Московский государственный университет печати

Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Методические указания

1.3.

Литература

2.

Тема 1. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Методические указания

2.3.

Литература

3.

Тема 2. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Методические указания

3.3.

Литература

4.

Тема 3. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Методические указания

4.3.

Литература

5.

Тема 4. Выражение в тексте авторской модальности

5.1.

Основные вопросы

5.2.

Методические указания

5.3.

Литература

6.

Тема 5. Типы и разновидности текстов

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Методические указания

6.3.

Литература

7.

Тема 6. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

7.1.

Основные вопросы

7.2.

Литература

8.

Тема 7. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

8.1.

Основные вопросы

8.2.

Методические указания

8.3.

Литература

9.

Тема 8. Процессы компрессии информации в тексте

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература

10.

Тема 9. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

10.1.

Основные вопросы

10.2.

Методические указания

10.3.

Литература

11.

Тема 10. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература

12.

Литература

13.

Формы контроля

Цели и задачи изучения дисциплины

Курс «Теории текста» является завершающим и синтезирующим курсом для усвоения блока языковедческих, литературоведческих и профилирующих теоретико-прикладных дисциплин факультета «Книжного дела и рекламы» для специальности «Издательское дело и редактирование».

Цель курса - выработать представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического исследования, помочь понять сущность текста как коммуникативной единицы высшего порядка; познакомить с типологией вербальных текстов и их компонентов, вскрыть современные проблемы и категории текста.

Текст изучается как продукт речемыслительной деятельности автора и одновременно как материал интерпретирующей деятельности читателя. В связи с этим важным для студентов оказывается применение коммуникативно-прагматического принципа при определении текстовых категорий и выявление системного характера соотношения речевых качеств текста и реального коммуникативного намерения автора, проявляющегося в коммуникативной установке текста.

Курс «Теории текста» призван помочь студенту в совершенстве усвоить представления о тексте как едином коммуникативно-речевом целом, нацеленном на решение конкретных задач общения в зависимости от прагматических, жанровых установок говорящего, контекста и предмета речи. Курс ставит своей основной целью комплексное овладение студентом навыками теоретически обоснованного анализа различных текстов и их компонентов, а также навыков профессионально грамотного литературного редактирования, практического анализа и составления текста как средства эффективного решения коммуникативных задач.

Практические задачи, решаемые на соответствующих этапах изучения курса, представляются следующим образом:

    • реализация коммуникативно-прагматического принципа при определении текстовых категорий;

    • выявление форм и закономерностей соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, с внутренними константами текста;

    • описание и обоснование типологии текстов как речевых произведений;

    • установление закономерного соотношения между планом выражения и планом содержания в рамках текста как содержательно и структурно цельного речевого произведения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

    • о формах и закономерностях соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования текста, с внутренними константами текста;

    • о коммуникативно-прагматическом принципе при определении текстовых категорий;

знать:

    • закономерности построения текста;

уметь:

    • выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта;

    • устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста как речевого произведения;

    • идентифицировать объект (текст), дать его описание, указать на характерные свойства.

В результате изучения дисциплины студент должен свободно владеть специальной терминологией, усвоить соответствующие понятия и характеристики и овладеть навыками самостоятельного анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности (научного, официально-делового, публицистического, художественного).

Практический опыт студента выявляется в навыках теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов.

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

    • Современный русский язык.

    • Практическая и функциональная стилистика русского языка.

    • Активные процессы в современном русском языке.

    • Теория и методика редактирования литературных произведений.

    • Теория литературы.

    • Философия.

© Центр дистанционного образования МГУП