Московский государственный университет печати

Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Методические указания

1.3.

Литература

2.

Тема 1. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Методические указания

2.3.

Литература

3.

Тема 2. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Методические указания

3.3.

Литература

4.

Тема 3. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Методические указания

4.3.

Литература

5.

Тема 4. Выражение в тексте авторской модальности

5.1.

Основные вопросы

5.2.

Методические указания

5.3.

Литература

6.

Тема 5. Типы и разновидности текстов

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Методические указания

6.3.

Литература

7.

Тема 6. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

7.1.

Основные вопросы

7.2.

Литература

8.

Тема 7. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

8.1.

Основные вопросы

8.2.

Методические указания

8.3.

Литература

9.

Тема 8. Процессы компрессии информации в тексте

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература

10.

Тема 9. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

10.1.

Основные вопросы

10.2.

Методические указания

10.3.

Литература

11.

Тема 10. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература

12.

Литература

13.

Формы контроля

Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора. Их взаимодействие.

Высказывание как минимальная единица текста. Высказывания информационные (сообщения описательного, повествовательного, аргументативного, анализирующего типа) и высказывания верификативные (высказывания интерпретирующего характера - полемические, убеждающие, воздействующие).

Понятия диктума и модуса.

Компоненты высказывания - тема и рема (данное и новое). Рема как ядро высказывания, несущее новую информацию. Тема-рематические последовательности и их разновидности: тема-рематическая последовательность со сквозной темой; тема-рематическая последовательность с гипертемой. Скачки в последовательностях и их роль в передаче новой информации.

Понятие структурной связанности текста. Левосторонние и правосторонние семантико-синтаксические средства связи. Нарушение связанности текста как литературно-эстетический прием.

Понятие цельности текста. Ключевые слова. Виды повторной номинации. Основные функции повторной номинации в разных текстах: текстообразующая, информационно-описательная, ситуативная, экспрессивно-оценочная, стилистически-дифференцирующая, редуцирующая. Текстообразующие средства вторичной номинации. Повторная номинация на уровне лексическом, стилистическом, морфологическом, синтаксическом.

Межфразовое единство (сложное синтаксическое целое) как единица семантико-синтаксическая. Абзац как единица композиционно-стилистическая. Разновидности межфразовых единств: единства с цепной зависимостью компонентов, единства с параллельной связью, единства смешанного типа.

Понятие классического абзаца. Разновидности классического абзаца: синтетико-аналитический, аналитико-синтетический, рамочный, абзац-связка. Функции абзаца в разных текстах - логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, выделительно-акцентирующая, отделительная.

При характеристике речевой организации текста необходимо прежде всего понять, что текст как структурно-семантическая единица сообщения реализует прагматическую установку автора, но наряду с этим обладает и своей собственной прагматической установкой.

Именно взаимодействие этих установок (наложение друг на друга или противоречие между ними) сказывается на специфике конструирования текста.

В данном разделе необходимо охарактеризовать единицы текста и их компоненты. В частности, для высказывания важны понятия темы и ремы; диктума и модуса; для межфразового единства - характер тема-рематической последовательности, понятие скачка в тема-рематической последовательности и др. Межфразовое единство как единицу семантико-синтаксическую необходимо сопоставить с абзацем как единицей композиционно-стилистической, чтобы установить черты сходства и различия в этих единицах разного уровня членения текста.

Анализ разновидностей межфразовых единств (единства с цепной зависимостью компонентов, единства с параллельной связью, единства смешанного типа) и разновидностей классического абзаца (синтетико-аналитический, аналитико-синтетический, рамочный, абзац-связка) поможет разобраться в сложностях речевой организации текста и закономерностях его конструирования; кроме того, поможет выйти на функциональный аспект анализа этих единиц. В частности, важным окажется установление функций абзаца: логико-смысловой, экспрессивно-эмоциональной, выделительно-акцентирующей, отделительно-связующей. Использование этих функций в процессе порождения текста поможет создать условия для адекватного восприятия текста.

© Центр дистанционного образования МГУП