пример кривой безразличия. Количество к1 товара Б может быть равноценно заменено количеством к2 товара А Рис. 3.4. Пример кривой безразличия. Количество к1 товара Б может быть равноценно заменено количеством к2 товара А Рис. 3.5. Бюджетная линия Д и потребительская корзина Рис.3.6. Доход-потребление Рис.3.6. Доход-потребление Рис. 3.1. Закон спроса: зависимость величины спроса от цены Рис. 3.7. Вид кривой спроса для товаров Гиффена Рис. 3.8. Ресурсная модель фирмы Рис. 3.8. Ресурсная модель фирмы Рис. 3.9. Постоянные (правый график) и переменные (левый график) издержки Рис. 3.10. Совокупные издержки Рис. 3.11. График совокупного дохода Рис. 3.10. Совокупные издержки Рис. 3.11. График совокупного дохода Рис. 3.12. Эффект масштаба Рис. 3.12. Эффект масштаба Рис. 3.1. Закон спроса: зависимость величины спроса от цены Рис. 3.2. Закон предложения: зависимость величины предложения от цены Рис. 3.13. Цена равновесия Рис. 3.13. Цена равновесия Рис. 4.1. Виды оганизационно-правовых форм коллективного предпринимательства в Российской Федерации Рис. 3.8. Ресурсная модель фирмы Рис. 5.1. Взаимосвязь функций управления Рис. 5.2. Корпоративные органы управления акционерного общества Рис. 5.2. Корпоративные органы управления акционерного общества Рис. 5.3. Структурная схема корпоративного управления Рис. 5.3. Структурная схема корпоративного управления Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.5. Зависимость объема властных полномочий владельцев и менеджеров от формы организации фирмы Рис. 5.5. Зависимость объема властных полномочий владельцев и менеджеров от формы организации фирмы Рис. 5.6. Пример структуры управления крупным издательством Рис. 5.7. Пример структуры управления крупной оптовой фирмой Рис. 5.8. Структура управления оптовым складом Рис. 5.9. Структура управления книжным магазином Рис. 5.10. Традиционная кривая жизненного цикла издания Рис. 5.11. Виды жизненных циклов отдельных изданий Рис. 5.12. Типичный жизненный цикл книжной новинки в магазине в «спальном районе» Рис. 5.12. Типичный жизненный цикл книжной новинки в магазине в «спальном районе» Рис. 5.11. Виды жизненных циклов отдельных изданий Рис. 5.13. Ценовая линия совокупного спроса на книги Рис. 5.13. Ценовая линия совокупного спроса на книги Рис. 5.14. Кривая Энгеля-Торнквиста для книжных товаров Рис. 5.14. Кривая Энгеля-Торнквиста для книжных товаров Рис. 5.14, а. Кривые Энгеля-Торнквиста для книг различной социальной значимости Рис. 5.15. Составляющие издательского маркетинга Рис. 5.15. Составляющие издательского маркетинга Рис. 5.16. Составляющие концепции TQM Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка Рис. 6.2. Система издательских оперативных планов Рис. 6.3. Система планов оптовой книготорговой фирмы Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка Рис. 7.1. Участок локальной сети: прием товара Рис. 7.2. Участок локальной сети: торговый зал Рис. 7.3. Электронная обработка предложений поставщика Рис. 7.4. Электронная обработка автодозаказа Рис. 7.5. Принципиальная схема интернет-торговли. Основные этапы. 1- пользователь через интернет «посещает» сайт фирмы, просматривает ее интернет-каталог, отмечает нужные книги и оформляет заказ путем заполнения с экрана фирменного бланка с указанием своих личных идентификаторов; 2- через локальную сеть отдается распоряжение складу о переводе в резерв пользователя отобранных им книг; 3 - пользователь оплачивает покупку (показана оплата в режиме on-line, при котором используются либо кредитные карточки, либо система электронных банковских счетов). Возможны другие варианты оплаты (например, наложенным платежом, по факту курьерской доставки и др.), которые должны быть разъяснены на сайте фирмы; 4 - фирма получает подтверждение об оплате; 5 - складу отдается распоряжение о подготовке отправки; 6 - склад передает оплаченный пользователем товар службе доставки (или экспедирования) Рис. 7.5. Принципиальная схема интернет-торговли. Основные этапы. 1- пользователь через интернет «посещает» сайт фирмы, просматривает ее интернет-каталог, отмечает нужные книги и оформляет заказ путем заполнения с экрана фирменного бланка с указанием своих личных идентификаторов; 2- через локальную сеть отдается распоряжение складу о переводе в резерв пользователя отобранных им книг; 3 - пользователь оплачивает покупку (показана оплата в режиме on-line, при котором используются либо кредитные карточки, либо система электронных банковских счетов). Возможны другие варианты оплаты (например, наложенным платежом, по факту курьерской доставки и др.), которые должны быть разъяснены на сайте фирмы; 4 - фирма получает подтверждение об оплате; 5 - складу отдается распоряжение о подготовке отправки; 6 - склад передает оплаченный пользователем товар службе доставки (или экспедирования) Рис. 9.1. Каналы распространения в книжном деле Рис. 9.2. Классическая модель пополнения запаса Рис. 9.2. Классическая модель пополнения запаса Рис. 9.2. Классическая модель пополнения запаса Рис.10.1. Стадии создания фирмы для реализации предпринимательской идеи Рис. 10.2. Стадии планирования издания Рис. 10.3. Связь структуры стартового капитала с его источниками Рис. 10.4. Жизненные стадии фирмы Рис. 11.1 Формы диверсификации предпринимательской деятельности в книжном деле Рис. 11.2. Примерная структура службы безопасности фирмы
Иллюстрации
Рис. 1.1. Виды предпринимательства в книжном деле
Рис. 10.2. Стадии планирования издания
Рис. 10.3. Связь структуры стартового капитала с его источниками
Рис. 10.4. Жизненные стадии фирмы
Рис. 11.1 Формы диверсификации предпринимательской деятельности в книжном деле
Рис. 11.2. Примерная структура службы безопасности фирмы
Рис. 3.1. Закон спроса: зависимость величины спроса от цены (4)
Рис. 3.10. Совокупные издержки (2)
Рис. 3.11. График совокупного дохода (2)
Рис. 3.12. Эффект масштаба (2)
Рис. 3.13. Цена равновесия (2)
Рис. 3.2. Закон предложения: зависимость величины предложения от цены (4)
Рис. 3.3. Абсолютно неэластичный и абсолютно эластичный спрос по цене
Рис. 3.4. Пример кривой безразличия. Количество к1 товара Б может быть равноценно заменено количеством к2 товара А (2)
Рис. 3.5. Бюджетная линия Д и потребительская корзина
Рис. 3.7. Вид кривой спроса для товаров Гиффена
Рис. 3.8. Ресурсная модель фирмы (3)
Рис. 3.9. Постоянные (правый график) и переменные (левый график) издержки
Рис. 4.1. Виды оганизационно-правовых форм коллективного предпринимательства в Российской Федерации
Рис. 5.1. Взаимосвязь функций управления
Рис. 5.10. Традиционная кривая жизненного цикла издания
Рис. 5.11. Виды жизненных циклов отдельных изданий (2)
Рис. 5.12. Типичный жизненный цикл книжной новинки в магазине в «спальном районе» (2)
Рис. 5.13. Ценовая линия совокупного спроса на книги (2)
Рис. 5.14, а. Кривые Энгеля-Торнквиста для книг различной социальной значимости
Рис. 5.14. Кривая Энгеля-Торнквиста для книжных товаров (2)
Рис. 5.15. Составляющие издательского маркетинга (2)
Рис. 5.16. Составляющие концепции TQM
Рис. 5.2. Корпоративные органы управления акционерного общества (2)
Рис. 5.3. Структурная схема корпоративного управления (2)
Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО (4)
Рис. 5.5. Зависимость объема властных полномочий владельцев и менеджеров от формы организации фирмы (2)
Рис. 5.6. Пример структуры управления крупным издательством
Рис. 5.7. Пример структуры управления крупной оптовой фирмой
Рис. 5.8. Структура управления оптовым складом
Рис. 5.9. Структура управления книжным магазином
Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка (3)
Рис. 6.2. Система издательских оперативных планов
Рис. 6.3. Система планов оптовой книготорговой фирмы
Рис. 7.1. Участок локальной сети: прием товара
Рис. 7.2. Участок локальной сети: торговый зал
Рис. 7.3. Электронная обработка предложений поставщика
Рис. 7.4. Электронная обработка автодозаказа
Рис. 7.5. Принципиальная схема интернет-торговли. Основные этапы. 1- пользователь через интернет «посещает» сайт фирмы, просматривает ее интернет-каталог, отмечает нужные книги и оформляет заказ путем заполнения с экрана фирменного бланка с указанием своих личных идентификаторов; 2- через локальную сеть отдается распоряжение складу о переводе в резерв пользователя отобранных им книг; 3 - пользователь оплачивает покупку (показана оплата в режиме on-line, при котором используются либо кредитные карточки, либо система электронных банковских счетов). Возможны другие варианты оплаты (например, наложенным платежом, по факту курьерской доставки и др.), которые должны быть разъяснены на сайте фирмы; 4 - фирма получает подтверждение об оплате; 5 - складу отдается распоряжение о подготовке отправки; 6 - склад передает оплаченный пользователем товар службе доставки (или экспедирования) (2)
Рис. 9.1. Каналы распространения в книжном деле
Рис. 9.2. Классическая модель пополнения запаса (3)
Рис.10.1. Стадии создания фирмы для реализации предпринимательской идеи
Рис.3.6. Доход-потребление (2)

© Центр дистанционного образования МГУП