Московский государственный университет печати

Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Методические указания

1.3.

Литература

2.

Тема 1. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Методические указания

2.3.

Литература

3.

Тема 2. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Методические указания

3.3.

Литература

4.

Тема 3. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Методические указания

4.3.

Литература

5.

Тема 4. Выражение в тексте авторской модальности

5.1.

Основные вопросы

5.2.

Методические указания

5.3.

Литература

6.

Тема 5. Типы и разновидности текстов

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Методические указания

6.3.

Литература

7.

Тема 6. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

7.1.

Основные вопросы

7.2.

Литература

8.

Тема 7. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

8.1.

Основные вопросы

8.2.

Методические указания

8.3.

Литература

9.

Тема 8. Процессы компрессии информации в тексте

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература

10.

Тема 9. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

10.1.

Основные вопросы

10.2.

Методические указания

10.3.

Литература

11.

Тема 10. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература

12.

Литература

13.

Формы контроля

Официально-деловые тексты и их разновидности: дипломатические, законодательные, административно-канцелярские.

Стилистическое своеобразие разных видов официально-деловых текстов. Терминологические особенности. Своеобразие абзацного членения. Роль и значение рубрицирования, оформление рубрик. Использование разных систем цифрового и побуквенного обозначения рубрик.

Научные тексты и их разновидности: собственно научные, научно-популярные, учебные, справочные, производственно-технические.

Стилистическое своеобразие разных видов и жанров научных текстов.

Термины и их дефиниции в специальных научных текстах. Термины и способы их введения в научно-популярных текстах. Термины в учебниках и учебных пособиях.

Формы представления чужой речи в научном тексте: цитирование, референция, имплицитное введение.

Разная степень плотности грамматических средств в текстах разных жанров научных произведений (средств, отражающих номинативный строй речи, абстрагированность, бессубъектность, безличность и др.)

Возможности проявления авторской индивидуальности в научном тексте. Использование эмоционально-экспрессивных элементов речи. Своеобразие изобразительно-выразительных средств языка в научном тексте. Вторичность их функции.

Публицистические тексты и их разновидности: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Общественно-политическая терминология - основной пласт лексики. Детерминологизация (десемантизация) специальных слов, наполнение их социально-политическим содержанием. Семантические процессы в лексике. Освоение иноязычных слов.

Активизация словообразовательных процессов, связанных с усилением оценочности в словообразовательных моделях.

Отражение влияния разговорного стиля речи на синтаксическую организацию публицистических текстов. Роль экспрессивных синтаксических построений.

Расширение процесса метафоризации слов. Модернизация и трансформация устойчивых выражений, литературных цитат, народных пословиц и поговорок.

Речевой стандарт и штамп в текстах массовой коммуникации. Семантико-композиционные особенности разных текстов массовой коммуникации. Стилистическое своеобразие газетных жанров. Понятие авторской позиции и представление ее в тексте.

Рекламные тексты и их речевые особенности. Выдвижение на первый план речевых средств контактоустанавливающей и призывной функции.

Художественные тексты и их разновидности: прозаические и лирические (поэтические). Характер номинации в художественном тексте. Разнотипность обозначений реалий (прямые и метафорические значения). Прагматический аспект художественного текста: автор речи и его коммуникативная установка.

Художественный образ как способ воспроизведения действительности с позиций определенного эстетического идеала. Понятие «перевернутого образа» (Ю. М. Лотман).

Семантическое поведение слова в художественном тексте:

1) снятие некоторой неопределенности слова как единицы словаря; 2) актуализация скрытых смыслов слова, создающих новое видение мира и его оценку; 3) создание смысловой многоплановости слова.

Синтактика языковых форм как внутренняя форма смысловых приращений (В. В. Виноградов).

Стилистическая доминанта и проблемы целостного изучения художественного текста. Доминанта как принцип, соотносимый с образом автора, авторской модальностью; доминанта как смысловой компонент, семантическая тема; доминанта как композиционный прием художественного текста; доминанта как выдвинутое языковое средство, языковой прием.

Актуализация поэтического смысла в лирических текстах.

Контекстуальная многоплановость и «многоязычность» художественного текста.

Взаимодействие внеязыковых (сюжет, композиция, группировка персонажей, контекст конкретной реальности и др.) и собственно речевых средств в художественном произведении. Наличие подтекста в художественном произведении. Идейно-эстетически мотивированные отступления от речевых норм.

© Центр дистанционного образования МГУП