Московский государственный университет печати

Миронова Г.В.


         

Производственный менеджмент

Конспект лекций


Миронова Г.В.
Производственный менеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Теоретические основы производственного менеджмента

1.

Тема 1. Введение в предмет

1.1.

Цель и задачи изучения дисциплины производственный менеджмент»

1.2.

Сущность производственного менеджмента

1.3.

Системный подход к управлению

1.4.

Место производственного менеджмента в системе управления предприятием

1.5.

Краткая историческая справка о развитии производственного менеджмента

1.6.

Контрольные вопросы

2.

Тема 2. Инструменты производственного менеджмента

2.1.

Принципы управления, используемые в производственном менеджменте

2.2.

Функции производственного менеджмента

2.3.

Управленческие решения в производственном менеджменте

2.4.

Модели и методы принятия решений в производственном менеджменте

2.5.

Контрольные вопросы

3.

Тема 3. Отраслевые особенности производственного менеджмента в полиграфии

3.1.

Отличительные особенности предприятий сферы материального производства и сферы услуг

3.2.

Производственный процесс на полиграфическом предприятии

3.3.

Типы производства

3.4.

Норма затрат труда на полиграфических предприятиях

3.5.

Понятие производственной мощности предприятия

3.6.

Производственная программа полиграфического предприятия

3.7.

Производственная мощность полиграфического предприятия

3.8.

Контрольные вопросы

Раздел 2. Стратегические решения в системе производственного менеджмента полиграфического предприятии. Организационное проектировагние

4.

Тема 4. Проектирование продукта и выбор технологии и оборудования для его изготовления

4.1.

Понятие и фазы жизненного цикла продукта

4.2.

Специфические особенности продукта предприятий полиграфической отрасли

4.3.

Маркетинговая разработка продукта

4.4.

Формирование продуктовой программы и технологические расчеты производства при проектировании полиграфического предприятия

4.5.

Контрольные вопросы

5.

Тема 5. Стратегия размещения предприятия

5.1.

Выбор места расположения предприятия

5.2.

Особенности стратегии размещения сервисных организаций

5.3.

Формирование сети поставщиков

5.4.

Методы решения задач размещения

5.5.

Контрольные вопросы

6.

Тема. 6. Проектирование производственной структуры предприятия

6.1.

Производственная структура полиграфического предприятия

6.2.

Формирование производственной структуры предприятия

6.3.

Проектирование размещения подразделений предприятия

6.4.

Размещение оборудования

6.5.

Формирование организационной структуры управления предприятием

6.6.

Контрольные вопросы

Раздел 3. Тактические решения в системе производственного менеджмента полиграфического предприятия

7.

Тема 7. Расчеты производства

7.1.

Среднесрочное производственное планирование

7.2.

Объемные расчеты производства в тактическом производственном менеджменте полиграфического предприятия

7.3.

Контрольные вопросы

8.

Тема 8. Управление запасами на полиграфическом предприятии

8.1.

Виды запасов и их функции

8.2.

Подходы к управлению запасами

8.3.

Базовая модель экономичного объема поставки

8.4.

Модель экономичного объема поставки с постепенным пополнением запаса

8.5.

Модель экономичного объема поставки с учетом количественных скидок

8.6.

Реальная модель управления запасами с фиксированным объемом поставки

8.7.

Модель управления запасами с фиксированным интервалом поставки

8.8.

Контрольные вопросы

9.

Список использованной литературы

Указатели
20   указатель иллюстраций
Рис. 4.1. Фазы жизненного цикла продукта

Решения по проектированию производственной системы, важны по трем основным причинам:

    1. Они требуют большого вложения сил и денежных средств.

    2. Ошибки, совершенные в ходе решения этой стратегической задачи, могут проявляться в течение длительного периода деятельности предприятия и являются, подчас, трудно исправимыми в будущем.

    3. Эти долгосрочные решения оказывают существенное воздействие на эффективность текущей деятельности предприятия.

Организационное проектирование производственной системы - процесс подготовки и обоснования управленческих решений, направленных на организацию нового предприятия или производства.

В ходе организационного проектирования производится:

    1. Концептуальное проектирование производственной системы, которое включает в себя:

      1.1. Выбор продуктов производства и определение масштабов его выпуска

      1.2. Технологические расчеты производства

      1.3. Выбор места расположения предприятия

    2. Проектирование основного производства, в ходе которого осуществляется:

    Формирование производственной структуры предприятия

    Пространственная планировка цехов, отделов и служб

    Проектирование цехов и участков

    3. Проектирование производственной инфраструктуры (вспомогательного и обслуживающего производств)

    4. Расчет основных технико-экономических показателей организации

    5. Проектирование системы управления

    6. Формирование генерального плана предприятия.

План

    1. Понятие и фазы жизненного цикла продукта.

    2. Специфические особенности продукта предприятий полиграфической отрасли.

    3. Маркетинговая разработка продукта

    4. Формирование продуктовой программы и порядок проведения технологических расчетов производства при проектировании полиграфического предприятия.

Вопросы, связанные с жизненным циклом продукта, маркетинговой стратегией и продуктовым планированием изучаются в курсе «Маркетинг». Но поскольку концептуальное проектирование производственной системы включает в себя, в первую очередь, вопрос выбора продуктов производства и определение масштабов его выпуска, в этой теме коротко рассмотрена эта проблема с позиции производственного менеджмента.

Одним из методологических достижений ХХ века является эволюционный подход к изучению производственных систем.

Любой экономический продукт развивается по S - образной кривой и проходит в своем развитии различные стадии (см. рис. 4.1 Рис. 4.1. Фазы жизненного цикла продукта ).

Период времени между моментами возникновения и прекращения использования продукта принято называть жизненным циклом.

Концепция жизненного цикла товаров (услуг) исходит из того, что любой товар, какими бы великолепными свойствами он не обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным экономическим продуктом. Продолжительность жизненного цикла разных товаров различна. Но, несмотря на то, что наблюдается большое разнообразие форм и видов продуктов, удовлетворяющих различные потребности, фазы их жизненного цикла совершенно определенны:

    1. Этап создания нового экономического продукта.

    2. Этап выведения нового экономического продукта на рынок - этап освоения

    3. Этап роста

    4. Этап зрелости

    5. Этап упадка и старения

На этапе создания продукта

    - происходит формирование инновационной идеи по созданию нового вида продукта (услуг)

    - проводятся маркетинговые исследования рынка нового продукта, поиск потенциальной ниши на рынке с точки зрения возможности и масштабов его реализации

    - оцениваются объемы и сроки производства в соответствии с возможностями и ожидаемым спросом

    - проводится предварительное технико-экономическое обоснование разработки инновации

    - при положительной оценке инновации организуется комплекс работ по проведению необходимых научных исследований и опытно-конструкторских разработок

На этапе освоения продукта

    - осуществляется комплекс работ по подготовке производства (конструкторская, технологическая, организационная)

    - осуществляется запуск производства и выведение на заданную производственную мощность

Основная задача первого и второго этапа состоит в том, чтобы новый продукт заработал и был востребован потребителем.

Для первых двух этапов жизненного цикла продукта характерно превышение расходов над доходами, то есть экономический результат деятельности - убыток, а не прибыль.

Обычно эти этапы осуществляются либо за счет собственных средств, либо за счет средств инвесторов.

Для фазы роста характерно:

  • Наращивание производственной мощности
  • Увеличение объема продаж
  • Освоение новых рынков
  • Формирование устойчивой сети поставщиков
  • Совершенствование технологии и организации производства
  • Увеличение численности рабочих
  • Повышение уровня специализации рабочих мест
  • Разработка гибкой и динамичной ценовой политики
  • Рост прибыли

В фазе роста производительность обычно растет пропорционально вложению капитала, в том числе и интеллектуального.

Фаза зрелости продукта характеризуется замедлением роста объема продаж продукта и стабилизацией производства. Это связано с рядом факторов:

  • Изменением потребности клиентов
  • Выходом на рынок новых товаров и услуг в большей мере, отвечающих современным потребностям
  • Усилением конкуренции
  • Нерентабельностью данного вида продукта.

Для фазы зрелости продукта характерна стабилизация производственной мощности по выпуску этого вида продукции; стабилизация объема продаж; отлаженность технологии изготовления продукции; совершенствование технологии и организации производства; поиск и реализация внутренних резервов производства; реальная оценка собственных конкурентных преимуществ на перспективу; модернизация продукта; тенденция объединения продукта развития с другими продуктами и образование гибридов; стабильная прибыль

Эта фаза продолжается так долго, пока есть социальная потребность в данном продукте или не появляется новый продукт ориентированный на те же задачи, но реализующий более эффективный принцип.

Фаза старения продукта характеризуется снижением конкурентоспособности продукта, которая влечет за собой: сокращением объемов производства, численности рабочих; ухудшением качества продукции; потерей рынков; износом основных производственных фондов; превышением расходов над доходами; снятием продукта с производства.

Фаза старения не является органическим следствием зрелости продукта. Она может наступить в любой момент времени и причины тому могут быть как внутренние, так и внешние. Одним из признаков наступления фазы старения является снижение объема продаж.

Производственный менеджмент должен внимательно отслеживать фазу, на которой находится тот или иной продукт предприятия и состояние рынка, на который этот продукт поставляется, чтобы своевременно модернизировать или заменить устаревший продукт.

Разработка продукта играет стратегическую роль в определении степени достижения целей организации. Причинами проектирования и создания новых изделий могут быть повышение конкурентоспособности предприятия и как расширение уже существующего, так и создание альтернативного бизнеса с целью повышения прибылей. Но во всех этих случаях ключевым фактором выступает удовлетворение потребителя вновь создаваемым или перепроектированным продуктом.

Вся продукция, выпускаемая полиграфическими предприятиями, входит в определенную калькулируемую группу, и может быть классифицирована по двум признакам:

    1. по видам продукции

    2. по процессам их изготовления.

Представим перечень калькулируемых групп по видам продукции (калькуляционная единица - 1экз.).

1. Книжно-журнальная, изобразительная и этикеточная продукция:

  • Книги, брошюры, журналы, продолжающиеся издания, бюллетени;
  • Буклеты, ежегодники, календари-справочники
  • Альманахи
  • Нотные издания
  • Вкладки, вклейки, накидки, обложки, суперобложки, форзацы
  • Изобразительные альбомы, репродукции с картин, гравюры, эстампы, открытки
  • Пригласительные билеты, конверты для грампластинок, марки
  • Плакаты, наглядные пособия, настенные иллюстрированные календари, афиши, лозунги, объявления.
  • Печатные этикетки, обертки, упаковка
  • Другие издания, имеющие самостоятельное потребительское значение.

2. Картографическая продукция

3. Газеты

  • Республиканские, областные, краевые, окружные, районные
  • Многотиражки предприятий и организаций

4. Бланочная продукция

  • Бланки форм учетной документации, в том числе с нумерацией, включая абонементы и транспортные билеты
  • Бланки форм отчетной и плановой документации (листовые, в виде книг, альбомов брошюр, квитационных и абонементных книжек, блокнотов, рулонов и бесконечных формуляров)

5. Прочая продукция

  • Лотерейные билеты и ценные бумаги
  • Паспорта, воинские билеты, трудовые книжки, удостоверения личности, членские билеты обществ, союзов, дипломы
  • Зрелищные билеты
  • Другая продукция, не вошедшая в перечень предыдущих видов готовой продукции

6. Прочие непродовольственные товары народного потребления (ТНП)

Бумажно-беловые товары:

  • тетради общие
  • тетради школьные
  • тетради для рисования
  • альбомы и папки для рисования и черчения
  • папки для дипломных работ
  • сувениры

Игрушки и елочные украшения.

Таблица 4.1. Перечень калькулируемых групп по процессам

Untitled Document

№№

группы

Наименование

изданий

Количество

Периодичность

Формат и доля листа

Средний объем, физ.п.л.

Средний тираж, т.экз.

Красочность

1

Научно-популярные издания

50

-

84х108/32

20

10

1+1

2

Учебники для вузов

80

-

60х90/16

30

5

1+1

3

Научно-популярные журналы

4

6

70х100/8

10

8

1+1

4

Научные журналы

3

12

70х100/8

10

3

1+1

5

Школьные учебники

90

-

70х90/16

11

50

4+4

6

Журналы для детей

5

12

60х90/8

4

20

4+4

7

Перекидные календари

10

-

70х100/2

7

3

4+0

8

Настенные календари

7

-

70х100

1

2

4+0

Для полиграфической отрасли характерна значительная продолжительность жизненного цикла продукта, как вида. Скорее теорию жизненных циклов надо применять к процессам, с помощью которых эти продукты изготавливаются, чем к самим продуктам. В этой связи и инновационные процессы, происходящие на полиграфических предприятиях, имеют больший акцент на процессы, нежели на продукты.

Главная движущая сила при создании нового продукта - потребитель. Если требования потребителя к выпускаемому продукту не удовлетворяются, то предприятие может потерять определенную долю рынка, что неминуемо приведет к снижению прибылей. Для того, чтобы начать процесс проектирования нового продукта или его модернизации, организация должна иметь некоторые идеи. И неоспоримую роль в решении этой проблемы играет маркетинг.

При планировании нового продукта необходимо иметь информацию:

    1. о состоянии рынка и тенденциях его развития

    2. о конкурентах, их потенциале и планах развития

    3. о потребителях, их требованиях к продуктам и покупательной способности.

Маркетинговые исследования продукта должны дать ответ на следующие вопросы: Кто является потенциальным покупателем создаваемого продукта? Каков возможный объем его потребностей и покупательных способностей? От каких факторов зависит этот объем потребления? Какие конкуренты возможны на рынке и каковы их конкурентные преимущества? Каковы преимущества и недостатки нового продукта? Что необходимо сделать для повышения его конкурентоспособности? Какие факторы влияют на продолжительность жизненного цикла продукта, масштабов спроса? Как формируется рыночный спрос на продукт? Какой сегмент рынка он охватывает? Как позиционируется продукт на рынке, какую долю рынка он может занять?

Для того чтобы ответить на все выше поставленные вопросы необходимо провести анализ потенциальных потребителей новой продукции, анализ конкурентов, сегментацию целевых рынков, позиционирование продукта.

Сегментация целевых рынков представляет собой процесс дифференциации потенциальных потребителей продукта на относительно однородные по характеру спроса группы.

Позиционирование продукта - предусматривает действия по обеспечению его конкурентоспособного положения на рынке.

Полиграфические предприятия относятся к числу организаций, которые реализуют заключительные стадии инновационных процессов. В этом случае продуктовое планирование выражается в формировании продуктового портфеля предприятия и планировании его производственной программы на определенный период.

Проектирование полиграфических предприятий предполагает выбор технологии и оборудования для изготовления намеченной продуктовой программы.

Исходными данными для проектирования технологических процессов являются технические качественные и количественные показатели технологически однородных групп изданий, для изготовления которых и должна быть определена наиболее рациональная технология производства. Эти исходные данные объединяются названием «промышленное задание на изготовление продукции полиграфического предприятия». Таким образом, продуктовая программа в стратегическом производственном менеджменте принимает вид промышленного задания (промзадания). Именно в промзадании определены номенклатура и объем производства конкретных видов продукции полиграфического предприятия. И именно по заданному промзаданию осуществляют проектирование нового производства.

Промзадание составляется в виде таблиц, раздельно для каждого вида продукции: книги, журналы, газеты, листовые издания, бланки и т.д. На основе показателей промзадания и знания области применимости различных способов воспроизведения полиграфической продукции, отраслевых технологических инструкций, стандартов, технических условий и нормативных данных формируется технология производства проектируемого предприятия.

Специфической особенностью работы полиграфических предприятий является выпуск продукции по договорам с заказчиками. Эффективность работы предприятия в значительной мере зависит от того, насколько плотно загружено предприятие заказами. Поэтому при проектировании новых предприятий в первую очередь необходимо оценить возможность обеспеченности будущего производства заказами выбранного вида и оценить конкурентоспособность выполняемых работ. При этом недостаточно ограничиться лишь выбором вида (или видов) выпускаемой печатной продукции. Необходимо в промзадании определить параметры изданий, от величины которых будет зависеть выбор и технологии и оборудования для их изготовления. Так, например, если решено создать новое производство по выпуску этикеточной продукции, то необходимо знать каким способом печати она будет изготавливаться (например, офсетным или флексографским), каковы предполагаемые тиражи, какова красочность этикетки, ее размеры, сложность оформления и технологическая сложность ее изготовления.

К наиболее важным, необходимым для проектирования, техническим показателям книжно-журнальной продукции можно отнести: виды изданий; количество изданий в технологически однородной группе; количество выходов в год (периодичность); формат издания; средний объем издания в физических печатных листах; средний тираж изданий в тысячах экземпляров; красочность; содержание внутритекстовых иллюстраций в издании в процентах.

Технические показатели изданий, сведенные в промзадание, позволяют рассчитать годовой объем работы, то есть количество продукции, которое должно быть изготовлено формным, печатным и послепечатным производством проектируемого или реконструируемого предприятия. Необходимо подчеркнуть, что объем работы рассчитывается до принятия каких-либо проектных решений, так как количество продукции, намеченное к выпуску, не зависит от технологии и оборудования, которые будут выбраны в процессе технологического проектирования.

Одна из главных задач, которые решаются в процессе технологического проектирования - это формирование комплекса полиграфического оборудования для основного производства проектируемого предприятия. Для того чтобы сформировать этот комплекс необходимо иметь следующие сведения об оборудовании, которым будет оснащено предприятие: устойчивость и стабильность работы оборудования; соответствие конструктивных параметров оборудования условиям его эксплуатации; степень автоматизации и диапазон скоростных режимов работы; надежность, долговечность и безопасность работы; условия метрологического обеспечения; примерные нормы времени и выработки; эргономичность и экологичность конструкции оборудования и применяемых материалов; требования к квалификационному уровню рабочих, обслуживающих эту технику; простоту обслуживания, ремонтопригодность и наличие системы сервисного обслуживания; диапазон применяемых материалов и их параметров; взаимозаменяемость материалов и т.п.

При проектировании полиграфического предприятия технологические расчеты производства начинаются с печатного производства. Возможны два варианта расчетов. Первый из них предполагает заранее установленное промзадание, в котором четко прописаны годовые объемы выпускаемой продукции. В современных условиях этой схемой расчетов пользуются издательские комплексы при создании собственной полиграфической базы, так как располагают достоверной информацией об объемах выполняемых полиграфических работ. В этом случае порядок проведения расчетов может быть следующим:

    1. По сформированному прозаданию определяется объем работ печатного подразделения в соответствующих учетных единицах.

    2. С учетом норм времени и выработки рассчитывается время на выполнение заданного годового объема работ, то есть рассчитывается загрузка по отдельным видам печатного оборудования. Собственно расчетам должно предшествовать детальное проектирование технологического процесса. Определяется плановый фонд времени работы отдельных видов печатного оборудования.

    3. Рассчитывается количество единиц печатного оборудования, необходимого для выполнения промзадания и определяется штат рабочих его обслуживающих.

    4. С учетом заданного промзадания формируется производственная программа в соответствующих учетных единицах для допечатного и послепечатного оборудования. С учетом сформированной продуктовой программы, выбранного печатного оборудования и норм времени и выработки на соответствующие процессы полиграфического производства рассчитывается загрузка по отдельным видам допечатного и послепечатного оборудования.

    5. Определяется плановый фонд времени работы отдельных видов допечатного и послепечатного оборудования. Рассчитывается количество единиц допечатного и послепечатного оборудования, необходимого для выполнения продуктовой программы и определяется штат рабочих их обслуживающих.

В современных условиях развития бизнеса на этапе создания предприятия достаточно часто можно задаться лишь перечнем изданий и их основными характеристиками. Количество же таких изданий на первоначальном этапе проектирования не является строго регламентированным. В этом случае используется второй вариант проектирования полиграфического предприятия, который предполагает проведение технологических расчетов производства, исходя из фиксированной величины производственной мощности печатного оборудования. Для этого варианта может быть предложен следующий порядок расчетов:

    1. С учетом норм времени и выработки на соответствующее печатное оборудование определяется время на печать каждого вида издания, вошедшего в продуктовую программу проектируемого предприятия.

    2. Рассчитывается плановый фонд времени работы печатного оборудования.

    3. Исходя из установленных областей применимости печатного оборудования, заказы формируются в соответствующие группы.

    4. Задаваясь процентным соотношением количества заказов определенного вида в сформированной группе, с учетом времени на его печать и планового фонда времени работы данной единицы печатного оборудования, формируется производственная программа по количеству наименований по каждому виду изданий.

    5. Далее расчеты аналогичны, проводимым по первому варианту.

    1. Дайте определение понятия «жизненный цикл» продукта.

    2. Назовите фазы жизненного цикла продукта.

    3. В чем состоят особенности жизненного цикла продукта полиграфических предприятий?

    4. Каковы особенности отдельных фаз жизненного цикла продукта?

    5. Задачи маркетинга продукта.

    6. Что такое позиционирование продукта?

    7. Как формируется продуктовая программа полиграфического предприятия?

    8. Каков порядок проведения технологических расчетов при проектировании полиграфических предприятий?

© Центр дистанционного образования МГУП