Московский государственный университет печати

Коган А.Ф.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Предпринимательство в книжном деле»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Коган А.Ф.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Предпринимательство в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

6.

Тема 6. Планирование предпринимательства в книжном деле

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

10.

Тема 10. Этапы создания фирмы

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

12.

Контрольная работа

12.1.

Задание №1. Выберите правильный ответ

12.2.

Задание № 2. Решите следующие ситуационные задачи

12.2.1.

Задача 1

12.2.2.

Задача 2

12.2.3.

Задача 3

12.2.4.

Задача 4

12.2.5.

Задача 5

12.2.6.

Задача 6

13.

Литература

14.

Формы контроля

Предпринимательство, как вид деятельности: понятие, сущность. Развитие теории предпринимательства в экономической науке. Объективные факторы экономического, политического и социального характера, обуславливающие существование предпринимательства. Исторические корни предпринимательства. Предпринимательство как инновационная деятельность, предпринимательская идея.

Виды и формы предпринимательской деятельности. Производственное и коммерческое предпринимательство в книжном деле.

Понятие книжного дела. Книга как товар, особенности производства и обращения.

Введение в историю предпринимательства в книжном деле в России.

Современные тенденции развития предпринимательства в книжном деле.

Книжное дело как культурный и деловой процесс. Профессионализм и деловая активность. Деловая репутация в бизнесе. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы. Психология предпринимателя. Культура предпринимателя. Деловая этика и деловой этикет.

Особенности книжного рынка. Особенности книги как товара.

Закон спроса, факторы спроса. Закон предложения, факторы предложения. Цена равновесия. Эластичность спроса и предложения. Типы эластичности. Применение к анализу книжного рынка.

Потребительское поведение, бюджетные ограничения и покупательская способность. Кривые безразличия. Применение к анализу книжного рынка.

Циклы воспроизводства. Фирма - основная форма организации предпринимательства. Ресурсная модель фирмы, ее особенности в книжном деле. Понятие трансакций.

Капитал фирмы, основной и оборотные капитал. Доход, прибыль, издержки, рентабельность. Факторы прибыли. Регулирующая роль цены и качества. Условия безубыточность.

Масштаб предприятия. Долгосрочные и краткосрочные цели деятельности фирмы.

Виды собственности и их значение.

Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-юридические формы предпринимательских структур. Индивидуальное предпринимательство. Партнерство. Ограниченное партнерство. Корпоративные формы собственности. Холдинги. Основные организационно-правовые формы применяемые в книжном бизнесе. Объективные и субъективные факторы, определяющие выбор правового статуса предприятия.

Малое предпринимательство, как особая форма бизнеса. Малые издательские и книготорговые предприятия, их особенности и роль в становлении и развитии книжного рынка.

Договор как форма правовой и имущественной защиты партнеров. Гражданский кодекс РФ о договоре и договорных отношениях. Основные элементы договора.

Формы договорных отношений в книжном деле. Авторский договор, договор купли/продажи, договор поставки.

Типы структур управления. Выбор структуры управления. Организация управления предпринимательской деятельностью.

Система подготовки и принятия решений. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Жизненный цикл книги.

Работа с персоналом. Управление качеством.

Планирование и его виды. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия. Оперативное планирование. Структура оперативных планов и показателей. Основные задачи оперативного планирования.

Бизнес-план фирмы. Структура бизнес-плана.

Источники информации в предпринимательской деятельности. Информационные технологии книжной фирмы, их значение.

Собственные и заемные денежные средства. Банковские кредиты и его виды. Товарный кредит    ndash; основная форма кредитования в книжном деле. Акции и облигации как форма мобилизации ресурсов.

Роль государства в организации финансового механизма. Наличные расчеты. Приходные и расходные ордера, кассовая книга.

Виды безналичных расчетов. Платежные поручения, чеки, аккредитивы, инкассовые операции, клиринговые и вексельные расчеты.

Налогообложение предпринимательской деятельности. Основные виды налогов.

Управление оборотным капиталом и прибылью. Формирование прибыли - главного финансового результата предпринимательской деятельности. Факторы прибыли. Распределение прибыли, нераспределенная прибыль.

Инвестиционная политика, капиталовложения, их окупаемость. Портфельные инвестиции, их доходность.

Бухгалтерский баланс, его значение. Структура бухгалтерского баланса и приложений к нему.

Финансовый анализ и его значение. Оценка финансового состояния, финансовой устойчивости, кредитоспособности, ликвидности фирмы.

Товарные запасы книжной торговли. Организация сбыта товарной продукции. Планирование реализации и товарного покрытия. Выбор партнера. Организация договорного процесса. Действия по организации поставок. Логистика управления материальными потоками.

От предпринимательской идеи к фирме. Стартовый капитал. Лицензирование. Расчет первоначального капитала и основные направления его использования. Определение источников пополнения капитала в будущем.

Философия и миссия фирмы. Жизненный цикл фирмы.

Стартовый капитал, его структура и источники.

Учреждение и регистрация фирмы.

Жизненный цикл фирмы. Прекращение работы фирмы. Банкротство фирмы.

Предпринимательский риск и его виды. Пути и методы снижения риска. Информационная безопасность фирмы. Коммерческая тайна и ее защита. Служба безопасности фирмы.

© Центр дистанционного образования МГУП