Московский государственный университет печати

Коган А.Ф.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Предпринимательство в книжном деле»

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Коган А.Ф.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Предпринимательство в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

2.

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

3.

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

4.

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

5.

Тема 5. Организация управления фирмой

6.

Тема 6. Планирование предпринимательства в книжном деле

7.

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

8.

Тема 8. Финансы в книжном деле

9.

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

10.

Тема 10. Этапы создания фирмы

11.

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

12.

Контрольная работа

12.1.

Задание №1. Выберите правильный ответ

12.2.

Задание № 2. Решите следующие ситуационные задачи

12.2.1.

Задача 1

12.2.2.

Задача 2

12.2.3.

Задача 3

12.2.4.

Задача 4

12.2.5.

Задача 5

12.2.6.

Задача 6

13.

Литература

14.

Формы контроля

Основной формой работы студента-заочника является самостоятельное изучение литературы, перечень которой приводится в конце методического руководства. Руководствуясь программой курса и настоящими методическими указаниями, студент дополняет свою работу собственным производственным опытом или опытом издательского (книготоргового) предприятия, с работой которого имеет возможность ознакомиться.

При выполнении и оформлении контрольной работы необходимо соблюдение следующих правил:

  1. на титульном листе работы должны быть указаны следующие данные: наименование факультета, название дисциплины, номер и вариант контрольной работы, фамилия и инициалы студента и его учебный шифр;
  2. контрольную работу следует выполнять на листах стандартной машинописной бумаги, соответствующим образом скрепленной;
  3. текст контрольной работы может быть набран на компьютере или пишущей машинке;
  4. в конце работы должен быть приведен список использованной литературы, а на страницах работы конкретные постраничные ссылки на источники;контрольная работа подписывается студентом и ставится дата ее выполнения;
  5. незачтенная контрольная работа выполняется заново в соответствии с рекомендациями, изложенными в рецензии. При повторном представлении контрольной работы к ней прилагается первая рецензия;
  6. номер варианта контрольной работы определяется начальной буквой фамилии студента:

Untitled Document

Начальные буквы фамилии студента

Вариант контрольной работы

А— E

задание № 1 — варианты № 1, 10, 11 задание № 2 — задача № 3, 6(1, 2 б )

Ж— K

задание № 1 — варианты № 2, 9, 12 задание № 2 — задача № 2, 6 (1, 2 а )

Л— П

задание № 1 — варианты № 3, 8, 13 задание № 2 — задача № 1, 6 (1, 2 б )

Р—Х

задание № 1 — варианты № 4, 7, 14 задание № 2 — задача № 5, 6 (1, 2 а )

Ц - Я

задание № 1 — варианты № 5, 6, 15 задание № 2 — задача № 4, 6(1, 2 б )

В случае несоответствия варианта контрольной работы начальной букве фамилии студента, контрольная работа не рецензируется и возвращается исполнителю.

Варианты

№ 1. Выберите, какие из перечисленных субъектов экономической деятельности в комплексе образуют субъект предпринимательства в книжном деле:

  1. автор, банк, издательство, книжная торговля;
  2. издательство, типография, оптовая книжная база, книготорг;
  3. издательство, типография, книжная торговля;
  4. бумажная фабрика, производитель полиграфических машин, Министерство печати.

№ 2. Главная цель фирмы:

  1. максимизация прибыли;
  2. повышение качества продукции;
  3. расширение рынка сбыта;
  4. удовлетворение потребностей населения в продукции фирмы.

№ 3. Государство должно:

  1. поддерживать предпринимательство;
  2. заниматься предпринимательством;
  3. регулировать и защищать предпринимательство;
  4. руководить предпринимательством.

№ 4. Индивидуальное предпринимательство - это:

  1. форма собственности;
  2. вид предпринимательства;
  3. субъект предпринимательства;
  4. автор.

№ 5. Холдинговая компания - это:

  1. производственно-торговое предприятие;
  2. благотворительная организация;
  3. совместное предприятие;
  4. держатель контрольного пакета акций других фирм.

№ 6. Фирма становится юридическим лицом, если имеет:

  1. учредительный договор, свидетельство о регистрации, свидетельство об уплате государственной пошлины, устав, уставной капитал;
  2. стартовый капитал, учредительный договор, бизнес-план;
  3. кредит, объявление о подписке на акции;
  4. арендованное помещение, юридический адрес, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.
  5. № 7. Малое предприятие ограничено:

  1. размером дохода;
  2. численностью работников;
  3. стоимостью имущества;
  4. долей участия государства.

№ 8. Издательская и полиграфическая деятельности регламентированы:

  1. на местном уровне;
  2. Законом о средствах массовой информации;
  3. необходимостью лицензирования;
  4. размером уставного капитала.

№ 9. Книготорговая деятельность регламентирована:

  1. Гражданским кодексом Российской Федерации;
  2. местными правилами и постановлениями;
  3. Уголовным кодексом Российской Федерации;
  4. правилами торговли.

№ 10. Достаточным условием начала деятельности предпринимателя в книжном деле является:

  1. наличие бизнес-плана;
  2. наличие помещения;
  3. наличие стартового капитала;
  4. наличие кредитной линии в банке.

№11. Договоры купли-продажи:

  1. определяются Налоговым кодексом Российской Федерации;
  2. имеют свободную форму;
  3. определяются 2-й частью Гражданского кодекса;
  4. определяются 1-й частью Гражданского кодекса;

№ 12. Основной формой имущественных отношений между издательством и книжной торговлей является:

  1. договор купли-продажи;
  2. договор товарного кредита;
  3. договор подряда;
  4. договор поставки.

№ 13. Источником капитала фирмы является:

  1. запасы продукции;
  2. выручка от реализации продукции и услуг;
  3. продажа акций;
  4. экономия на расходных материалах.

№ 14. Доход книготорговой фирмы образуется из:

  1. розничной цены;
  2. продажи складских площадей;
  3. розничной наценки;
  4. отпускной цены поставщика.

№ 15. Прибыль книготоргового розничного предприятия равна:

  1. выручке от реализации;
  2. валовому доходу;
  3. валовому доходу минус издержки обращения;
  4. рентабельности.

Издательство с сентября месяца продает оптовым и розничным книготорговым предприятиям новогодние календари большого и малого формата. На 1 января нового года остаток непроданной продукции составил в сумме 35,5 тыс. рублей.

Какие меры, с вашей точки зрения, должен предпринять отдел продаж в этой ситуации?

У предпринимателя появилась возможность работать самостоятельно. В то же время издательство предлагает ему работу торгового агента.

В первом варианте доход в месяц составит около 12 тыс. руб. с вероятностью 50%. При втором варианте премия в месяц составит 1 тыс. руб. с вероятностью 60%.

Зарплата при работе торговым агентом определена издательством в размере 1,5 тыс. руб. с вероятностью 100%, а при самостоятельной работе предприниматель предполагает определить свою зарплату в сумме 3,5 тыс. руб. в месяц с вероятностью 50%.

Какой вариант более приемлемый?

Книжному магазину издательство предложило закупить школьные учебники в июне месяце (первой неделе) со скидкой 30 % от предложенной оптовой цены на условиях предоплаты товара. Активно реализуются школьные учебники в конце августа - начале сентября.

Какое решение должен принять коммерческий директор магазина, если продажа школьных учебников в месяц составляет 20% в сумме реализации, а ежемесячная инфляция 3 - 4 %?

15

Оптовое книготорговое предприятие продает свою продукцию в двух регионах. Распределение объемов продаж представлено в табл. 1.

Таблица 1

Untitled Document

Издание

Регион I

Регион II

А

80%

20%

Б

20%

80%

Данные о доходах, условно-постоянных и условно-переменных затратах представлены в табл. 2.

Таблица 2

Untitled Document

 

 

Издание

Доход , тыс. руб.

Затраты , тыс. руб.

Условно - переменные

Условно - постоянные

А

240

90

75

Б

480

300

72

При продаже издания «А» в регионе I у оптового предприятия возникли дополнительные расходы в сумме 120 тыс. руб.

Рассчитайте прибыльность программы сбыта, если оптовое предприятие откажется от реализации издания «А» и региона I.

В книжном магазине замедлилась товарооборачиваемость школьных тетрадей, в связи с чем образовались сверхнормативные товарные запасы.

Ситуация, сложившаяся в течение учебного года (февраль), явилась неожиданной для магазина, где тетради пользуются стабильным спросом покупателей.

Вам предлагается:

1. Сформулировать причину создавшейся ситуации на основе анализа информации (предложенной нами) в части:

динамики товарных запасов;

изменения спроса покупателей и его причинах;

поведения конкурентов.

2. Предложить варианты решения ситуации.

1) Заполните таблицу 3.

2) Решите следующую ситуацию:

а) Вы решили открыть собственный (частный) книжный магазин. Какие преимущества и недостатки этой организационно-правовой формы? Чем вы руководствовались, выбирая эту организационно-правовую форму книготоргового предприятия?

б) Вы и ваши коллеги решили организовать издательство в форме ООО. Какие преимущества и недостатки этой организационно-правовой формы? Чем вы руководствовались, выбирая данную организационно-правовую форму?

Таблица 3

Untitled Document

№№
п/п

Наименование организационно-правовой формы предприятия Юридический статус Документы об образовании (учреждении) предприятия Минимальное количество членов Минимальный капитал Вид вклад Высший орган управления Форма назначения исполнительного органа Порядок распределения прибыли и убытков Материальная ответственность Право распоряжаться имуществом юридического лица
1 Индивидуальное предприятие*                    
2 Полное товарищество                    
3 Товарищество на вере                    
4 Общество с ограниченной ответственностью                    
5 Общество с дополнительной ответственностью                    
6 Акционерное общество открытое                    
7 Акционерное общество закрытое                    
8 Унитарное предприятие на правах хозяйственного ведения                    

* Указать, в каких организационно-правовых формах существует.

© Центр дистанционного образования МГУП