Московский государственный университет печати

Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Методические указания

1.3.

Литература

2.

Тема 1. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Методические указания

2.3.

Литература

3.

Тема 2. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Методические указания

3.3.

Литература

4.

Тема 3. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Методические указания

4.3.

Литература

5.

Тема 4. Выражение в тексте авторской модальности

5.1.

Основные вопросы

5.2.

Методические указания

5.3.

Литература

6.

Тема 5. Типы и разновидности текстов

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Методические указания

6.3.

Литература

7.

Тема 6. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

7.1.

Основные вопросы

7.2.

Литература

8.

Тема 7. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

8.1.

Основные вопросы

8.2.

Методические указания

8.3.

Литература

9.

Тема 8. Процессы компрессии информации в тексте

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература

10.

Тема 9. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

10.1.

Основные вопросы

10.2.

Методические указания

10.3.

Литература

11.

Тема 10. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература

12.

Литература

13.

Формы контроля

Понятие авторской модальности. Формы выражения авторской модальности.

Триада: производитель речи - субъект повествования - образ автора. Формы представления субъекта повествования в разных семантико-коммуникативных типах текста: личностная, личностно-безличностная, безличностная.

Образ автора как выражение личностного отношения к предмету изображения, отраженное в речевой структуре текста. Двунаправленность понятия образа автора. Образ автора как продукт сотворчества автора произведения и читателя.

Главная задача раздела - выявить разные формы выражения модальности, т. е. показать речевые средства, способные передавать отношение автора к сообщаемому в тексте. Особенно следует обратить внимание на выбор автором субъекта повествования. В разных видах текста (научный, официально-деловой, художественный и др.) он будет принципиально разным: форма представления субъекта повествования может быть личностной, личностно-безличностной, безличностной. На базе уяснения отношения автора к сообщаемому (авторской модальности) у читателя возникает своеобразный образ автора, сущность которого лучше всего познается при рассмотрении триады: производитель речи - субъект повествования - образ автора.

© Центр дистанционного образования МГУП