Московский государственный университет печати

Есенькин Б.С.,
Коган А.Ф.


         

Предпринимательство в книжном деле

Учебное пособие


Есенькин Б.С., Коган А.Ф.
Предпринимательство в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел I. Предпринимательская деятельность в книжном деле

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2.

Что такое предпринимательство

1.3.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4.

Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5.

История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6.

Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7.

Проверьте себя

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1.

Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2.

Профессионализм и деловая активность

2.3.

Деловая репутация в бизнесе

2.4.

Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5.

Психология предпринимателя

2.6.

Культура предпринимателя

2.7.

Деловая этика и деловой этикет

2.8.

Проверьте себя

Раздел II. Экономико-правовые основы предпринимательской деятельности

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1.

Особенности книжного рынка

3.2.

Законы спроса и предложения

3.3.

Циклы воспроизводства

3.4.

Основной и оборотный капитал

3.5.

Источники пополнения капитала

3.6.

Доход, издержки, прибыль

3.7.

Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8.

Регулирующая роль цены

3.9.

Цена равновесия

3.10.

Проверьте себя

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1.

Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2.

Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3.

Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.3.1.

Индивидуальное предпринимательство.

4.3.2.

Коллективное предпринимательство.

4.3.2.1.

Товарищество (партнерство).

4.3.2.2.

Корпорации.

4.3.2.2.1.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

4.3.2.2.2.

Акционерное общество (АО).

4.3.2.3.

Производственные кооперативы

4.3.2.4.

Унитарные предприятия

4.3.3.

Объединения фирм.

4.3.4.

Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).

4.4.

Малое и среднее предпринимательство

4.5.

Документы правового регулирования предпринимательства

4.6.

Виды договоров

4.6.1.

Авторский договор.

4.6.2.

Договор купли-продажи.

4.6.3.

Договор подряда

4.6.4.

Заем и кредит (ст. 807-823).

4.6.5.

Договор комиссии (поручение продажи).

4.7.

Проверьте себя

Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1.

Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2.

Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3.

Система подготовки и принятия решений

5.4.

Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5.

Работа с персоналом

5.6.

Управление качеством

5.7.

Проверьте себя

6.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1.

Планирование и его виды

6.2.

Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3.

Бизнес-план фирмы

6.4.

Проверьте себя

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1.

Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2.

Информационные технологии

7.3.

Проверьте себя

Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1.

Финансовые ресурсы и их источники

8.2.

Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3.

Безналичные операции

8.4.

Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5.

Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6.

Инвестиции

8.7.

Бухгалтерский учет

8.8.

Расчет безубыточности

8.9.

Ценообразование

8.10.

Экспресс-анализ финансового состояния

8.11.

Проверьте себя

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1.

Товарные запасы книжной торговли

9.2.

Организация сбыта товарной продукции

9.3.

Планирование реализации и товарного покрытия

9.4.

Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5.

Действия по организации поставок

9.6.

Логистика управления материальными потоками

9.7.

Проверьте себя

Раздел V. Создание фирмы и ее становление

10.

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1.

Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2.

Исследования рынка

10.3.

Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4.

Организационный бизнес-план

10.5.

Расчет стартового капитала

10.6.

Учреждение и регистрация фирмы

10.7.

Стадии развития фирмы

10.8.

Проверьте себя

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1.

Предпринимательский риск и его виды

11.2.

Пути и методы снижения риска

11.3.

Информационная безопасность фирмы

11.4.

Коммерческая тайна и ее защита

11.5.

Служба безопасности фирмы

11.6.

Проверьте себя

Литература

Указатели
78   указатель иллюстраций
Рис. 5.1. Взаимосвязь функций управления Рис. 5.2. Корпоративные органы управления акционерного общества Рис. 5.2. Корпоративные органы управления акционерного общества Рис. 5.3. Структурная схема корпоративного управления Рис. 5.3. Структурная схема корпоративного управления Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО Рис. 5.5. Зависимость объема властных полномочий владельцев и менеджеров от формы организации фирмы Рис. 5.5. Зависимость объема властных полномочий владельцев и менеджеров от формы организации фирмы Рис. 5.6. Пример структуры управления крупным издательством Рис. 5.7. Пример структуры управления крупной оптовой фирмой Рис. 5.8. Структура управления оптовым складом Рис. 5.9. Структура управления книжным магазином Рис. 5.10. Традиционная кривая жизненного цикла издания Рис. 5.11. Виды жизненных циклов отдельных изданий Рис. 5.12. Типичный жизненный цикл книжной новинки в магазине в «спальном районе» Рис. 5.12. Типичный жизненный цикл книжной новинки в магазине в «спальном районе» Рис. 5.11. Виды жизненных циклов отдельных изданий Рис. 5.13. Ценовая линия совокупного спроса на книги Рис. 5.13. Ценовая линия совокупного спроса на книги Рис. 5.14. Кривая Энгеля-Торнквиста для книжных товаров Рис. 5.14. Кривая Энгеля-Торнквиста для книжных товаров Рис. 5.14, а. Кривые Энгеля-Торнквиста для книг различной социальной значимости Рис. 5.15. Составляющие издательского маркетинга Рис. 5.15. Составляющие издательского маркетинга Рис. 5.16. Составляющие концепции TQM

За свою многовековую историю человечество выработало принципиально различные инструменты управления: организация и структура - основанные на методах принуждения, финансы - на единой системе оценки, рынок - на принципе равноправия партнеров, культура - на системе социальных норм, стереотипов поведения, этических и моральных правил. В темах 5-6, 9-10 рассмотрим преимущественно организационные инструменты управления предпринимательской деятельностью.

Традиционно под термином «управление» понимается организационное управление, будем придерживаться такого понимания.

Процесс управления независимо от объекта управления состоит из функциональных частей (функций), показанных на рис. 5.1 Рис. 5.1. Взаимосвязь функций управления. Он включает в себя: организацию - формирование структуры фирмы, планирование - составление плана фирмы, контроль - количественную и качественную оценку результатов работы, мотивацию - деятельность по активизации сотрудников фирмы, координацию - обеспечение бесперебойной и непрерывной работы фирмы, согласование деятельности всех подсистем и подразделений.

На уровне фирмы как целого в фирмах-корпорациях объектом управления выступает корпорация и соответственно осуществляется корпоративное управление, субъектами которого могут быть только участники корпорации (общее собрание) или избранные ими корпоративные органы управленияДля индивидуальных предпринимателей характерна простота управления - собственник и управляющий являются одним и тем же лицом, количество наемных работников невелико. Для товариществ наиболее частой является коллективная форма управления, иногда по договоренности один из партнеров наделяется высшими координирующими и распорядительными функциями..

Состав и полномочия высших органов корпоративного управления определяются организационно-правовой формой фирмы, должны соответствовать законодательным нормам и определяются корпоративными актами, принимаемыми на собрании учредителей или акционеров.

Корпоративное управление - это комплекс действий, направленных на осуществление миссии фирмы и достижение целей, поставленных перед ней. Вопросы, подлежащие решению на уровне корпорации, регламентируются в учредительных документах фирмы, определяющих компетенцию собрания учредителей и исполнительных органов. К компетенции общего собрания относятся вопросы назначения на высшие исполнительные должности корпорации, а также важнейшие вопросы, относящиеся к управлению имуществом общества: формирование филиалов, крупные сделки с недвижимостью, инвестиционные проекты и т.д. К компетенции корпоративного управления относятся также внутрикорпоративные вопросы: распределение прибыли, эмиссия акций, продажа и ликвидация фирмы, слияние с другой фирмой, изменение размера уставного капитала и другие вопросы управления корпоративными финансами.

А) Корпоративные органы управления акционерными обществами.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает следующие органы управления акционерного общества: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор), коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), ревизионная комиссия. Закон предоставляет возможность использования четырех моделей управления акционерным обществом, структура которых представлена на рис.5.2 Рис. 5.2. Корпоративные органы управления акционерного общества.

При выборе структуры корпоративного управления необходимо учитывать следующие особенности:

  1. Согласно Закону «Об акционерных обществах» модели а) и б) рис. 5.2 Рис. 5.2. Корпоративные органы управления акционерного общества могут быть использованы в любых акционерных обществах, модели в) и г) - в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти, при этом в уставе может быть предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров, определенное лицо или орган. Кроме того, члены коллегиального исполнительного органа (правления) не могут составлять большинства в совете директоров. Совет директоров (наблюдательный совет) создается только при количестве акционеров более пятидесяти.
  2. Модель а) усиливает полномочия совета директоров в ущерб полномочиям генерального директора, так как закон запрещает совмещение в одном лице должностей председателя совета директоров и генерального директора.
  3. Модель б) позволяет усилить полномочия генерального директора.

На рис. 5.3 Рис. 5.3. Структурная схема корпоративного управления представлена структурная схема корпоративного управления акционерным обществом, соответствующая модели а).

На рис. 5.3 Рис. 5.3. Структурная схема корпоративного управления прослеживается связь корпоративных органов управления с исполнительными органами, осуществляющими оперативное управление деятельностью фирмы.

Б) Корпоративные органы управления общества с ограниченной ответственностью.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет следующие корпоративные органы управления ООО: общее собрание участников общества, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и др.), ревизионная комиссия (ревизор). Закон предусматривает четыре возможные модели управления ООО (рис. 5.4 Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО).

При выборе структуры корпоративного управления ООО необходимо учесть следующее:

  1. Закон предусматривает обязательное наличие в ООО общего собрания и единоличного исполнительного органа. Остальные органы управления, показанные на рис. 5.4 Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО, могут формироваться по инициативе общего собрания участников.
  2. Модель а) рис. 5.4 Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО усиливает компетенцию председателя совета директоров и ослабляет влияние генерального директора (по закону эти должности не может занимать одно и то же лицо, а число членов правления в совете директоров не должно превышать четверти состава правления). Рекомендуется в случае наличия среди участников юридических лиц, наиболее заинтересованных в контроле над деятельностью ООО.
  3. Модель б) рис. 5.4 Рис. 5.4. Корпоративные органы управления ООО значительно усиливает влияние генерального директора, т.к. позволяет беспрепятственно вводить в совет директоров представителей исполнительного уровня, зависящих от директора.
  4. Модели в) и г) рекомендуются для ООО с небольшим количеством участников. При этом модель г) наиболее подходит для малого и среднего предпринимательства и делает директора подконтрольным только общему собранию.

Выбор структуры корпоративного управления происходит при создании ООО, когда объемы компетенции участников могут быть сужены (расширены) за счет единоличного исполнительного органа. К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:

  • определение основных направлений деятельности ООО;
  • изменение устава и размера уставного капитала;
  • внесение изменений в учредительный договор;
  • образование исполнительных органов ООО, утверждение его полномочий;
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора);
  • утверждение годовых отчетов и годового баланса;
  • распределение чистой прибыли;
  • утверждение внутренних документов;
  • эмиссионная деятельность;
  • назначение аудиторской проверки;
  • реорганизация и ликвидация ООО;
  • создание филиалов и представительств;
  • принятие в общество новых участников;
  • совершение крупных сделок;
  • избрание совета директоров.

Компетенция общего собрания участников ООО может распространяться и на ряд других вопросов.

Из всех вопросов, относящихся к компетенции общего собрания на решение совета директоров (наблюдательного совета) могут быть переданы обраование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий.

Органы исполнительного управления корпорации осуществляют управление текущей предпринимательской деятельностью фирмы (оперативное управление) по вопросам производства, коммерции и финансов. Исполнительный орган может быть единоличным (директор, президент, управляющий и др.) или коллегиальным (правление). Его компетенция распространяется на оперативные вопросы: выполнение решений общего собрания и совета директоров, обеспечение выполнения годового плана, текущей хозяйственной политики, оперативное планирование, назначение руководителей подразделений, ведение корпоративного бухгалтерского и статистического учета и т.д.

В управлении следует различать объекты и субъекты управления. Объекты управления объединяются в основные и обеспечивающие подсистемы. Основные подсистемы включают объекты управления, представляющие виды предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую и финансовую (см. подраздел 1.1). К объектам производственно-коммерческих подсистем относятся процессы производства, закупок, торговли и сбыта, маркетинга - управление строится на основе информации о параметрах процессов. Финансовая подсистема включает распределение прибыли, кредит, инвестиции, внереализационную деятельность.

К обеспечивающим подсистемам управления относится деятельность по управлению персоналом, бухгалтерским учетом и отчетностью, системами экономического учета, анализа и планирования, материально-технического снабжения, делопроизводства, безопасности.

К самостоятельному объекту управления предпринимательской деятельностью относится инновационная деятельность, или реинжиниринг. В него входят важнейшие функции предпринимательства: расширение производства; разработка и освоение новых товаров, технологий, финансовых схем и методов управления; освоение новых рынков; формирование новых каналов распространения. К реинжинирингу относятся также внедрение новых информационных технологий, перепрофилирование фирмы, приобретение новых производств и направлений и другие инициативные действия, направленные на максимизацию прибыли и привлечение инвесторов. При создании новой фирмы аналогичный комплекс функций объединяется в понятие инжиниринга.

Субъектами оперативного (текущего) управления являются менеджеры, образующие иерархию управления: высший уровень (топ-менеджеры) и менеджеры, руководящие группами (отделами) непосредственных исполнителей или выполняющих отдельные функции управления.

В небольших фирмах индивидуальный предприниматель-собственник (или собственники) совмещает управленческие функции с исполнительскими. Когда число работников превышает 10, собственник обычно уже не может одновременно участвовать в производстве и в управлении, сосредотачиваясь на управлении.

С ростом масштаба деятельности фирмы управление усложняется. Поясним это на следующей модели. Пусть имеется n работников. Управлять означает координировать связи между ними. Сложность управления k пропорциональна максимальному количеству возможных связей

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- коэффициент пропорциональности. При увеличении количества работников n сложность управления возрастает значительно быстрее, чем само число n, следовательно, резко возрастает объем информации, необходимой для принятия решения.

Выход из проблемы усложнения системы управления состоит в разбиении объектов управления и состава исполнителей на отдельные подразделения, т.е. в реорганизации структуры. В новой структуре выделяются производственные и обеспечивающие подразделения. В книжном деле при организации производственных подразделений издательских и книготорговых фирм используется технологический принцип: подразделения образуются путем деления технологической цепочки подготовки издания или организации продажи. В структуре издательства, например, выделяются редакционные, художественно-оформительские, производственные, маркетинговые и сбытовые подразделения. В книжном магазине - менеджерские подразделения для работы с поставщиками, подразделения приема литературы на склад, организации торговли, маркетинга.

Степень дробности структуры зависит от объема производства и торговли, численности штатных и нештатных сотрудников. Так, например, в крупном издательстве целесообразно выделить отдельные тематические редакции и корректорскую службу; в торговой деятельности большого книжного магазина - секции торгового зала, в оптовой фирме - регионы продаж.

В результате формирования структуры возрастает количество наемных менеджеров, которым предприниматель делегирует часть своих функций управления. Собственники сосредотачиваются на принятии корпоративных решений, контроле их выполнения, распределении прибыли.

В крупнейших акционерных обществах могут быть тысячи собственников акций, участие которых в оперативном управлении нецелесообразно. Часть собственников выступает в виде совета директоров, остальные участвуют только в распределении прибыли. Сосредоточение управленческих функций в руках менеджеров в связи с ростом сложности управления условно показано на рис. 5.5 Рис. 5.5. Зависимость объема властных полномочий владельцев и менеджеров от формы организации фирмы. Если считать полный объем властных полномочий за 100%, то в индивидуальных предприятиях (ИП) и товариществах владельцы осуществляют их полностью (зона А на рис. 5.5 Рис. 5.5. Зависимость объема властных полномочий владельцев и менеджеров от формы организации фирмы), в акционерных обществах (АО) объем оперативных полномочий сокращается (зона В). Лидирующее положение в оперативном управлении акционерным обществом занимают менеджеры. В зоне Б участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) осуществляют управленческие функции наряду с менеджерами.

Делегирование функций управления выражается в объеме компетенции отдельных менеджеров, который на практике определяется системой должностных инструкций и иерархией управления. Чем ниже уровень иерархии, тем уже компетенция менеджера и степень его влияния на принятие решений по фирме в целом. Иерархия управления реализуется в штатном расписании.

Организационно распределение функций исполнительного управления реализуется в виде структуры управления - упорядоченной совокупности подразделений фирмы, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих деятельность фирмы как единого целого.

Между отдельными элементами структуры действуют горизонтальные связи, обеспечивающие согласованность действий, и вертикальные связи, определяющие соподчиненность подразделений. Кроме того, действуют линейные связи, отражающие согласование управленческих решений между отдельными подразделениями, и функциональные связи, отражающие связи по функциям управления.

Менеджеры осуществляют оперативное управление, доводящее управляющее воздействие до отдельных рабочих мест. Особыми случаями являются: ситуационное управление, необходимость которого возникает при незапланированных ситуациях, например при форс-мажоре, и целевое управление, обеспечивающее сквозное управляющее воздействие на все уровни иерархии управления, необходимое для решения инновационных задач. В последнем случае управление направлено на конкретный результат.

В книжном деле характерна иерархическая структура управления предпринимательской деятельностью, основанная на четком разделении труда:

    1) управленческий аппарат разбивается на уровни, когда нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им;

    2) система внутрифирменных стандартов и норм определяет права, обязанности и ответственность менеджеров и квалификационные требования к ним;

    3) стандартизирована процедура подготовки и принятия решений.

Организационная структура фирмы и ее штат определяются корпоративным руководством или единолично предпринимателем в соответствии с целями, направлениями и масштабами ее деятельности, которые формируют ее уникальность. В книжном деле исторически сложилась структура управления и номенклатура должностей, соответствующая производственному и коммерческому предпринимательству, т.е. издательству и книготорговой фирме.

В качестве примераПриводимые здесь и далее примеры являются именно примерами, а не типовыми схемами. рассмотрим организационно-управленческую структуру, характерную для крупного универсального частного издательства, выпускающего в год более 100 изданий (рис. 5.6 Рис. 5.6. Пример структуры управления крупным издательством).

Издательство возглавляет генеральный директор, которому подчиняются заместители - главный редактор (с правами первого заместителя), коммерческий директор и главный инженер. Главный редактор управляет процессом отбора и подготовки изданий, коммерческий директор возглавляет коммерческую деятельность издательства, включая маркетинг и рекламу, реализацию готовой продукции, склад готовой продукции. Коммерческому директору подчиняется бухгалтерия. Главный инженер осуществляет связь с типографиями через производственный отдел, занимается обеспечением типографий полиграфическими материалами, ведет информационно-аналитические службы. Непосредственно генеральному директору подчиняются управление персоналом, секретариат, архив, библиотека.

В более крупных издательствах выделяется служба финансового директора, отраслевые редакции по разделам литературы, художественная редакция. Каждый отдел или редакция в свою очередь также могут иметь свои внутренние структуры. Например, такой важный для эффективности издательской деятельности отдел, как отдел реализации, в московских издательствах подразделяется на группы работы с московскими и региональными клиентами, операторскую группу, готовящую первичные отгрузочные документы.

На рис. 5.7 Рис. 5.7. Пример структуры управления крупной оптовой фирмой показана структура управления производственной деятельностью крупной оптовой фирмой. В этой структуре маркетинговые функции (например, принятие предложений от издательств, размещение предложений по получателям, формирование сводного заказа) отделены от коммерческих (транспортно-экспедиционная служба, складское хозяйство, диспетчирование поставок) и финансовых операций. При увеличении объема складских операций формируется подразделение главного инженера, отвечающего за механизацию работ, информационные технологии, транспортное обслуживание.

Примерная структура управления большим оптовым книжным складом дана на рис. 5.8 Рис. 5.8. Структура управления оптовым складом.

Пример структуры управления крупным книжным магазином показан на рис. 5.9 Рис. 5.9. Структура управления книжным магазином.

Магазин возглавляет генеральный директор, которому подчиняются два заместителя - первый заместитель и коммерческий директор. Первый заместитель руководит торговым процессом в секциях торгового зала, удаленных точках и т.д., ему подчиняется библиографическая служба, осуществляющая подготовку библиографической базы данных магазина, другие службы. Коммерческий директор возглавляет отделы маркетинга и рекламы, службу закупок товаров, товарный склад. Непосредственно генеральному директору подчиняются бухгалтерия, управление персоналом, информационно-аналитические службы.

Управление фирмой осуществляется как подготовка, принятие и реализация управленческих решений. На среднем и низшем уровнях управления сосредоточены вопросы, требующие оперативных решений, для самостоятельного принятия которых менеджер должен обладать достаточными знаниями и опытом, информацией и правами. Так, в магазине менеджеры по закупкам ответственны за принятие решений по закупке предлагаемых издательствами книг по наименованиям; менеджеры издательства по реализации, в свою очередь, самостоятельно ищут покупателей, ведут переговоры, вместе с менеджерами магазинов подготавливают договоры о поставке. Решения по рутинным, часто повторяющимся ситуациям по закупкам и продажам, рационально принимать в информационной среде автоматизированного рабочего места, имеющего прямую связь с локальной базой данных поставщика и покупателя, т.е. с применением информационных технологий.

На уровне исполнительного руководства принимаются плановые, структурные и кадровые решения, утверждаемые приказом руководителя фирмы, а по частным случаям, предусмотренным внутрифирменными стандартами, распоряжениями руководителей подразделений. Все договоры с другими фирмами подписывает руководитель фирмы или уполномоченные им лица. Финансовые решения оформляются в виде платежных и расходных документов установленной формы и подписываются только руководителями, имеющими на это право, образцы подписей которых хранятся в обслуживающем фирму банке.

Решения по планированию, внедрению инноваций, структурных преобразованиях и т.п. требуют тщательной подготовки, анализа статистической и экономико-финансовой информации, изучения тенденций рынка, подготовки и отбора вариантов плана. Обычно ему предшествует коллективное обсуждение проекта.

Права руководителей при принятии решений. Компетенция генерального директора ООО определяется Федеральным законом, уставом ООО, внутрифирменными документами, а также его договором с ООО. Единоличный руководитель общества с ограниченной ответственностью (генеральный директор, президент и др.), избранный на общем собрании участников:

  • действует без доверенности;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества;
  • издает приказы о назначении на должности, о переводе и увольнении, поощрении и дисциплинарном взыскании;
  • осуществляет иные полномочия, не входящие в компетенцию общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа.

Система принятия решений в крупных фирмах регламентируется Положениями о системе документооборота и контроля исполнения, внутрифирменными стандартами документов.

Управление маркетингом относится к основным подсистемам управления предпринимательской деятельностью. Целью маркетинга является выявление конкурентных преимуществ фирмы и разработка мер по их усилению, активное воздействие на спрос и предложение в выбранном сегменте рынка («рыночной нише»). На основании маркетинговых исследований вырабатывается стратегия фирмы, обеспечивающая на заданный период эффективное достижение поставленных экономических целей, осуществляется трансакционная деятельность.

Подсистема управления маркетингом предусматривает:

  • разработку маркетинговой стратегии и политики;
  • маркетинговые исследования рынка - изучение спроса и поведения потребителей, влияния факторов цены, дохода на предпочтения потребителей, производственных затрат, глубины и широты ассортимента, мониторинг конкурентов;
  • маркетинговый аудит, т.е. маркетинговый анализ экономических и финансовых показателей работы фирмы;
  • планирование товарного ассортимента;
  • разработку ценовой политики;
  • разработку мер для максимального удовлетворения спроса;
  • планирование каналов и методов распространения;
  • разработку мер по совершенствованию продаж;
  • мерчендайзинг;
  • эффективное использование рекламы и других средств продвижения товаров;
  • поддержку имиджа фирмы.

Средствами решения задач маркетинга являются наблюдение, опрос, экономический и финансовый анализ, маркетинговое планирование, изучение статистических показателей (маркетинговый аудит) и рейтингов, приводимых в СМИ и специальной литературе.

Изучение спроса и поведения потребителей является одной из основных повседневных задач предпринимательской деятельности в книжном деле. В крупных издательских и книготорговых фирмах для этого создаются маркетинговые службы, без рекомендаций которых не принимаются решения об объеме тиража, составе ассортимента, объеме закупок, отпускной или розничной ценах.

Предпринимателю важно учитывать следующие маркетинговые свойства, присущие книжному товару:

  • каждая книга - продукт интеллектуальной деятельности, ее содержание неповторимо;
  • для определения необходимости в приобретении книги ее следует прочесть (процесс оценки необходимости приобретения совпадает с процессом потребления);
  • книга «адресована» определенному потребителю, причем «адресация» обусловлена не только ее тематикой и содержанием, но также оформлением, объемом, тиражом, ее отпускной и розничной ценой, образующими в совокупности факторы предложения книги. Слоган «каждая книга найдет своего покупателя!» отражает именно это маркетинговое свойство;
  • книга приобретается потребителем один раз (товар одноразовой покупки)Именно это свойство выражено по отношению к книге в первом законе Госсена (см. тему 2).
  • .

Для маркетинга книги существенно понятие жизненного цикла, т.е. периода, за который книга продается на потребительском рынке.

Классическая кривая жизненного цикла издания представлена на рис. 5.10 Рис. 5.10. Традиционная кривая жизненного цикла издания и состоит из следующих фаз:

Внедрение на рынок (пробные продажи). Цель - проникновение на рынок.

Рост. Фаза признания товара, расширения продаж.

Насыщение. Фаза постепенного удовлетворения спроса.

Спад. Фаза снижения объема продаж и прибыли.

Практика показала, что на книжном рынке встречаются модификации жизненного цикла издания, представленные на рис. 5.11 Рис. 5.11. Виды жизненных циклов отдельных изданий.

Каждый из сегментов книжного рынка, соответствующий разделу литературы, жанру, целевому назначению, характеризуется своим жизненным циклом. Например, «равномерный» жизненный цикл присущ дорогим альбомам по искусству, «сезонный» - учебникам и календарям, «ностальгия» - повторным изданиям, «увлечение» - серийным и многотомным изданиям, литературе, выпущенной к определенным датам, сенсационным событиям в жизни общества, и т.п. Для многих изданий возможен «бум», но, увы, многие издания ждет «провал». Правильно спрогнозировать кривую жизненного цикла - залог успеха издателя.

В курсе маркетинга книжного дела различным видам жизненного цикла издания уделяется достаточно внимания, но как тиражу в целом. У магазина, приобретающего для продажи небольшую часть издательской продукции, кривая жизненного цикла имеет другой вид, так как в продажу поступает весь запас торгового зала, который потом пополняется повторными поставками (дозаказ). Стандартный жизненный цикл магазинной новинки, например для магазина в «спальном районе», имеет вид рис. 5.12 Рис. 5.12. Типичный жизненный цикл книжной новинки в магазине в «спальном районе».

Форма кривой рис. 5.12 Рис. 5.12. Типичный жизненный цикл книжной новинки в магазине в «спальном районе» объясняется тем, что в таком магазине пик продаж и насыщение наступает быстрее, так как обусловлены потребностями локального спроса, которые ограничены численностью жителей.

Совсем другой вид, близкий к типу «равномерный» на рис. 5.11 Рис. 5.11. Виды жизненных циклов отдельных изданий, будет иметь кривая жизненного цикла такого же издания для района туристических достопримечательностей или универсального магазина в деловом центре.

В книжном маркетинге удобно рассматривать линии спроса и предложения на основе совокупного спроса и предложения в пределах определенной группы (например, детективы, учебники для школ). Группировки позволяют проводить маркетинговые исследования по сегментам потребительского книжного рынка. Выводы из таких исследований подтверждают верность законов спроса и предложения. Например, повышение спроса на детективы в краткосрочном периоде вызвало подъем на них издательских цен (рынок был не насыщен). В долгосрочном периоде повышение спроса на детективы привело к увеличению объема производства детективов (за счет увеличения тиражей и количества наименований) и снижению совокупной средней цены из-за насыщения рынка (эффект монополистической конкуренции).

Таблица 5.1

А. Тип социальной значимости книги
Б. Ассортиментные группы
В. Характеристика зависимости спроса от цены
1. "Престижная" литература
Дорогие издания по искусству, подарочные, коллекционные и высокохудожественные издания, антиквариат
Спрос может увеличиться при росте цены
2. Профессиональная литература
Монографии, справочники, руководства по отдельным вопросам науки, техники, культуры
Спрос мало зависит от цены
3. "Любительская" литература
Книги широкого ассортимента для любителей искусства, охоты, спорта, вязания, науки и техники; художественная литература, в т.ч. детективы, фантастика, исторические и любовные романы; путеводители
Спрос падает при росте цены
4. Книги-субституты
Дешевые книги, обычно в мягкой обложке, тематика которых совпадает с тематикой п.3
Спрос падает при росте доходов
5. Издания сезонного характера
Календари, открытки, актуальные политические книги, издания, приуроченные к определенным датам и событиям
Спрос слабоэластичен по цене: не зависит от цены в сезонный период, падает в межсезонные периоды
6. Книги первой необходимости
Школьные учебники, методики, познавательная литература для детей дошкольного возраста, книги по воспитанию, оказанию первой помощи, детская литература, вузовские учебники
Спрос по цене слабоэластичен: практически не зависит от цены

 

В целом книжные товары относятся к слабоэластичным по цене из-за наличия в них значительной доли товаров, эластичность которых близка к нулю (школьные учебники, популярная медицина, «бестселлеры» в короткие промежутки времени). К сильноэластичному спросу можно отнести спрос на художественную и справочную литературу.

Опыт работы авторов пособия в книжной торговле позволяет обобщить данные по эластичности спроса на книги по цене в табл. 5.1.

В графе таблицы А введено понятие «социальной значимости книги», характеризующее иерархию потребностей, в основу которой положена известная модель иерархии потребностей А. Маслоу. Графа Б содержит ассортиментные группы книжных товаров, соответствующие данному типу потребностей, в графе В приведена зависимость спроса от цены, основанная на практических результатах.

Зависимость совокупного спроса на книги от цены в конкретном разделе показывает, что при разбиении цены на диапазоны (например, в рублях 0-10, 10-20, 20-30 и т.д.) в полученной, т.н. «ценовой линии», для каждого вида ассортимента наблюдается ценовой диапазон, в котором будет иметь место максимум спроса. Например, для совокупного спроса по разделу «школьнаые учебники» ценовая линия имеет вид, представленный на рис. 5.13 Рис. 5.13. Ценовая линия совокупного спроса на книги (усредненные данные за 2002 г.).

На рис. 5.13 Рис. 5.13. Ценовая линия совокупного спроса на книги по горизонтали отложены диапазоны розничных цен, по вертикали - совокупный спрос за период. Ценовая линия и таблица потребностей позволяют маркетологу издательства или магазина рекомендовать цену и предсказать, какой будет спрос на планируемую книгу при заданной цене.

Эластичность спроса по доходу для книг положительна, т.е. с увеличением дохода совокупное количество приобретаемых книг возрастает, но с дальнейшим увеличением этого количества достигает определенного предела («насыщения»). Зависимости спроса от дохода для книг характеризуются кривой Энгеля-Торнквиста (рис. 5.14 Рис. 5.14. Кривая Энгеля-Торнквиста для книжных товаров).

В области А рис. 5.14 Рис. 5.14. Кривая Энгеля-Торнквиста для книжных товаров происходит рост, в области Б - насыщение, количество приобретаемых книг уже не зависит от дохода и может даже падатьДля узкого круга потребителей, «книголюбов», область насыщения отсутствует..

Практика показывает, что рост спроса на книги как на товары долговременного пользования при фиксированном доходе зависит в основном от появления новых семей, формирующих свои библиотеки, количества учащихся общеобразовательной и высшей школы, людей с высшим образованием.

На рис. 5.14, а Рис. 5.14, а. Кривые Энгеля-Торнквиста для книг различной социальной значимости показаны кривые Энгеля-Торнквиста для книжных товаров, соответствующих некоторым типам социальной значимости табл. 5.1. Из него видно, что прежде всего происходит насыщение книгами первой необходимости, затем - книгами-субститутами. При дальнейшем росте доходов - профессиональной литературой, при этом дальнейший рост доходов приводит к новому «всплеску» ее потребления. При самом высоком уровне доходов идет насыщение книгами типа «престижная» литератураВ этом случае принято говорить об эффекте престижного потребления (эффект Веблена): наличие дорогостоящих вещей подчеркивает социальную значимость (статут) владельца..

Для книжного бизнеса изучение потребителей имеет огромное значение, на это направлены усилия маркетинговых служб издательских и книготорговых фирм. В потребительской корзине среднестатистического гражданина России расходы на книжные товары составляют весьма незначительную часть (менее 1%), поэтому его параметры изучаются книжным бизнесом самостоятельно. Знание своего потребителя - залог устойчивой конкурентоспособности предпринимателя в книжном деле.

Подробно эти вопросы рассмотрены в курсах маркетинга, здесь целесообразно только обобщить составляющие издательского маркетинга, которые в совокупности образуют маркетинг-микс издательства.

В левом столбце рис. 5.15 Рис. 5.15. Составляющие издательского маркетинга представлены блоки, содержащие основные направления маркетинговых исследований, в правом - основные направления предпринимательской деятельности, в которых реализуется маркетинговая стратегия издательства. Следует учесть, что направления исследований и компоненты стратегии маркетинга подразумевают маркетинг ресурсов-затрат и маркетинг ресурсов-результатов (входной и выходной маркетинг).

Маркетинг-микс объединяет результаты маркетинга и, как показано в нижней части рис. 5.15 Рис. 5.15. Составляющие издательского маркетинга, служит инструментом позиционирования фирмы, с одной стороны, на рынках ресурсов-затрат (рынок авторских оригиналов, рынок полиграфических услуг, рынок бумаги и т.д.) и, с другой, - на рынке ресурсов-результатов (прежде всего, потребительский рынок). Наибольшее значение имеет правильное позиционирование на потребительском рынке, именно с ним связан риск инвестиций средств в книжную продукцию. Предприниматель, вкладывающий средства в издание без предварительных маркетинговых исследований, не имеющий собственной маркетинговой стратегии, скорее всего, обречен на неудачу в книжном бизнесе.

Маркетинговые исследования позволяют выявить факторы конкурентоспособности издательства, к которым относятся:

  • широта ассортимента (универсальное издательство);
  • глубина ассортимента (специализированное издательство);
  • узнаваемость (серийность);
  • ценовая политика (соответствие цены платежеспособности целевой группы);
  • многовариантность каналов распространения;
  • реклама;
  • соответствие качества книги и цены;
  • оптимальное соотношение тиража и цены;
  • наличие долговременной издательской программы (издательского портфеля, так как основа деятельности издательства - интеллектуальная собственность);
  • эффективные каналы распространения;
  • квалификация редакторов и менеджеров по сбыту;
  • наличие маркетинговых исследований.

Система связей издательской фирмы с торговлей определяет совокупность трансакций, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы по ассортименту. Главный финансовый риск берет на себя издатель-предприниматель, поэтому издательский маркетинг имеет определяющее значение для успеха всего книжного дела.

Компоненты книготоргового маркетинга-микс отличаются от издательских. Например, для книжного магазина значимы следующие факторы конкурентоспособности:

  • месторасположение магазина;
  • транспортная доступность магазина;
  • социально-экономическая характеристика микрорайона, в котором находится магазин;
  • торговая площадь магазина;
  • широта ассортимента;
  • полнота ассортимента по отдельным разделам;
  • скорость обновления ассортимента;
  • наличие книг прошлых лет изданий;
  • квалификация персонала торгового залаВ настоящее время практики книжной торговли развитых стран предпочитают набирать персонал торгового зала из лиц, имеющих высшее специализированное образование, позволяющее ориентироваться в специализированном ассортименте.
  • ;

  • «дружественный интерфейс» с покупателями;
  • мерчендайзинг;
  • уровень цен и скидок;
  • информационные технологии;
  • реклама;
  • дополнительные услуги;
  • активное использование результатов маркетинговых исследований.

Составной частью всего маркетинга является система маркетинговых коммуникаций, важнейший компонент которых - реклама.

Маркетинговые исследования подразделяются на исследование внешней и внутренней среды фирмы. Одним из наиболее распространенных методов оценки внешней среды, факторов конкурентоспособности являются методы SWOT-анализаОт английского SWOT, составленного из начальных букв английских слов strength, weaknesses, opportunities, threats,  соответственно «сила», «слабости», «возможности», «угрозы». , метод БКГОценка внешней среды по методу Бостонской консультационной группы (БКГ). и ряд других, которые достаточно подробно излагаются в курсе маркетинга. Изучение потребителя строится на проведении опросов, составление и проведение которых требует тщательной подготовки. Внутренняя среда фирмы исследуется комплексным маркетинговым аудитом экономико-статистических данных фирмы в разрезе ассортимента и потребительских групп.

Формирование квалифицированного персонала и системы эффективного управления персоналом является одним из важнейших факторов предпринимательского успеха. Тезис «отца маркетинговой теории» Ф. Котлера «Ваш бизнес - это ваши сотрудники» для книжного предпринимательства, основанного на использовании результатов интеллектуального труда, особенно актуален. Владелец одного из крупнейших мировых агентств Х. Розенблат и автор нашумевшей книги «Потребитель приходит вторым» на вопрос: «Кто же приходит первым?» отвечает: «Сотрудники!»

В подсистему управления персоналом входят:

  • отбор персонала;
  • должности как совокупность задач, прав, обязанностей и ответственности;
  • условия труда;
  • оценка труда;
  • оплата труда;
  • льготы;
  • аттестация персонала;
  • организация труда;
  • порядок должностного продвижения;
  • повышение квалификации;
  • социальные услуги;
  • порядок высвобождения персонала (перевод, увольнение, сокращение).

Указанные функции и средства при их эффективном применении создают положительный образ фирмы на рынке труда, делают ее привлекательной для квалифицированных работников. Как правило, они фиксируются в таких корпоративных актах, как Положение о персонале, Положение об оплате труда, Положение о премировании, Должностных инструкциях, Положениях об отдельных подразделениях, Штатном расписании и др. Для работников всех звеньев фирмы большую роль играет «открытость» этих документов, знание которых повышает заинтересованность работников в результатах своего труда.

В корпорациях (ООО, АО) работники делятся на работающих по найму и работающих собственников, участвующих в прибыли. Практика показала, что первые чаще всего озабочены своей собственной судьбой и заинтересованы в повышении заработной платы (менеджерский подход к управлению). У работающих собственников более повышен интерес к фирме, участие в прибыли ориентирует их на получение более высокой прибыли, а не на повышение зарплаты (предпринимательский подход).

Взаимоотношения между работником и предпринимателем-работодателем регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ), который устанавливает, что прием на работу осуществляется по добровольному соглашению сторон, которое называется трудовым договором.

Различаются следующие виды трудового договора:

  • договор на неопределенный срок,
  • срочный трудовой договор (до пяти лет),
  • договор на время выполнения определенной работы.

Администрация обязана требовать от поступающего на работу документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (если это основная работа, а не совместительство), документ, подтверждающий квалификацию. В трудовую книжку вносятся записи о приеме на работу, продвижении по должности, поощрении и увольнении (со ссылкой на соответствующую статью ТК РФ).

Трудовой договор следует отличать от договора подряда, по которому работник обязуется к определенному сроку выполнить определенную работу. Особым видом трудового договора является трудовой контракт - коммерческий договор по поводу купли/продажи рабочей силы. Как правило, контракт заключается с работником, способным квалифицированно выполнять определенную работу. В контракте, в отличие от трудового соглашения, должны быть четко прописаны обязанности сторон. Контракт, например, может заключаться на аудит, обучение персонала по освоению новой техники, перевод произведения с иностранного языка на русский язык, редактирование и т.д. Контракт может заключаться также и с работником, принятым одновременно по трудовому соглашению.

В соответствующих внутрифирменных актах регулируются такие процедуры, как:

  • кто проводит беседу с поступающим на работу;
  • кто визирует заявление, подписывает и утверждает приказ;
  • для выполнения каких видов работ требуется медицинская книжка (например, для работы продавцом);
  • система выдачи пропуска на фирму, допуска к коммерческой информации и т.д.

Структура оплаты труда фиксируется в Положении об оплате труда и других аналогичных документах и состоит из следующих частей:

  • выплат заработной платы за фактически выполненные работы (основная зарплата);
  • выплат стимулирующего характера, перечисленных во внутрифирменных актах (премиальные выплаты по итогам месяца, года, за освоение новой техники, за экономию ресурсов, за высокое качество работ, за выполнение отдельных работ и др.);
  • выплат компенсирующего характера (по уходу за ребенком, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за командировку и др.);
  • выплат гарантийного характера (за выслугу лет, специальные надбавки и т.п.).

Режим труда устанавливается регламентом рабочего времени, который является прерогативой предпринимателя, при этом максимальное количество рабочих часов устанавливает государство. Предприниматель также самостоятельно определяет графики сменности и устанавливает продолжительность отпусков, которая за год не должна быть менее 24 рабочих дней.

В Российской Федерации существует государственная система подготовки кадров для книжного дела. Специалистов с высшим образованием для книжного дела (менеджеров, маркетологов, экономистов, книговедов, издателей, полиграфистов) готовит Московский государственный университет печати и ряд других вузов.

В подразделе 3.8 было показано, что для успеха предпринимательской деятельности огромное значение имеют цены как регуляторы спроса и предложения. Не менее значимым фактором регулятора спроса и предложения является качество книги и услуг по ее продвижению и продаже на рынке.

Понятие качества - сложное и многоаспектное. В самом общем понимании качество - это совокупность свойств книги и услуг по ее продвижению, призванных удовлетворять потребность в соответствии с целевым назначением книги. Управлять качеством - управлять процессом производства и распространения на всех этапах. Качество - комплексный результат всех видов работы: по планированию, редактированию и художественному оформлению, выбору используемых материалов, итог труда полиграфистов, маркетологов и реализаторов.

Управление качеством подразумевает не только контроль, но также планирование, организацию и проведение работ по повышению качества, поиску путей его улучшения.

Управление качеством включает следующие компоненты:

  • анализ актуальных и потенциальных потребностей потребителей;
  • прогнозирование;
  • проектирование качества при разработке и введении инноваций;
  • планирование;
  • разработку фирменных стандартов качества;
  • контроль качества производства и торговли;
  • обратную связь с потребителем.

В книге необходимо в соответствии с ее двойственной природой различать качество содержания и внешнее техническое качество. Качество содержания определяется автором интеллектуального произведения. Перед редактором, отбирающим авторские оригиналы для издания, стоят задачи определения качества произведения, выявления, насколько замысел и содержание соответствуют потребностям сегодняшнего рынка, для кого предназначено произведение? Литературный и художественный редактор способствуют улучшению потребительских свойств книги, но кардинально они не могут изменить замысел автора и содержание произведения.

Внешнее качество книги связано с выбором гарнитуры и кегля шрифта, типа и оформления переплета или обложки, иллюстраций, сорта бумаги и способа печати. Приемка тиража осуществляется проверкой качества печати, выявлением отсутствия типографского брака. Качество издательских и типографских работ определяется системой государственных и отраслевых стандартов, гигиенических требований.

Для предпринимателя в книжной торговле вопрос о качестве не менее важен, чем для издателя. В отношениях между ними со стороны издателя первостепенное значение имеет качество поставок (соблюдение сроков поставки, соответствие присылаемой партии заказу книжной торговли, отсутствие брака), со стороны книжной торговли - качество расчетов (соблюдение сроков и точности расчетов).

Качество розничной книжной торговли подразумевает своевременное обновление ассортимента, «дружественный интерфейс в обслуживании», наличие дополнительных услуг, особенно по информированию покупателя, доступность ассортимента для просмотра и отбора. Рекомендации по решению многих вопросов по качеству обслуживания даются в курсе мерчендайзинга. Например, даже такое простое решение, как оборудование стоянки для легковых машин, может способствовать увеличению потока покупателей.

Практика показывает, что большинство книг одинакового технического оформления и тиража попадают в очень узкий диапазон розничных цен, и потребитель будет часто основывать свой выбор на качестве книги и качестве обслуживания. В магазине последнее должно быть поставлено так, чтобы покупатель захотел прийти в магазин еще раз, независимо от того, купил он или не купил в нем книгу.

В настоящее время все большее распространение получает международная концепция «Всеобщего управления качеством» (Total Quality Management -TQM), которая предполагает три обязательных условия:

  • качество как основная стратегическая цель признается высшим руководством фирмы; требования к качеству в конечном итоге определяет потребитель, руководство фирмы ставит задачи и выделяет средства;
  • мероприятия по повышению качества должны охватывать все подразделения фирмы;
  • обучение персонала фирм должно быть непрерывным процессом.

Составляющие концепции TQM даны на рис. 5.16 Рис. 5.16. Составляющие концепции TQM.

Концепция TQM преследует следующие цели:

  • ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных потребностей потребителя;
  • возведение качества в ранг цели предпринимательства;
  • оптимальное использование всех ресурсов фирмы.

Реализация концепции представляет собой комплексное использование всех методов управления, в том числе маркетинговых. В настоящее время эта концепция получила всеобщее признание. Дальнейшее развитие концепции TQM заключается в переходе от концепции массового производства товаров и услуг к концепции удовлетворения индивидуального спроса.

  1. Какие инструменты управления предпринимательством вы знаете?
  2. Какой объект управления типичен для предпринимательства?
  3. В чем разница корпоративного и текущего управления?
  4. Какой орган управления является наивысшим в акционерном обществе?
  5. Какой орган управления является наивысшим для общества с ограниченной ответственностью?
  6. В чем отличие основных подсистем управления от обеспечивающих?
  7. В чем заключается инновационная деятельность (реинжиниринг)?
  8. Основные функции управления?
  9. Функции управления предусматривают … ?
  10. Корпоративное управление характерно для … ?
  11. На каком уровне управления принимаются основные предпринимательские решения в ООО? АО?
  12. Укажите особенности корпоративного управления.
  13. Основная долгосрочная цель предпринимательства?
  14. Может ли директор действовать без доверенности?
  15. Основные маркетинговые свойства книги?
  16. Какая эластичность по цене характерна для книг?
  17. Какой раздел литературы сильноэластичен по цене?
  18. Что характеризуют кривые Энгеля-Торнквиста?
  19. Как объяснить иерархию потребностей для книжных товаров?
  20. Основные средства управления кадрами?
  21. Что собой представляет «Всеобщая система управления качеством»?
  22. Как называется процесс реализации предпринимательской идеи, требующий создания новой фирмы?
  23. Какая организационно-правовая форма наиболее характерна для книжного дела?

© Центр дистанционного образования МГУП