Московский государственный университет печати

Меняев М.Ф.


         

Цифровые системы управления техническими процессами в полиграфии

Учебное пособие


Меняев М.Ф.
Цифровые системы управления техническими процессами в полиграфии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Информация и управление полиграфической системой

1.1.

Модель организации производственной деятельности

1.2.

Информационный ресурс производственной системы

1.3.

Источники информации в полиграфическом производстве

1.4.

Информационные потоки в виртуальных полиграфических системах

1.5.

Информационные процессы и технологические знания

2.

Уровни реализации информационного ресурса системы управления организацией

2.1.

Системная модель информационного ресурса организации

2.2.

Моделирование информационной системы управления технологическим производством

3.

Основы построения автоматизированной информационной системы управления организацией

3.1.

Структурная схема АИСУ

3.2.

Процессы передачи информации в АИСУ

3.3.

Классификация АИСУ

3.4.

Схема и контуры управления

3.5.

Организационные методы управления производственной системой

3.6.

Построение АИСУ организации

4.

Классификация систем управления полиграфическим производством

4.1.

Производственный цикл полиграфической системы

4.2.

Контуры управления полиграфической системой

4.3.

Классификация систем управления организацией

5.

Учетно-аналитические системы управления в полиграфическом производстве

5.1.

Обобщенная структура учетно-аналитической системы

5.2.

Управление полиграфическим заказом

5.3.

Управление производством

5.4.

Контуры управления в учетно-аналитических полиграфических системах

5.5.

Рынок учетно-аналитических систем управления полиграфическим производством

6.

Системы управления малотиражным производством

6.1.

Жизненный цикл заказа на полиграфическое издание

6.2.

Цифровые активы

6.3.

Структура типографии на основе системы управления цифровым активом

7.

Системы управления полиграфическим производственным процессом

7.1.

Функциональная структура системы оперативного управления производством

7.2.

Контуры управления производственным процессом

7.3.

Распределенная система управления печатью

7.4.

Программное обеспечение системы управления технологическими процессами

8.

Системы управления цифровым рабочим потоком

8.1.

Рабочий поток в управлении полиграфическим производством

8.2.

Формы применения цифровой информации в полиграфии

8.3.

Структура цифрового технологического процесса

8.4.

Цифровой рабочий поток в управлении допечатным производством

8.5.

Системы управления рабочим потоком допечатных процессов

8.6.

Предварительная проверка файлов издания

8.7.

Управление рабочим потоком автоматизированного спуска полос

8.8.

Сценарий управления рабочим потоком

8.9.

Технические средства управления цифровым рабочим потоком

8.10.

Стандарты в процессах передачи данных рабочего потока

9.

Интегрированные системы управления непрерывным рабочим потоком полиграфического производства

9.1.

Взаимодействие цифровых рабочих потоков

9.2.

Структура программного обеспечения системы управления цифровым рабочим потоком

9.3.

Контуры управления цифровым рабочим потоком

10.

Системы управления проектами

10.1.

Проектно-ориентированное управление

10.2.

Системы планирования и управления проектами

10.3.

Функциональные возможности систем управления проектами

10.4.

Системы календарно-сетевого сопровождения проекта

10.5.

Аналитические финансовые системы управления проектами

Рекомендуемая литература

Указатели
59   указатель иллюстраций
Рис. 8.1. Область Премедиа в производственном потоке Workflow: ИИ - источник информации, С - содержание и оформление, УД - управление данными, Р - распространение, УВ - устройства визуализации информации, ЭСИ - электронные средства информации, ЦПС - цифровая печатная система (печатная машина), ДП - допечатные процессы, ПП - печать, ПО - послепечатная обработка Рис. 8.2. Производственный поток Workflow в печатном производстве: З - заказ, Т - набор, И - подготовка и обработка иллюстраций, Г - изготовление графики, МП - монтаж полос (верстка), МЛ - монтаж листа, ЦДП - цифровые допечатные процессы, ДП - допечатные процессы, ПП - процесс печати, ЭФ - экспонирование формы, ПФ - печатная форма, П - печать, К-ПМ - печатная система «Компьютер - печатная форма», ПО - послепечатные процессы, ППР - послепечатные работы, ПС - производственная система печати, Р - печатный продукт Рис. 8.2. Производственный поток Workflow в печатном производстве: З - заказ, Т - набор, И - подготовка и обработка иллюстраций, Г - изготовление графики, МП - монтаж полос (верстка), МЛ - монтаж листа, ЦДП - цифровые допечатные процессы, ДП - допечатные процессы, ПП - процесс печати, ЭФ - экспонирование формы, ПФ - печатная форма, П - печать, К-ПМ - печатная система «Компьютер - печатная форма», ПО - послепечатные процессы, ППР - послепечатные работы, ПС - производственная система печати, Р - печатный продукт Рис. 8.3. Отношения в системе 'Заказчик издания - типография' Рис. 8.4. Организация рабочего потока в процессе обработки исходного материала

Рабочий поток - эффективная организация операций (согласованная совокупность правил и действий), обеспечивающая получение готовой продукции. Рабочий поток существует в тех случаях, когда организация отдельных стадий производства следует определенным правилам, согласованным между собой, базирующихся на поддержке соответствующего программного обеспечения (Workflow Engine). В таком представлении программное средство определяется как инструмент, нацеленный на работу с определенным оборудованием.

Рабочий поток зависит от вида работы и от заказчиков. Существует рабочий поток менеджера как совокупность действий менеджера по продвижению заказа, рабочий поток документооборота, как порядок создания, пересылки, обработки и архивирования документов.

Рабочий поток зависит от стадии печатного процесса: допечатной, печатной и послепечатной.

Рабочий поток определяет используемые стандарты, которые он использует. Он существует в некоторой технологической среде, которая постоянно совершенствуется, формируя новые представления у его участников.

Рабочий поток оказывает влияние на основные показатели полиграфического бизнеса, среди которых можно выделить следующие: рост производительности и повышение эффективности производства, уменьшение издержек (в первую очередь на рабочую силу), расширение и улучшение качества услуг, увеличение прибыли. Задача управления рабочим потоком определяется применением гибкой и эффективной системы его организации, применением надлежащего оборудования и различных вариантов работы программного обеспечения.

Современное полиграфическое производство имеет дело с тремя формами применения цифрового кода (цифрового образа): в форме исходного материала, в качестве информации для настройки оборудования и управления ресурсами, в форме продукта полиграфического производства.

Цифровой образ инвариантен по отношению к материальному носителю информации и может быть реализован как в форме печатного или электронного издания или в виде рабочей карты (job tiket), так и в форме заказа на полиграфическое издание.

Для электронного издания применим термин "Cross Media Publishing" (CMP), который определяется как издательская подготовка, независимая в отношении средств информации. Таким образом, "Цифровой образ" может быть реализован как в печатном издании, так и записан на CD-носителе, передан по сети, воспроизведен на телеэкране и т. п. В этой технологии все данные, включая допечатные, печатные и послепечатные процессы, представляются в цифровой форме и доступны через сеть.

Сочетание электронных средств информации и печатных средств определяет содержательную характеристику полиграфического мультимедийного продукта. Использование различных носителей информации определяет издания со смешанными носителями или Mixed Media Publishing (MMP). При этом ценность подобных изданий достигается не за счет соединения различных форм представления информации, а за счет наиболее эффективного сочетания различных носителей информации (дополнение текста звуком или многомерным изображением и т. п.).

Использование цифрового образа привело к появлению понятия Premedia, определяющего область в цифровом производственном потоке для изготовления печатных и электронных средств информации (рис. 8.1 Рис. 8.1. Область Премедиа в производственном потоке Workflow: ИИ - источник информации, С - содержание и оформление, УД - управление данными, Р - распространение, УВ - устройства визуализации информации, ЭСИ - электронные средства информации, ЦПС - цифровая печатная система (печатная машина), ДП - допечатные процессы, ПП - печать, ПО - послепечатная обработка ).

Реализация принципа управления рабочими потоками на базе цифровой информации обеспечивается применением совместимых интерфейсов и применением печатных технологий, ориентированных на использование цифровых кодов.

Область цифровой обработки в полиграфии предполагает подготовку цифрового оригинала (цифрового образа), содержащего всю информацию о заказе, включая содержательный и технологический аспекты. Информация может передаваться по сети или с помощью CD-технологии как для печати, так и в форме печатной продукции заказчику.

Цифровой поток данных содержит не только печатаемую информацию, но и информацию для электронного управления процессом печати. С его помощью осуществляется предварительная настройка машин, задание производственных параметров, соединение машин друг с другом и объединение управляющих воздействий машин и производственных участков с помощью сети.

Идентичность "Цифровых образов" (Digital Master) для печатных или электронных средств информации позволяют применять метод управления на основе формирования цифрового рабочего потока - Digital Workflow (DWF), в котором параметры производственных операций определяются цифровым кодом, сформированным в процессе подготовки издания к печати и в процессе формирования заказа. Например, определение формата листа для печати издания, набора красок, тиража, вида фальцовки, количества скоб для сшивки, вида упаковки и т. п.

Digital Workflow синхронизирует процессы управления технологическим процессом и управления ресурсами организации. Применение сетевых технологий повышает эффективность этой синхронизации.

Применение метода управления на базе DWF в допечатной подготовке позволило активизировать сетевые решения по объединению работы оборудования на основе цифровых данных в процессе печати и расширить их применение в послепечатных процессах.

Цифровой рабочий поток следует рассматривать как совокупность технических средств и программного обеспечения, реализующую процессы преобразования исходной информации, управления технологическим оборудованием и планирования и управления ресурсами фирмы.

Процесс построения цифрового рабочего потока может быть осуществлен двумя основными способами: применение готовых программных пакетов поддержки рабочего потока (например, фирмы AGFA, Xerx, Creo, Heidelberg и др.) или применение разнообразного программного и аппаратного обеспечения для организации отдельных операций, объединяя решения различных производителей.

Процесс перехода печатного производства на применение метода управления на базе организации цифрового рабочего потока можно разделить на пять этапов:

  1. Цифровая регистрация изображения и текста.
  2. Настольная издательская система.
  3. Цифровой монтаж листа.
  4. Цифровое изготовление форм.
  5. Интегрированное компьютерной производство.

На первом этапе применяют цветные сканеры и фотонаборные системы, на базе которых осуществляется ввод изображения, цифровая цветокоррекция, цветоделение, запись информации на фотопленку, набор, экспонирование текстовых фотопленок и изготовление графики. Затем проводится монтаж фотоформ.

Второй этап реализации цифрового рабочего потока связан с внедрением настольных издательских систем (НИС). Эта технология базируется на программном обеспечении, позволяющем вводить и обрабатывать тексты, иллюстрации и графику на одном рабочем месте, проводить их верстку и выводить их с помощью лазерных экспонирующих устройств на фотопленку. Переход на второй этап позволяет исключить процесс ручного монтажа полос.

На третьем этапе применяют крупноформатные лазерные экспонирующие устройства, на которых можно экспонировать фотопленки в формате печатной машины. На этом уровне развития цифровой технологии применяют необходимое программное обеспечение для цифрового монтажа листов, спуска полос, верстки и изготовления полноформатных фотоформ.

Переход на четвертый этап формирования DWF предполагает цифровое изготовление форм с помощью технологии "Компьютер - печатная форма". Здесь осуществляется непосредственный переход к печатной форме от цифрового монтажа, минуя изготовление пленочных фотоформ. В большинстве случаев это происходит путем лазерной записи непосредственно формной пластины. На этом этапе из производственного процесса убирается аналоговое копирование печатной формы.

Пятый этап организации печатного производства на базе реализации цифрового рабочего потока связан с интегрированием на компьютерной основе методов формирования полиграфического заказа, организации и управления цифровым производством, выпуском изданий на цифровых носителях, формированием предпосылок для организации "сетевой типографии".

На рис. 8.2 Рис. 8.2. Производственный поток Workflow в печатном производстве: З - заказ, Т - набор, И - подготовка и обработка иллюстраций, Г - изготовление графики, МП - монтаж полос (верстка), МЛ - монтаж листа, ЦДП - цифровые допечатные процессы, ДП - допечатные процессы, ПП - процесс печати, ЭФ - экспонирование формы, ПФ - печатная форма, П - печать, К-ПМ - печатная система «Компьютер - печатная форма», ПО - послепечатные процессы, ППР - послепечатные работы, ПС - производственная система печати, Р - печатный продукт показана схема организации цифрового рабочего потока полиграфического производства. На схеме отражена возможность осуществления более глубокой взаимосвязи производственных процессов при использовании цифровых технологий.

Из рис. 8.2 Рис. 8.2. Производственный поток Workflow в печатном производстве: З - заказ, Т - набор, И - подготовка и обработка иллюстраций, Г - изготовление графики, МП - монтаж полос (верстка), МЛ - монтаж листа, ЦДП - цифровые допечатные процессы, ДП - допечатные процессы, ПП - процесс печати, ЭФ - экспонирование формы, ПФ - печатная форма, П - печать, К-ПМ - печатная система «Компьютер - печатная форма», ПО - послепечатные процессы, ППР - послепечатные работы, ПС - производственная система печати, Р - печатный продукт следует, что на основе цифровых данных о полиграфическом заказе возможно управление различными устройствами и машинами внутри общего рабочего потока.

Применение цифрового кода позволяет повысить качество послепечатных процессов за счет применения цифровых методов управления качеством продукции. Здесь большое значение имеют данные для предварительной настройки машин и устройств послепечатной обработки: данные для обрезки (для резальной машины), информация для фальцовки (фальцевальная машина), данные для переплетных работ (брошюровочная машина). В результате цифровой код может значительно улучшить качество печатного продукта.

Рост темпов развития в печатной отрасли, базирующихся на применении современных компьютерных технологий, привел к возникновению важных структурных изменений, характеризующих, прежде всего, методы передачи работы с одной стадии на другую. Допечатные операции при использовании цифровых технологий отделяются от собственно печати и представляют собой отдельную группу работ, выполняемую вне стен типографии. Это привело к возникновению новой формы организации - препресс-фирм, которые становятся клиентами типографий. В некоторых случаях функции препресс-фирм выполняют препресс-службы издательств, типографий, дизайн-студии, рекламные бюро и т. п. Заказчики изданий становятся клиентами подобных фирм.

На рис. 8.3  Рис. 8.3. Отношения в системе 'Заказчик издания - типография' показаны основные отношения в полиграфической системе. С заказчиками изданий работают препресс-фирмы, которые формируют цифровой код для реализации подготовленного издания в типографии. Эти же фирмы передают заказчику подготовленный тираж и принимают претензии. В таком представлении в системе препресс-фирма координируется работа типографии. Само сотрудничество между участниками подобной полиграфической системы направлено на организацию цифрового рабочего потока на различных стадиях печатного дела с целью повысить качество работ и скорость выпуска издания.

Цифровой вид издания определяет форму его представления в компьютере в виде файлов, над которыми выполняются соответствующие технологические операции преобразования информации, включая копирование, и к которым могут быть присоединены необходимые базы данных. Цифровая форма представления информации позволяет передавать оригиналы на пробный оттиск, фотовыводные устройства (имиджсеттеры), установки по экспонированию печатных форм (плейтсеттеры), на печатные машины (при использовании бесконтактной печати).

Функции допечатных работ практически выполняются в среде компьютерных сетей и систем, что определяет квалификацию их исполнителей как системных операторов, владеющих навыками работы в компьютерных сетях, базах данных, в среде специализированных рабочих станций и процессоров. Такие специалисты становятся экспертами по работе с современным текстовым, графическим и редакторским программным обеспечением.

Их функции включают выполнение дополнительных операций, связанных с просмотром и исправлением исходных файлов, переводом исходных файлов в технологический формат, проверкой подготовленных данных (preflighting), выполнением операций сжатия, пересылки и архивирования документов и др.

Исходные документы, предназначенные для печати, воспринимаются препресс-службами в качестве входных данных. Их обработка определяет первый этап управлением цифровым рабочим потоком. Здесь исходный материал проверяется на наличие ошибок и загружается в специальный файл-сервер фирмы. На этом сервере также размещаются различные версии верстальных пакетов, используемые шрифты, необходимые ссылки. Исходный материал располагается в специальной папке, содержание которой не подлежит редакции (неприкасаемая копия).

Обычно препресс-службы в качестве технической базы используют компьютеры PC и компьютеры Macintosh. В качестве формата передачи данных (исходного файла) рекомендуется применять PDF-формат (Portable Data Format). Для обработки изображений удобен цветовой формат RGB.

Преимущество PDF-формата в рабочем потоке определяется следующими причинами (по сравнению с форматом PostScript фирмы Adobe):

  • открытый характер формата как возможность поддержки независимых клиентов;
  • уменьшенный размер файла за счет автоматического сжатия;
  • объектно-ориентированный характер ссылок на страницы документа (на отдельную страницу в PDF - т. е. возможна работа с совокупностью страниц (конвейером страниц), в отличие от PS, когда для исправления одной страницы необходимо переработать все страницы сразу);
  • кросс-платформенный характер формата, позволяющий его применение в ПО различных платформ.

На рис. 8.4  Рис. 8.4. Организация рабочего потока в процессе обработки исходного материала показана последовательность операций, определяющая содержание цифрового рабочего потока при управлении первым этапом обработки полиграфического издания. Здесь показана последовательность преобразования форматов от свободных форматов клиентов или форматов офисных приложений MS Office до выдачи сверстанного материала в наиболее распространенных форматах. Рассмотрим наиболее изветсные из них.

Для верстки исходных материалов наибольшее применение нашли следующие пакеты:

Adobe InDesign - программа макетирования страниц (верстки) фирмы Adobe, представляет собой прикладной пакет, интегрированный с программами Photoshop, Illustrator и Acrobat. Пакет имеет кросс-платформенное использование и работает как в ОС Windows, так и в ОС Macintosh (OS X). InDesign отличается повышенной эффективностью организации рабочего потока, позволяя выполнять в своей среде операции Illustrator и Photoshop, возможностью поддерживать верстку страниц не только в формате PDF, но и в веб-формате.

QuarkXPress - наиболее распространенная программа верстки фирмы Apple, содержащая инструменты не только для создания страниц, но и их оформления. Пакет можно использовать также и для подготовки электронных публикаций. База данных пакета содержит обучающие и показательные материалы (показательные образцы), а дополнительные модули, разработанные различными пользователями пакета, значительно расширяют возможности исходного пакета.

Microsoft Publisher представляет собой ограниченное по своим возможностям простое средство макетирования страниц, работающее исключительно на основе OS Windows. Этот верстальный пакет предназначен для домашинх и офисных компьютеров.

Microsoft Office - совокупность текстового, табличного, презентационного редакторов и программы работы с электронной почтой, созданная для работы под управлением OS Windows (теперь воспринимаемая и платформой Macintosh) и непредназначенная для подготовки печатной продукции, но позволяющая подготовить исходный материал для дальнейшей его обработки в верстальном пакете.

В процессе верстки изображений применяются различные цифровые коды в зависимости от способа их представления: страница, иллюстрация, графика.

Страница представляет собой файл, выполненный в форматах EPS, DCS, TIFF и др.

Иллюстрации - фотографии и другие изображения, переведенные в цифровую форму сканером или цифровой камерой. Они представляют собой растровую графику, полученную с помощью соответствующих программ, например Photoshop.

Графика (рисунки) отличаются от иллюстраций тем, что содержат штриховое изображение, созданное с помощью программ векторной графики, таких например, как Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand и т. п.

Обычно все три вида изображений формируются уже на этапе подготовки исходного материала.

Цветовое пространство изображений в рабочем потоке решается с помощью форматов RGB (Red, Green, Blue) и CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Вlack). В цветовом пространстве CMYK каждая точка определяется как сочетание субстрактивных первичных цветов - голубого, пурпурного, желтого и черного. Их просвечивание друг сквозь друга порождает другие цвета. Этот формат удобен для печати на бумаге, но не достаточно эффективен в визуальной среде, учитывающей особенности зрения человека. Здесь цветовым пространством будут аддитивные первичные цвета: красный, зеленый и синий.

Рабочий поток на основе RGB представляет собой сканирование изображений в этом цветовом пространстве и использует соответствующий формат файла. Он рассматривается сегодня как основа интегрированного рабочего потока с возможностью на окончательной стадии настраивать его на конкретные требования.

Графические рисунки, подготовленные в виде векторных файлов, позволяют значительно уменьшить размеры файлов по сравнению с битовой графикой, в которой растровое изображение представляется в виде сетки пикселей. Особое значение размер файла имеет при его передаче с помощью Интернета.

Программные системы для цифрового управления данными (цифровое управление данными, DAM - digital asset management) преобразовывают файлы, разрешают доступ к ним, осуществляют передачу и ряд проверок. Тематика DAM охватывает, в основном, проблемы программирования.

Другое направление связано с реализацией задачи управления содержанием оригинала и его выразительными средствами. Эта проблема называется управлением контента (CM, Content Management). (Система Canto's Cumulus нацелена на работу с содержанием.)

В основном CM ориентировано на Интернет-приложения и веб-контент. В последнее время различия между DAM и CM уменьшаются, так как средства для организации работы с постоянно изменяющимся оригиналом включают в себя инструменты изменения содержания, и наоборот. Сегодня DAM- и CM-управление отражают две стороны бизнес-процесса в его применении к рабочему потоку: улучшение качества и ускорение работы.

CM-системы как и DAM-системы обычно поддерживают инструменты для разработки веб-материалов.

Большинство подобных систем управления ориентировано на организацию процесса (потока) работы с файлами. Такие системы (например MediaBank) обычно поддерживают регистрацию и проверку на входе и выходе рабочего потока, ведут версии оригиналов, указывают на возможности упрощения работы (например обработки данных во время набора страниц). DAM-приложения поддерживают метод OPI (Open Prepress Interface - открытый интерфейс допечатной стадии) и другие приемы допечатной подготовки.

Технология OPI представляет собой эффективный способ замены файлов изображений большого объема малообъемными с сохранением возможности работать с ними.

Метод OPI также известен как метод автоматической замены изображений (APR, Automatic Picture Replacement), суть которого состоит в перемещении с рабочих станций сверхбольших файлов на специальные мощные серверы с особыми приемами вызова файлов на обработку. Это позволяет значительно снизить трафик в локальных сетях. Например, изображение с высоким разрешением может занимать 40 Мбайт, в то время как изображение с низким разрешением - 100 Кбайт.

На практике сервер OPI создает копию изображения с низким разрешением, которая помещается в макет страницы и далее используется верстальщиком. Эта копия содержит комментарии со специальной информацией об используемом изображении, которые доступны тем, кто работает с этим материалом. Копия низкого разрешения может быть передана заказчику для дополнительной проработки макета или просмотра заказа или установлена на сервере препресс-службы. Передача информации на печатные устройства по этой технологии осуществляется по высокоскоростным линиям сети с помощью системы постоянной подкачки данных (spooling) на выводное устройство, что обеспечивает их непрерывную работу. Однако современные параметры сетевого оборудования, позволяющие передавать информацию со скоростью Гигабит в секунду, позволяют уменьшить влияние OPI-технологии.

Префлайтинг (Prefliting) - термин, дословно означающий "перед полетом", означает в авиационной терминологии предполетную проверку требований безопасности, которую пилоты проводят перед взлетом. В печатном деле префлайтинг означает проверку заказа с целью определения скрытых недочетов в файлах.

Префлайт-инженер обычно проверяет заказ на пропущенные элементы, утверждает формат, цвет и шрифты, проверяет разрешение и наличие вкраплений в используемое цветовое пространство и другие операции, связанные с качественной подготовкой заказа к изданию.

Для решения указанных проблем префлайтер использует соответствующее программное обеспечение. Оно позволяет автоматизировать предварительную проверку файлов и исправлять данные, что позволяет сделать рабочий процесс максимально гладким, бесшовным. Например, определять пропуск различных элементов: куски текста, пропуски в изображениях, дефекты шрифтов и т. п., при этом выполняется проверка всех связей и ссылок файла.

В качестве примера рассмотрим следующие программы: Extensis Preflight Pro и Markzware Flightcheck

Extensis Preflight Pro - программа для рабочих станций Macintosh, позволяющая в автоматическом режиме просматривать директории документов, выполненных в пакетах QuarkXPress, Acrobat, Illustrator, PageMaker, Photoshop, FreeHand EPS. Программа поддерживает сбор всех элементов заказа, включая вложенные шрифты и изображения, позволяет архивировать файлы для ускорения их передачи, вести орфографический контроль. Она формирует набор учитываемых параметров и просматриваемых директорий. Результаты проверки позволяют изменять рабочий поток, генерируя PDF-файлы или активизируя средства AppleScript.

Markzware Flightcheck - программное средство, разработанное для проверки файлов, выполненных во многих пакетах, включая QuarkXPress, PageMaker, Multi-Ad Creaton, Illustrator, Photoshop, InDesign, FreeHand, CorelDraw и других, использующих формат PDF. Версии пакета имеются как для Windows, так и для Macintosh. Одна из версий Flightcheck просматривает внутреннюю структуру проверяемых файлов, информируя о недостающих элементах, включая отсутствующие шрифты в EPS-файлах. С помощью опции Collect можно собрать все элементы заказа как с локальных станций, так и со всех серверов сети.

В качестве цели префлайтинга выступает также и решение проблемы правильного указания обрезки и других размеров, сведений по макетированию.

Для установки правильного размера страниц формат, предварительно переведенный в формат PDF, обрабатывается программой Enfocus Pitstop Pro (стоп задание). Оно необходимо на стадии проверки входных файлов и позволяет автоматически вносить изменения сразу в несколько документов или заказов. Программа позволяет строить рабочий поток, основой которого являются информация о задании (в формате XML), выполнение предписанных проверок и контроль за их выполнением. Она допускает до 140 проверок и 70 возможностей исправления. Инструмент программы PDF Profile встраивается в обрабатываемый файл, каждая допечатная проверка в нем имеет свое место и очередность, а также может быть проведено сравнение старой и изменяемой версии. Этот поток определяется как гладкий или бесшовный, позволяющий переходить от одной проверки к другой.

Также важно в процессе префлайтинга указать области печати "в обрез", за которыми не должны размещаться важные элементы заказа. Например, неправильно расположенные метки обрезки, изменение этих меток по индивидуальным потребностям, метки печати "в обрез", метки фальцовки и специальные линотипные строки "от заказчика". Важно указать и на то, что применение пакетов, ориентированных на небольшие заказы или для простой упаковки, может оказаться неподходящим для многостраничной книги с иллюстрациями.

Одним из направлений автоматизации управления рабочим потоком в допечатной обработке является спуск полос. Здесь программные средства автоматически собирают полосы на основе хранящихся на сервере подготовленных материалов в соответствии с заложенными в программах шаблонами. Основное ограничение в применении подобного подхода состоит в том, что даже большое число предлагаемых шаблонов не может удовлетворить многообразие современной печати. Развитие этого подхода предполагает построение программного обеспечения нового уровня, ориентированного на применение методов искусственного интеллекта.

В настоящее время нашли широкое применение следующие программы: GroupInfoTech PLA (Print Line Automation), PageFlex Mpower.

Набор программ PLA представляет собой сложную логическую систему обработки данных, предназначенную для автоматической вставки в газеты рекламных и других функциональных блоков (объявлений и т. п.). PLA производит преобразование с устанавливаемыми блоками с учетом пакетов, в которых сделан основной материал.

Программный комплекс PLA базируется на CIM-методе управления производством (Computer Integrated Manufacturing), который используется в газетном производстве. Эффект взаимодействия этих подходов проявляется в оптимизации расположения материалов в условиях большого объема изданий и сжатых сроков работы.

Программа выбирает места для расположения блоков, учитывая при этом как вид элемента издания, так и все издание целиком и определяет назначение обработки (Fate processing). Последнее учитывает способ печати, например, рулонная офсетная печать, цифровая листовая печать, электронная книга или фреймовая XML-печать.

Компоненты управления данными в PLA используют метаданные (данные о данных) и опираются на реляционные базы данных. Метаданные генерируются и собираются в самом пакете PLA на основе доступных файлов с исходными материалами. Использование метаданных позволяет при логической обработке не обращаться к исходным материалам, но учитывать особенности вставки блоков. Вся процедура ведется под управлением базы данных, из которой при разрешении PLA-программы выдается исходный материал или его полная копия для работы с ним. В результате показывается разработанный вид страницы или документа. В целях безопасности макет нельзя послать на вывод, если в нем есть свободные или несогласованные элементы.

Эффективность PLA-пакета проявляется в сокращении времени работы, уменьшении числа ошибок, улучшении управления файлами (сбор, передача и т. п.), в улучшении непосредственно процесса вставки блоков, в значительном улучшении качества печати и в упрощении рабочего потока.

Программа PageFlex Mpower представляет собой средство для подготовки персонализированных документов. Информация о работах, выполняемых конкретным сотрудником, вводится в специальную веб-форму или базу данных, помогая сотруднику отбирать необходимые текстовые и графические документы и элементы документов. С помощью шаблонов оформления программа объединяет отдельные элементы в наборы и образует специальные документы. Подготовленные программой документы формируются в GIF и JPEG форматах, которые она может перевести в другие системы: PostScript, PDF, PPLM и др.

Mpower поддерживает фирменный стиль издания, используя утвержденные шрифты и элементы дизайна, которые могут быть доступны через Интернет. Этот стиль может быть применен принудительно к обрабатываемой информации, однако имеется возможность создавать свои стили и использовать их в качестве основных.

В качестве примера рассмотрим следующий сценарий рабочего потока, составленный с помощью отдельных решений и использующий определенные компоненты.

Заказ от клиента поступает в форме набора файлов на компакт-диске. Он включает в себя комбинацию исходных текстовых и графических файлов, файл верстки (например PostScript-файл), файлы в других форматах. Весь материал конвертируется в формат PDF, а затем копируется на файл-сервер издательства. Затем поступающие файлы проверяются и исправляются с помощью программного обеспечения (например, Enfocus PitStop). Если число проблем достаточно велико, то материал возвращается клиенту на доработку.

На следующем этапе технологического процесса выполняется цветопроба. Страницы растрируются с помощью соответствующей программы, например, Harlequin RIP фирмы High Water Designs. Полученные данные в формате TIFF посылают с помощью соответствующей программы цветопробы (например BlackMagicPro фирмы Serendipity Software) на одно из струйных устройств для изготовления пробных оттисков (например Hewlett Packard DesignJet). Копия твердой пробы передается клиенту для согласования.

После подтверждения согласования пробного оттиска PDF-файлы подвергаются треппингу с помощью программы Trap Wise фирмы ScenicSoft (Creo). Затем осуществляется спуск полос и формирование тетрадей, для чего используется программное обеспечение Pres. Система Pres генерирует составную тетрадь как файл PostScript, которая затем еще два раза проходит через растровый процессор (RIP) - первый раз для того, чтобы создать TIFF-файл с высоким разрешением для конечного устройства вывода CTP, и второй, чтобы создать файл предварительного просмотра с разрешением 200 dpi для "мягкой" пробы на мониторе.

На следующем технологическом этапе оператор просматривает "мягкую" пробу и проверяет ее содержание. После исправления всех замечаний файл высокого разрешения, вместе с "мягкой" пробой, посылается на печать. Здесь "мягкая" проба проверяется на возникновение технических проблем с ее реализацией. При наличии проблем процесс возвращается на допечатную подготовку, иначе осуществляется экспонирование формных пластин и заказ уходит на печать.

Для организации цифрового рабочего потока используют рабочие станции, серверы, отдельные технические устройства (например, для вывода на цветопробу), а также связывающие их сети и сетевое оборудование.

В настоящее время выбор операционной системы (Unix/Linux, Mac OSX или Windows Microsoft) не имеет решающего значения. Важно решить следующие вопросы:

  • работает ли применяемое программное обеспечение в конкретной операционной системе;
  • существует ли "историческая" привязанность специалистов по ПО вашей фирмы к соответствующей платформе;
  • на какую платформу ориентируется разработчик технологического (печатного) софта;
  • какие платформы распространены среди ваших партнеров.

В качестве носителя для поставки заказа в основном следует применять CD-диски. Они более надежны, чем дискеты, и более емки. Гибкие диски используют, как правило, даже с учетом сжатия, только для передачи текста в Word-формате.

Среди дисков наибольшее предпочтение следует отдавать DVD-дискам (Digital Versatile disk - универсальный цифровой диск).

При выборе конкретного оборудования следует придерживаться следующих основных критериев:

  • цена;
  • совместимость с другим оборудованием, т. е. важно, чтобы новое решение работало с аппаратным и программным обеспечением. Которое уже имеется на фирме;
  • веб-интерфейсы. Здесь следует учесть, что существуют два основных вида интерфейсов для программного обеспечения рабочего потока: интерфейсы, применяемые на рабочих станциях препресс-службы, и веб-интерфейсы, которые используют стандартные браузеры, например Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator;

  • поддержка оборудования или ПО со стороны фирмы-разработчика. Например, поставщик обеспечивает базовые услуги по ремонту и замене.
  • Системы и процессы полиграфических технологий являются сложными и дорогими. Их применение повышает риск бизнеса без разработки общих принципов работы и соответствующих стандартов. Стандарты, в свою очередь, позволяют определить возможное время работы полиграфиста на старых принципах и возможность потерь при несвоевременном переходе на новые стандарты. Таким образом, новые принципы и стандартны - это ключевой элемент рабочих потоков в производстве печатной продукции.

    Технология рабочего потока CIP3

    Консорциум по интеграции допечатных, печатных и послепечатных процессов (CIP3 - Cooperation for Integration of Prepress, Press and Postpress) разработал специальный для полиграфии формат файла, названный Print Production Format (PPF).

    Технология CIP3 направлена на организацию наиболее важных операций полиграфической деятельности. В допечатных процессах она охватывала проблемы размещения материала, в печатной стадии - приводку подачи красок и их использование, а на послепечатной стадии - обрезку. Технология была ориентирована на достаточно крупные, интегрированные производства, опирающиеся на сетевую поддержку. Непосредственно данные (спецификации) PPF-файла были предназначены для управления описания полиграфическим процессом. При этом печатная машина имеет интерфейс формата CIP3 и принимает массив данных PPF. Применение этого стандарта предполагает наличие в типографии сети передачи.

    Применение технологии CIP3 позволяло получить следующие преимущества: увеличить загрузку производства, улучшить проверку качества, ускорить подготовку к работе, уменьшить расход бумаги и краски. PPF-файл содержал: растровое содержание низкого разрешения (для общего контроля), подробную информацию о цвете и соответствующие команды настройки красочных аппаратов, команды для процедур обрезки и фальцовки.

    Преимущества цифрового технологического потока проявляются в следующем:

    • сокращение времени наладки машин, обусловленное компьютерными методами управления технологическими процессами;
    • экономия материалов, как за счет сокращения числа промежуточных технологических процессов, так и за счет уменьшения выхода макулатурных листов;
    • повышение качества печати за счет точности воспроизведения тонопередачи, стандартизации технологического процесса, управлении цветом в допечатной обработке;
    • более эффективное управление качеством, обусловленное возможностью исключения ошибок в использовании формных материалов, реализацией входного и выходного контроля данных с помощью специализированного программного обеспечения;
    • возможность перехода к цифровым системам получения пробы (струйный принтер), исключая изготовление цветоделенных фотоформ;
    • внесение корректурных изменений без потери материала, за счет оперативного изменения содержания данных;
    • обеспечение сохранности данных, позволяющей исключить непроизводительные временные и экономические расходы, с помощью систем резервирования (Backup), устройств защиты, применения средств разрешенного доступа;
    • уменьшение числа ручных и вспомогательных работ, требующих дополнительной рабочей силы. Последнее изменяет структуру и квалификацию персонала типографии;
    • повышение требований к квалификации персонала как участвующим непосредственно в производственном процессе (например, появляются новые профессии в допечатном процессе), так и поддерживающим работу компьютерных систем (системные администраторы);
    • развитие методов децентрализованной публикации за счет пространственного разделения процессов изготовления форм, экспонирования, изготовления проб, печати и т. п. на базе сетевых технологий.

    Технология потока CIP4

    Цель технологии CIP4 (Cooperation for the Integration of Process in Prepress, Press, Postpress) состоит в том, чтобы в расширенном виде описать спецификацию взаимодействия цепочки полиграфических процессов. Новый формат файла описания был назван Job Definition Format (JDF). Технология призвана стимулировать компьютерную интеграцию всех процессов, которые могут быть рассмотрены в полиграфии, и особенно спецификацию стандартов для формата JDF. Новый формат базируется на использовании языка разметок XML и концентрируется на технологических процессах производства печатной продукции, он может служить для целей электронной коммерции и передачи экономической информации на верхние уровни управления фирмой.

    Спецификации файла имеют дело с тремя главными взаимодействующими аспектами единого рабочего потока:

    • цель продукции, определяющая что производить с детализацией описания самой работы (например, особая фальцовка нескольких тетрадей);
    • функциональные параметры, определяющие процесс выполнения операции: порядок работы, проверка согласований и готовности к переходу на выполнение очередной операции;
    • специальные регулируемые параметры и условия, позволяющие реагировать на ситуации и предлагать возможные решения и алгоритмы.

    Соответствующие прикладные программы еще на допечатной стадии создают JDF-файл, который затем передается по корпоративным сетям и ведет рабочий поток. Наряду с описанием задания он может содержать и другую производственную информацию. Устройства, используемые в технологическом процессе, воспринимают соответствующие данные файла и воспринимают их в качестве управляющей информации. Добавка Job Messaging Format (JMF) - часть технологии CIP4, определяет структуру сообщений, которыми обмениваются отдельные программы и устройства при работе с JDF-файлом.

    © Центр дистанционного образования МГУП