Московский государственный университет печати

Есенькин Б.С.,
Коган А.Ф.


         

Предпринимательство в книжном деле

Учебное пособие


Есенькин Б.С., Коган А.Ф.
Предпринимательство в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел I. Предпринимательская деятельность в книжном деле

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2.

Что такое предпринимательство

1.3.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4.

Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5.

История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6.

Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7.

Проверьте себя

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1.

Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2.

Профессионализм и деловая активность

2.3.

Деловая репутация в бизнесе

2.4.

Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5.

Психология предпринимателя

2.6.

Культура предпринимателя

2.7.

Деловая этика и деловой этикет

2.8.

Проверьте себя

Раздел II. Экономико-правовые основы предпринимательской деятельности

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1.

Особенности книжного рынка

3.2.

Законы спроса и предложения

3.3.

Циклы воспроизводства

3.4.

Основной и оборотный капитал

3.5.

Источники пополнения капитала

3.6.

Доход, издержки, прибыль

3.7.

Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8.

Регулирующая роль цены

3.9.

Цена равновесия

3.10.

Проверьте себя

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1.

Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2.

Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3.

Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.3.1.

Индивидуальное предпринимательство.

4.3.2.

Коллективное предпринимательство.

4.3.2.1.

Товарищество (партнерство).

4.3.2.2.

Корпорации.

4.3.2.2.1.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

4.3.2.2.2.

Акционерное общество (АО).

4.3.2.3.

Производственные кооперативы

4.3.2.4.

Унитарные предприятия

4.3.3.

Объединения фирм.

4.3.4.

Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).

4.4.

Малое и среднее предпринимательство

4.5.

Документы правового регулирования предпринимательства

4.6.

Виды договоров

4.6.1.

Авторский договор.

4.6.2.

Договор купли-продажи.

4.6.3.

Договор подряда

4.6.4.

Заем и кредит (ст. 807-823).

4.6.5.

Договор комиссии (поручение продажи).

4.7.

Проверьте себя

Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1.

Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2.

Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3.

Система подготовки и принятия решений

5.4.

Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5.

Работа с персоналом

5.6.

Управление качеством

5.7.

Проверьте себя

6.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1.

Планирование и его виды

6.2.

Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3.

Бизнес-план фирмы

6.4.

Проверьте себя

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1.

Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2.

Информационные технологии

7.3.

Проверьте себя

Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1.

Финансовые ресурсы и их источники

8.2.

Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3.

Безналичные операции

8.4.

Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5.

Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6.

Инвестиции

8.7.

Бухгалтерский учет

8.8.

Расчет безубыточности

8.9.

Ценообразование

8.10.

Экспресс-анализ финансового состояния

8.11.

Проверьте себя

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1.

Товарные запасы книжной торговли

9.2.

Организация сбыта товарной продукции

9.3.

Планирование реализации и товарного покрытия

9.4.

Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5.

Действия по организации поставок

9.6.

Логистика управления материальными потоками

9.7.

Проверьте себя

Раздел V. Создание фирмы и ее становление

10.

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1.

Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2.

Исследования рынка

10.3.

Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4.

Организационный бизнес-план

10.5.

Расчет стартового капитала

10.6.

Учреждение и регистрация фирмы

10.7.

Стадии развития фирмы

10.8.

Проверьте себя

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1.

Предпринимательский риск и его виды

11.2.

Пути и методы снижения риска

11.3.

Информационная безопасность фирмы

11.4.

Коммерческая тайна и ее защита

11.5.

Служба безопасности фирмы

11.6.

Проверьте себя

Литература

Указатели
78   указатель иллюстраций

Двойственная природа книги обуславливает не только особую специфику предпринимательской деятельности в книжном деле, но также психологию, культуру и этику предпринимателей книжного бизнеса, их место в деловом мире страны. Книжное дело является частью культуры страны и представляет собой завершающую стадию творческого процесса создания произведения: творческий процесс создания книги не заканчивается с передачей авторского оригинала в издательство, он продолжается в подготовке оригинал-макета в издательстве, печати в типографии и торговом процессе. Многие издательства и книжные магазины в нашей стране и за рубежом именно по этой причине являются своеобразными центрами культурно-просветительской работы, а ведущие издатели и книгораспространители входят не только в бизнес-элиту, но и культурную элиту общества.

Книжное дело является динамичной частью экономики страны, и к нему применимы все понятия и параметры рыночной экономики, характерные для экономического сектора, связанного с производством и торговлей товарами народного потребления массового спроса. Предприниматель в книжном деле, осуществляя свою культурную миссию, занимается экономической деятельностью, начиная с выдвижения предпринимательской идеи, отбора книг, составления бизнес-плана и организации фирмы и осуществляя затем управление производственной и коммерческой деятельностью фирмы.

Культурный и деловой процессы не являются антагонистическими, а представляют собой две стороны одной сущности - книжного дела. В качестве примера назовем таких выдающихся деятелей книжного дела, как Н.И. Новиков, А.Ф. Смирдин, М.О. Вольф, А.Ф. Маркс, А.С. Суворин, И.Д. Сытин. Обычно подчеркивается их вклад в российскую культуру, но нельзя забывать о том, что они были также выдающимися предпринимателями, прокладывавшими новые пути в книжном бизнесе, разрабатывавшими новые направления. Именно успехи в книжном бизнесе позволили им внести свой вклад в российскую культуру.

Современная предпринимательская практика книжного дела в России дает немало примеров органического сочетания культурного и делового процессов. Рассмотрим только несколько примеров.

Издательская группа «АСТ». Основана в 1990 г. как книготорговая фирма. Издательская деятельность начата в 1992 г. В 1994 г. она выпускает серию сентиментальных любовных романов «Шарм» и в следующем году становится лидером в этом разделе книжного репертуара (серии «Мини-Шарм», «Очарование», «Страсть», «Интрига», «Счастье» и др.). Другим ведущим направлением стала фантастика. Многие проекты осуществляются совместно с другими издательствами, в частности с «Terra Fantastica» (серии «Координаты чудес», «Далекая радуга», «Век дракона», «Миры братьев Стругацких» и др.). В 1997 г. началось издание серии детективов.

В настоящее время издательская группа «АСТ» выпускает книги свыше 2 тыс. наименований в год. Издательская группа объединяет в холдинг более 30 издательств. Деловая и культурная активность издательской группы направлена на издание книг во всех разделах литературы. Выходят комментированные собрания сочинений, серии исторической и военно-исторической тематики, альбомы по искусству, учебники. Принцип серийности в оформлении обеспечивает узнаваемость книг «АСТ», создает контингент постоянных покупателей. Привлечение других издательств проводится с сохранением их индивидуальности и издательской программы, что позволяет компании быть универсальным издательством.

Свою культурную миссию издатели «АСТ» видят в обеспечении литературой всех групп читателей всех регионов страны. Деловая активность в этом направлении основана на принципах максимального удешевления книги, массовых тиражах, создании собственной системы оптовой и розничной торговли. Две книготорговые дочерние фирмы «АСТ» - «Союзкниготорг» и «Пятый океан» лидируют на оптовом книжном рынке России, привлекают множество небольших издательских фирм, предлагая им услуги по оптовому книгораспространению на условиях синдиката. «АСТ» создала розничную книготорговую сеть, в том числе в Москве.

Издательство «ЭКСМО-Пресс». В последние годы делит с «АСТ» первое-второе место по количеству наименований. Основано в Москве в 1992 г. как книготорговая фирма. Первоначально ориентировалось на массовое издание дешевой детективной литературы современных авторов («Черная кошка», «Ягуар», «Детектив глазами женщины» и др.). Авторы произведений получили широкую известность и признание, положив начало устойчивому авторскому коллективу «ЭКСМО». Следующим шагом «ЭКСМО» было успешное проникновение на рынок фантастики, причем целенаправленно осваивалось направление остросюжетной фантастики, фэнтази, классики. Реагируя на конъюнктуру рынка, издательство с конца 90-х годов значительно расширило свое «присутствие» в других сегментах рынка: выпускаются научные монографии, учебники, серии комментированных изданий классики, популярной психологии и др.

Издательство широко использует возможности рекламы, презентаций и других современных средств промоушина. Имеет собственную полиграфическую базу, постоянные связи с изготовителями бумаги. Совместно с рядом других издателей создает книготорговую сеть, причем магазины работают по единым принципам ассортимента, классификации литературы, расстановки товара и оформления торговых залов, системы ценообразования.

Издательство «Росмэн». Создано в 1992 г. Сразу заявило о себе удачным предпринимательским проектом, взяв большой кредит и выпустив тиражом 500 тыс. экземпляров книгу «Сказки братьев Гримм». Отличное оформление издания и тогдашний дефицит на детскую литературу позволили довольно быстро вернуть кредит и прочно занять положение лидера в нише детской литературы на книжном рынке. Следующий шаг был также необычен: была закуплена лицензия на серию научно-популярной «Оксфордской библиотеки» и начат выпуск прекрасно оформленных серий альбомного формата, содержащих в доступной и наглядной форме изложение сведений по истории, технике, математике и т.д. Серии издательства пользуются большим успехом.

В 2000 г. «Росмэн» вновь удивило бизнесменов книжного дела России своей смелостью, объявив о закупке лицензии на издание пользующегося огромной мировой популярностью романа для детей в жанре фэнтази Дж. Роулинг «Гарри Поттер». Для покупки лицензии издательство приняло участие в тендере, проведенном литературным агентством автора, в котором участвовало еще пять российских издательств. Только издательство «Росмэн» согласилось на финансовые условия тендера и получило право на перевод и издание книги в России. Была составлена маркетинговая программа продвижения книги на рынок с использованием не только презентаций и рекламы, но и различных сопутствующих товаров на тему книги. Финансирование всех затрат на издание учитывалось отдельной статьей. По заявлению руководителя издательства прибыль начала приходить только через полгода после выхода первого тома.

«Росмэн» прочно лидирует в издании научно-популярной литературы для детей. Выпускаются как собственные издания, так и издания, закупленные у российских и зарубежных издательств. В издательстве работают высококвалифицированные редакторы и художники книги. Создается собственная книготорговая сеть «Читай-город».

Торговый дом «Библио-Глобус». Создан в 1992 г. путем приватизации московского книжного магазина «Книжный мир». Фирма была создана в критическое для книжной торговли время, при крайнем дефиците оборотных средств. Достаточно сказать, что на торговой площади в 1500 кв. м в продаже было всего 15 тыс. наименований книг, в то же время склады были забиты неходовой литературой, которую нужно было списывать за счет фирмы. «Библио-Глобус», несмотря на все сложности, преодолел кризис, проводя последовательную политику модернизации и компьютеризации книготоргового процесса, оставаясь при этом верным своей культурно-просветительской миссии.

Торговый дом чутко реагирует на все новшества в мировой розничной торговле и первым перешел на открытый доступ к книгам, что в короткий срок позволило поднять количество наименований до 30 тыс. Магазин был также первым в разработке и внедрении информационных технологий, вложив значительные средства в закупку персональных компьютеров, сетевого оборудования, разработку программного обеспечения, обучение персонала,. Создан первый в России интернет-магазин при розничном магазине. Внедрение информационных технологий формирования заказа и автодозаказа литературы, учета продаж и остатков обеспечило подъем количества наименований до 70 тыс., позволило перейти к удаленному складу и соответственно расширить торговые площади.

Профессиональная активность предпринимателя в книжном деле осуществляется в русле культурного процесса, деловая - в русле бизнеса. Профессиональная активность основывается на опыте работы предпринимателя с книгой, знаниях и навыках, полученных во время учебы и профессиональной деятельности, определяет систему ценностей в выбранной профессиональной области, его мировоззрение, дает глубокое осознание культурной и социальной миссии созданной и руководимой им фирмы.

В процессе развития предпринимательской деятельности происходит профессиональный рост предпринимателя, он осваивает новые направления книжного дела, углубляет свои знания по отдельным его направлениям.

Деловая активность выражается в активности на рынках финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов, планировании финансовой и хозяйственной деятельности фирмы, трансакционной деятельности, в организации производственного процесса.

Деловая и профессиональная активность в книжном деле неразрывно связаны между собой. Отбор авторских оригиналов для издания, формирование издательской программы, ассортимента книжного магазина производятся на основе синтеза миссии фирмы, целей ее деятельности, с одной стороны, и знания конъюнктуры рынка, прогноза финансовых последствий - с другой. В книжном деле появление новой книги на рынке является событием в культурной жизни общества, независимо от масштаба этого события.

Основой профессиональной активности предпринимателя в книжном деле служат:

  • ориентация в литературе, являющейся объектом его предпринимательской деятельности (авторы, произведения);

  • умение определить целевое назначение книги;
  • знание принципов составления библиографических описаний и классификации литературы;
  • понимание важности литературного и технического редактирования, принципов художественного оформления книги;
  • знание основ производственного процесса изготовления книги.

Для профессионала в книжном деле выбор предпринимательской деятельности, переход к деловой активности осуществляются на основе осознанного мотивационного выбора. Ниже дается перечисление основ деловой активности предпринимателя:

  • знание законов спроса и предложения;
  • знание основ потребительского поведения;
  • профессиональное владение понятиями экономики фирмы;
  • умение ориентироваться в понятиях, связанных со структурой рынка;
  • знание принципов менеджмента и маркетинга, логистики материальных и информационных потоков;
  • знание принципов планирования и осуществления финансовых операций и бухгалтерского учета;
  • знание правовых основ предпринимательской деятельности и книжного дела.

В теме 4 на рис. 4.4!!! показано, что для индивидуального предпринимателя характерна активность, связанная с решением повседневных рутинных задач, индивидуальный предприниматель принимает непосредственное участие в производственной деятельности и совмещает ее с управлением. С возрастанием масштабов деятельности фирмы и сложности управления повседневные, оперативные задачи переходят в управление менеджеров, предприниматель полностью сосредотачивается на решении стратегических задач, финансовых проблемах, обеспечении реализации философии и миссии фирмы.

В основе профессиональной и деловой активности находится также личный опыт предпринимателя, знания и умения, базовые мотивы для принятия решений. Все вместе они определяют имидж предпринимателя, его культуру, этику и деловую репутацию.

Деловая активность предпринимателя на рынке ресурсов-затрат и ресурсов-результатов включает деятельность по обеспечению трансакций, прежде всего по ведению договорного процесса (см. подразделы 4.5 и 9.4). Непременное условие успешного установления связей с партнерами по бизнесу состоит в положительной деловой репутации предпринимателя.

Деловая репутация - это мнение, сложившееся о предпринимателе у его партнеров по рынку на основе оценок его деловых качеств, выявившихся в процессе его предпринимательской деятельности.

Хорошая деловая репутация основывается на следующих факторах:

  • верность взятым обязательствам,
  • честность во взаимоотношениях с партнерами,
  • законность и легальность деловой активности,
  • долговременное пребывание на рынке,
  • высокий имидж фирмы,
  • успешность бизнеса,
  • прозрачность бизнеса (в объеме, не затрагивающем коммерческую тайну),
  • приверженность «цеховым» традициям,
  • умение отстаивать свои интересы.

Деловая репутация составляет часть культуры предпринимателя и выражается, прежде всего, в безукоризненной честности ведения бизнеса и верности взятым обязательствам. Она обеспечивает тот кредит доверия со стороны партнеров, который в свою очередь дает возможность получить финансовый и товарный кредит.

Философия «не обманешь - не продашь» противопоказана деловой репутации. Девиз «честность - лучшая политика» неотделим от предпринимательской практики. Высокая деловая репутация предпринимателя снижает риск заключения с ним сделок, формирует устойчивые деловые связи.

Значение деловой репутации подчеркивал еще Петр I. Когда в 1715 г. английский подрядчик, не дождавшись уплаты за построенные в кредит по заказу царя корабли, арестовал в Англии царского торгового агента и отказался выпустить корабли, Петр I незамедлительно отправил деньги купцу. В письме к агенту царь сообщил, что «они с избытком покроют долг», но «не так мне противно, что корабли удержали, но то, что будто мы ему не заплатили, ибо «кредит и слово дороже всего флота … ». В истории российского книжного предпринимательства можно найти яркие примеры высокой деловой репутации, а такие предприниматели, как А.Ф. Маркс и И.Д. Сытин, пользовались огромным авторитетом не только у деятелей книжного бизнеса России, но и у всей торгово-промышленной элиты страны.

Важным компонентом деловой репутации является репутация продукции фирмы, соответствие качества продукции и услуг установленным ценам. Предприниматель в книжном деле должен с уважением относиться к розничному покупателю, рассматривать его как партнера по бизнесу. Продукция издательства, ассортимент и объем услуг книжного магазина, культура обслуживания определяют имидж фирмы, укрепляют ее деловую репутацию.

Предпринимательская идея реализуется в деятельности фирмы, которая по своей сути является корпорацией предпринимателей, объединением их капиталов. Миссия фирмы, цели ее функционирования накладывают свой отпечаток на всех работников фирмы, обуславливают их корпоративную психологию. Концепция корпоративной психологии в настоящее время получила распространение в качестве важнейшего элемента идеологии корпорации и включает следующие элементы:

  • осознание миссии фирмы и установка на поддержку миссии фирмы, ее философии;
  • признание каждым работником принадлежности к единой команде;
  • гордость за успехи фирмы и стойкость при неудачах;
  • забота об имидже фирмы и ее репутации.

Корпоративная психология позволяет создать коллектив единомышленников, ощущающий единые цели и задачи, «болеющий» за дела фирмы. Корпоративная психология формируется в результате целенаправленных долговременных мероприятий, к которым относятся:

  • система мотивации труда;
  • система закрепления и повышения квалификации кадров;
  • система психологического тестирования при приеме на работу;
  • отсутствие поведенческой границы между топ-менеджерами и исполнителями - каждый должен осознавать свою ценность для фирмы;
  • коллективные мероприятия, связанные с памятными датами и юбилеями фирмы;
  • забота о ветеранах фирмы;
  • знакомство каждого работника с историей фирмы;
  • гласность в поощрении (премирование, путевки, представительские командировки, акции, карьерный рост и т.д.) работников, внесших значительный или решающий вклад в решение проблем, возникающих перед фирмой;
  • предпочтение на занятие вакансий в руководящем составе отдается работникам фирмы;
  • создание внутрифирменных общественных организаций, ставящих целью изучение и поиск решения отдельных проблем (например, клубы качества, клубы подготовки молодых сотрудников, круглые столы по обмену опытом и т.д.);
  • формирование фирменных эмблем, традиций, этикета, формы одежды.

Базой формирования корпоративной психологии, корпоративного духа фирмы являются миссия и философия фирмы (темы 4, 10), которые задают ориентиры деятельности фирмы на длительный период. Миссия и философия фирмы, корпоративная психология формируют имидж фирмы в глазах потребителей ее продукции и общества в целом. Когда имидж находит свое подтверждение в практической деятельности фирмы, он прочно связывается с положительным мнением о фирме, название фирмы приобретает знаковое значение.

Корпоративную психологию на уровне фирмы следует отличать от корпоративной психологии на уровне фирм, принадлежащих к одному сектору экономики (иногда применяется термин «цеховая психология»). Именно психологическая установка руководителей фирм в книжном деле на один продукт, на культурную и социальную значимость своего дела, выражается в стремлении конкурирующих фирм к созданию отраслевых союзов (подраздел 4.3.2) для отстаивания общих интересов перед государством, представительства в государственных органах, зарубежных отраслевых объединениях.

Предприниматель - творец собственного дела, поэтому предпринимательская деятельность накладывает свой отпечаток на его личность, обуславливает образ жизни, формирует его жизненные цели и психологические установки, мировоззрение. Отличительные особенности психологии предпринимателя связаны с различием между предпринимательской деятельностью и другими видами труда. Труд предпринимателя не регламентирован и не фиксирован, не имеет нормативного результата, в нем нет обязательной последовательности действий. Различия в психологии и формах действий предпринимателя и человека наемного труда отражают различия отношений к собственности у предпринимателя и наемного работника, мотиваций труда и целей деятельности.

Психология предпринимателя - это психология отношений с другими предпринимателями, продавцами и покупателями ресурсов. Предприниматель должен производить благоприятное впечатление на партнеров, быть убедительным и внушать доверие. В процессе общения он должен уметь учитывать психологию партнера или клиента, мотивы, которыми он руководствуется. Коммуникабельность, честность, логичность и убедительность - главные свойства психологии общения, которые присущи предпринимателю.

Предприниматель занимает активную жизненную позицию, выражающуюся в его принципиальности и последовательности, единстве слова и дела. Психологически он должен иметь способность выйти за рамки ситуации и рассматривать ее с точки зрения исходной задачи для поиска возможностей преодоления внутренних и внешних ограничений. Выработка предпринимательской идеи и инициативы по ее внедрению требуют расчета и смелости. Решения принимаются при отсутствии точного прогноза их эффективности и относятся к поисковой активности: предприниматель всегда не удовлетворен происходящим и поэтому всегда в поиске. Расчетливость, решительность, целенаправленность, постоянный поиск, способность рисковать - психологические качества предпринимателя, связанные с его деловой активностью.

Предпринимательство - особый вид экономической деятельности, так как начало деятельности предпринимателя связано с идеей - результатом мыслительной деятельности. Предпринимательская деятельность - творчество, но это экономическое творчество, создающее новую экономическую реальность, новую комбинацию факторов производства.

Экономическое мышление - умение творчески связывать процессы производства и торговли с понятиями микро- и макроэкономики, умение видеть экономические последствия принимаемых решений, направленность на прибыль.

Для личности предпринимателя в экономике характерны:

  • целеустремленность;
  • прогрессивность;
  • способность к прогнозированию и предвидению;
  • стремление к лидерству;
  • нетипичность действий;
  • компетентность;
  • способность к восприятию и усвоению нового;
  • экономия за счет внутренних ресурсов.

Огромнейшее значение имеет личный опыт предпринимателя, на котором основывается саморазвитие предпринимателя, на основе опыта у него формируется представление относительно собственной успешности и неуспешности в предпринимательской деятельности («это я делаю хорошо», «это у меня не получается», «этому следует научиться»). Умение опираться на собственный и чужой опыт, учиться на нем - органическая составляющая психологии предпринимателя.

Наличие специальных знаний в соответствующей предметной области, в нашем случае в книжном деле, опыт работы в нем и понимание книжного дела, любовь к книге в сочетании с типичными для предпринимателя психологическими качествами - залог личного успеха в книжном деле, успеха, приносящего творческое удовлетворение.

Психологические свойства, необходимые для предпринимательского дела, необязательно врожденные. Опыт многих учебных заведений показывает, что система тренинга (особенно коллективного), деловых игр, тестов, решения практических задач позволяют воспитать морально-волевые качества предпринимателя у большинства студентов.

Термин «культура» многозначен, но для целей пособия важно различать «культуру» как уровень образования, владения традициями и совокупность норм поведения субъекта предпринимательства, с одной стороны, и как один из важнейших инструментов управления предпринимательской деятельностью - с другой. Основной темой является раскрытие именно второго понимания термина «культура», но предварительно необходимо пояснить значение культуры в смысле культурного уровня предпринимателя в книжном деле.

Книжное дело как культурный процесс требует от предпринимателя определенного культурного уровня, обеспечивающего понимание им своей культурной и просветительской миссии. Иногда задается вопрос, нужны ли предпринимателю, издающему книги по истории, математике или литературоведению, знания истории, математики или литературоведения. Ответ: нет, не нужны, но нужны знания библиографии этих отраслей науки, а более глубокие знания необходимы научным редакторам. То же самое относится и к предпринимателям, специализирующимся в книжной торговле. Предприниматель книжного дела немыслим без достаточно высокого общекультурного уровня.

Таблица 2.1

Крайние психологические типы деловой культуры предпринимателей

Психологические факторы
"Акула"
"Дельфин"
Отношение к людям
Низкая оценка других людей. Люди понимают только силу. Конкурентов необходимо устранять. Принцип: если не я, то меня. Установка на агрессию
Люди достойны уважения. Добром можно добиться больше, чем силой. Принцип: понять другого. Установка на взаимопонимание
Отношение к праву
Выполняю только законы, выгодные для меня и помогающие мне разбогатеть
Законы необходимо исполнять независимо от их выгодности
Отношение к себе
Повышенная самооценка. Устраняю всех, кто мешает мне разбогатеть
Я такой же, как многие, для успеха надо много учиться и много работать
Отношение к природе
Реальны лишь материальные ценности. У природы надо брать возможно больше, иначе захватят другие
Природа - источник жизни, необходимо ее беречь
Отношение к духовным ценностям
Бизнес и мораль несовместимы. Исполнение обрядов, благотворительность нужны для репутации
В бизнесе действуют те же законы морали и совести, как и в других сферах человеческой деятельности. Благотворительность и ритуалы - потребность
Отношение к делу
Ориентация на быстрое обогащение, мое дело - источник моей власти
Мое дело - мое призвание, оно нужно для удовлетворения потребностей людей
Отношение к риску
Зависит от отношения к ожидаемой прибыли и потенциальной опасности
Необходимо учитывать все аспекты, в том числе, избегать нанесения ущерба людям, сотрудникам, своему делу
Жизненная цель
Жить для себя, иметь деньги, власть, авторитет, полностью удовлетворять свои потребности
Оставить после себя хорошую память, пользоваться уважением, жить достойно и честно
Средства достижения цели
Любые, в том числе, если это сулит большую выгоду, аморальные
Ограничены принципами права и закона

Культура как инструмент управления предпринимательской деятельностью - часть деловой активности предпринимательства. Следует различать деловую культуру индивидуального предпринимателя и корпоративную культуру фирмы.

Факторы деловой культуры:

  • Общечеловеческие ценности.
  • Образ жизни, отражающий национально-культурные и религиозно-культурные ценности конкретной страны.
  • Нормы делового поведения и общения (этикет, см. следующий подраздел).
  • Отношение к труду (трудовая этика).
  • Отношение к подчиненным (этика руководителя).
  • Отношение к государству (правовая этика).
  • Отношение к экономической деятельности (хозяйственная этика).

Исторически сложились два крайних типа деловой культуры предпринимателей: «акула» и «дельфин». Характеристики этих типов приведены в табл. 2.1 Макеева В.Г. Культура предпринимательства. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 46-47..

Специфика предпринимательства в России связана с традиционным менталитетом российского общества: предпринимательство часто отождествляется с хищничеством, эксплуатацией, бескультурьем, равнодушием к судьбам людей.

В странах развитой рыночной экономики исторически сложилось иное отношение к предпринимательству: предприниматель рассматривается как элита общества, движущая сила экономики, золотой фонд нации.

Возрождение российского предпринимательства первоначально выдвинуло на первый план, так называемое «силовое» предпринимательство, связанное с криминалом, отмыванием денег, навязыванием услуг, криминальными приемами борьбы за рынок. Образ предпринимателя концентрировался в личности «нового русского»Термин впервые использовал в 1994 г. английский журналист У. Смит., живущего по законам преступного мира и использующего прибыль на личное потребление (часто подчеркнуто демонстративное), а не на развитие своего бизнеса. Отношение большинства российского общества к предпринимательству это не улучшило. Перелом происходит в настоящее время, когда активное место в жизни начинает занимать поколение, получившее образование после 1990 г., не подвергавшееся влиянию идеологических штампов советской эпохи. Следует также отметить, что сегодня в деловой жизни значительно возросла роль предпринимателей, соответствующих западным и началу ХХ в. российским этическим стандартам.

Ясно, что к типу «акул» относятся, например, так называемые «новые русские», а также множество героев А.Н. Островского, Э. Золя, Ч. Диккенса и др. Тип «дельфина» слабо отражен в литературе, хотя именно к нему относится большинство предпринимателей всего мира, в том числе и России.

На культуру российского предпринимателя оказали влияние факторы, специфические для нашей страны, определяющие национально-культурные особенности российских предпринимателей:

  • Сильное вмешательство государства в частную и деловую жизнь.
  • Традиции общинного и феодального быта, отсутствие традиций, связанных с духом гражданской свободы, парламентаризмом, зависимости правительства от парламента.
  • Преобладание не корпоративного, а семейного типа ведения дел.
  • Природно-климатическая среда, определяющая экстенсивный тип хозяйствования, сжатый период для проведения сельскохозяйственных работ. Отсюда экстремальный «взрывной» характер труда, когда периоды «затишья» перемежаются с периодами лихорадочной работы.
  • Система высшего управления, субъекты которого не связаны с предпринимательством и бизнесом, ориентирована на присвоение, а не созидание.
  • Отсутствие традиций гласности в общественно-политической и деловой жизни.
  • Ориентация на авторитеты, традиции подчинения, патриархальности в организации коллективов.
  • Православные традиции отрицательного отношения к личному богатству и предпринимательству.
  • Авторитет силы, авторитет бюрократической должности, неуважение к частной собственности, традиции бюрократической собственности («чем управляю, тем владею»).
  • Приоритет государственного интереса.

Указанные факторы нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными, но именно они определяют менталитет, культуру российского предпринимателя, его психологические установки. Культуру российского предпринимателя в книжном деле определяют ряд специфических факторов:

  • Непреходящие ценности русской литературы и всей русской культуры.
  • Традиции уважительного отношения к книге, осознания ее культурной и просветительской ценности.
  • Традиционный конфликт культуры и власти.
  • Традиции российской интеллигенции, явления, характерного только для России.
  • Многонациональный и многоконфессиональный характер культуры России.
  • Духовные ценности и традиции прошлого.
  • Знание и положительное восприятие литературы и культуры стран Запада.

Корпоративная культура включает миссию, философию и цели корпорации (фирмы) как целое, ее девиз определяет корпоративную психологию. Корпоративная культура -это имидж корпорации в глазах общества. Большинство понятий, охватываемых термином «корпоративная культура», раскрывается в темах 5 и 10.

Этика как часть культуры предпринимателя определяет мораль и нравственность предпринимательской деятельности, представляет собой базу цивилизованного решения проблем. Этика исходит из философских предпосылок, вырабатывает кодекс поведения. Предпринимательству присуща деловая этика - система принципов и правил поведения предпринимателей, общения и стиля работы во всем комплексе рыночных отношений.

Принципы современной деловой этики:

  • максимизация прибыли не достигается за счет разрушения окружающей среды;
  • конкуренция осуществляется на принципах честности;
  • обязательность в исполнении договоров;
  • исключение возможности появления деклассированных элементов;
  • техника служит человеку, а не человек технике;
  • терпение;
  • социальная ответственность;
  • уважение свободы, уважение личности;
  • бесконфликтность общения;
  • справедливость;
  • участие коллектива в делах фирмы.

Деловая этика предпринимателей в книжном деле включает также:

  • недопустимость явных и скрытых плагиатов (контрфактов) и других нарушений авторского права;
  • понимание роли книги в воспитании подрастающего поколения, передаче духовного и культурного наследия;
  • отрицательное отношение к маргинальной литературе, а также литературе, проповедующей жестокость и ненависть;
  • отношение к русскому языку как достоянию нации;
  • соблюдение культуры издания;
  • соблюдение правил обязательного экземпляра.

Этические и моральные нормы книжного дела в сжатом виде изложены в статье 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»:

«Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны».

Д. Карнеги писал: «у нас лишь четыре метода контакта с людьми. Они судят о нас на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что говорим и как мы говорим». В деловой активности эти элементы поведения в совокупности составляют деловой этикет предпринимателя.

Правила делового этикета включают:

  • этикет поставок и выполнения обязательств;
  • этикет телефонных переговоров;
  • этикет публичных выступлений;
  • этикет делового общения во время переговоров;
  • этикет деловой корреспонденции;
  • этикет взаимоотношений с подчиненными;
  • этикет самоподачи, в том числе внешнего облика.

Основа всех этических правил и норм - уважение к собеседнику, уважение к партнеру, уважение к сотруднику.

1. Выполните тест на свою готовность стать предпринимателем, ответив на вопросы:

1. Чтобы стать предпринимателем надо:

а) иметь большой практический опыт (2);

б) пройти обучение (1);

в) пройти обучение с использованием собственного опыта (3).

2. Для ответа на этот вопрос вы используете:

а) лист бумаги (2);

б) компьютер (3);

в) данное пособие (1).

3. Предпринимательство - это:

а) махинация (1);

б) образ жизни (2);

в) образ мышления (3).

4. Наиболее важно для предпринимателя:

а) инициатива и расчет (3);

б) деловые связи (2);

в) счет в банке (1).

5. Получив крупный выигрыш в лотерею, вы предпочтете:

а) вложить его в задуманное дело (3);

б) купить квартиру (1);

в) положить его в банк (2).

6. Принимая решение в трудной ситуации, вы опираетесь:

а) на интуицию (2);

б) расчет (3);

в) советы друзей (1).

7. Если вам предложат вложить деньги в рискованный предпринимательский проект, вы:

а) откажетесь (2);

б) согласитесь (1);

в) попросите более подробных объяснений (3).

8. Близкий друг попросил у вас крупную сумму в долг на длительное время. Вы:

а) одолжите с условием выплаты процентов (3);

б) одолжите без условий (1);

в) откажите (2).

9. Вы любите:

а) покупать книги (1);

б) продавать книги (2);

в) и то и другое (3).

10. Какую работу вы выберете:

а) редактора (2);

б) книговеда (1);

в) менеджера (3).

11. На улице вы предпочтете:

а) показывать дорогу (3);

б) спрашивать дорогу (2);

в) ни с кем не общаться (1).

12. В компании появился заинтересовавший вас незнакомец или незнакомка. Вы:

а) постараетесь сделать вид, что он (она) вас не интересует (1);

б) попросите вас познакомить (2);

в) сами завяжете знакомство (3).

13. Организуя новое дело, вы предпочтете:

а) минимально необходимый кредит (2);

б) накопить собственные средства (1);

в) максимально доступный кредит (3).

14. Для увеличения прибыли нужна:

а) высокая разница между закупочной и продажной ценой (2);

б) малоэластичный товар (1);

в) новая предпринимательская идея (3).

В скобках указаны баллы за каждый ответ. Если сумма баллов больше 32, то вы подходите для предпринимательской деятельности. Если сумма баллов больше 18 и меньше 32, то вам следует хорошо задуматься перед тем, как принять решение стать предпринимателем, так как вам потребуется перестроить свои взгляды и приобрести новые навыки поведения. Если сумма баллов равна или меньше 18, вам лучше подобрать другую сферу деятельности.

2. Тест на склонность к предпринимательству

1. Вы хотите иметь собственное дело?

2. Энергичны ли вы?

3. Вы способны на сделку, сулящую большую прибыль, но не со стопроцентной вероятностью?

4. Согласны ли вы поменять работу с устойчивым заработком на работу с менее устойчивым, но иногда большим заработком?

5. Вам нравятся неожиданные идеи и предложения?

6. Вы способны на риск?

7. Вы заключаете пари на сумму, которой у вас нет?

8. Вы предлагаете свои идеи руководителю, который относится к ним в принципе отрицательно?

9. Вы способны выдвинуть идею, результатом которой будет увеличение прибыли?

10. Вы склонны к независимости?

11. Вам нравятся остросюжетные детективы?

12. Вас интересует работа, связанная с разъездами?

13. Вас не выводит из равновесия нарушение сложившегося порядка?

14. Вы положительно относитесь к тотализатору?

15. Вы согласны с утверждением «деньги - это власть».

16. Вы хотите стать миллионером?

Ответы должны быть «ДА» или «НЕТ», соответственно 1 или 0 очков. Если вы набрали больше 10 очков, вы имеете склонность к предпринимательской деятельности.

© Центр дистанционного образования МГУП