Московский государственный университет печати

Есенькин Б.С.,
Коган А.Ф.


         

Предпринимательство в книжном деле

Учебное пособие


Есенькин Б.С., Коган А.Ф.
Предпринимательство в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел I. Предпринимательская деятельность в книжном деле

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2.

Что такое предпринимательство

1.3.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4.

Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5.

История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6.

Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7.

Проверьте себя

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1.

Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2.

Профессионализм и деловая активность

2.3.

Деловая репутация в бизнесе

2.4.

Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5.

Психология предпринимателя

2.6.

Культура предпринимателя

2.7.

Деловая этика и деловой этикет

2.8.

Проверьте себя

Раздел II. Экономико-правовые основы предпринимательской деятельности

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1.

Особенности книжного рынка

3.2.

Законы спроса и предложения

3.3.

Циклы воспроизводства

3.4.

Основной и оборотный капитал

3.5.

Источники пополнения капитала

3.6.

Доход, издержки, прибыль

3.7.

Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8.

Регулирующая роль цены

3.9.

Цена равновесия

3.10.

Проверьте себя

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1.

Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2.

Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3.

Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.3.1.

Индивидуальное предпринимательство.

4.3.2.

Коллективное предпринимательство.

4.3.2.1.

Товарищество (партнерство).

4.3.2.2.

Корпорации.

4.3.2.2.1.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

4.3.2.2.2.

Акционерное общество (АО).

4.3.2.3.

Производственные кооперативы

4.3.2.4.

Унитарные предприятия

4.3.3.

Объединения фирм.

4.3.4.

Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).

4.4.

Малое и среднее предпринимательство

4.5.

Документы правового регулирования предпринимательства

4.6.

Виды договоров

4.6.1.

Авторский договор.

4.6.2.

Договор купли-продажи.

4.6.3.

Договор подряда

4.6.4.

Заем и кредит (ст. 807-823).

4.6.5.

Договор комиссии (поручение продажи).

4.7.

Проверьте себя

Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1.

Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2.

Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3.

Система подготовки и принятия решений

5.4.

Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5.

Работа с персоналом

5.6.

Управление качеством

5.7.

Проверьте себя

6.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1.

Планирование и его виды

6.2.

Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3.

Бизнес-план фирмы

6.4.

Проверьте себя

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1.

Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2.

Информационные технологии

7.3.

Проверьте себя

Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1.

Финансовые ресурсы и их источники

8.2.

Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3.

Безналичные операции

8.4.

Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5.

Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6.

Инвестиции

8.7.

Бухгалтерский учет

8.8.

Расчет безубыточности

8.9.

Ценообразование

8.10.

Экспресс-анализ финансового состояния

8.11.

Проверьте себя

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1.

Товарные запасы книжной торговли

9.2.

Организация сбыта товарной продукции

9.3.

Планирование реализации и товарного покрытия

9.4.

Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5.

Действия по организации поставок

9.6.

Логистика управления материальными потоками

9.7.

Проверьте себя

Раздел V. Создание фирмы и ее становление

10.

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1.

Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2.

Исследования рынка

10.3.

Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4.

Организационный бизнес-план

10.5.

Расчет стартового капитала

10.6.

Учреждение и регистрация фирмы

10.7.

Стадии развития фирмы

10.8.

Проверьте себя

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1.

Предпринимательский риск и его виды

11.2.

Пути и методы снижения риска

11.3.

Информационная безопасность фирмы

11.4.

Коммерческая тайна и ее защита

11.5.

Служба безопасности фирмы

11.6.

Проверьте себя

Литература

Указатели
78   указатель иллюстраций
Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка Рис. 7.1. Участок локальной сети: прием товара Рис. 7.2. Участок локальной сети: торговый зал Рис. 7.3. Электронная обработка предложений поставщика Рис. 7.4. Электронная обработка автодозаказа Рис. 7.5. Принципиальная схема интернет-торговли. Основные этапы. 1- пользователь через интернет «посещает» сайт фирмы, просматривает ее интернет-каталог, отмечает нужные книги и оформляет заказ путем заполнения с экрана фирменного бланка с указанием своих личных идентификаторов; 2- через локальную сеть отдается распоряжение складу о переводе в резерв пользователя отобранных им книг; 3 - пользователь оплачивает покупку (показана оплата в режиме on-line, при котором используются либо кредитные карточки, либо система электронных банковских счетов). Возможны другие варианты оплаты (например, наложенным платежом, по факту курьерской доставки и др.), которые должны быть разъяснены на сайте фирмы; 4 - фирма получает подтверждение об оплате; 5 - складу отдается распоряжение о подготовке отправки; 6 - склад передает оплаченный пользователем товар службе доставки (или экспедирования) Рис. 7.5. Принципиальная схема интернет-торговли. Основные этапы. 1- пользователь через интернет «посещает» сайт фирмы, просматривает ее интернет-каталог, отмечает нужные книги и оформляет заказ путем заполнения с экрана фирменного бланка с указанием своих личных идентификаторов; 2- через локальную сеть отдается распоряжение складу о переводе в резерв пользователя отобранных им книг; 3 - пользователь оплачивает покупку (показана оплата в режиме on-line, при котором используются либо кредитные карточки, либо система электронных банковских счетов). Возможны другие варианты оплаты (например, наложенным платежом, по факту курьерской доставки и др.), которые должны быть разъяснены на сайте фирмы; 4 - фирма получает подтверждение об оплате; 5 - складу отдается распоряжение о подготовке отправки; 6 - склад передает оплаченный пользователем товар службе доставки (или экспедирования)

Под информационным обеспечением деятельности фирмы понимается деятельность по сбору сведений о состоянии внутренней и внешней среды фирмы, на основании которых принимаются оперативные и стратегические решения. Успех принятых решений зависит от качества информационного обеспечения, которое должно удовлетворять следующим требованиям:

  • точность (сообщения содержат сведения, соответствующие действительности);
  • объективность (отбор сведений не зависит от личных взглядов и наклонностей, как источника информации, так и ее получателя);
  • полнота (состав информации достаточен для проведения анализа и принятия решения);
  • актуальность (своевременно пришедшая информация).

Источники информации могут относиться к общей среде, рабочей среде и внутренней среде фирмы (подраздел 5.2).

Основным источником информации о состоянии общей среды являются средства массовой информации, которые сообщают оперативные сведения об индексе инфляции, валютных курсах, ставках и условиях банковского кредита. Данные Госкомстата РФ позволяют оценить тенденции развития производства, товарооборота, платежеспособности населения. Для предпринимателя всегда актуальны официальные материалы по налогообложению, бухгалтерскому учету, порядку ведения валютных операций и т.д., помещаемые в соответствующих изданиях (например, «Финансовая газета»).

Для предпринимателя в книжном деле чрезвычайно важна информация о рабочей среде (см., например, рис. 6.1 Рис. 6.1. Бизнес-связи субъектов книжного рынка), так как на ее основании принимаются оперативные решения в области ассортиментной политики, закупок и поставок. Информация представляется в виде перспективных планов, прайс-листов и каталогов фирм, сведений об остатках. Совокупность указанных сведений образует информационную базу данных книжного дела в целом.

Сведения о динамике книгопроизводства и книжной торговли, рейтингах, ценах на полиграфические материалы и услуги можно найти в материалах Российской книжной палаты, отраслевой периодике («Книжное обозрение», «Книжный бизнес» и др.), отраслевых справочниках. Информация о состоянии общей и рабочей среды - база для принятия стратегических решений, выработки маркетинговой политики фирмы.

Источники информации о состоянии внутренней среды фирмы подразделяются на отчетные, мониторинговые и прогнозные.

Отчетные (сканирующие) источники содержат ретроспективные сведения в виде обобщенной информации за определенный период. К важнейшим источникам-отчетам относятся:

  • Экономические: отчеты по выполнению планов фирмы по различным показателям: издержкам; ценам и наценкам; запасам и оборачиваемости; выполнении планов отдельными подразделениями; эффективности использования оборудования.
  • Маркетинговые: выполнение плана по ассортименту, размеры и доля рынка, данные маркетинговых исследований конкурентов и покупателей, организации продаж и сервиса, эффективности рекламы.
  • Финансовые: бухгалтерский баланс фирмы, отчет о прибылях и убытках, расчетные показатели ликвидности, кредитоспособности и платежеспособности, внереализационные операции и т.д.
  • Кадровые: движение кадров, производительность труда.
  • Ситуационные: комплексный отчет по выделенному направлению развития.

Обилие отчетной информации может привести к ее избыточности, отсутствие эффективной структурированности отчетов - к трудностям в поиске и анализе нужной информации. В обоих случаях такие отчеты трудно использовать для принятия решения.

Мониторинговые источники позволяют вести практически непрерывный мониторинг вновь появляющейся информации о совершающихся хозяйственных операциях. Для получения такой информации применяется сбор данных «в реальном режиме времени» с использованием информационных технологий локальных и отраслевых сетей, специализированных сайтов в Интернете.

Прогнозная информация генерируется расчетным и экспертным путем как информация о будущем (следовательно, к ней мы можем отнести плановую информацию). Прогнозы строятся на основе экономического и финансового анализа с использованием средств статистических (динамических), индексных, факторных, корреляционных и других методов обработки исходной информации. Прогнозы формулируются путем экстраполяции, регрессии, экономических моделей (линейного программирования, массового обслуживания и т.д.). В свою очередь прогнозы служат отправными данными для планирования.

Эффективную деятельность предпринимателя в книжном деле невозможно представить без использования современных информационных технологий сбора, обработки и передачи информации.

В нашем пособии мы не будем рассматривать технологии, используемые в обработке текстов и подготовке оригинал-макетов, в других производственных издательских процессах допечатной подготовки, реализуемых с помощью компьютеров и относящихся вместе с соответствующими типографскими процессами к информационным технологиям обеспечения технологических процессов.

Под информационными технологиями будем понимать комплекс вычислительных процессов, персональных компьютеров и средств электронной связи, объединенных в компьютерную сеть и составляющих информационную базу управления фирмы. Отличительная особенность применения информационных технологий - принятие управляющего решения и его реализация непосредственно программными модулями, т.е. включение сети в контур управленияПримером может быть автоматическое назначение розничной цены на основе поступающих по сети сообщений о характеристиках, необходимых для ее расчета, аналогично рассчитывается объем заказа и т.д..

Для информационного обеспечения внутрифирменных процессов организуется локальная компьютерная сеть, состоящая из первичных регистраторов (сканеров) операций по приему, перемещению и продаже книжных товаров; компьютеров, подготавливающих и формирующих приходно-расходные документы (накладные, счета-фактуры, спецификации, ценники); специализированных компьютеров (серверов), накапливающих информацию о проведенных коммерческих операциях и предоставляющих доступ к ней для анализа и обобщения.

В качестве примера рассмотрим локальную сеть Торгового дома «Библио-Глобус» и принципы ее действия. Источником для компьютерной регистрации коммерческих операций является нанесенный типографским способом на каждую поступающую книгу штриховой код (штрихкод), в котором в виде комбинации линий и промежутков между ними закодирован индивидуальный идентификатор издания - ISBN. Другим источником регистрации служит приходная электронная накладная, поступающая на дискете вместе с товаром и содержащая в согласованном формате накладную на пришедшую партию книг. Приемка товара, данные о котором уже поступили в электронном виде, производится с помощью сканера, считывающего штрихкод и подсоединенного к компьютеру. Все данные о поступившем товаре (наименование, количество, цена) сопоставляются с данными электронной накладной (рис. 7.1 Рис. 7.1. Участок локальной сети: прием товара), которая в свою очередь сравнивается с заказом, хранящимся на сервере.

Вся информация о принятом товаре переносится на сервер «товарная база», составляется его библиографическое описание, которое поступает в базу данных «библиография». Расчет количества книг, необходимых в торговом зале, производится посредством специальной программы исходя из заданного стандарта и порога наличия и остатков конкретной книги в торговом зале.

Перед поступлением в торговый зал товар проходит предпродажную подготовку (ППП) на складе либо у поставщика.

Предпродажная подготовка на складе перед отправкой книги в торговый зал по запросу с сервера на специализированном принтере штрих-кодирования производится выдача на печать этикетки (ценника) с штрихкодом и розничной ценой на книгу. Последняя рассчитывается автоматически при формировании заказа менеджером на компьютере. Склад удален от магазина на значительное расстояние и связан с сервером магазина линиями волоконно-оптической связи, благодаря которой локальная сеть магазина имеет выход на локальную сеть склада.

После принятия по количеству и номенклатуре товарная партия, пришедшая со склада, в сопровождении внутренней электронной накладной доставляется в торговый зал. Расстановка в зале осуществляется в соответствии с кодом рубрики классификатора, присваиваемой при составлении библиографического описания. Код задает зону продажи книги (стеллаж, полка). Покупатель, выбравший книгу для покупки, производит оплату покупки через кассу. Кассир считывает с помощью сканера этикетку, на электронной кассе высвечивается розничная цена, кассир принимает деньги и пробивает чек. Все кассы торгового зала соединены с кассовым сервером по специальной схеме (рис. 7.2 Рис. 7.2. Участок локальной сети: торговый зал).

Информация о продажах хранится на кассовых серверах и с определенной периодичностью передается на главный сервер. С последнего забирается информация о новых поступлениях товара для обновления кассовой базы данных.

Информационные технологии, применяемые для организации технологических процессов в рабочей среде фирмы, дают предпринимателю возможность перехода к электронному бизнесу. «Бизнес со скоростью мысли»Выражение принадлежит Биллу Гейтсу. основан на информации о предлагаемых книгах, ходе продаж книг определенного поставщика в магазине, регулярных платежах за проданные книги и поставках литературы по стандартам поставки («автозаказ» и «автодозаказ»). Для осуществления такой системы магазин и поставщик помимо договора поставки заключают между собой договор об информационном обмене, который предусматривает определенные требования к форматам обмена информацией, стандартам обмена и регулярности обмена информацией.

Договор о поставке может предусматривать в этом случае, какая из сторон осуществляет предпродажную подготовку и дополнительные расчеты за предпродажную подготовку.

Возможны два оперативных коммерческих процесса между поставщиком и получателем:

  • по схеме предложение, заказ, поставки;
  • реализация, автодозаказ, повторная поставка.

Первая схема представлена на рис. 7.3 Рис. 7.3. Электронная обработка предложений поставщика. Основные действия:

  1. Поставщик формирует предложение в виде электронного прайс-листа согласованного формата;
  2. Поставщик посылает предложение по электронной почте (возможны и другие варианты электронного обмена данными);
  3. Менеджер розничной фирмы анализирует предложение;
  4. Менеджер розничной фирмы производит отбор и утверждает заказ, назначает стандарты поставки, по установленному алгоритму назначается розничная цена;
  5. Заказанные наименования поступают в электронную базу данных книготорговой фирмы;
  6. Поставщик получает заказ наименований для поставки;
  7. Заказ поступает в базу данных поставщика;
  8. Поставщик формирует и поставляет заказ.

Вторая схема представлена на рис. 7.4 Рис. 7.4. Электронная обработка автодозаказа:

  1. Менеджер (администратор) получателя обращается к базе данных и формирует дозаказ в соответствии с величиной остатков, расходимостью и стандартами поставки;
  2. Дозаказ пересылается по электронной почте поставщику;
  3. Поставщик получает дозаказ;
  4. Менеджер поставщика анализирует дозаказ в соответствии с остатками на его складе;
  5. Менеджер поставщика фиксирует дозаказ в базе данных и передает его на свой склад;
  6. Менеджер получателя получает утвержденный дозаказ;
  7. Дозаказ фиксируется в базе данных менеджера получателя;
  8. Поставщик осуществляет поставку дозаказа.

Перспективным вариантом реализации второй схемы является доступ поставщика непосредственно к тому сегменту базы данных покупателя, который содержит сведения об остатках поставленных им наименований и самостоятельное формирование дозаказа.

Преимущества автозаказа и автодозаказа:

  • минимизация объема складских операций получателя в связи с переходом к поставкам в торговый зал;
  • оперативное реагирование на спрос;
  • динамическое регулирование объема поставок в соответствии со спросом;
  • минимизация товарных запасов торгового зала;
  • ускорение оборачиваемости товарных запасов и расчетов за проданные товары.

Недостатки связаны с неразработанностью алгоритмов формирования пороговых значений заказа, низкой дисциплиной формирования дозаказа, неурегулированностью вопросов о предпродажной подготовке и их стоимости; отсутствием общеотраслевых стандартов электронного обмена. Опыт ТД «Библио-Глобус» показывает, что при кропотливой работе с поставщиками, взаимном доверии и желании сотрудничать эти вопросы разрешимы, и стороны получают взаимовыгодное коммерческое сотрудничество.

Проектирование информационных технологий коммерческих процессов поставок невозможно без использования подходов и методов логистики (подробнее см. подраздел 8.6).

Разработка и внедрение информационных технологий потребовали больших капитальных вложений, которые вполне окупились, так как без существенного увеличения численности персонала ускорилось движение запасов, с 1996 г. количество наименований, находящихся в продаже, увеличилось в три раза, что соответствующим образом сказалось на массе и проценте прибыли. Подтвердился важнейший принцип управления: чем больше информации у фирмы, тем меньше она рискует, принимая на ее основе решения.

Внедрение информационных технологий и логистических методов управления материальными и информационными потоками должно полностью охватить коммерческие бизнес-связи между большинством субъектов книжного рынка, так как эффективное взаимодействие партнеров по книжному бизнесу основано на едином информационном пространстве. В свою очередь единое информационное пространство требует выработки правил информационного обмена данными, общих принципов, обеспечивающих совместимость внутрифирменных технологий, т.е. создания единой информационной платформы книжного дела.

Информационная платформа предназначена для объединения информационных ресурсов в единое информационное пространство. Можно указать на следующие выгоды и возможности от использования подобной информационной технологии.

  1. Для авторов и литературных агентств:

    • электронный рынок авторских предложений;
    • электронный рынок авторских прав.
  2. Для издательств:

    • электронный рынок издательских предложений;
    • аккумуляция информации об авторах и перспективных изданиях;
    • аккумуляция заявок на издания и переиздания от оптовой и розничной торговли;
    • электронный рынок товарных остатков тиражей.
  3. Для оптовых фирм:

    • электронный оптовый рынок;
    • аккумуляция издательских предложений;
    • электронный рынок остатков опта.
  4. Для розничной торговли:

    • аккумуляция издательских и оптовых предложений;
    • электронный библиографический поиск;
    • электронный рынок остатков в рознице.

Создание информационной платформы не ведет к нарушению коммерческой тайны, так как договоры, заказы поставки осуществляются по технологии, не допускающей вмешательства, не участвующих в книготорговом процессе фирм.

Инвестиции в информационные технологии разделяются на капитальные (разработка информационной системы и ее адаптация, закупка электронного оборудования, прокладка внутренних каналов связи, обучение персонала, разработка внутренних стандартов) и переменные (зависят главным образом от платы за использование каналов связи, доступа к Интернету и т.п.).

Интернет-торговля. Возможности информационных технологий позволили их использовать не только как один из элементов оптовой торговли, но и непосредственно для розничной торговли книгами. Интернет-торговля осуществляет в электронном виде весь цикл коммерческих и финансовых операций, связанных с куплей/продажей книг, за исключением доставки. Торговые операции через сеть Интернет могут осуществлять как издательские, так оптовые и розничные книготорговые фирмы. Функционирование интернет-магазина возможно в нескольких вариантах.

Принципиальная схема интернет-торговли показана на рис. 7.5 Рис. 7.5. Принципиальная схема интернет-торговли. Основные этапы. 1- пользователь через интернет «посещает» сайт фирмы, просматривает ее интернет-каталог, отмечает нужные книги и оформляет заказ путем заполнения с экрана фирменного бланка с указанием своих личных идентификаторов; 
2- через локальную сеть отдается распоряжение складу о переводе в резерв пользователя отобранных им книг; 3 - пользователь оплачивает покупку (показана оплата в режиме on-line, при котором используются либо кредитные карточки, либо система электронных банковских счетов). Возможны другие варианты оплаты (например, наложенным платежом, по факту курьерской доставки и др.), которые должны быть разъяснены на сайте фирмы; 4 - фирма получает подтверждение об оплате; 
5 - складу отдается распоряжение о подготовке отправки; 6 - склад передает 
оплаченный пользователем товар службе доставки (или экспедирования). В офисе фирмы устанавливается сервер - аппаратно-программный комплекс для выхода в сеть интернет. Сервер связан с локальной сетью фирмы, обеспечивающей доступ покупателя к базе данных интернет-магазина через интернет-страницу (сайт).

На рис. 7.5 Рис. 7.5. Принципиальная схема интернет-торговли. Основные этапы. 1- пользователь через интернет «посещает» сайт фирмы, просматривает ее интернет-каталог, отмечает нужные книги и оформляет заказ путем заполнения с экрана фирменного бланка с указанием своих личных идентификаторов; 
2- через локальную сеть отдается распоряжение складу о переводе в резерв пользователя отобранных им книг; 3 - пользователь оплачивает покупку (показана оплата в режиме on-line, при котором используются либо кредитные карточки, либо система электронных банковских счетов). Возможны другие варианты оплаты (например, наложенным платежом, по факту курьерской доставки и др.), которые должны быть разъяснены на сайте фирмы; 4 - фирма получает подтверждение об оплате; 
5 - складу отдается распоряжение о подготовке отправки; 6 - склад передает 
оплаченный пользователем товар службе доставки (или экспедирования) показан обязательный для такого рода операций блок безопасности, обеспечивающий жесткую защиту финансовых электронных потоков от взломщиков.

Схема требует для своей реализации порядка 15 тыс. долл. Более дешевая схема предусматривает аренду аппаратно-программного обеспечения (сервер, система безопасности, выделенный канал) у провайдера. Лучше всего выбирать провайдера с максимально большим количеством пользователей, что обеспечит значительное расширение клиентской базы интернет-магазина.

  1. Что входит в информацию о рабочей среде фирмы?
  2. Что входит в информацию об общей среде фирмы?
  3. Что входит в информацию о внутренней среде фирмы?
  4. Кому предназначена отчетная информация?
  5. Кому предназначена мониторинговая информация?
  6. Что означает выражение «информационная технология включена в контур управления»?
  7. Что понимать под выражением «бизнес со скоростью мысли»?
  8. Назначение локальной сети?
  9. Перспективы внедрения информационной площадки?
  10. В чем состоит роль провайдера?

© Центр дистанционного образования МГУП