Московский государственный университет печати

Есенькин Б.С.,
Коган А.Ф.


         

Предпринимательство в книжном деле

Учебное пособие


Есенькин Б.С., Коган А.Ф.
Предпринимательство в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел I. Предпринимательская деятельность в книжном деле

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2.

Что такое предпринимательство

1.3.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4.

Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5.

История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6.

Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7.

Проверьте себя

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1.

Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2.

Профессионализм и деловая активность

2.3.

Деловая репутация в бизнесе

2.4.

Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5.

Психология предпринимателя

2.6.

Культура предпринимателя

2.7.

Деловая этика и деловой этикет

2.8.

Проверьте себя

Раздел II. Экономико-правовые основы предпринимательской деятельности

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1.

Особенности книжного рынка

3.2.

Законы спроса и предложения

3.3.

Циклы воспроизводства

3.4.

Основной и оборотный капитал

3.5.

Источники пополнения капитала

3.6.

Доход, издержки, прибыль

3.7.

Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8.

Регулирующая роль цены

3.9.

Цена равновесия

3.10.

Проверьте себя

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1.

Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2.

Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3.

Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.3.1.

Индивидуальное предпринимательство.

4.3.2.

Коллективное предпринимательство.

4.3.2.1.

Товарищество (партнерство).

4.3.2.2.

Корпорации.

4.3.2.2.1.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

4.3.2.2.2.

Акционерное общество (АО).

4.3.2.3.

Производственные кооперативы

4.3.2.4.

Унитарные предприятия

4.3.3.

Объединения фирм.

4.3.4.

Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).

4.4.

Малое и среднее предпринимательство

4.5.

Документы правового регулирования предпринимательства

4.6.

Виды договоров

4.6.1.

Авторский договор.

4.6.2.

Договор купли-продажи.

4.6.3.

Договор подряда

4.6.4.

Заем и кредит (ст. 807-823).

4.6.5.

Договор комиссии (поручение продажи).

4.7.

Проверьте себя

Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1.

Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2.

Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3.

Система подготовки и принятия решений

5.4.

Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5.

Работа с персоналом

5.6.

Управление качеством

5.7.

Проверьте себя

6.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1.

Планирование и его виды

6.2.

Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3.

Бизнес-план фирмы

6.4.

Проверьте себя

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1.

Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2.

Информационные технологии

7.3.

Проверьте себя

Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1.

Финансовые ресурсы и их источники

8.2.

Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3.

Безналичные операции

8.4.

Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5.

Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6.

Инвестиции

8.7.

Бухгалтерский учет

8.8.

Расчет безубыточности

8.9.

Ценообразование

8.10.

Экспресс-анализ финансового состояния

8.11.

Проверьте себя

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1.

Товарные запасы книжной торговли

9.2.

Организация сбыта товарной продукции

9.3.

Планирование реализации и товарного покрытия

9.4.

Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5.

Действия по организации поставок

9.6.

Логистика управления материальными потоками

9.7.

Проверьте себя

Раздел V. Создание фирмы и ее становление

10.

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1.

Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2.

Исследования рынка

10.3.

Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4.

Организационный бизнес-план

10.5.

Расчет стартового капитала

10.6.

Учреждение и регистрация фирмы

10.7.

Стадии развития фирмы

10.8.

Проверьте себя

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1.

Предпринимательский риск и его виды

11.2.

Пути и методы снижения риска

11.3.

Информационная безопасность фирмы

11.4.

Коммерческая тайна и ее защита

11.5.

Служба безопасности фирмы

11.6.

Проверьте себя

Литература

Указатели
78   указатель иллюстраций
Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка Рис. 6.2. Система издательских оперативных планов Рис. 6.3. Система планов оптовой книготорговой фирмы

Планирование - важнейшая функция управления предпринимательской деятельностью, заключающаяся в составлении планов достижения целей фирмы в пространстве и во времени на основе эффективного использования ресурсов-затрат и ресурсов-результатов и учитывающая тенденции развития внешней и внутренней среды предпринимательства.

Планирование - это предвидение ситуации, поэтому оно органически связано с неопределенностью. В зависимости от степени неопределенности различают два типа планирования: детерминированное (события в будущем гарантированы на 100%), вероятностное (результат частично предсказуем).

Виды планирования различаются в зависимости от целевой установки, заложенной при разработке плана:

  • Реактивное планирование («плыть против течения»В скобках приведены аналогии Р. Акоффа (США), одного из разработчиков концепции интерактивного планирования.): стремится избежать инноваций, идеал фирмы ориентирован на прошлые достижения и традиции. Практикуется при планировании от низовых подразделений к сведению и корректировке общего плана руководителем. Обычно такое планирование ведет к завышению затрат подразделениями и снижению ими планов производства. Наибольший недостаток такого планирования состоит в его неспособности адекватно реагировать на изменение внешней среды.
  • Инактивное планирование («плыть по течению»): состоит в стремлении сберечь достигнутое, удержаться на уровне. Характерно для рутинного нерискового бизнеса, стремящегося к стабильности. В крупной фирме этому способствует наличие раздутого аппарата, волокиты, многочисленных заседаний и комиссий, обширных отчетов («рука на пульсе») и оторванность руководства от исполнителей. В этом случае неспособность реагирования на ситуации сочетается с игнорированием творческого потенциала сотрудников, ограничением самостоятельности.
  • Преактивное планирование («оседлать волну»): ориентировано на будущие изменения. При этом превалирует тенденция форсировать изменения, использовать приоритет «первой волны». Как правило, ставится задача не увеличить прибыль, а выжить и развиваться. Ориентация на выбор оптимального экономического варианта плана из нескольких предлагаемых вариантов. План разрабатывается сверху вниз. Достоинство - адекватная оценка внешней среды, недостаток - представление о том, что внедрение технической или технологической новинки послужит открытием двери в «светлое» и прибыльное будущее, может оказаться ошибочным, затраты не окупятся, что приведет к неблагоприятным последствиям для фирмы. Часто такой тип планирования ведет к разорению, но в отдельных случаях может привести к феноменальному успеху. Наиболее рискованный вид планирования.
  • Интерактивное планирование («изменить течение»): основано на стремлении максимальной активизации творческого потенциала сотрудников, цель - созидание и контроль. Особенно часто применяется при становлении фирмы. В принципе является идеалом планирования, так как ни одна фирма не может полностью контролировать будущее, но приближение к нему может быть сформулировано как задача плана - эффективно адаптироваться к меняющимся условиям.

При длительности планируемого периода (горизонта планирования) свыше трех лет планирование считается долгосрочным. Долгосрочный план конкретизируется в среднесрочном плане (три года), на основе которого ежегодно составляется годовой краткосрочный план.

План фирмы является комплексом взаимоувязанных планов, главными из них являются: стратегический план, план развития фирмы и оперативный план.

Стратегическое планирование подразумевает формулирование миссии и целей фирмы, выбор стратегии, определение ресурсов и мер, необходимых для ее реализации. Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный период, но его принципиальное отличие от оперативного планирования состоит в том, что стратегия является функцией не времени, а направления. В стратегическом планировании максимально проявляется личность предпринимателя, его видение ситуации и прогноза на будущее, отражается инновационная политика фирмы. Стратегический план содержит не конкретные задания, а ориентиры для управляющего персонала фирмы.

Планирование развития фирмы отражает инновационное развитие фирмы: новые товары, технологии, рынки, каналы сбыта и т.д. План развития - это план реализации предпринимательской идеи, план инжиниринга.

Оперативное или тактическое планирование относится к краткосрочному (годовому) планированию: в рамках выбранной стратегии и направления развития определяет развитие основных подсистем предпринимательской деятельности (производство, коммерция, маркетинг, финансы, кадры, информационные технологии и т.д.). Планируется совокупность экономических и финансовых показателей, которые должны быть достигнуты на конец планируемого периода и характерны для каждой подсистемы в отдельности. План доводится до конкретных рабочих мест. Частью оперативного плана является бюджет фирмы и отдельных подразделений, т.е. план расходов, доходов и прибыли с указанием для подразделений направлений затрат и источников доходов. Оперативное планирование менее субъективно и содержит меньше риска, чем стратегическое, так как основывается не на желании, а на объективных возможностях фирмы. Оперативный план представляет собой план-задание, выполнение которого обязательно для всех сотрудников фирмы.

Оперативный план разбивается на отдельные периоды (квартал, месяц). В ходе его выполнения по промежуточным итогам каждого периода он уточняется и в соответствии с достигнутыми промежуточными результатами производится планирование на следующий промежуточный период с учетом неконтролируемых изменений внешней среды (конъюнктуры рынка, налоговой политики, инфляционных явлений, непредусмотренных действий партнеров, а также форс-мажорных обстоятельств).

В большинстве фирм в книжном деле нет возможности формировать самостоятельную плановую службу, поэтому, как правило, в процессе планирования участвует руководство фирмы («архитекторы», задающие стратегические цели и ориентиры), отдельные производственные службы, а также бухгалтеры и экономисты. В основу оперативного плана берутся отчетные показатели деятельности фирмы за предыдущий период, производственные и торговые запасы на начало планируемого периода, ожидаемые затраты и доходы по подразделениям (бюджеты), прогноз конъюнктуры рынка и его отдельных сегментов, действий конкурентов и поставщиков, норма прибыли.

Рассмотрим основные характеристики стратегического планирования в книжном деле и реализацию стратегических целей средствами оперативного планирования.

А) Стратегическое планирование вошло в практику в 70-е и 80-е годы XX века, пришло на смену долгосрочному планированию. Стратегическое планирование ставит перед фирмой долгосрочные цели, не только учитывая ее текущую деятельность, но опирается также на результаты анализа и прогноза развития внутренней и внешней среды. Основные этапы стратегического планирования:

  1. Анализ и прогноз развития внутренней и внешней среды фирмы.
  2. Определение основных ориентиров фирмы (миссия, цели).
  3. Выбор стратегии.
  4. Формирование стратегического плана.

Внешняя среда фирмы состоит из рабочей среды и общей среды. Рабочая среда включает участников рынка, контакты (бизнес-связи), с которыми обеспечивают движение ресурсов-затрат и ресурсов-результатов Понятие предпринимательской среды раскрывается в первой теме пособия..

Бизнес-связи основных субъектов книжного рынка показаны на рис. 6.1 Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка. Все субъекты рабочей среды подразделяются на поставщиков ресурсов (в том числе финансовых), поставщиков труда, потребителей ресурсов-результатов, посредников. Существенными элементами рабочей среды являются государственные экономические структуры (например, налоговые и таможенные органы) и конкурирующие фирмы. Кроме того, в рабочую среду входят т.н. контактные аудитории - СМИ, общество потребителей и др.

Общая среда состоит из элементов, оказывающих косвенное влияние на фирму (политические, экономические, социальные, технологические факторы, см. также подраздел 1.3).

Внутренняя среда включает производство (тип, производительность и возраст оборудования, источники поставок и др.) и коммерцию, финансы (доход, прибыль, источники финансирования, показатели баланса), маркетинг (доля рынка, факторы конкурентоспособности, качество маркетинговых исследований, эффективность рекламы, потребители и поставщики, ассортимент), менеджмент персонала, организационную структуру. Описание внутренней среды выявляет сильные и слабые стороны фирмы, ее внутренние возможности.

Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка

В качестве примера приведем результаты SWOT-анализа, проведенного для гипотетического издательства ООО «Альфа-Эдишн» (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Фактор среды
Сила
Слабости
Возможности
Угрозы
I. Внутренняя среда
Хорошо налажены каналы распространения
Х
.
.
.
Нет постоянной полиграфической базы
.
Х
.
.
Издательский портфель не содержит "изюминки"
.
Х
.
.
Высока текучесть кадров
.
Х
.
.
Высококвалифицированные редакторы
Х
.
.
.
Спрос на издания фирмы падает
.
Х
.
.
II. Внешняя среда
В обществе возрастает потребность в современной художественной литературе, переведенной с иностранных языков
.
.
Х
.
Правительство собирается ввести особые пошлины на лицензирование права переводов
.
.
.
Х
В середине будущего года пройдут президентские выборы
.
.
Х
.
Спрос падает на издания всех фирм
.
.
.
Х

 

На основе анализа среды формируется видение, философия предпринимательства, это еще не сама цель, а чувство цели. Примерами философии фирм в книжном деле, сформулированной в кратком девизе, может служить, например, философия Торгового дома «Библио-Глобус»: ее основные тезисы «Мы занимаемся просветительством», «Все книги России должны быть представлены в ТД «Библио-Глобус». Философия издательства «ОЛМА-Пресс»: «Мы издаем книги для семейного чтения».

Философия фирмы - наиболее постоянный и ответственный фактор ее стратегии. Философия фирмы конкретизируется в ее миссии на определенный промежуток времени.

Содержание миссии включает:

  • описание основной деятельности, товаров, услуг;
  • характеристику рынка - основные потребители;
  • экономические цели фирмы (выживание, рост, доходность, доля рынка, производительность труда и т.д.);
  • технологическое и информационное обеспечение;
  • принципы - базовые взгляды и ценности, система мотиваций;
  • внутреннюю концепцию: источники силы и слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
  • имидж фирмы.

Наиболее часто в философии фирмы главной целью ставится обеспечение доходности и прибыльности. При этом стремление к значительному увеличению прибыли повышает долю риска. Обычно выбирается «средний», «приемлемый» уровень прибыли, если только для планируемых инноваций достаточно накопленной прибыли.

На основе стратегического анализа формулируется стратегия фирмы - средство реализации миссии и целей на определенный период. Важнейшая составляющая стратегии фирмы - маркетинговая стратегия. Таким образом, экономическая цель определяет маркетинговую стратегию. Приведем примеры стратегии для книготорговых фирм:

  • Цель: увеличить рентабельность. Стратегия: повысить розничную наценку, снизить затраты.
  • Цель: повысить товарооборот. Стратегия: расширить ассортимент, особое внимание уделять бестселлерам, рекламе, привлечь новые каналы распространения, повысить эффективность использования оборудования.
  • Цель: пробиться на новый сегмент рынка. Стратегия: максимально изучить рынок, понизить цены для этого сегмента рынка, использовать свои конкурентные преимущества и недостатки конкурентов, ввести новые формы обслуживания.
  • Цель: выжить в обстановке инфляционного скачка. Стратегия: максимально снизить кредиторскую и дебиторскую задолженность, снизить себестоимость товаров и услуг, временно «заморозить» рост оплаты труда, повысить оборачиваемость оборотных средств.

Маркетинговая стратегия определяет ценовую политику и действия в области рекламы. Другие составные части стратегии: финансы, организация, кадры, технология, информация и т.д. Стратегия фирмы фиксируется в отдельных фирменных документах и отражается в инновационном планировании.

Б) Оперативное (годовое) планирование. В цикле экономических дисциплин методам и организации годового планирования в книжном деле уделяется много внимания, поэтому в данном пособии подчеркнем только предпринимательские аспекты планирования в книжном деле.

Оперативное планирование - это разработка комплекса взаимоувязанных годовых планов (см. также подразделы 8.8., 8.9. и 9.3). В свою очередь они должны быть тесно связаны с общей стратегией развития фирмы, обеспечиваются проведением маркетинговых исследований, повышением и укреплением конкурентоспособности фирмы, организацией производства и реализации. Система оперативного планирования конкретизирует стратегический план, устанавливая конкретные сроки и показатели, которые должны быть достигнуты за планируемый год, рассчитывает потребные для этого материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Для издательства основным оперативным планом является тематический план выпуска изданий. Годовой тематический план выпуска увязывается с планом закупок необходимых полиграфических ресурсов, потребностью в полиграфических услугах и планом реализации. В свою очередь план реализации увязывается с совокупностью договоров поставки с книготорговыми фирмами. Товарное покрытие плана реализации образуется из запаса готовой продукции на складе на начало периода и поступлений на склад в течение периода. Запас готовой продукции представляет собой «замороженные» оборотные денежные средства и поэтому должен нормироваться. Снижение уровня запасов ниже нормы ставит под угрозу срыва выполнение всех планов издательства. План выпуска должен обеспечить товарное покрытие плана реализации и создать запас на будущий период.

Финансовый план - это баланс размера планируемой выручки от реализации на планируемый период со стоимостью затрат производства и обращения (себестоимостью), расчетами с государством и кредиторами, он определяет размер издательской прибыли и соответственно рентабельность и среднюю цену или наценку, обеспечивающую запас безубыточности. Система издательских оперативных планов показана на рис. 6.2 Рис. 6.2. Система издательских оперативных планов.

Производственный план издательства формируется на основе производственных запасов издательства, которые состоят из трех частей (портфелей):

  • договорной портфель (авторские оригиналы, поступившие по авторскому договору заказа или самотеком, но еще не принятые к изданию);
  • редакционный портфель (авторские оригиналы, принятые к изданию, но не поступившие в производство);
  • производственный портфель (оригинал-макеты, находящиеся в различных стадиях производства).

Годовой план движения портфелей определяет, каким должен быть объем каждого портфеля и всех вместе, чтобы обеспечить выпуск запланированного объема издательской продукции. План движения всех портфелей строится по схеме: договорной портфель пополняется работами, с авторами которых заключены договоры, и работами, принятыми к рассмотрению без договора. Принятые и запланированные на период авторские оригиналы поступают в редакционный портфель, который расходуется по мере передачи в производство издательских оригиналов. Производственный портфель расходуется по мере выпуска изданий.

Планирование издательского производства начинается с подготовки плана выпуска изданий, который в окончательном виде содержит перечень изданий, намеченных к выпуску в планируемый период, и основные показатели по каждому изданию: объем в учетно-издательских, учетных и физических листах, тираж, характеристику издания (формат, оформление, способ печати, сорт бумаги и т.д.), намечаемый срок выпуска, название типографии, выполняющей заказ, состояние издания на момент составления плана. План выпуска является организующим началом в работе издательства. Под план выпуска планируется закупка бумаги и других типографских материалов, затраты на полиграфические услуги, расход гонорарного фонда и другие ресурсы-затраты. Сводный план движения портфелей составляется в учетно-издательских листах.

Издательские планы дифференцируются по отдельным редакциям с учетом норм загрузки редакторов и корректоров.

Средняя издательская цена на выпущенную книгу калькулируется на основании расчета себестоимости и прибыли по формуле баланса, себестоимости (затрат) и прибыли:

<?xml version="1.0"?>
,

где ВД - валовой доход, Сб - полная себестоимость (издержки) производства, включая расчеты с бюджетом, Пр - масса прибыли, РТ - товарооборот от собственных розничных продаж (прямые продажи), ОТ - оптовый товарооборот от поставок книжной продукции оптово-розничным фирмам. Балансовое выражение отражает равенство планируемой суммы всего оборота сумме планируемых издержек и прибыли.

Годовую норму рентабельности издательства задает отношение

<?xml version="1.0"?>
.

В книготорговой фирме организующее начало связано с планом товарооборота, в котором в денежной форме планируется выручка от продаж в ценах поставщиков, ценах фирмы и соответственно средняя торговая наценка (или торговая скидка, если расчет идет от розничной цены). План товарооборота дифференцируется по отдельным торговым подразделениям и группам товаров.

Планируемая наценка должна обеспечить все затраты фирмы, расчеты с государством и сформировать прибыль в соответствии с нормой прибыли. Товарное покрытие плана товарооборота обеспечивается планом закупок литературы и договорами с поставщиками (пример для оптовой фирмы на рис. 6.3 Рис. 6.3. Система планов оптовой книготорговой фирмы).

Для розничной книготорговой фирмы план закупок на основании договоров с поставщиками, так же как и в оптовой фирме, обеспечивает товарное покрытие плана товарооборота.

План товарооборота рассчитывается в ценах книготорговой фирмы и ее валовой доход ВД равняется:

<?xml version="1.0"?>
,

где Тф - товарооборот в ценах фирмы, То - товарооборот поставленной ей книжной продукции в отпускных ценах. Таким образом, валовой доход торговли равен сумме торговых наценок на все проданные книги. С другой стороны, валовой доход удовлетворяет равенству

<?xml version="1.0"?>
,

где Сб - затраты фирмы (издержки обращения), Пр - масса прибыли фирмы. Сб задает предел безубыточности при нулевой прибыли. Планируемый коэффициент торговой наценки КТН задает отношение

<?xml version="1.0"?>
.

Под бизнес-планом обычно подразумевается план развития фирмыИногда бизнес-планом называют также оперативный план или стратегический план фирмы.. Этот план имеет огромное значение для предпринимателя как на стадии создания собственного дела, так и на стадии функционирования фирмы. Бизнес-план необходим для освоения новых сфер деятельности, создания новых форм бизнеса, оздоровления и реформирования бизнеса. Примером может служить издательство «Росмэн», которое для развития проекта издания и распространения книг о Гарри Поттере разработало отдельный бизнес-план с указанием этапов, размеров и источников финансирования, указанием конкретных исполнителей.

Бизнес-план - важнейший инструмент внутрифирменного планирования, в нем дается анализ состояния фирмы, обосновываются управленческие решения, стратегия фирмы, ставится конкретная цель. Бизнес-план - плановая программа оптимизации бизнеса, он ориентирован не только на фирму, но и на инвесторов, так как показывает привлекательность фирмы для инвестирования.

Цели бизнес-плана:

  1. определить финансовую устойчивость фирмы;
  2. конкретизировать перспективы бизнеса в виде системы показателей;
  3. привлечь внимание инвесторов;
  4. показать перспективы бизнеса.

На стадии организации собственного дела разработка бизнес-плана (инновационный бизнес-план) занимает ведущее место в работе предпринимателя (см. тему 10). Не меньшее значение имеет бизнес-планирование и для функционирующей фирмы. В бизнес-плане закладывается «фундаментальное переосмысление и радикальное изменение решений о деловых процессах с целью достижения драматических улучшений в критически важных показателях деятельности». Именно это подразумевается под термином «реинжиниринг», введенным еще в первой теме пособия. Концепцию реинжиниринга выдвинули американские экономисты М. Хаммер и Дж. Чампи.

Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: «модель фирмы» и «будущий образ фирмы». Бизнес-планирование предусматривает модель будущего и затем путем «обратного реинжиниринга» модель реальности. Затем происходит перепроектирование текущего бизнеса -«прямой реинжиниринг».

Структура бизнес-плана (БП) определяется решением задач, возникающих при прямом реинжиниринге, т.е. задач, решение которых необходимо для перехода от сегодняшней модели к будущей. Структура БП жестко не определена. В БП рекомендуется включать следующие разделы: характеристика фирмы (резюме); функциональные разделы: характеристика товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг), конкуренция, план маркетинга, план производства, организационный план, риски, финансовый план, приложения. Большое внимание в инвестиционных проектах уделяется анализу эффективности инвестиций. БП разрабатывается под инновационные идеи первого руководителя и при личном его участии.

БП начинается с характеристики фирмы, ее целей, стратегии. Приводится список мероприятий, необходимых для реализации стратегии, требуемые средства, прогноз реализации и затрат, уровень рентабельности и другие сведения, необходимые для принятия инвестором положительного решения.

Главным разделом БП является функциональный раздел, в котором описывается предпринимательская идея, т.е. новый товар или услуга, канал распространения или расширение магазина и т.д. Следует подчеркнуть, в чем состоит привлекательность предложения для потребителей, его преимущества по сравнению с другими аналогами. Необходимо дать результаты исследования рынка сбыта и определить мероприятия, которые позволят удержать нужную нишу рынка. В этом же разделе прогнозируется возможная реакция конкурентов.

Для оценки слабых и сильных сторон проекта фирмы используется SWOT- анализ. Форма такого SWOT-анализа для книжного магазина, проектирующего значительное расширение торговых площадей, показана в табл. 6.2.

Таблица 6.2

А. Характеристика товарной политики
Факторы
Фирма
Оценка конкурентов
1
2
3
1. Широта ассортимента
 
 
 
 
2. Посещаемость
 
 
 
 
3. Средняя оборачиваемость
 
 
 
 
4. Количество кассовых узлов
 
 
 
 
5. Торговая площадь
 
 
 
 
6. Средняя розничная цена
 
 
 
 
7. Средняя розничная наценка
 
 
 
 
8. Другие каналы распространения
 
 
 
 
9. Наружная реклама
 
 
 
 
10. Реклама в СМИ
 
 
 
 
11. Другие виды рекламы
 
 
 
 
12. Размещение ассортиментных групп
 
 
 
 
13. Доступность товара
 
 
 
 
14. Наличие справочной службы
 
 
 
 
15. Имидж магазина
 
 
 
 
Сумма баллов
 
 
 
 
Б. Экономическое положение фирмы
Группа показателей
Оценка
Финансы
 1
 2
 3
 4
Структура активов
 
 
 
 
Характеристика безубыточности
 
 
 
 
Отношение товарооборота к стоимости активов
 
 
 
 
Отношение основного и оборотного капиталов
 
 
 
 
Инвестиционные ресурсы
 
 
 
 
Торговля
 
 
 
 
Эффективность использования площадей и оборудования
 
 
 
 
Количество продавцов
 
 
 
 
Производительность труда
 
 
 
 
Запасы
 
 
 
 
Контроль качества обслуживания
 
 
 
 
Договорная политика
 
 
 
 
Ритмичность поставок
 
 
 
 
Организация и управление
 
 
 
 
Отношение численности АУП к численности работников
 
 
 
 
Текучесть кадров
 
 
 
 
Текучесть управленческих кадров
 
 
 
 
Система коммуникаций
 
 
 
 
Число уровней управления
 
 
 
 
Маркетинг
 
 
 
 
Доля рынка, контролируемая фирмой
 
 
 
 
Престиж фирмы
 
 
 
 
Мнение покупателей
 
 
 
 
Мерчендайзинг торгового зала
 
 
 
 
Персонал
 
 
 
 
Информационные технологии
 
 
 
 
Сумма баллов
 
 
 
 

 

Маркетинговая часть БП должна содержать характеристику того сегмента рынка, в котором действует или намерена действовать фирма, характеристику конкурентных преимуществ товара и услуг, предлагаемых фирмой. Основное внимание уделяется выработке маркетинговой стратегии в части стабилизации позиции на рынке, завоевания новых рынков, привлечения новых сегментов, упрочения конкурентоспособности предприятия и его продукции, совершенствования каналов распределения и распространения, стимулирования продаж, формирования имиджа предприятия.

Производственный раздел БП включает производственную программу предприятия, планируемый объем производства и сбыта, потребность в основных фондах, расчет потребности в фонде заработной платы, структуру себестоимости, потребность в дополнительных инвестициях.

Организационный раздел БП ориентирован на совершенствование структуры предприятия, создание и развитие отделений, филиалов, пунктов реализации. Раздел характеризует уровень управления фирмы, ее организационную структуру, порядок координации деятельности. Важное место в нем занимает перспективная кадровая политика, повышение квалификации, система мотивации. Целесообразно предусмотреть модернизацию технических средств управления, использование информационных технологий.

В разделе, посвященном рискам в деятельности фирмы, излагаются вопросы о предполагаемых рисках. Природа и объективность существования предпринимательского риска состоит в неопределенности будущей реакции внешней среды, нестабильности ее условий. Некомпетентный предприниматель рискует больше всех.

Финансовый раздел предусматривает активное использование капитала фирмы - основных фондов, оборотных средств, финансовых ресурсов. В разделе обосновывается выбор источников пополнения финансов и основных направлений их использования, форма учета. Расчет будущих доходов проводится с учетом инфляционных тенденций и процентов на вложенные средства (дисконтирование финансовых потоков). Финансовая часть БП должна содержать расчет чистой стоимости фирмы, рентабельности, нормы безубыточности и ряд других финансовых показателей. Обоснованность расчетов повышает привлекательность фирмы для получения займов на организацию производства и торговли.

В разделе кадровой политики программируется работа с кадрами: обучение кадров, профессиональный и должностной рост кадров, набор молодых кадров, стажировка кадров, меры стимулирования труда кадров предприятия.

В разделе информационные технологии приводится состав вычислительных средств, характеристики интегрированности информационных технологий в контур управления, перспективы развития.

  1. Что такое горизонт планирования?
  2. В чем преимущество интерактивного планирования?
  3. Каким образом формулируется миссия фирмы?
  4. Основные задачи стратегического планирования?
  5. Какая должна быть маркетинговая стратегия, если вы поставили цель вытеснить конкурентов с рынка?
  6. В каком виде планирования наиболее видна предпринимательская идея?
  7. Что, по вашему мнению, необходимо планировать для рекламной деятельности?
  8. Как достигается баланс доходов и расходов в плане товарооборота?
  9. Для чего нужен план капиталовложений?
  10. В чем измеряется авторский портфель?
  11. Основные части бизнес-плана?
  12. Что такое прямой и обратный реинжиниринг?

© Центр дистанционного образования МГУП