Московский государственный университет печати

Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Методические указания

1.3.

Литература

2.

Тема 1. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Методические указания

2.3.

Литература

3.

Тема 2. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Методические указания

3.3.

Литература

4.

Тема 3. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Методические указания

4.3.

Литература

5.

Тема 4. Выражение в тексте авторской модальности

5.1.

Основные вопросы

5.2.

Методические указания

5.3.

Литература

6.

Тема 5. Типы и разновидности текстов

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Методические указания

6.3.

Литература

7.

Тема 6. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

7.1.

Основные вопросы

7.2.

Литература

8.

Тема 7. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

8.1.

Основные вопросы

8.2.

Методические указания

8.3.

Литература

9.

Тема 8. Процессы компрессии информации в тексте

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература

10.

Тема 9. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

10.1.

Основные вопросы

10.2.

Методические указания

10.3.

Литература

11.

Тема 10. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература

12.

Литература

13.

Формы контроля

Место курса в цикле книговедческих и лингвистических дисциплин факультета. Предмет, цели и задачи курса.

Становление теории текста. Многоаспектность изучения текста.

Определение текста как динамической коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Функциональный аспект в изучении текста. Типологическая разновидность речевого акта, лежащего в основе порождения и функционирования текста. Текст как продукт речевой деятельности, как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания.

Прагматический аспект изучения текста. Коммуникативное намерение и коммуникативная установка текста.

Теория текста как научная основа поиска оптимального варианта речевой организации текста.

Во введении определяются объект, предмет, цели и задачи курса, а также возможные аспекты изучения текста - информационный, коммуникативно-прагматический, функциональный, лингвостилистический, структурно-семиотический, психолого-творческий.

Следует особо остановиться на аспектах функциональном и коммуникативно-прагматическом, так как в таком случае реально создается основа для поиска оптимального варианта речевой организации текста, что практически важно для редактора.

© Центр дистанционного образования МГУП