Московский государственный университет печати

Есенькин Б.С.,
Коган А.Ф.


         

Предпринимательство в книжном деле

Учебное пособие


Есенькин Б.С., Коган А.Ф.
Предпринимательство в книжном деле
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел I. Предпринимательская деятельность в книжном деле

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1.

Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2.

Что такое предпринимательство

1.3.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4.

Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5.

История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6.

Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7.

Проверьте себя

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1.

Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2.

Профессионализм и деловая активность

2.3.

Деловая репутация в бизнесе

2.4.

Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5.

Психология предпринимателя

2.6.

Культура предпринимателя

2.7.

Деловая этика и деловой этикет

2.8.

Проверьте себя

Раздел II. Экономико-правовые основы предпринимательской деятельности

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1.

Особенности книжного рынка

3.2.

Законы спроса и предложения

3.3.

Циклы воспроизводства

3.4.

Основной и оборотный капитал

3.5.

Источники пополнения капитала

3.6.

Доход, издержки, прибыль

3.7.

Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8.

Регулирующая роль цены

3.9.

Цена равновесия

3.10.

Проверьте себя

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1.

Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2.

Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3.

Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.3.1.

Индивидуальное предпринимательство.

4.3.2.

Коллективное предпринимательство.

4.3.2.1.

Товарищество (партнерство).

4.3.2.2.

Корпорации.

4.3.2.2.1.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

4.3.2.2.2.

Акционерное общество (АО).

4.3.2.3.

Производственные кооперативы

4.3.2.4.

Унитарные предприятия

4.3.3.

Объединения фирм.

4.3.4.

Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).

4.4.

Малое и среднее предпринимательство

4.5.

Документы правового регулирования предпринимательства

4.6.

Виды договоров

4.6.1.

Авторский договор.

4.6.2.

Договор купли-продажи.

4.6.3.

Договор подряда

4.6.4.

Заем и кредит (ст. 807-823).

4.6.5.

Договор комиссии (поручение продажи).

4.7.

Проверьте себя

Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1.

Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2.

Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3.

Система подготовки и принятия решений

5.4.

Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5.

Работа с персоналом

5.6.

Управление качеством

5.7.

Проверьте себя

6.

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1.

Планирование и его виды

6.2.

Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3.

Бизнес-план фирмы

6.4.

Проверьте себя

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1.

Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2.

Информационные технологии

7.3.

Проверьте себя

Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1.

Финансовые ресурсы и их источники

8.2.

Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3.

Безналичные операции

8.4.

Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5.

Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6.

Инвестиции

8.7.

Бухгалтерский учет

8.8.

Расчет безубыточности

8.9.

Ценообразование

8.10.

Экспресс-анализ финансового состояния

8.11.

Проверьте себя

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1.

Товарные запасы книжной торговли

9.2.

Организация сбыта товарной продукции

9.3.

Планирование реализации и товарного покрытия

9.4.

Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5.

Действия по организации поставок

9.6.

Логистика управления материальными потоками

9.7.

Проверьте себя

Раздел V. Создание фирмы и ее становление

10.

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1.

Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2.

Исследования рынка

10.3.

Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4.

Организационный бизнес-план

10.5.

Расчет стартового капитала

10.6.

Учреждение и регистрация фирмы

10.7.

Стадии развития фирмы

10.8.

Проверьте себя

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1.

Предпринимательский риск и его виды

11.2.

Пути и методы снижения риска

11.3.

Информационная безопасность фирмы

11.4.

Коммерческая тайна и ее защита

11.5.

Служба безопасности фирмы

11.6.

Проверьте себя

Литература

Указатели
78   указатель иллюстраций
Рис. 11.1 Формы диверсификации предпринимательской деятельности в книжном деле Рис. 11.2. Примерная структура службы безопасности фирмы

Рынок - это конкуренция между производителями и между продавцами, поэтому решения предпринимателя направлены на усиление конкурентоспособности, на опережение своих конкурентов. Реакция конкурентов непредсказуема так же, как и реакция потребительского рынка. Источник риска состоит в неопределенности последствий предпринимательского решения, непредсказуемости реакции внешней среды. Всегда есть вероятность получения неблагоприятных результатов, например, книга не найдет покупателей из-за неверно оцененной конъюнктуры рынка. Риск органически присущ предпринимательству.

Издатель при подготовке издания рискует, по крайней мере, трижды:

  • на этапе выбора автора,
  • при выборе оформления книги,
  • при определении тиража и издательской цены.

Во всех указанных случаях неблагоприятные последствия для издателя выражаются в невозможности полностью или частично возместить затраченные средства и расплатиться за кредиты.

В книготорговом предпринимательстве источниками рисков могут быть:

  • выбор профиля магазина,
  • определение месторасположения магазина,
  • ассортиментная политика,
  • ценовая политика.

Одним из основных источников риска книжной фирмы является неправильная маркетинговая политика, приводящая к неверной оценке состояния рынка и внутриотраслевой конкуренции.

Чем больше затрачено средств и чем больше надежд на ожидаемую прибыль, тем ощутимее последствия ошибок и, следовательно, тем больше степень риска.

Особую группу составляют риски, возникновение которых не связано с деятельностью предпринимателя и не зависит от его воли. Это так называемые форс-мажорные обстоятельства: техногенные катастрофы и стихийные бедствия, политические события и терроризм, инфляционные скачки и изменения в налоговой политике, уголовные преступления и биржевые операции, которые могут нанести предпринимателю большой, иногда непоправимый ущерб.

Для преодоления последствий рисков фирме необходимо иметь запас финансовой прочностиЗапас финансовой прочности фирмы равен процентному отношению объема продаж, превышающему нижний предел безубыточности, ко всему объему продаж (подраздел 8.8 пособия).. В связи с тем что крупные фирмы имеют обычно запас финансовой прочности больше, чем небольшие фирмы, они более устойчивы в период кризиса, вызванного теми или иными причинами.

Существует несколько видов классификаций рисков. По объектам риска в первую очередь выделяют риски, связанные с производственной деятельностью фирмы. К производственным рискам относятся (в скобках показаны источники рисков):

  • риск неисполнения договоров (неплатежеспособность партнеров, недостоверная информация о партнерах);
  • риск изменения конъюнктуры рынка (маркетинговая политика продаж);
  • риск действий конкурентов (утечка информации, недозволенные методы конкурентов);
  • риск возникновения непредвиденных затрат (увеличение цен на ресурсы-затраты, маркетинговая политика на рынках ресурсов);
  • риск потери имущества фирмы (стихийные бедствия, аварии, хищения).

Коммерческий риск в книжном деле возникает в ходе реализации произведенных или закупленных книжных товаров. Источники риска: повышение издержек обращения, снижение цены реализации (точнее, торговой наценки) из-за действий конкурентов, потеря и порча товара в процессе обращения.

Финансовый риск связан с осуществлением предпринимателем финансовых сделок. Источники риска: изменение налоговой и таможенной политики государства, ограничения валютно-финансовых операций, а также источники, характерные для производственного и коммерческого риска.

Инвестиционный риск выражается в обесценивании инвестиционного портфеля фирмы, содержащего собственные и приобретенные ценные бумаги.

С инвестиционным риском связан рыночный риск, обусловленный колебаниями валютного курса и процентных ставок.

В зависимости от источников риски могут быть хозяйственными (финансово-хозяйственная деятельность предпринимателя), а также связанными с личностью предпринимателя или с недостатком информации о рынке, о партнерах, перспективах государственной политики.

По средствам защиты от риска различают страховые риски, допускающие страхование наступления нежелательных для предпринимателя событий (например, гибель имущества при пожаре, несчастные случаи на производстве и т.д.) и нестраховые риски. С одной стороны, страховые риски составляют самую многочисленную группу рисков, с другой - именно риски, которые не берутся страховать компании, являются источниками потенциальной прибыли предпринимателя (например, издание произведения нового автора).

По степени неблагоприятности последствий различают допустимый риск (рассчитанный риск потерять прибыль в определенных пределах), критический риск (возможность потерять прибыль и получить убыток), катастрофический риск (возможность банкротства).

Виды потерь от рисков можно классифицировать на: материальные (запасы, основные фонды, сырье и т.д.), трудовые (непроизводительные потери рабочего времени) и финансовые (прямой денежный ущерб).

Обязательное присутствие риска в предпринимательской деятельности далеко не всегда влечет за собой наступление его неблагоприятных последствий. Существуют методы оценки и прогнозирования рисков и методы заблаговременной нейтрализации или минимизации возможных последствий. Предельными решениями по отношению к рискам являются перестраховка и авантюризм. В первом случае предприниматель просто отказывается от принятия рискованных решений и тем самым от получения возможной прибыли, во втором случае он сознательно рискует, «надеясь на удачу» и не заботясь о том, что произойдет в случае неудачи. Прибыль приносит рассчитанный и обоснованный риск, решение о котором выбирается из нескольких вариантов и соответствует оптимальной стратегии: максимум выигрыша при минимуме риска.

Нейтрализовать или минимизировать риск можно различными путями и методами, главные из которых:

  • Отказ или уклонение от риска (предельный случай). Обычно происходит на предварительной стадии проработки решения, так как отказ от риска в процессе реализации проекта неизбежно связан с финансовыми и материальными потерями ресурсов.
  • Устранение риска. Риск устраняется посредством создания системы безопасности. Однако далеко не все виды рисков можно устранить подобным образом.
  • Принятие риска на себя. Применяется при невозможности уклониться от принятия проекта, реализация которого связана с неизбежным риском. Реализация предпринимательского проекта в книжном деле связана с риском потери вложенных средств. Предприниматель, начинающий свое новое дело, всегда принимает риск на себя (не путать с авантюризмом). Для покрытия возможных потерь от катастроф и стихийных бедствий предприниматель должен обладать собственными ресурсами (нераспределенная прибыль, резервный фонд, наличность в кассе, остаточная стоимость основных и оборотных фондов и т.д.), иногда резервируется возможность получения кредитных ресурсов.
  • Передача риска. Передача (трансферт) риска производится путем заключения контрактов, по которым партнеры фирмы, располагающие более эффективными способами нейтрализации риска, принимают его на себя (полностью или частично). Способ применяется при наличии финансовых рисков и осуществляется в виде факторинга, либо заключением договора поручительства, либо получением банковской гарантии.
  • Необходимость факторинга возникает при наличии риска несоблюдения покупателями сроков оплаты, что иногда значительно увеличивает сумму долгов, которую покупатели (дебиторы) должны поставщику. Поставщик, в свою очередь, испытывает финансовые затруднения в виде недостатка оборотных средств и невозможности своевременной выплаты долгов своим кредиторам. Факторинг подразумевает переуступку банку или специализированной факторинговой компании дебиторской задолженности по долгам, не возвращенным фирме ее должниками (дебиторами). Факторинговые соглашения заключаются с условием предварительной оплаты поставщику дебиторской задолженности факторинговой компанией либо с выплатой к определенной дате. В первом случае поставщик получает до 80% долгов в виде аванса, оставшаяся часть выплачивается после поступления средств от плательщика. Факторинговая компания рассылает дебиторам копии счетов за вычетом ссудного процента и комиссионных, которые она получает с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса. В книжном деле факторинговые операции связаны обычно с большими затратами из-за значительного количества покупателей у одного поставщика и поэтому применяются редко.

    По договору поручительства (ст. 361 ГК РФ) поручитель обязуется перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или частично. Таким образом, фирма-кредитор передает риск невозврата кредита и связанные с ним потери поручителю.

    «В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условием даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате» (ст. 368 ГК РФ). Банковская гарантия позволяет фирме контролировать риски сделок с оплатой в будущем (например, при отгрузке товаров, выполнении типографских работ).

    Возможны и другие способы передачи риска: передача риска транспортировки товаров поставщикам и экспедиторам, передача риска путем заключения биржевых сделок (хеджирование)Хеджирование (от англ. hedge - страховка) состоит в том, что параллельно с коммерческой сделкой на поставку товара заключается фьючерная сделка на товарной бирже, гарантирующая цену коммерческой сделки. В книжном деле не применяется из-за отсутствия биржевых сделок по книжным товарам..

  • Страхование риска. Наиболее опасные по своим последствиям риски нейтрализуются путем страхования, которое также можно считать одним из способов передачи риска путем его распределения между клиентами страховой фирмы.
  • Договор страхования (ст. 927-970 ГК РФ) - соглашение между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется за установленную договором плату (страховой взнос) при наступлении обусловленного договором события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, причиненные вследствие этого события убытки в пределах установленной договором страховой суммы. Заключая страховые договора, страховщик из поступлений от договоров страхования формирует страховой фонд, из которого впоследствии выплачиваются страховые премии.

    В качестве страховщика могут выступать только юридические лица, имеющие лицензии на осуществление страхования соответствующего вида. ГК РФ определяет следующие виды договоров страхования: 1) договор имущественного страхования, 2) договор страхования ответственности за причинение вреда, 3) договор страхования ответственности по договору, 4) договор страхования предпринимательского риска.

    Страхование предпринимательского риска - один из способов нейтрализации риска предпринимателя при совершении им операций в условиях неопределенности. Законодательство РФ предусматривает страхование следующих событий: банкротство; остановка или сокращение производства в результате оговоренных в договоре событий; неисполнение обязательств партнерами поставщика (контрагентами), например, поставщиками или кредиторами и др. Российские предприниматели не спешат пользоваться услугами страховых компаний, так как российским фирмам разрешено включать в стоимость затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), затраты на страхование в объеме, не превышающем 1% объема реализованной продукции (работ, услуг), и, следовательно, 99% затрат на страхование приходится платить из прибыли, т.е. из предпринимательского дохода.

  • Диверсификация риска. Один из самых эффективных способов нейтрализации предпринимательского риска в книжном деле. Смысл этого способа выражен в народной мудрости - «не кладите все яйца в одну корзину». Диверсификация подразумевает распределение рисков между различными источниками предпринимательского дохода, когда убыток от одного источника покрывается прибылью от других источников. В книжном деле диверсификация означает расширение ассортимента, увеличение количества партнеров-поставщиков и партнеров-покупателей. Возможные формы диверсификации в книжном деле представлены на рис. 11.1 Рис. 11.1 Формы диверсификации предпринимательской деятельности в книжном деле.

Применение методов нейтрализации риска основано на анализе риска планируемого решения и степени его угрозы. Анализ рисков опирается на достаточно сложные математические приемы, использование которых требует специальных знаний. Однако существует и ряд простых приемов. К таким приемам относится анализ точки равновесия (см. подраздел 3.9) и эластичности спроса по цене (подраздел 3.2 пособия).

Пример с ценой равновесия рассмотрен в подразделе 3.9. Рассмотрим пример на оценку риска на основе анализа эластичности спроса по цене. Пусть эластичность спроса по цене для книг определенного жанра равна -1. Это означает, что при уменьшении средней цены на 1% спрос увеличится на 1% (эластичный спрос). Предположим, что в июне наблюдается спад спроса, и в магазине решили стимулировать продажи понижением розничной наценки на 10%. Известен коэффициент сезонности, который равен 0,91%, т.е. в июне спрос должен уменьшится на 9%.

Предположим, что в мае было продано 6000 таких книг по средней цене 70 руб., и средняя розничная наценка в составе розничной цены составила 25 руб. (36% в составе цены). В связи с сезонным спадом в июне ожидается продажа 6000*0,91=5640 книг по цене 70 руб. Уменьшим наценку на 10%, тогда она составит 25*0,9=22 руб. 50 коп., средняя розничная цена станет равной 67 руб. 50 коп. Относительный прирост цены (-2,5)/25 = -0,1. Прирост запланированного количества проданных экземпляровРекомендуем самостоятельно проанализировать формулу эластичности спроса по цене в подразделе 3.2 и обосновать приведенный результат.:

5640*(-1)/(-0,1)=564,

т.е. ожидается продажа 5640+564=6104 экземпляров. Теперь предположим, что средний уровень безубыточности продажи одного экземпляра составляет без учета НДС 17 руб. НДС в составе первоначальной розничной наценки составляет 25*10/110=2 руб. 27 коп. и соответственно ожидаемая валовая прибыль от продажи одной книги при продаже по старой цене 25 - 2,27 - 17=5 руб. 73 коп., масса прибыли 5640*5,73=32 317 руб.

При наценке 22 руб.50 коп. НДС составит 2 руб. 05 коп., ожидаемая валовая прибыль от продажи одной книги 22,5 - 2,05 - 17=3 руб. 45 коп. Масса прибыли в этом случае (5640+564)*3,45=21 404 руб. Следовательно, даже при росте спроса вследствие снижения розничной цены очевидно значительное, на 25%, снижение прибыли. Можно подсчитать, что для получения такой же массы прибыли, как при продаже по старой цене, по новой цене должно быть продано примерно 9544 экземпляра, что в условиях сезонного спада нереально.

В данном случае оценка риска вынуждает предпринимателя отказаться от снижения цены, так как эластичность товара по спросу не компенсирует падения прибыли. Предлагаем самостоятельно рассчитать, какой должна быть эластичность, чтобы гарантировать рост прибыли, и оценить риск для случаев эластичности спроса по цене, равных: -0,1; -2; +0,1. Остальные параметры примера не изменяются.

Информационная безопасность предусматривает защиту сведений о фирме, использование которых конкурентами фирмы может серьезно повредить ее текущему и планируемому бизнесу. К таким сведениям относится информация о планах фирмы, системе взаимоотношений с партнерами, ценовой политике. В этот список входят данные о показателях, характеризующих финансовое и экономическое состояние отдельных подразделений фирмы, источников ее дохода и прибыли. Коммерческую тайну представляют инвестиционные планы и стратегические проекты в стадии разработки.

Часть этих данных входит в бухгалтерские и статистические сводные отчеты, которые предприниматель обязан предъявлять в налоговые и статистические органы, утверждать на собраниях учредителей и акционеров, сообщать в кредитные и страховые фирмы для получения кредитов и оформления договоров о страховании. При этом государственные органы и частные фирмы, получающие эти сведения, обязаны хранить коммерческую тайну (см. следующий подраздел). Открытые акционерные общества по закону обязаны публиковать бухгалтерские балансы в средствах массовой информации.

Объем информации о фирме, доступный внешним пользователям без ограничений, определяет информационную открытость фирмы, характеризует ее «прозрачность». В странах развитой рыночной экономики прозрачность фирмы необходима для привлечения инвесторов на фондовом рынке. В России еще не создались условия для привлечения на фондовый рынок мелких и средних акционеров и поэтому для книжного предпринимательства, как и для остальных сфер предпринимательской деятельности, характерна информационная закрытость, «непрозрачность». В современных экономических и политических условиях российского рынка, когда законодательство не обеспечивает в полной мере защиты бизнеса, информационная открытость фирмы может привлечь внимание не инвесторов, а конкурентов, стремящихся вытеснить предпринимателя с рынка путем использования административных ресурсов и силовых приемов. Эпоха «силового предпринимательства», к сожалению, еще не прошла.

В силу вышесказанного информационная безопасность фирмы имеет особо важное значение, пренебрежение ею повышает риск разорения фирмы и ее ликвидации либо риск перехода фирмы к другим владельцам. Крупные фирмы вынуждены создавать систему информационной безопасности, хотя они гораздо более устойчивы, чем малые фирмы.

Прочность информационной безопасности фирмы определяется степенью цивилизованности методов, используемых в конкурентной борьбе, т.е. в борьбе за потребителя. Для книжного дела характерна внутриотраслевая конкуренция между издателями, между книготорговыми фирмами. Цивилизованные методы конкуренции включают развитие новых каналов книгораспространения, ассортиментную и ценовую политику, рекламу, снижение затрат и использование информационных технологий. К нецивилизованным методам следует отнести силовые методы, промышленный шпионаж, сообщение неверной информации, включение в договоры пунктов, которые заведомо невозможно выполнить и нарушение которых ведет к ликвидации фирмы. Последний прием наиболее часто применяется к начинающим предпринимателям или к малым фирмам, не имеющим правовой службы. Юридическая безграмотность предпринимателя может обернуться тяжелыми последствиями для его дела: лучше затратить средства на квалифицированную юридическую консультацию, чем «просмотреть» риск потерять все.

В системе информационной безопасности фирмы, преграждающей доступ конкурентам к достоверной информации о деятельности фирмы, ведущее место занимает понятие коммерческой тайны. В российском законодательстве дана характеристика служебной, коммерческой и банковской тайны.

«Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности …

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору» (ст. 139 ГК РФ).

В Федеральном законе от 26 января 1996 г. «О банках и банковских вкладах» в ст. 26 говорится, что кредитная организация, Банк России, гарантирует тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, т.е. соблюдает банковскую тайну. В ст. 32 Налогового кодекса установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. В ст. 102 этого кодекса разъясняется, что налоговую тайну составляют «любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике». Исключения составляют сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях налогового законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Более общим понятием, чем коммерческая тайна, является предпринимательская тайна, в которую наряду с коммерческой входят техническая, производственная и служебная тайна.

Для создания системы защиты предпринимательской тайны предприниматель должен принять решение о том, какие сведения:

  • нельзя скрывать от партнеров по рынку;
  • необходимо скрывать от юридических и физических лиц;
  • подлежат обязательной охране, что для этого следует сделать и сколько это будет стоить.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся:

  • учредительные документы;
  • документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью;
  • документы о платежеспособности фирмы;
  • сведения о финансовых результатах, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также сведения о наличии вакансий.

Остальные сведения предприниматель обязан предоставлять по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и ряда других.

Для формирования перечня (номенклатуры) сведений, составляющих коммерческую тайну, на фирме создается группа из специалистов, занимающихся финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями о конкурентах, проведением договорной работы с поставщиками и покупателями, ведущими разработчиками новых каналов и методов продаж, менеджеров по формированию издательских портфелей и планов выпуска, юриста и др. Получают защиту сведения о планируемой продукции издательства (до определенной стадии, на которой необходимо обозначить издание в перспективной информации, начинать развертывание рекламной кампании); нововведения, представляющие ноу-хау фирмы; новые методы организации производства, труда, финансирования; результаты научных исследований; программное обеспечение. К защищаемой деловой информации обычно относят: сведения о заключенных и подготавливаемых договорах; данные о поставщиках и покупателях; обзоры рынка; результаты маркетинговых исследований; информацию о переговорах; калькуляцию себестоимости товаров и услуг, структуру и уровень цен, уровень планируемой прибыли; планы инвестиций; данные об отдельных категориях персонала фирмы и др.

Для всех сведений устанавливается срок, в течение которого они составляют коммерческую тайну, а также уровень доступности к ним для разных категорий персонала (например, уровень особой важности, 1-й уровень, 2-й уровень). Информация в электронном виде обеспечивается электронной системой защиты и системой доступа через пароли и идентификаторы, которые разрешают или запрещают доступ при совпадении или несовпадении идентификатора пользователя и электронного документа. Документы на бумажных носителях хранятся в канцелярии или текущем архиве делопроизводства и имеют гриф степени секретности. Для ознакомления с документом при отсутствии права доступа выдается соответствующее разрешение, о доступе к документу делается отметка в его формуляре. Для такого рода документов при необходимости формируется особая система делопроизводства и документооборота.

Особую группу составляют меры противодействия скрытым способам получения коммерческой информации (промышленному шпионажу). К ним относятся:

  • проверка и опломбирование телефонных аппаратов на предмет обнаружения подслушивающих закладок («жучков»);
  • контроль вводных телефонных коробок;
  • создание собственной службы обслуживания телефонных аппаратов и телефонных линий;
  • установка на телефонные аппараты устройств защиты (скрэмблеров);
  • установка закрытой телефонной связи;
  • введение в телефонные переговоры условных шифров;
  • контроль на прослушивание помещений, в которых ведутся конфиденциальные переговоры или проводятся закрытые заседания;
  • противодействие средствам технической разведки на вычислительной технике;
  • ограничение доступа к вычислительной технике;
  • использование локальных вычислительных сетей для обработки информации, представляющей собой коммерческую тайну.

Система безопасности фирмы направлена на устранение определенных видов рисков. К системе безопасности относятся:

  • техника безопасности производства и торговли;
  • охрана труда;
  • юридическое обеспечение правовой безопасности договоров и контрактов;
  • система охраны материальных ценностей;
  • повышение квалификации и заинтересованности персонала;
  • обеспечение личной безопасности предпринимателя и персонала.

Крупные западные фирмы тратят на содержание системы безопасности до 25% своего дохода. Предприниматель должен не только позаботиться о системе безопасности, но и предусмотреть соответствующую статью затрат. Для обеспечения комплекса мер по безопасности на крупных фирмах создаются службы собственной безопасности. Примерная структура такой службы представлена на рис. 11.2 Рис. 11.2. Примерная структура службы безопасности фирмы.

Далеко не каждая фирма может позволить себе создавать и развивать собственную службу безопасности в полном масштабе, к тому же избыточная служба безопасности влечет не только повышенные траты, но может сама по себе стать источником, отрицательно влияющим на эффективность предпринимательской деятельности. Принцип эффективной безопасности: стоимость мероприятий по безопасности не должна превышать стоимость потерь от несанкционированного доступа к «секретам фирмы». Для средних и малых фирм выгоднее заключать договор с соответствующими охранными фирмами.

  • Дайте определение предпринимательства в книжном деле.
  • Какие объективные причины возникновения риска в предпринимательской деятельности?
  • Основные принципы классификации рисков.
  • Принципы нейтрализации рисков включают … ?
  • Объясните сущность диверсификации.
  • Почему диверсификация обеспечивает устойчивость фирмы?
  • Виды страхования.
  • В чем состоит риск страхователя?
  • Дайте определение эластичности спроса по цене.
  • Почему невыгодно снижать цены на учебники для школ в летний период?
  • Что представляет собой предпринимательская тайна?
  • В чем отличие предпринимательской тайны от коммерческой?
  • Какие сведения составляют предпринимательскую тайну?

© Центр дистанционного образования МГУП