Московский государственный университет печати

Есенькин Б.С.,
Коган А.Ф.


         

Предпринимательство в книжном деле

Учебное пособие


Есенькин Б.С., Коган А.Ф.
Предпринимательство в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел I. Предпринимательская деятельность в книжном деле

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2.

Что такое предпринимательство

1.3.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4.

Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5.

История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6.

Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7.

Проверьте себя

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1.

Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2.

Профессионализм и деловая активность

2.3.

Деловая репутация в бизнесе

2.4.

Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5.

Психология предпринимателя

2.6.

Культура предпринимателя

2.7.

Деловая этика и деловой этикет

2.8.

Проверьте себя

Раздел II. Экономико-правовые основы предпринимательской деятельности

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1.

Особенности книжного рынка

3.2.

Законы спроса и предложения

3.3.

Циклы воспроизводства

3.4.

Основной и оборотный капитал

3.5.

Источники пополнения капитала

3.6.

Доход, издержки, прибыль

3.7.

Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8.

Регулирующая роль цены

3.9.

Цена равновесия

3.10.

Проверьте себя

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1.

Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2.

Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3.

Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.3.1.

Индивидуальное предпринимательство.

4.3.2.

Коллективное предпринимательство.

4.3.2.1.

Товарищество (партнерство).

4.3.2.2.

Корпорации.

4.3.2.2.1.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

4.3.2.2.2.

Акционерное общество (АО).

4.3.2.3.

Производственные кооперативы

4.3.2.4.

Унитарные предприятия

4.3.3.

Объединения фирм.

4.3.4.

Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).

4.4.

Малое и среднее предпринимательство

4.5.

Документы правового регулирования предпринимательства

4.6.

Виды договоров

4.6.1.

Авторский договор.

4.6.2.

Договор купли-продажи.

4.6.3.

Договор подряда

4.6.4.

Заем и кредит (ст. 807-823).

4.6.5.

Договор комиссии (поручение продажи).

4.7.

Проверьте себя

Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1.

Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2.

Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3.

Система подготовки и принятия решений

5.4.

Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5.

Работа с персоналом

5.6.

Управление качеством

5.7.

Проверьте себя

6.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1.

Планирование и его виды

6.2.

Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3.

Бизнес-план фирмы

6.4.

Проверьте себя

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1.

Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2.

Информационные технологии

7.3.

Проверьте себя

Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1.

Финансовые ресурсы и их источники

8.2.

Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3.

Безналичные операции

8.4.

Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5.

Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6.

Инвестиции

8.7.

Бухгалтерский учет

8.8.

Расчет безубыточности

8.9.

Ценообразование

8.10.

Экспресс-анализ финансового состояния

8.11.

Проверьте себя

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1.

Товарные запасы книжной торговли

9.2.

Организация сбыта товарной продукции

9.3.

Планирование реализации и товарного покрытия

9.4.

Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5.

Действия по организации поставок

9.6.

Логистика управления материальными потоками

9.7.

Проверьте себя

Раздел V. Создание фирмы и ее становление

10.

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1.

Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2.

Исследования рынка

10.3.

Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4.

Организационный бизнес-план

10.5.

Расчет стартового капитала

10.6.

Учреждение и регистрация фирмы

10.7.

Стадии развития фирмы

10.8.

Проверьте себя

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1.

Предпринимательский риск и его виды

11.2.

Пути и методы снижения риска

11.3.

Информационная безопасность фирмы

11.4.

Коммерческая тайна и ее защита

11.5.

Служба безопасности фирмы

11.6.

Проверьте себя

Литература

Указатели
78   указатель иллюстраций
Рис. 4.1. Виды оганизационно-правовых форм коллективного предпринимательства в Российской Федерации Рис. 3.8. Ресурсная модель фирмы

Экономические и правовые отношения - важнейший компонент внешней среды предпринимательства, определяющий базовые экономические стимулы для занятия предпринимательской деятельностью: возможность получить финансовую самостоятельность и стать хозяином своего дела, не быть наемным работником, выжить в условиях рынка.

Для реализации предпринимательской идеи и получения прибыли предприниматель использует материальные, интеллектуальные и финансовые ресурсы, которые принадлежат ему по праву частной собственности. Право собственности согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ подразумевает:

  1. Владение имуществом, что означает наличие имущества у собственника (например, компьютеры в офисе фирмы), контролирование имущества (например, товар на складе в другом городе), представление имущества (например, директор фирмы юридически представляет все имущество, которым владеет фирма; автор представляет все свои произведения). Представительская функция владения наиболее существенна для предпринимательской деятельности.
  2. Пользование имуществом - возможность извлечения из имущества пользы на основе временной передачи собственником права пользования. Передача права пользования производится на основе доверенности, договора об аренде, безвозмездного пользования, доверительного управления, договора лизинга.
  3. Распоряжение имуществом - право собственника определять юридическую судьбу имущества путем продажи, частичной и на время передачи права владения, пользования и распоряжения, отдачи имущества в залог, списания (ликвидации) имущества.

Субъектом права собственности может быть государство (Российская Федерация, субъекты Федерации) и муниципальные образования (государственная собственность, муниципальная собственность), частные лица и объединения частных лиц (частная собственность физических и юридических лиц). Законодательство Российской Федерации признает равенство всех форм собственности.

В книжном деле к важнейшим объектам собственности относятся результаты интеллектуальной деятельности - интеллектуальная собственность. Согласно статье 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность имеет три основные особенности:

  1. Интеллектуальная собственность является результатом интеллектуальной деятельности.
  2. Она не может быть передана другому лицу, так как она связана непосредственно с разумом человека. Собственник (автор) может передать только право пользования результатом интеллектуальной деятельности, при этом передаются или продаются носители, на которых зафиксирована интеллектуальная собственность, но не сама интеллектуальная собственность. Отношения по поводу интеллектуальной собственности регулируются нормами авторского, изобретательского и патентного права.
  3. К ней относятся литературные, художественные и научные произведения; изобретения; научные открытия; некоторые виды промышленной собственности (фирменное наименование и обозначение, товарный знак, знак обслуживания).

Реализация предпринимательской идеи требует совершения юридических действий по приобретению или уступке прав собственности на имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому право частной собственности - важнейшее условие осуществления частной предпринимательской деятельности. Оно позволяет капитализировать имущество, т.е. использовать его для получения прибыли. Частная собственность - системообразующий фактор частного предпринимательства, из нее следует право на получение дохода и прибыли на основе использования имущества, находящегося в собственности.

Исторический опыт развития человечества показывает, что только при наличии частной собственности и права распоряжаться ею возможно свободное предпринимательство, конкуренция, существование рыночных отношений. Частная собственность - залог экономической свободы, импульс экономического развития общества. Частная собственность и конкуренция - источники частной инициативы, стимулы для формирования предпринимательских идей.

При доминировании государственной собственности ослабляется и фактически исчезает конкуренция между производителями, теряется стимул для совершенствования и внедрения нововведений, экономический стимул заменяется административными рычагами, экономика становится неэффективной. Государственная собственность ослабляет хозяйственные мотивы, не воспитывает эффективного собственника. Чувство хозяина дает только частная собственность.

Предпринимательская деятельность регулируется системой законов и подзаконных актов, базой которых является Конституция Российской Федерации. Статья 8 Конституции гарантирует свободу экономической деятельности и равенство всех форм собственности (частной, государственной и муниципальной). Право частной собственности провозглашается в статье 35. Право каждого гражданина на предпринимательскую деятельность закреплено в статье 34. Эта же статья ограничивает предпринимательскую деятельность, не допуская монополизма и недобросовестной конкуренции.

Непосредственно к предпринимательству в книжном деле относятся - статьи 29 о свободе мысли и слова, свободе массовой информации и 44 - о свободе творчества и гарантии интеллектуальной собственности.

Вопросы собственности (в т.ч. интеллектуальной), организации бизнеса, договорных обязательств регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Статья 2 ГК РФ дает правовое определение предпринимательства и накладывает на предпринимателя необходимость регистрации своей деятельности.

ГК РФ рассматривает предприятия (фирмы) как имущество и в зависимости от типа собственности выделяет три вида фирм:

  • частные - фирмы учреждаются, приобретаются и находятся в распоряжении физических или юридических лиц;
  • государственные - фирмы учреждаются, приобретаются и находятся в распоряжении Российской Федерации (федеральное имущество) или субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа);
  • муниципальные - фирмы учреждаются, приобретаются и находятся в распоряжении городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований.

Предприятия любой формы собственности могут заниматься предпринимательством и бизнесом.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» признает положение фирмы на рынке доминирующим, если доля ее на рынке определенного товара составляет 65% и более. Когда доля составляет от 35 до 65%, то, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли, долей конкурентов и других критериев, фирма признается доминирующей (см. также подраздел 4.5).

В предпринимательской деятельности могут принимать участие юридические и физические лица.

Под физическими лицами понимаются дееспособные граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств. Такой тип предпринимательства получил название индивидуального, в индивидуальном предпринимательстве имущество, участвующее в бизнесе, не отделено от личного имущества предпринимателя.

«Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны вести самостоятельный баланс» (ст. 48 ГК РФ). Физические лица, создающие фирму, которая имеет права юридического лица, занимаются коллективным предпринимательством.

ГК РФ закрепляет за физическими лицами право индивидуальной предпринимательской деятельности. «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (ст. 23). На практике индивидуальный предприниматель именуется предпринимателем без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

ПБОЮЛ «отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом» (ст. 24). Он вправе использовать в своей деятельности наемный труд, заключать с наемными работниками трудовые контракты и авторские договоры.

Требование к организации учета ограничено необходимостью ведения книги учета доходов и расходов. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен ряд налоговых льгот.

В книжном деле индивидуальное предпринимательство наиболее развито там, где не требуется больших капитальных затрат, например в книжной торговле, как в мелкорозничной (в основном с лотков), так и мелкооптовой (узкоспециализированные издания). Существуют успешно работающие индивидуальные предприниматели в издательском деле. В книгопроизводственном процессе заняты индивидуальные предприниматели со специализацией на подготовку высокохудожественных изданий (в том числе миниатюрных), набора, верстки, цветоделения, разработки компьютерных иллюстраций, переплетных и других работ, требующих максимума ручной работы и высокого профессионализма.

Достоинства индивидуального предпринимательства: простота и дешевизна организации, свобода действий, легкая адаптируемость к требованиям рынка, сильный стимул в виде прибыли, остающейся в его распоряжении, налоговые льготы. Недостатки: ограниченность ресурсов, нет специализации производственных и управленческих функций, неограниченная ответственность. Бизнес индивидуального предпринимателя практически не имеет роста, конкуренция в тех отраслях, в которых он возможен, велика и ценовое регулирование отдельным производителем или книгораспространителем затруднено. На условия деятельности индивидуального предпринимателя огромное влияние оказывает «микроклимат» в регионе его регистрации.

В ГК РФ коллективное предпринимательство обозначается термином коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» (ст. 50).

Будем использовать термин «фирма» для предприятий, стремящихся к получению прибыли, а термин «коммерческий», как это принято в экономической литературе, - к торговым предприятиям.

Иерархия организационно-правовых форм коллективного предпринимательства в Российской Федерации представлена на рис. 4.1 Рис. 4.1. Виды оганизационно-правовых форм коллективного предпринимательства в Российской Федерации. Все фирмы по собственности разделены на частные, государственные и муниципальные. Для частных фирм законом предусмотрены две формы организации бизнеса: хозяйственные товарищества и общества и производственные кооперативы. Для фирм, находящихся в государственной и муниципальной собственности, есть только одна форма - унитарное предприятие.

Отличительные признаки коллективного предпринимательства:

  • количество участников может быть более одного;
  • имущество фирмы законодательно отделено от личного имущества участников;
  • применяется система менеджмента, которая образуется не обязательно за счет участников;
  • во многих случаях одна фирма может принимать участие в другой фирме.

ГК РФ допускает для фирм три правовые формы: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Первые две формы предназначены для фирм с частной собственностью, третья - для фирм с государственной и муниципальной собственностью.

Хозяйственные товарищества и общества, согласно ГК РФ (ст. 66), имеют уставный (складочный) капитал, образующийся из вкладов (долей) учредителей, и могут создаваться в трех формах - товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества.

В международной практике товарищества называют партнерствами, общества - корпорациями. В партнерства объединяются граждане, в корпорации - капиталы граждан и других корпораций. В отличие от партнерства участники корпорации не отвечают по ее долгам своим личным имуществом (ограниченная ответственность) и необязательно работают в корпорации, а если работают, то по обычному трудовому соглашению.

ГК РФ определяет товарищества как «организации с разделенным на доли (вклады) уставным (складочным) капиталом» (ст. 66). Товарищество - добровольное договорное объединение. Создается при подписании участниками товарищества учредительного договора. Товарищество соединяет имущественные средства (деньги, вещи, движимое и недвижимое имущество) и личные силы участников. Личное участие в деятельности товарищества его участников обязательно.

ГК РФ предусматривает два вида товариществ.

Полное товарищество - соединение двух или более лиц для ведения за общий счет хозяйственной деятельности под прямую, неограниченную и солидарную ответственность всех партнеров. Каждый участник имеет один голос независимо от доли его имущественного или личного участия. Отличительный признак полного товарищества - неограниченная имущественная ответственность партнеров. В случае, если для уплаты долгов не хватает имущества товарищества, взыскание кредиторов может быть обращено на личное имущество партнеров. Ответственность носит солидарный характер («один за всех и все за одного»).

Фирменное наименование товарищества должно включать либо имена всех участников и слова «полное товарищество», либо имена одного или нескольких партнеров с добавлением слов «и компания» или «полное товарищество».

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который должен содержать наименование товарищества, его местонахождение, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала, порядок изменения доли каждого участника, порядок внесения вкладов, ответственность.

Управление полным товариществом осуществляется по согласию всех участников, но в учредительном договоре могут предусматриваться случаи, требующие принятия решения большинством голосов. Для совершения сделок требуется согласие всех партнеров, если только одному или нескольким лицам от имени товарищества не вручена соответствующая доверенность. Каждый партнер участвует в прибылях и убытках пропорционально своему вкладу, но эта схема допускает отступления, если личное участие одного из партнеров превалирует.

В товарищества обычно объединяются представители одной профессии. Преимущества товарищества те же, что и у индивидуального предпринимателя, но к ним добавляются возможности разделения труда, специализации, увеличения финансовых возможностей. Недостатки те же, что характерны для индивидуальных предпринимателей, но к ним добавляется несогласованность действий партнеров. Необходимость координивать свои действия заставляет выдвигать лидера, а проблема весьма болезненна для людей творческих профессий, обычно объединяющихся в товарищество.

Как правило, фирмы типа «товарищества» довольно неустойчивы во времени. Например, она может быть ликвидирована в случае смерти одного из партнеров или выхода одного из партнеров из товарищества.

Товарищество на вере или коммандитное товарищество. Зародилось как форма участия в товариществе не только людей, дающих интеллектуальные, трудовые и имущественные взносы, но физических и юридических лиц, обладающих денежным капиталом. В этом случае капитал товарищества составляется не только из взносов полных товарищей, но и из взносов вкладчиков. При этом вкладчики несут ограниченную ответственность в размере своего вклада, полные товарищи (учредители) - неограниченную и солидарную ответственность. Учредительный договор подписывают только полные товарищи. Вкладчики не могут руководить коммандитным товариществом (могут участвовать в собраниях, знакомиться с годовыми отчетами), но могут получать прибыль пропорционально вкладу.

В книжном бизнесе России товарищества не нашли широкого применения. Попытки создания издательских и книготорговых товариществ и кооперативов писателей и художников приводили к созданию неустойчивых фирм, которые быстро распадались. Немногим большую устойчивость проявили товарищества и кооперативы дизайнеров, переплетчиков, мастеров миниатюрной книги и т.п.

Регулируется Федеральным законом, принятым в 1998 г. Согласно ст. 1 основными признаками ООО являются:

  • созданное одним или несколькими лицами (в том числе юридическими) хозяйственное общество (корпорация), уставный капитал которого разделен на доли определенных учредителями размеров;
  • участники общества отвечают по его обязательствам в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
  • по решению общего собрания ООО может создавать филиалыФилиалом считается обособленное подразделение фирмы, расположенное вне места пребывания фирмы и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. представительство. и открывать представительстваПредставительство - обособленное подразделение фирмы вне места пребывания фирмы, представляющее интересы фирмы и осуществляющее их защиту.  вне места своего нахождения, но без образования юридического лица;
  • ООО может создавать дочерниеФирма признается дочерней, если основная фирма в силу преобладания в уставном капитале или по договору может определять решения, принимаемые дочерней фирмой. и зависимыеФирма считается зависимой, если другая (преобладающая) фирма имеет более 20% уставного капитала зависимого общества. фирмы с правами юридического лица.

Максимальное количество участников общества не может быть более пятидесяти. В случае превышения этой численности в течение года общество должно быть преобразовано в акционерное общество открытого типа или в производственный кооператив.

Минимальный размер уставного капитала ООО - 100 минимальных размеров оплат труда (МРОТ). Уставный капитал составляется из взносов учредителей, которыми могут быть юридические и физические лица. В уставный капитал может быть внесено участниками любое имущество: деньги, вещи, ценные бумаги, имущественные права и т.д. Доли уставного капитала могут продаваться, выкупаться, наследоваться (при согласии учредителей). Устав может предусматривать запрет перехода доли третьим лицам, в этом случае выкупить ее могут только участники.

Имущество (чистые активыЧистые активы - стоимость текущих активов (примерно равны оборотным активам) за вычетом краткосрочных обязательств.) ООО не должно быть меньше уставного капитала, если это произошло, уставный капитал должен быть уменьшен до размера чистых активов. Если стоимость чистых активов стала меньше установленного законом минимума уставного капитала, ООО должно быть ликвидировано.

Если общество учреждается одним лицом, то единственным документом является устав, утвержденный этим лицом. При количестве участников более одного человека они должны заключить учредительный договор и утвердить устав.

Учредительный договор об образовании ООО носит инвестиционный характер, так как определяет размер уставного капитала и долю каждого участника, порядок и сроки внесения вкладов, условия и порядок распределения прибыли между учредителями, состав управляющих органов общества и порядок выхода участников общества из него.

Устав - это «конституция ООО». Устав определяет состав и компетенцию органов общества, выделяет вопросы, входящие только в компетенцию общего собрания участников ООО, выделяет вопросы, решение по которым принимается только единогласно или квалифицированным большинством голосов. Устав перечисляет права и обязанности участников, содержит сведения о порядке выхода из общества, перехода доли к другому лицу. Устав содержит сведения о размере уставного капитала и долей его участников.

Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Исполнительная власть четко в законе не определена. Устав может предусматривать образование совета директоров (наблюдательного совета) и его компетенцию. В законе также не определено руководство текущей деятельностью, указано только, что она должна быть единоличной или коллегиальной, может подчиняться совету директоров. На практике такой руководитель (генеральный директор, директор, управляющий) пользуется большими распорядительными и представительскими функциями.

В книжном бизнесе России обществами с ограниченной ответственностью являются большинство фирм. Это связано с тем, что ООО оказались наиболее удобной формой для малых и средних предприятий, к которым относится подавляющее большинство издательских и книготорговых фирм России.

Достоинства обществ с ограниченной ответственностью: ограниченная ответственность участников, мобилизация частных капиталов, возможность влияния участников на состояние дел общества; большая регулируемость бизнеса, возможность выделения первого лица. Недостатки: ограниченность привлечения дополнительного капитала.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - то же, что ООО, но участники при нехватке имущества общества отвечают по обязательствам своим личным имуществом (т.е. дополняют нехватку имущества ОДО). Но эта ответственность ограничена кратностью внесенного вклада (например, троекратный вклад участника), которая записывается в уставе. Дополнительная ответственность солидарна.

Получили широкое распространение в Российской Федерации во время приватизации, поэтому во многих сохранившихся АО значительную долю имеет государство или муниципальное образование. Большая часть АО после принятия ГК РФ были конвертированы в ООО.

Согласно закону об акционерных обществах 1995 г. к акционерным обществам относятся корпорации:

  • уставный капитал которых делится на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества (акционеров) по отношению к обществу;
  • акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций;
  • акционеры открытого АО вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и учредителей общества;
  • при выходе из АО акционер не вправе требовать возвращения своего вклада (в отличие от ООО), он может только продать свою акцию.

АО имеет право открывать филиалы, представительства, учреждать дочерние и зависимые общества.

Инициаторами создания АО (учредителями) могут быть физические и юридические лица, АО может быть создано одним лицом. Учредители созывают учредительное собрание и заключают между собой договор о создании общества, который определяет дальнейшие совместные действия по его учреждению, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом. Решение об учреждении общества, утверждение его устава, денежной оценки вкладов, вносимых в оплату акций, принимаются единогласно. Органы общества утверждаются большинством в 2/3 голосов, соответствующих акциям, размещаемым среди учредителей.

Далее идет разработка устава, который определяет:

  • тип общества (открытое, закрытое);
  • количество, номинальную стоимость, категории акций (обыкновенные, привилегированные), типы привилегированных акций, размещаемых АО;
  • права акционеров - владельцев привилегированных акций и обыкновенных акций;
  • размер уставного капитала;
  • структуру и компетенцию органов управления;
  • порядок проведения общего собрания акционеров.

Устав является учредительным документом акционерного общества.

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций. В уставный капитал может быть внесено участниками любое имущество: деньги, вещи, ценные бумаги, имущественные права и т.д. Уставный капитал по решению общего собрания может быть увеличен путем повышения номинала акций, может быть также уменьшен за счет снижения номинала. При учреждении общества все акции размещаются среди его учредителей.

После принятия устава начинается формирование уставного капитала, затем АО регистрируется. К моменту регистрации не менее 50% акций должно быть оплачено. Остальная часть уставного капитала должна быть покрыта в течение года после регистрации. Если это не сделано, уставный капитал должен быть соответственно уменьшен. Об уменьшении капитала необходимо письменно известить кредиторов, которые вправе потребовать прекращения и досрочного исполнения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Закон различает уставный капитал и фактическое имущество АО (чистые активы). Последнее не должно быть меньше уставного капитала, если это произошло, уставный капитал должен быть уменьшен до размера чистых активов, в противном случае АО должно быть ликвидировано.

Заключительная стадия учреждения АО: издание проспекта эмиссии и размещение акций среди учредителей.

Акция - ценная бумага. Акции имеют определенную номинальную стоимость. Владелец акции (акционер) имеет право на получение части прибыли (дивидендов), но это право не гарантировано. Решение о выплате дивидендов принимается на общем собрании, которое решает, какую долю прибыли направить на выплату дивидендов. Основные виды акций:

  • Обыкновенные акции. Акционер может продать или уступить акцию другому лицу, имеет право на дивиденды (не гарантировано), право голоса, право на активы фирмы после удовлетворения требований кредиторов и погашения привилегированных акций при ликвидации фирмы, право приобретения новых акций по фиксированной цене.
  • Привилегированные акции. Держатель имеет гарантированный фиксированный процент дивиденда, но привилегированная акция не дает право голоса по вопросам, непосредственно не затрагивающим интересы ее владельца. Привилегированные акции размещаются среди акционеров. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества.

В АО, созданных из приватизированных предприятий, получили распространение акции типа А и Б:

  • Акции типа А - привилегированные акции, безвозмездно предоставлявшиеся членам трудового коллектива.
  • Акции типа Б - принадлежат государству в лице фонда имущества в качестве привилегированных акций, после продажи их фондом частным лицам преобразуются в обыкновенные акции.

В подобных АО используется также золотая акция, которая выпускается по решению правительства в единственном экземпляре и только в АО, имеющих особо важное значение для государства. Владелец золотой акции имеет право вето по ряду важнейших вопросов, золотая акция находится в государственной собственности. При передаче частным лицам золотая акция конвертируется в обыкновенную.

Общество должно вести реестр акционеров. При количестве акционеров, превышающих 5 тыс. человек, общество обязано поручить ведение реестра акционеров специализированному администратору. Общество должно создать резервный фонд в размере не менее 15% уставного капитала для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций. АО обязано отчислять в резервный фонд не менее 5% чистой прибыли до достижения резервом установленного размера.

Высший орган акционерного общества - годовое собрание акционеров. На годовом собрании избирается совет директоров, ревизионная комиссия, утверждается аудитор, рассматривается годовой отчет, бухгалтерский баланс, распределение убытков и прибылей. В компетенцию собрания входят и другие важнейшие вопросы деятельности общества.

Общее руководство обществом осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительная власть может принадлежать либо коллегиальному органу (правление), или одному лицу (директор, генеральный директор). Устав определяет компетенцию исполнительных органов.

Имущество АО может быть увеличено за счет выпуска облигаций.

В книжном деле нет крупных акционерных обществ, акции таких обществ на фондовые биржи не поступают, так как в России, в отличие от развитых стран, книжный бизнес пока не стал интересным для инвесторовТакая ситуация характерна для периода становления рыночной экономики, но есть основания полагать, что довольно скоро финансовый капитал заинтересуется и книжным делом как источником стабильных доходов.. Довольно многочисленны закрытые акционерные общества, сформированные в период приватизации.

В открытых АО (ОАО) отчуждение акций не требует согласия акционеров. Число акционеров не ограничено. ОАО создается путем открытой подписки на акции. ОАО обязано ежегодно публиковать отчет о своей деятельности. Акции открытых АО обращаются на фондовой бирже, при этом их курсовая стоимость не зависит от номинала. Биржевой механизм обеспечивает перелив капиталов в более прибыльные и надежные направления бизнеса. В крупных ОАО функционирует сложный управленческий механизм, зачастую практически полностью отчужденный от большинства акционеров. Минимальный размер уставного капитала ОАО равен 1000-кратному МРОТ.

В закрытых АО (ЗАО) акции отчуждаются только с согласия других акционеров, которых по закону не может быть больше 50, в противном случае оно должно быть преобразовано в ОАО. Минимальный размер уставного капитала ЗАО равен 100-кратному МРОТ.

Достоинства акционерной формы: возможность образования крупного капитала за счет скромных средств большого количества акционеров; эффективная форма для освоения сложных технологий; перелив капитала; минимум риска акционеров (риск в размере стоимости акций). Акционерная форма стала наиболее демократическим средством вовлечения капитала средних слоев населения в предпринимательскую деятельность, из всех приведенных форм она оказалась наиболее прочной во времени. Недостатки: пристальное внимание государства (основные налогоплательщики - акционерные общества), прессы, особенно левой и популистской (поиск универсального «козла отпущения»), сосредоточение реальной власти в руках менеджеров, мощный бюрократический аппарат (анонимность принятия решений).

Народные предприятия. Законодательство о приватизации государственных и муниципальных предприятий начала 90-х годов XX в. предусматривало и такой вариант приватизации, при котором контрольный пакет акций, т.е. 51%, выкупали только работники предприятия (2-й вариант приватизации). По этому варианту в 1993-1994 гг. было приватизировано около 75% предприятий, ставших таким образом собственностью трудового коллектива - народным предприятием. В дальнейшем большинство таких предприятий потеряли статус «народных» из-за продажи работниками-владельцами своих акций. В книжной отрасли по второму варианту приватизировалось большинство издательств и магазинов, но к настоящему времени осталось не более десятка «народных предприятий».

Особенности правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) регулируются Федеральным законом от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Народное предприятие может выпускать только обыкновенные акции номинальной стоимостью не более 20% МРОТ. Работникам должно принадлежать количество акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Уставный капитал должен составлять не менее 1000-кратного МРОТ. Среднесписочная численность не может быть меньше 51 человека, число неакционеров не должно превышать 10% численности.

Создание народного предприятия допускается путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий и открытых акционерных обществ, в которых работникам предприятия принадлежит менее 49% уставного капитала. Решение о его создании принимается голосованием работников. Работники, решившие стать акционерами народного предприятия, заключают договор и принимают устав. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Федеральным законом о народных предприятиях.

Производственные кооперативы - добровольные объединения граждан для совместной производственной и иной деятельности, основанной на личном трудовом участии их членов и объединении их имущественных паевых взносов. Отличительные черты (по сравнению с товариществом): число участников не менее пяти, обязательное трудовое участие (отсюда артель), прибыль распределяется по коэффициенту трудового участия (по закону о кооперативах часть прибыли, но не более 50%, может распределяться в соответствии с величиной пая), кооператив может образовывать неделимый фонд. Высший орган управления кооператива - общее собрание его членов. Исполнительная власть принадлежит выборному правлению во главе с председателем. Во многом кооперативная организация напоминает товарищества, но по конструкции управленческих органов больше сходства с обществами с ограниченной ответственностью. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах».

В книжном деле производственные кооперативы неизвестны.

Унитарные предприятия находятся в государственной или муниципальной собственности. Предприятие, как таковое, право собственности на свое имущество не имеет (в этом и состоит принцип унитарности). Руководитель назначается собственником, подотчетен ему. Различаются унитарные предприятия с правом хозяйственного ведения (больше самостоятельности) и с правом оперативного управления (самостоятельности меньше). Аналогом уставного капитала является уставный фонд, который формируется соответствующим учредителем при создании унитарного предприятия.

В книжном бизнесе России значение унитарных предприятий различно в разных отраслях бизнеса. Наиболее мощный потенциал сохранился в полиграфической промышленности. В 2000 г. доля государственной полиграфии составляла 37,8%. При этом в 1999 г. государственные типографии выпустили более половины российской издательской продукции: 41,8% газет, 57,9% журналов, 67% книгКнижное дело // Профессиональный журнал. 2000.  - № 4(40).  - С. 5.. В области снабжения сохранило свои позиции государственное предприятие «Полиграфические ресурсы», созданное на базе соответствующего главка бывшего Госкомиздата СССР и его баз полиграфических материалов.

В книготорговой отрасли сохранилось несколько предприятий оптовой торговли типа книготоргов, а также ряд крупных магазинов. Примеры работы муниципальных книготорговых предприятий, успешно занимающихся предпринимательской деятельностью, - Московский дом книги (объединяет около 40 московских магазинов), Санкт-Петербургский дом книги.

Фирмы в целях координации своей деятельности, защиты общих интересов могут создавать различные объединения, не теряя при этом свою юридическую самостоятельность. Само объединение также может стать юридическим лицом. Основа объединения - добровольный учредительный договор. Получили развитие следующие виды объединений (список далеко не полный).

Союзы. Некоммерческие объединения по отраслевому признаку для защиты своих интересов в государственных органах, международных организациях, выработки единой терминологии, формирования стандартов взаимоотношений и т.д.

В книжном бизнесе такого рода объединение было впервые предложено создать в Германии в 1765 г. немецким издателем и книготорговцем Ф.Э. Райхом. В 1825 г. во время Лейпцигской ярмарки такое объединение было создано и получило название Биржевой союз немецких книготорговцев. В 1888 г. руководитель союза А. Крёнер добился осуществления второй идеи Ф.Э. Райха: издатели стали печатать на обложке или переплете книги ее розничную цену (цена номинала или твердая цена). Вскоре союзы предпринимателей книжного дела стали создаваться и в других странах, и во многих странах была введена система твердых номиналов.

В Российской Федерации созданы Ассоциация книгоиздателей (АСКИ), Гильдия книжников, Российский книжный союз (РКИ) и ряд других союзов предпринимателей книжного дела.

В качестве примера приведем Гильдию книжников. Гильдия образована и зарегистрирована в 2000 г., представляет собой добровольное объединение юридических лиц и ведущих специалистов в сфере книжного бизнеса и профессионального образования. В Гильдию входит 10 юридических лиц, в том числе Торговый дом «Библио-Глобус» и Московский государственный университет печати (МГУП). Высший орган управления - Общее собрание членов - по одному от каждой организации. Общее собрание формирует попечительский совет во главе с президентом Гильдии и выбирает исполнительного директора. Среди главных направлений деятельности Гильдии следует выделить разработку проектов стандартов книжного дела.

Холдинг. Акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних компаний (иногда достаточно 5%), но последние не могут иметь акций холдинга. Методы управления, в основном финансовые. Холдинги обеспечивают интеграцию и концентрацию капитала, единую стратегию. Некоторые холдинги созданы во время приватизации из министерских главков. Современные холдинги в книжном бизнесе иногда создаются выделением в дочерние фирмы из головного предприятия ряда подразделений. Закон о холдингах пока находится в стадии рассмотрения.

Синдикаты. Создаются как единая система сбыта для нескольких фирм. В книжном деле представляют собой фирму, созданную в целях оптового сбыта изданий, выпускаемых двумя и более издательствами. Примером может служить ООО «Пятый океан», ООО «Мастер-Книга» и ряд других фирм.

Конгломерат. Совокупность разнопрофильных фирм и корпораций, принадлежащих одному владельцу. Многие конгломераты за рубежом, привлекающие в свой состав издательства, носят транснациональный характер. Конгломератом, например, является мощная французская группа Вивенди (производство оружия, шоу-бизнес, старинное парижское издательство Ашетт).

Фирмы с участием иностранного капитала нашли в российском книжном бизнесе достаточно широкое распространение. Это объясняется тем, что образование совместных предприятий было разрешено на четыре года раньше, чем свобода предпринимательства в книжном деле. Деятельность совместных предприятий регулируется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно п.6 ст.4 указанного закона со дня вхождения в состав участников иностранного инвестора фирма получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОсИИ). КОсИИ пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными в указанном законе и распространяющимися на филиалы, созданные иностранными физическими лицами, но не на дочерние и зависимые КОсИИ.

Участниками КОсИИ могут быть иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, российские граждане, постоянно проживающие за границей, иностранные государства и международные организации. Допускается создание предприятий со 100% иностранного капитала. Иностранный инвестор становится участником КОсИИ, учреждая ее либо приобретая ранее учрежденную фирму без иностранных инвестиций или долю участия в ней.

КОсИИ осуществляют свою деятельность на основе договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации. Могут создаваться в виде акционерных или других хозяйственных организаций и обществ.

Мотивы создания КОсИИ для российских предпринимателей - повышение конкурентоспособности продукции, привлечение дополнительных ресурсов, использование передовой технологии, использование торговой марки, развитие экспортной базы. Для зарубежных - освоение новых рынков, сокращение издержек, приток ресурсов. В книжном бизнесе КОсИИ действуют в области полиграфии, а также в импорте/экспорте книг (Центрком, Релод и др.).

Для выбора иностранного участника иногда проводятся специальные торги - тендеры.

Практика показывает, что устойчивость доходов книжного бизнеса и сравнительно небольшая капиталоемкость привлекают инвесторов и начинающих предпринимателей, капитала которых достаточно для создания фирмы малого или среднего масштаба.

Малые предприятия (МП) обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В Западной Европе, США и Японии малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест. Малые и средние фирмы США производят свыше 40% валового национального продукта, в том числе в оптовой торговле - 80% и сфере обслуживания - 81%, на этих фирмах работает половина всех работников, занятых в частном секторе.

Главный недостаток МП - невозможность достичь экономии, т.е. обеспечить уменьшение себестоимости за счет роста масштаба сбыта и закупок товаров, чувствительность к изменению внешних условий, зависимость от крупных фирм. Крупные фирмы выигрывают именно на экономии от снижения себестоимости. Но достигаемый эффект обусловлен простотой управления и организации МП. Западный опыт показывает, что 80% МП живут менее трех лет после своего создания, причем выживаемость в производстве больше, чем в торговле, т.е. для малого бизнеса характерна большая степень риска. Предпринимателю в малом бизнесе трудно получить кредиты, он не может привлечь квалифицированных работников (в том числе экономистов), так как обычно не располагает для этого достаточным фондом оплаты труда. Ошибки малого предпринимателя в его бизнесе имеют гораздо более серьезные последствия, чем для крупных фирм, из-за отсутствия резервов финансовой устойчивости. По ценам на товары, аналогичным товарам крупных фирм, малый предприниматель обычно не конкурентоспособен. Большинство неудач малого бизнеса связано с менеджерской, экономической или профессиональной некомпетентностью предпринимателя.

Однако концентрация и централизация капитала, вызывающая разорение мелких и средних фирм, не ведет к ослаблению позиций МП. Они обладают уникальной воспроизводимостью, гибкостью и приспособляемостью. Можно сказать, что возможности МП по воспроизводству во столько же раз выше, чем у фирм-гигантов, во сколько устойчивость фирм-гигантов выше, чем у МП. Быстрая адаптация к местным условиям бизнеса, оперативная реакция на изменение спроса на локальном рынке, большая независимость в принятии решений и в их выполнении, низкий уровень затрат на управление и на внутренние трансакции, низкая потребность в стартовом капитале, относительно высокая оборачиваемость оборотных средств - главные преимущества малого бизнеса.

Для предпринимателя организация МП означает получение финансовой и деловой самостоятельности, для него организация собственного дела престижнее, чем работа по найму, даже если это ведет к падению личного дохода. Менталитет частного предпринимателя отличается от менталитета наемного работника: предприниматель работает «на себя», а не на «кого-то». Мелкие предприниматели составляют значительную часть среднего класса. Собственники МП более склонны к сбережениям и инвестициям, у них высокий уровень мотивации.

Статистика выживаемости малых фирм показывает, что более удачливы предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в МП. Фирмы с частой сменой руководства обречены на крах. Фирмы, во главе которых стоят несколько человек, более устойчивы, чем фирмы, полностью и бесконтрольно управляемые одним человеком. Выживаемость малых фирм связана также с размером стартового капитала: чем больше стартовый капитал, тем успешнее фирма может преодолеть критические ситуации. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе. Преуспевают те владельцы, которые не идут на большой риск, следовательно, весьма ограничены по прибыли.

Во всех развитых странах существует мощная система поддержки МП как на правительственном, так и на региональном уровне.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек».

В соответствии с законом к субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации относятся:

  • Предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ);
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • Малые предприятия (МП) - юридические лица.

Для малых предприятий Российской Федерации в целом характерны:

  • Наиболее устойчивое финансовое положение при численности 50-100 человек.
  • Ориентация на локальный рынок.
  • Рыночное поведение, основанное, главным образом, на личных связях и наработанных контактах.
  • Жесткая конкуренция между однопрофильными фирмами.
  • Пассивное маркетинговое поведение, слабое использование рекламы.
  • Большое значение личных рекомендаций при наборе персонала на малые предприятия с численностью менее 10 человек.
  • Низкий уровень образования и отсутствие специального образования у многих руководителей и менеджеров МП.
  • Уровень зарплаты работников МП в среднем обычно ниже, хотя и ненамного, уровня зарплаты работников крупных и средних фирм.
  • Доля затрат в выручке МП в среднем составляет 92% и существенно выше соответствующей доли для остальных российских предприятий (82%).
  • Для российских МП характерны лучшие финансовые результаты, чем для других российских фирм. Доля убыточных предприятий среди МП ниже, чем среди крупных и средних предприятий (КСП). Рентабельность активов МП за последние пять лет была выше, чем активов КСП, т.е. они действовали на рынке более эффективно.
  • В отличие от КСП для МП имеют большое значение внешние источники финансирования. На долю долгосрочных пассивов в заемном капитале по всем МП в 2000 г. приходилось 11,9% (в 1997 г. всего 6%). На долю срочных обязательств МП в 2000 г. приходилось 66,3% общего объема заемных средств.
  • Для МП характерно, что большая часть кредиторской задолженности приходится на долю обязательств перед поставщиками и подрядчиками, т.е. расчеты с клиентами в основном ведутся на условиях предоплаты.
  • Хотя, как показывает опыт, МП являются надежными партнерами, а с точки зрения краткосрочных займов даже более надежны, чем КСП, банки, как правило, избегают кредитовать МП. Для самих МП зачастую неприемлемы высокие ставки банковского кредита, требования по поводу залога и гарантий возврата, ограниченность срока кредитования, длительность процедуры оформления кредита. Средние предприятия получают банковские кредиты в 1,7 раз чаще, чем МП, зато МП в 1,5 раза чаще получают средства от частных лиц. Примерно 25% МП не пользуется кредитами.
  • Путем оформления МП кредита у частных лиц зачастую в легальный оборот переходят средства из теневого денежного оборота.
  • Огромную роль для МП играет коммерческий и товарный кредит поставщиков.

Для книжного бизнеса малое предпринимательство имеет системообразующее значение, так как большинство книжных фирм относится к категории МП.

Разделение производства книги на интеллектуальное и материальное производство облегчает создание малых фирм в издательском бизнесе. Дело в том, что при малом объеме количества выпускаемых изданий (менее 20) нет необходимости кооперации труда большого количества работников. Маркетинговая политика издательства-МП обычно строится на узком разделе ассортимента или на одной-двух сериях. Тиражи для снижения себестоимости и отпускной цены предпочитаются больше 5 тыс. экземпляров. Производственная и сбытовая политика строится на устойчивых связях с поставщиками полиграфических ресурсов и с крупными оптовыми и розничными фирмами. Устойчивость связей позволяет пользоваться товарным кредитом.

Опыт показывает, что для магазина с площадью торгового зала в 50 кв. м и меньше достаточно 3­-4 человека, включая руководителя фирмы и продавцов. Основная проблема заключается в рациональном использовании торговой площади и учете предпочтений покупателей микрорайона, в котором расположен магазин. Для книжного магазина-МП наиболее выгодна маркетинговая стратегия с ориентацией на бестселлеры, не рекомендуется держать на полках магазина книги, не продаваемые в течение более месяца, владельцы фирмы должны следить, прежде всего, за оборачиваемостью торговой площади.

Большинство МП в книжном бизнесе относится к ООО.

На малые предприятия распространяется упрощенная система бухгалтерского учета и налогообложения, о чем будет сказано в теме 7 пособия.

Для примера рассмотрим малое предприятие издательство «Эрма»Название условно, но цифры вполне реальны., основанное в 1994 г. для издания и сбыта собрания сочинений одного известного писателя-фантаста. Помимо этого издательство выпускало и ряд других изданий. В 1996 г. были выпущены книги 20 наименований суммарным тиражом 100 тыс. экз., причем четыре изданы повторно. Для подготовки издания использовались редакторы, художники, изготовители слайдов, верстальщики на контрактной основе. Транспортные услуги предоставлялись на основе аренды. Издательство арендовало также офисное помещение в центре Москвы и складское подвальное помещение на окраине. Наибольших затрат требовала закупка бумаги (примерно 20-30% затрат на издание книги), картона, бумвинила, так как указанные материалы поставлялись на основе предоплаты. Устойчивые связи с типографией позволяли оплачивать типографские услуги в рассрочку после получения тиража. Оплата автора производилась по авторскому договору с выплатой в рассрочку фиксированной ставки авторского вознаграждения (примерно 10% стоимости тиража).

Сбытовая политика строилась на поставках в магазины и оптовые фирмы Москвы и других городов. Большое значение имел эксклюзивный характер издания, что позволяло не только диктовать отпускную цену, но поставлять часть тиража другим оптовым фирмам и небольшим издательствам на условии встречных поставок их продукции. Таким образом, достигалось расширение ассортимента до 400 наименований, увеличивалась его привлекательность для покупателей. Использовался и ряд других каналов поступления литературы. Реализация за 1996 г. достигла суммы 1,8 млн. руб. (в современном масштабе цен), причем реализация собственной продукции составляла в ней около 30%. Фирма имела свою розничную торговлю, но ее доля в доходе по сравнению с оптовой продажей не имела определяющего значения.

Оборудование фирмы включало персональный компьютер, множительный аппарат.

Финансовая политика предусматривала использование собственных ресурсов и товарного кредита. Практиковалось совместное издание ряда книг с попроцессным делением затрат (издательство А оплачивает гонорар, издательство Б обеспечивает оплату полиграфических материалов и т.д.) и разделением тиража между издателями в соответствии с их затратами. Размещение совместного тиража обуславливалось устными картельными соглашениями и соглашением об отпускной цене. Заработная плата в среднем была эквивалентна 200 у.е., вся прибыль (рентабельность по доходу - в среднем 15%) расходовалась на обслуживание краткосрочных кредитов и на увеличение собственных оборотных средств.

Среди важнейших для деятельности предпринимателей других общегосударственных (федеральных) актовПравовые акты, перечисленные в данном подразделе, действуют в редакции, соответствующей последней дате внесенных в них изменений на момент завершения пособия. следует назвать следующие кодексы и законы, имеющие существенно важное значение для осуществления предпринимательской деятельности:

  • Гражданский кодекс РФ,
  • Налоговый кодекс РФ,
  • Таможенный кодекс РФ,
  • Арбитражный процессуальный кодекс,
  • Кодекс РФ о труде,
  • Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
  • Закон РФ «О Центральном банке»,
  • Закон РФ «О бухгалтерском учете»,
  • Закон РФ «Об акционерных обществах»,
  • Закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»,
  • Закон РФ «О производственных кооперативах»,
  • Закон РФ «О финансово-промышленных группах»,
  • Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприятия»,
  • Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • Закон РФ «О защите прав потребителя»,
  • Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»,
  • Закон РФ «О рекламе»,
  • Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»,
  • Закон РФ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»,
  • Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Непосредственно книжному делу посвящены следующие законодательные акты:

  • Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
  • Закон РФ «Об обязательном экземпляре документа»,
  • Закон РФ «О средствах массовой информации»,
  • Постановление Совета министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности»,
  • Постановление Совета министров-правительства РФ «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации».

В издательском бизнесе действует Временное положение об издательской деятельности (ППЗдесь и далее сокращение ПП означает «Постановление Правительства»). РСФСР 17.04.1991 г. № 211), согласно которому издательство несет ответственность:

  • за злоупотребление свободой печати;
  • за нарушение авторского права;
  • за выпуск издания без выходных сведений или с несоответствующими действительности выходными сведениями;
  • за нарушение прав других издательств;
  • за рассылку обязательных экземпляров;
  • за соблюдение гигиенических стандартов своей продукции.

На издательский бизнес распространяется законодательство об обязательном экземпляре изданий (Закон РФ от 23.11.1994 г., ПП РФ от 24.07.1995 г.). Издательства обязаны соблюдать ГОСТ 7.4-86 о выходных сведениях, размещаемых в изданиях, а также другие государственные и отраслевые стандарты и гигиенические требования к непериодическим изданиям.

На полиграфические фирмы распространяется ПП от 22.09.1993 г. «О регулировании полиграфической деятельности» и «Положение о порядке открытия полиграфических предприятий», требующее получения лицензии сроком на пять лет.

На федеральном уровне определены «Правила торговли отдельными видами товаров», регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерского баланса, план бухгалтерских счетов, состав отчетности перед налоговыми и статистическими органами, регламентируется порядок исчисления налогов, устанавливаются отраслевые стандарты, гигиенические требования.

Для книжного дела важны такие международные соглашения, как Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Соглашение о ввозе материалов образовательного и культурного характера (Флорентийская конвенция), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Всемирная Женевская конвенция об авторском праве.

Правовой блок договорных отношений обеспечивает передачу прав собственности на ресурсы-затраты и ресурсы-результаты (трансакции), которые участвуют в воспроизводственном процессе. Основные правила, регламентирующие трансакции, установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В рыночной экономике договора играют главную роль, они составляют суть рыночного механизма взаимоотношений между предпринимателями. Предпринимательская деятельность невозможна без договоров. Из ресурсной модели (см. рис. 3.8 Рис. 3.8. Ресурсная модель фирмы) следует, что существует специфический для книжного дела набор трансакций, обеспечивающий, с одной стороны, поступление ресурсов-затрат, с другой стороны, реализацию ресурсов-результатов. Трансакции реализуются в виде договоров между собственниками интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов о передаче собственности, выполнении услуг и о соответствующем денежном вознаграждении. «Договор - закон для двоих», гласит один из принципов римского права. Договор - средство правовой защиты имущественных интересов предпринимателей. По своей сути договор является соглашением между предпринимателями.

Договоры:

  • обеспечивают эквивалентный обмен,
  • оперативно ориентируются на удовлетворение спроса и создают условия для конкуренции,
  • упорядочивают взаимоотношения сторон.

Непременным признаком договора является обязательство одной стороны выполнить определенные действия и обязательства другой стороны в той или иной форме оплатить эти действия. Цена договора, т.е. оговоренная в нем сумма оплаты услуг, прав, материалов и т.д., включает также прибыль.

Договор состоит из заголовка, текста и подписей.

Заголовок договора должен содержать дату и место подписания, название типа договора (например, «Договор поставки»). Текст договора принято начинать с фразы «Мы, нижеподписавшиеся», за которой следуют фамилии представителей сторон и основания, по которым они имеют право подписи договора.

Договор должен содержать условия его исполнения, цену, выплачиваемую за его исполнение (цена договора), срок и место исполнения обязательств по договору. Договором может предусматриваться порядок расчетов, в том числе и путем зачета взаимных требований. Исполнение обязательств может обеспечиваться выплатой неустойки (штрафШтраф - неоднократно взыскиваемая неустойка. , пеняПеня устанавливается на случай просрочки исполнения и определяется в процентах по отношению к сумме обязательств, не исполненных в срок.  ), залогомПредметом залога может быть любое имущество должника, в том числе товарный знак, ноу-хау и т.д. Залог может оставаться в распоряжении должника до истечения сроков действия договора и передаваться кредитору в случае его неисполнения. Одним из видов такого залога является ипотекой - залогом недвижимого имущества. Залог, передаваемый кредитору в качестве гарантии платежа (акции, валюта, денежные средства и т.д.),  называется закладом. , удержанием имущества должника, поручительствомПоручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или в части. К поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству, в том числе права на залог., банковской гарантиейПо банковской гарантии банк или другое кредитное учреждение (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования об ее уплате. За выдачу гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение., задатком и другими законными способами.

Договором должны быть определены обстоятельства, не зависящие от воли одной из сторон и не позволяющие ей исполнить договор и поэтому не влекущие санкций за его неисполнение (форс-мажорные обстоятельства, например, стихийные бедствия, военные действия и т.п.).

Договоры удобно рассматривать в соответствии с предметом соглашения сторон, под которым понимаются: передача авторских прав, закупка полиграфических материалов, оказание типографских услуг, поставка издательской продукции, розничная и комиссионная продажа.

Предмет авторского договора - передача прав автора на использование его произведения определенным способом и в установленных договором пределах.

Авторское право охраняется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Если произведение создано совместным творческим трудом двух или более лиц, они считаются соавторами, авторское право на такое произведение принадлежит им совместно.

Международным знаком охраны авторских прав является, согласно Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, знак копирайта в виде знака © и имени обладателя авторских прав. Знак копирайта помещается на каждом печатном экземпляре произведения.

Авторским правом обладают также составители сборников произведений (авторское право на подбор и расположение материалов), переводчики, составители сокращенных и упрощенных вариантов и т.д. Названные лица могут пользоваться своим правом только при соблюдении прав авторов используемых ими оригиналов.

В случае смерти автора авторские права действуют в течение 50 лет после его смерти. В случае отсутствия завещания автора наследниками становятся родственники в соответствии с общими правилами наследования по закону. По истечении установленного законом срока произведение становится общенародным достоянием и для его публикации авторского договора не требуется.

Авторский договор на издание и переиздание книги называется издательским. Сторонами такого договора могут быть, с одной стороны, автор, его наследники, другие правопреемники, с другой стороны, физические или юридические лица, обязующиеся издать или переиздать произведение. Договор предусматривает передачу автором издательству имущественного права на воспроизведение, распространение и импорт произведения, способ воспроизведения (печать), срок действия (если не указан, то 5 лет) и территорию действия (если не указана, то территория Российской Федерации), размер и условия выплаты авторского вознаграждения, максимальный тираж (если авторское вознаграждение фиксировано) и т.д. Заключая договор, издатель приобретает интеллектуальный входной ресурс для своей деятельности.

В определенных случаях автор при заключении договора выступает как предприниматель - например, автор «бестселлеров» может сам устанавливать размеры и условия выплаты гонорара, заключать договоры с несколькими издательствами, выставлять авторские оригиналы своих новых произведений на издательский аукцион. Такую практику применяет в последнее время Стивен Кинг, Даниэла Стил и ряд других авторов, книги которых издаются за рубежом миллионными тиражами.

Авторское вознаграждение (гонорар) может выплачиваться по различным схемам:

  • по фиксированной ставке за все произведение (с авансом или без аванса);
  • по фиксированной ставке за единицу текста (за единицу произведения прозы принимается авторский лист в 40 000 знаков, включая знаки препинания, или 700 строк поэтического текста или 3 тыс. кв. см отпечатанных иллюстраций, таблиц, карт, графиков);
  • по системе «роялти» - автор получает процент от выручки реализованной издательской продукции;
  • оплата автору производится определенным количеством книг, которые затем реализует сам автор либо по его поручению издательство или книготорговая фирма.

Возможны также и комбинации указанных вариантов.

Дополнительно авторским договором может признаваться право автора на авторскую корректуру (обычно без вознаграждения и в согласованные сроки), на определенное количество авторских экземпляров, наличие копирайтаОтсутствие знака копирайта не означает отсутствия авторских прав на данное произведение., определяться солидарная ответственность коллектива авторов.

Договор заключается в письменной формеДоговор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме..

Нарушение авторских прав преследуется по закону. Издания, для которых установлено, что они выпущены в нарушение авторских прав (контрафакты), по решению суда подлежат конфискации и уничтожению. Имущественную ответственность несет в этом случае недобросовестный издатель. Уголовный кодекс РФ (статья 146) предусматривает также лишение свободы сроком до 5 лет в случае нарушения авторских прав, нанесших значительный ущерб.

Авторский договор заказа - вид авторского договора, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Подписывается на основании плана-проспекта, предоставляемого автором издателю. Обычно предусматривает аванс автору и санкции за нарушение сроков сдачи авторского оригинала. Договор заказа заключается также с художником-оформителем книги.

Лицензионный авторский договор - вид авторского договора на право издания произведения в переводе на другой язык. Заключается с владельцем авторского права на оригинальное произведение. В отличие от обычного авторского договора лицензионный договор оплачивается, как правило, на основе фиксированной ставки по факту его заключения.

Издательский договор дает старт издательскому процессу. Осуществление издательского процесса требует затрат материальных ресурсов, необходимых для изготовления тиража. Ресурс-результат, тираж, необходимо реализовать через книготорговые каналы, которые, в свою очередь, обеспечивают дистрибьюцию тиража и его продажу конечному потребителю. Смена собственности на ресурсы-затраты и ресурсы-результаты осуществляется путем совершения актов купли-продажи.

ГК РФ предусматривает следующие виды договоров купли/продажи.

Договор розничной купли-продажи предусматривает продажу товара для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Имеет принципиальное значение для всего книжного дела, так как относится к отношениям, возникающим при переходе книги из сферы обращения в сферу потребления.

Отношения розничной купли/продажи регламентируются ст. 492-505 ГК РФ, Законом «О защите прав потребителя», «Правилами продажи отдельных видов товаров».

Как правило, договор заключается в устной форме и считается заключенным с момента выдачи продавцом кассового или товарного чека или иного документа. Если купленная книга не имеет претензий по качеству, то на нее не распространяется положение Закона «О защите прав потребителя» о возврате товара потребителем.

Договор поставки. В Российской Федерации это важнейший правовой документ, регулирующий товарообмен между товаропроизводителями и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, между товаропроизводителями и оптовыми и розничными торговыми фирмами, т.е. куплю/продажу в предпринимательских целях.

Договор поставки имеет следующие признаки:

  • сугубо предпринимательская направленность,
  • долгосрочный и систематический характер (заключается, как правило, на год),
  • несовпадение моментов заключения договора и его исполнения,
  • однородность поставляемых товаров (книги, бумага, картон и т.д.),
  • целевое назначение.

Договоры поставки обеспечивают непрерывность потока товаров производственного назначения в сферу производства и потока товаров из сферы производства в сферу обращения, избавляя тем самым стороны от необходимости заключать договоры о разовых куплях/продажах однородных товаров.

Договоры поставки охватывают значительную часть товарооборота между фирмами. Регламентируются ст. 506-524 ГК РФ. Большинство издательств заключают договора поставки своей продукции с оптовыми и розничными книготорговыми фирмами. Между оптовыми и розничными книготорговыми предприятиями также заключаются договора поставки.

В договоре поставки указываются:

  • объект поставки,
  • срок действия,
  • порядок и документальное оформление поставки,
  • регламент доставки,
  • порядок урегулирования разногласий по качеству, некомплектности, несовпадению количества,
  • порядок расчетов,
  • штрафные санкции.

Договор поставки может иметь форму, соответствующую фирменному стандарту, и может конкретизироваться в дополнительных соглашениях о ценах, ассортименте, предпродажной подготовке, информационном обмене и т.д.

Договор поставки имеет следующие преимущества:

  • гарантирует поставщику сбыт его продукции на длительный период,
  • гарантирует покупателю поступление оборотных средств на длительный период,
  • значительно сокращает трансакционные издержки договаривающихся сторон,
  • позволяет планировать деятельность на длительный период,
  • способствует установлению прочных деловых связей.

Если в договоре поставки не определены порядок и форма расчетов, то расчеты осуществляются платежными поручениями. ГК РФ предусматривает следующие схемы расчетов (ст. 486-489):

  • предварительная или авансовая, полная или частичная оплата до отгрузки товаров (предоплата);
  • оплата поставки после передачи товара покупателю (поставка в кредит). Если иное не предусмотрено договором, товар с момента передачи покупателю и до его оплаты считается в залоге у продавца;
  • оплата в рассрочку.

В случае нарушения сроков оплаты договор поставки может предусматривать санкции, например в виде штрафа, равного определенному проценту от цены поставки за каждый день просрочки платежа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнении работ или оказании услуг)» с 1995 г. все взаиморасчеты между поставщиками и покупателями должны быть осуществлены в трехмесячный срок со дня фактического получения товаров покупателем (дебитором).

Специальные случаи купли/продажи предусматриваются в договорах энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятий.

Договор подряда определяет взаимоотношения между издательством и типографией по поводу изготовления тиража. «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, заказчик обязуется принять работу и оплатить ее». (ст.702-729).

В книжном бизнесе издательство заключает с типографией договор подряда на изготовление тиража (типографский договор). В договоре указываются сроки, цена работы, порядок оплаты. Для книги указываются ее технические характеристики: количество экземпляров, сорт бумаги, формат бумаги, тип переплета, тип картона, красочность, наличие и количество вклеек и т.д. Прилагается калькуляция стоимости типографских услуг. Договор с типографией обычно предусматривает тиражирование с использованием материалов заказчика (давальческие материалы или толлинг), в договоре при этом указываются срок, количество, сортность и сроки доставки материалов для исполнения заказа. Если бумага предоставляется типографией, ее стоимость входит в калькуляцию стоимости выполнения типографского заказа. Расчет количества и стоимости материалов и полиграфических услуг определяется количеством листов-оттисков и красочностью, форматом книги, типом печати, тиражом. Типография присваивает договору номер типографского заказа, который иногда печатается после сигнатуры (номера листа) в нижнем поле первой полосы.

Одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумма займа) или равное количество полученных им вещей такого же рода и качества. Выплата процентов может оговариваться или не оговариваться в договоре. В последнем случае размер процента определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) по месту жительства заимодавца (для юридического лица - по месту его нахождения) на момент возврата займа или его части. Договор может предусматривать выдачу векселя. В этом случае отношения сторон регулируются законом о переводном и простом векселе.

Кредитный договор - банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее. Все правила и положения договора займа применяются к правилам, регулирующим кредитный договор, если иное не вытекает из существа кредитного договора. Кредитный договор заключается только в письменной форме и должен содержать следующие разделы:

  • юридическое наименование сторон;
  • краткое изложение договора. Рекомендуется указать объект и срок кредитования, особые условия возврата кредита - залог, поручительство, банковская гарантия и др.;
  • обязанности банка по предоставлению кредита с указанием срока, размера, процента, обеспечения. Предоставление кредита может осуществляться перечислением средств на расчетный счет заемщика или путем оплаты за счет кредита счетов поставщиков или других документов фирмы (целевой кредит). Банк также обычно обязуется давать консультации;
  • обязанности заемщика по погашению кредита в срок, оплате процентов, предоставлению банку ежеквартального баланса и других документов, подтверждающих платежеспособность заемщика, предоставлению банку залога, оплате штрафов при нарушении сроков погашения кредита и сроков выплаты процентов;
  • размеры пени, неустоек и случаи их применения;
  • особые условия договора;
  • условия вступления договора в силу.

Договор товарного кредита (ст. 822). Одна сторона обязуется предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. К такому договору применяется регламент кредитного договора, если иное не предусмотрено договором. Условия о количестве, ассортименте, комплектности, таре и упаковке предоставленных вещей должны соответствовать правилам договора купли-продажи, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Договор коммерческого кредита (ст. 823). Договором предусматривается передача другой стороне денег или вещей, определяемых родовыми признаками в качестве аванса, предоплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. К договору коммерческого кредита применимы правила кредитного договора, если иное не предусмотрено договором.

Договора коммерческого или товарного кредита позволяют учесть разрыв во времени между фактом поставки товара в книготорговую фирму и его реализацией и последующей фактической оплатой поставки.

По договору комиссии (ст. 990-1004 ГК РФ) «одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.»

Договор комиссии заключается на определенный срок или без указания срока и является правовой базой букинистической торговли, антикварной торговли. В международной торговле договору комиссии соответствует договор консигнации.

  1. Чего не допускает Конституция Российской Федерации в предпринимательской деятельности?
  2. На что обращается и на что не обращается взыскание, если предприниматель нарушил свои обязательства?
  3. Какие условия необходимы, чтобы признать положение предпринимателя на рынке доминирующим?
  4. Основные формы осуществления предпринимательства в Российской Федерации.
  5. К какому виду предпринимательства нужно отнести фермера, на ферме которого работают семь наемных работников?
  6. Раскройте понятие «юридическое лицо».
  7. Вспомните определение предпринимательской деятельности и его видов.
  8. С каким общепринятым понятием можно соотнести термин ГК РФ «коммерческое предприятие»?
  9. Перечислите виды обществ с ограниченной ответственностью и их отличия.
  10. Перечислите виды акционерных обществ и их отличия.
  11. Что такое товарищества на вере?
  12. В чем состоят основные недостатки индивидуального предпринимательства?
  13. Чем отличается холдинг от синдиката?
  14. Чем отличается финансово-промышленная группа от конгломерата?
  15. Какое предпринимательство считается малым?
  16. Укажите основные виды малого предпринимательства.
  17. Обязано ли ООО вернуть участнику его вклад при выходе из ООО?
  18. Каковы достоинства и недостатки малого предпринимательства?
  19. Дайте определение сделки.
  20. Сущность и значение предпринимательского договора.
  21. Какие договоры в книжном деле наиболее значимы?
  22. Сущность авторского договора.
  23. Дайте различие имущественных и неимущественных авторских прав.
  24. Что является высшим органом ООО?
  25. Срок действия авторского права после смерти автора равен … ?
  26. По издательскому договору автор предоставляет издательству право … ?
  27. Может ли автор уступить издательству свои неимущественные права?
  28. Кто является владельцем авторских прав на переделку известного литературного произведения?
  29. В продажу поступила аудиозапись известного литературного произведения, переделанного в мюзикл. Кому могут принадлежать авторские права?
  30. Что такое принцип авторского вознаграждения «роялти»?
  31. Розничная продажа обязательно требует договора?
  32. Обязано ли АО вернуть акционеру его вклад при выходе из АО?
  33. Правила торговли разрешают или запрещают возврат книг розничными покупателями в течение десяти дней со дня покупки?
  34. Преимущества договора поставки перед другими видами договоров купли/продажи
  35. В договоре поставки обязательно указывать цену и количество поставляемого товара?

© Центр дистанционного образования МГУП