Московский государственный университет печати

Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Н.С. Валгина, к.ф.н., проф.; Г.В. Векшин, к.ф.н., доцент
Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория текста"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Основные вопросы

1.2.

Методические указания

1.3.

Литература

2.

Тема 1. Текст как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории текста

2.1.

Основные вопросы

2.2.

Методические указания

2.3.

Литература

3.

Тема 2. Механизмы образования текста. Речевая организация текста

3.1.

Основные вопросы

3.2.

Методические указания

3.3.

Литература

4.

Тема 3. Виды информации и функционально-смысловые типы речи

4.1.

Основные вопросы

4.2.

Методические указания

4.3.

Литература

5.

Тема 4. Выражение в тексте авторской модальности

5.1.

Основные вопросы

5.2.

Методические указания

5.3.

Литература

6.

Тема 5. Типы и разновидности текстов

6.1.

Основные вопросы

6.2.

Методические указания

6.3.

Литература

7.

Тема 6. Разновидности текстов по их стилевой ориентации

7.1.

Основные вопросы

7.2.

Литература

8.

Тема 7. Информационная насыщенность текста и способы ее повышения

8.1.

Основные вопросы

8.2.

Методические указания

8.3.

Литература

9.

Тема 8. Процессы компрессии информации в тексте

9.1.

Основные вопросы

9.2.

Литература

10.

Тема 9. Информационные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста

10.1.

Основные вопросы

10.2.

Методические указания

10.3.

Литература

11.

Тема 10. Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

11.1.

Основные вопросы

11.2.

Литература

12.

Литература

13.

Формы контроля

Информационная насыщенность текста и информативность текста.

Понятие «напряженного и ненапряженного текста». Напряженность изложения в плане содержания - количество информации, получаемое читателем в единице формы; напряженность изложения в плане выражения - количество единиц формы, приходящихся на единицу информации. Дозированность «упаковочного материала» (термин Л. В. Щербы) частей текста, не несущих существенной информации, но необходимых для читателей, с ограниченными возможностями восприятия семантической информации.

Напряженность лексическая и напряженность композиционно-синтаксическая. Снятие напряженности.

Способы создания структурно напряженного текста: 1) образование скачков в тема-рематических последовательностях; 2) использование информативно-компактных высказываний (простых вместо сложных) при сохранении содержания; 3) использование высказываний со вторичными предикатами; 4) применение разных видов синтаксической компрессии; 5) предпочтение имплицитным видам синтаксической связи и снижение роли эксплицитной связи; 6) нулевое представление субъекта действия, состояния.

Мера прагматической информации в тексте. Несоответствие объема информации, заложенного в тексте, и объема информации, воспринимаемого читателем. Причины данного несоответствия - объективные (связанные с закономерностями построения текста; с асимметричностью языкового знака) и субъективные (связанные со степенью подготовленности читателя). Линейная структура развертывания текста и глубинная структура сообщения.

Два пути повышения информативности речевых единиц в тексте - интенсивный и экстенсивный. Интенсивный способ как способ свертывания информации; экстенсивный способ как способ расширения информации путем максимальной детализации сообщения.

Данный раздел поможет установить меру прагматической информации в тексте, причины частого несоответствия объема информации, заложенного в тексте, и объема информации, воспринимаемого читателем. Эти причины могут иметь объективный характер (связаны с закономерностями построения текста, с асимметричностью языкового знака) и характер субъективный (связанный со степенью подготовленности читателя).

Темы, представленные в данном разделе, связаны с раскрытием понятий напряженного и ненапряженного текста, с выявлением способов создания структурно напряженного текста (образование скачков в тема-рематических последовательностях; использование информативно компактных высказываний, высказываний со вторичными предикатами, с разными формами повторной номинации и др.). Раздел знакомит с двумя путями повышения информативности речевых единиц - интенсивным и экстенсивным.

Важной в практическом отношении является тема - процессы компрессии информации в тексте. Информационная компрессия мыслится как сжатие плана означающего при сохранении плана означаемого. Здесь же рассматриваются способы компрессии информации - семиотические и коммуникативные.

© Центр дистанционного образования МГУП