Московский государственный университет печати

Миронова Г.В.


         

Производственный менеджмент

Конспект лекций


Миронова Г.В.
Производственный менеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Теоретические основы производственного менеджмента

1.

Тема 1. Введение в предмет

1.1.

Цель и задачи изучения дисциплины производственный менеджмент»

1.2.

Сущность производственного менеджмента

1.3.

Системный подход к управлению

1.4.

Место производственного менеджмента в системе управления предприятием

1.5.

Краткая историческая справка о развитии производственного менеджмента

1.6.

Контрольные вопросы

2.

Тема 2. Инструменты производственного менеджмента

2.1.

Принципы управления, используемые в производственном менеджменте

2.2.

Функции производственного менеджмента

2.3.

Управленческие решения в производственном менеджменте

2.4.

Модели и методы принятия решений в производственном менеджменте

2.5.

Контрольные вопросы

3.

Тема 3. Отраслевые особенности производственного менеджмента в полиграфии

3.1.

Отличительные особенности предприятий сферы материального производства и сферы услуг

3.2.

Производственный процесс на полиграфическом предприятии

3.3.

Типы производства

3.4.

Норма затрат труда на полиграфических предприятиях

3.5.

Понятие производственной мощности предприятия

3.6.

Производственная программа полиграфического предприятия

3.7.

Производственная мощность полиграфического предприятия

3.8.

Контрольные вопросы

Раздел 2. Стратегические решения в системе производственного менеджмента полиграфического предприятии. Организационное проектировагние

4.

Тема 4. Проектирование продукта и выбор технологии и оборудования для его изготовления

4.1.

Понятие и фазы жизненного цикла продукта

4.2.

Специфические особенности продукта предприятий полиграфической отрасли

4.3.

Маркетинговая разработка продукта

4.4.

Формирование продуктовой программы и технологические расчеты производства при проектировании полиграфического предприятия

4.5.

Контрольные вопросы

5.

Тема 5. Стратегия размещения предприятия

5.1.

Выбор места расположения предприятия

5.2.

Особенности стратегии размещения сервисных организаций

5.3.

Формирование сети поставщиков

5.4.

Методы решения задач размещения

5.5.

Контрольные вопросы

6.

Тема. 6. Проектирование производственной структуры предприятия

6.1.

Производственная структура полиграфического предприятия

6.2.

Формирование производственной структуры предприятия

6.3.

Проектирование размещения подразделений предприятия

6.4.

Размещение оборудования

6.5.

Формирование организационной структуры управления предприятием

6.6.

Контрольные вопросы

Раздел 3. Тактические решения в системе производственного менеджмента полиграфического предприятия

7.

Тема 7. Расчеты производства

7.1.

Среднесрочное производственное планирование

7.2.

Объемные расчеты производства в тактическом производственном менеджменте полиграфического предприятия

7.3.

Контрольные вопросы

8.

Тема 8. Управление запасами на полиграфическом предприятии

8.1.

Виды запасов и их функции

8.2.

Подходы к управлению запасами

8.3.

Базовая модель экономичного объема поставки

8.4.

Модель экономичного объема поставки с постепенным пополнением запаса

8.5.

Модель экономичного объема поставки с учетом количественных скидок

8.6.

Реальная модель управления запасами с фиксированным объемом поставки

8.7.

Модель управления запасами с фиксированным интервалом поставки

8.8.

Контрольные вопросы

9.

Список использованной литературы

Указатели
20   указатель иллюстраций
Рис.6.1. Размещение структурных подразделений по определенным месторасположениям Рис. 6.4 Поточная схема размещения оборудования на участке Рис. 6.5 Функциональная схема размещения оборудования на участке Рис. 6.6 Размещение оборудования по принципу групповой технологии Рис. 6.7. Базовые модели организационных структур управления предприятием

План

    1. Производственная структура полиграфического предприятия

    2. Формирование производственной структуры предприятия

    3. Проектирование размещения подразделений предприятия

    4. Размещение оборудования.

    5. Формирование организационной структуры управления предприятием

Производственная структура - это комплекс обособленных структурных подразделений предприятия, необходимых для осуще­ствления производственного процесса по изготовлению продукции.

Производственная структура характеризуется тремя элементами:

    1. составом структурных единиц (перечнем структурных подразделений: цехов, служб);

    2. специализацией структурных единиц;

    3. взаимосвязью структурных единиц, то есть уровнем кооперирования.

Важнейшими факторами, определяющими производственную структуру полиграфического предприятия являются: характер вы­пускаемой продукции, тип и масштаб производства, численность работающих, уровень специализации и кооперирования предпри­ятия, состав и сложность применяемого оборудования.

В зависимости от этих факторов в полиграфии различают сле­дующие виды производственных структур: одноступенчатая, двухступенчатая, трехступенчатая.

При одноступенчатой (бесцеховой) структуре предприятие со­стоит из производственных участков. Такая структура характерна для малых полиграфических предприятий с численностью промышленно-производственного персонала до 100 человек. Но может быть бесцеховая структура и на предприятии массового типа производства с очень высоким уровнем автоматизации и применением узкоспециализированного агрегатированного оборудова­ния.

Двухступенчатая (цеховая) структура предусматривает созда­ние в составе предприятия цехов и внутрицеховых подразделений. При этом минимально достаточная численность рабочих для образо­вания цехов 35-50 человек в зависимости от вида цеха. Цеховую структуру имеют средние и крупные полиграфические предприятия.

При трехступенчатой (корпусной) структуре в составе пред­приятия выделяются крупные производственные подразделения - корпуса, специализирующиеся на выпуске определенного вида продукции и имеющие в своем составе цехи, отделения и участки. Корпусная производственная структура имеет место при больших объемах производства и высоком уровне специализации по видам продукции. Она создается для упрощения организации и управления процессом производства однотипной полиграфической продукции. Так в составе издательско-полиграфического предприятия может быть газетный и журнальный или книжно-журнальный корпуса.

Основной структурной единицей полиграфического предприятия является адми­нистративно обособленное подразделение, в котором изготавливается изделие, его часть или выполняется какая-либо ста­дия производственного процесса. В качестве основных структурных единиц на полиграфических предприятиях выступают участки, цехи, корпуса (в зависимости от вида производственной структуры поли­графического предприятия).

Все структурные подразделения предприятия прямым или косвенным образом участвуют в выполнении производственной программы. По роли участия в совокупном производственном процессе все структурные подразделения делятся на: основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные.

В основных структурных подразделениях предприятия осуществляется основной производственный процесс по превращению материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. К числу таких подразделений относятся допечатные, печатные, брошюровочно-переплетные и отделочные цехи и участки.

Во вспомогательных структурных подразделениях имеет место выполнение вспомогательного процесса, направленного либо на изготовление продукции для собственных нужд производства (например, изготовление запчастей для ремонта оборудования) либо оказание услуг по обеспечению нормального функционирования средств производства. В состав вспомогательных подразделений на полиграфических предприятиях входят ремонтный и энергетический цех или участок.

Назначение обслуживающих структурных подразделений состоит в своевременном обеспечении процесса производства материалами и полуфабрикатами. К числу обслуживающих относятся различного рода склады, лаборатории, экспедиция, транспорт.

Побочные структурные подразделения выпускают продукцию из отходов основного производства.

В основе рациональной организации производственной структуры предприятия лежат формы специализации.

Специализация - это процесс производства однородной продукции или выполнения однотипных технологических операций. Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства.

В результате обособления производства однородной продукции, а также отдельных операций технологического процесса по их изготовлению происходит специализация предприятий и их структурных подразделений. В полиграфии различают две формы специализации: предметную и технологическую.

Сущность предметной формы специализации организаций состоит в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции определенного вида. Предметная специализация характерна для полиграфических предприятий, специализирующихся по таким видам издательской продукции как книги, газеты, журналы, бланки и т.п.

При технологической (стадийной) форме специализации предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий производственного процесса и применяют однотипную технологию. В полиграфии примером этой формы специализации могут служить предприятия с неполным циклом производства в различных вариантах, например наборные центры, предприятия по изготовлению репродуцированных оригинал-макетов и т.п.

Специализацию можно рассматривать не только на уровне предприятия, но и на уровне его структурных подразделений. В соответствии с формами специализации закладываются определенные принципы построения производственной структуры предприятия. В связи с этим можно выделить предприятия с предметной, технологической и предметно-технологической структурой.

При предметном принципе организации структурных подразделений основные цехи и участки предпри­ятия строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия или какой-либо его части. Оборудование в цехах при предметном принципе располага­ется в порядке, соответствующем ходу технологического процесса. Это резко сокращает путь движения обрабатываемых изделий, соз­даются предпосылки для организации поточных и автоматических линий. Рабочие специализируются на выполнении узких операций, в результате чего повышается их ответственность за качество выпус­каемой продукции.

Технологическая (стадийная) структура предполагает четкую технологическую обособленность структурных подразделений пред­приятия. Этот тип производственной структуры: упрощает руководство цехом (или участком), позволяет маневрировать расстановкой людей, облегчает перестройку производства при переходе с одной номенклатуры изделий на другую.

Смешанная (предметно-технологическая) структура характе­ризуется наличием на одном и том же предприятии структурных подразделений, организованных по предметному и технологиче­скому принципу. Например, на крупном полиграфическом предприятии формные и брошюровочно-переплетные цехи специа­лизируются по предметному принципу, а печатные - по технологическому.

Вопросы организации производственной структуры полигра­фического предприятия рассматриваются на этапе стратегического производственного менеджмента. В долгосрочном периоде деятельности предприятия про­исходят различные изменения, в первую очередь, связанные с инновационными процессами, происходящими в отрасли: разработ­кой новых прогрессивных и экологически чистых технологий, внедрением более высокопроизводительного оборудования как на стадии допечатных, так и печатных и отделочных процессов.

Проектирование производственной структуры предприятия может осуществляться в следующем порядке:

    1. Определение организационного типа производства (единичное, серийное, массовое).

    2. Определение количества и выбор формы специализации цехов.

    3. Анализ возможных маршрутов движения предметов труда в производстве.

    4. Проектирование внутрифирменной кооперации (формирование вариантов схем внутрипроизводственных связей).

    5. Проектирование производственной структуры цехов основного производства.

    6. Проектирование производственной инфраструктуры.

    7. Графическое изображение производственной структуры предприятия.

Проектирование производственной структуры цехов полиграфического предприятия начинается с печатных цехов и может осуществляться в следующем порядке:

    1. определяется количество основных участков цеха и вид их специализации

    2. производится анализ объектов производства, в ходе которого оценивается уровень унификации продукции и стабильность производственной программы

    3. закрепляются предметы труда за участками

    4. определяется вариант размещения оборудования на участках: технологический; поточный; групповая технология

    5. определяется состав основного оборудования участков и цеха в целом

    6. рассматриваются вопросы внутрицеховой кооперации

    7. определяется состав и количество вспомогательного оборудования

    8. определяется профессиональный состав, структура и численность работников цеха

    9. формируется структура управления цехом

    10. рассчитывается потребность в площадях

    11. осуществляется пространственная планировка цеха

    12. производится расчет основных технико-экономических показателей цеха.

В полиграфическом производстве только после того, как сформирована производственная структура печатного цеха и произведены расчеты основных технико-экономических показателей его деятельности, можно приступать к формированию производственных структур допечатного и послепечатного производств.

При выполнении пространственной планировки цеха в первую очередь производится расчет размеров производственных площадей, и только потом вспомогательных и обслуживающих. При определении размеров площади, занимаемой тем или иным подразделением полиграфического предприятия, необходимо:

    1. Вычислить суммарную площадь, занимаемую основным оборудованием цеха. Эти данные содержатся в сопроводительной документации на соответствующее оборудование либо в рекламных проспектах.

    2. С учетом поправочного коэффициента, значения которого приведены в таблице 6.1, определить площадь цеха.

Таблица. 6.1. Поправочные коэффициенты для определения площади цехов

Untitled Document

Цех

Поправочный коэффициент

Цеха по изготовлению форм для офсетной печати

4,0

Печатные цеха

3,0 – 3,5

Брошюровочно-переплетные цеха

4,5 – 5,0

Склады полуфабрикатов

2,5

Бумажные склады

2,2 – 2,7

Ремонтно-механические цеха

3,0 – 4,5

На втором этапе производится выбор здания. Затем определяется количество пролетов и расстояния между ними.

На третьем этапе параллельно ведутся работы по составлению эскизов планов размещения основного и вспомогательного производств. Обычно имеет место несколько альтернативных вариантов эскизов, из которых выбирается наиболее рациональный вариант пространственной планировки цеха, который наносится на план.

Схема проектирования производственной инфраструктуры включает в себя определение потребности в обслуживающих и вспомогательных службах и проектирование структуры вспомогательной и обслуживающей систем предприятия.

Сформированная производственная структура закрепляется в паспорте предприятия и отображается в его генеральном плане

Генеральный план предприятия представляет собой план расположения на конкретной территории всех цехов, служб, сооружений, устройств и коммуникаций, согласованных с особенностями рельефа местности, требованиями благоустройства территории и охраны окружающей среды.

При организационном проектировании производства необходимо:

  • руководствоваться принципом прямоточности при проектировании маршрутов движения материалов и полуфабрикатов и располагать цеха по ходу производственного процесса;
  • обеспечивать минимум расстояний между технологически взаимосвязанными цехами,
  • размещать вспомогательные цеха вблизи тех основных цехов, которые имеют наибольшую потребность в них,
  • предусматривать дальнейшее развитие производства и возможность постройки новых зданий без нарушения существующего плана,
  • предусматривать разграничение людских и грузовых потоков,
  • осуществлять постройку зданий в соответствии с существующими общегосударственными санитарными и пожарными нормами,
  • при привязке к местности необходимо учитывать розу ветров и стороны света для обеспечения наилучших условий освещения рабочих помещений и их естественного проветривания.

При проектировании размещения производственных подразделений предприятия решается задача «привязки» отдельных рабочих центров (структурных подразделений) к определенным местоположениям (см. рис. 6.1 Рис.6.1. Размещение структурных подразделений по определенным месторасположениям ).

Проблема состоит в том, чтобы разработать оптимальное расположение. При этом некоторые комбинации будут более выгодны, чем другие, так как одни отделы и цеха могут извлечь пользу от смежного расположения, а другие непременно следует отделить друг от друга. Так, например, участок фальцовки целесообразно располагать вблизи печатного, потому, что между ними существуют устойчивые технологические связи и характерны большие постоянные грузопотоки. Перемещение печатных форм к печатным машинам не вызывает больших затрат на транспортировку, а их изготовление по СТР - технологии требует соблюдения определенных стандартов по экологическим и климатическим условиям. Поэтому участок изготовления печатных форм может и не находиться поблизости от печатного.

На планировку могут также повлиять такие факторы как расположение входов и выходов, лифтов, грузоподъемников, окон и площадок с укрепленным фундаментом. Так же важны уровень шума, безопасность, размеры и расположение комнат отдыха.

Большинство проблем по размещению подразделений предприятия носят разовый характер и представляют собой уникальную комбинацию факторов, не поддающихся стандартизации. То есть требуют индивидуальных проектов.

С математической точки зрения, задача выбора оптимального расположения подразделений является многовариантной. Так для поиска наилучшего размещения 9 отделов в линию необходимо перебрать 300тыс. вариантов. Различные ограничения на месторасположение сокращают число возможностей размещения, но оставшееся число тоже достаточно значительно. Универсальных алгоритмов размещения подразделений предприятия не существует. Поэтому проектировщик должен полагаться на эвристические правила, которые позволят найти удовлетворительное решение каждой проблемы методом проб и ошибок.

Чаще всего при решении задачи месторасположения подразделений предприятия оптимизируют затраты, расстояния и время на транспортировку материалов и полуфабрикатов, циркулирующих в производственной системе. Это обычно достигается за счет расположения отделов (подразделений) с относительно высоким взаимным потоком работы так близко друг к другу, насколько это возможно.

Важным фактором в выборе планировки являются начальные:

  • затраты на осуществление,
  • предполагаемые эксплуатационные расходы,
  • созданное количество эффективных мощностей и
  • возможность достаточно легко модифицировать производственную систему.

При проектировании месторасположения отделов и производственных подразделений необходима следующая информация: список отделов и производственных подразделений, подлежащих планировке; размеры и конфигурация здания (или зданий), в которых эти подразделения будут располагаться; величина площадей самих подразделений; направление материалопотока между различными подразделениями; расстояния между помещениями (центрами) и стоимость перемещения единицы груза; расходы на планировку; список специальных требований (желательное и нежелательное соседство подразделений и отделов).

В идеальном случае при проектировании новых организаций сначала разрабатывается общая планировка структурных подразделений предприятия, а затем проектируется здание. Этим обеспечивается большая гибкость в проекте.

Необходимость в размещении оборудования возникает как в процессе проектирования новых мощностей, так и перепроектировании уже существующих предприятий при изменении организационно-технических условий их деятельности. Причинами перепроектирования могут быть:

    1. неэффективность организации производственного процесса (например, высокая себестоимость изготовления продукции, нарушение рационального перемещения грузов, возникновение заторов);

    2. повышенный риск происхождения несчастных случаев;

    3. модернизация производимых изделий;

    4. переход на новые технологии;

    5. изменения в объемах и ассортименте выпускаемой продукции;

    6. комплектация новым оборудованием;

    7. выпуск новых изделий;

    8. изменения, вызванные экологическими и законодательными требованиям.

В теории производственного менеджмента различают следующие схемы размещения оборудования: поточное; функциональное (для участков); по групповой технологии; фиксированное размещение (когда изделие размещено стационарно и неподвижно, а рабочие, материалы, оборудование перемещаются в соответствии с технологическими требованиями.

При поточном размещении оборудования используется принцип прямоточности, который предполагает расстановку оборудования строго по ходу технологического процесса. Эта схема может быть использована при предметной специализации структурных подразделений предприятий. Поточное размещение оборудования больше характерно для серийного и массового типов производства. На рис.6.4 Рис. 6.4 Поточная схема размещения оборудования на участке представлена поточная схема размещения оборудования.

Функциональное (технологическое) размещение предполагает группировку оборудования, выполняющего сходные функции. При этом производственные подразделения могут специализироваться:

  • на стадии производственного процесса (допечатная, печатная, послепечатная);
  • отдельных видов технологических операций (регулировочных, монтажных);
  • отдельных видов работ (например, ремонтных).

В качестве структурного объекта управления в этом случае используются отдельные участки. Размещение оборудования по такой схеме характерно для единичного и мелкосерийного производства. На рис.6.5 Рис. 6.5 Функциональная схема размещения оборудования на участке представлена функциональная схема размещения оборудования.

Групповая технология - тип размещения, в котором оборудование сгруппировано в ячейки по операциям, необходимым для производства сходных изделий или семейств изделий, которые требуют сходного процесса изготовления. Ячейки, по сути, являются миниатюрными версиями поточной схемы размещения. Примером такой ячейки может служить многопредметные несинхронные поточные линии. На рис.6.6 Рис. 6.6 Размещение оборудования по принципу групповой технологии схематично показано размещение оборудования по принципу групповой технологии.

В качестве структурных объектов управления при размещении оборудования по групповой технологии выступают небольшие поточные линии. Этот тип размещения характерен для серийного производства.

В таблице 6.5 приведены основные преимущества и недостатки описанных выше типов размещения оборудования.

Таблица 6.5. Преимущества и недостатки вариантов размещения оборудования

Untitled Document

Вариант размещения

Преимущества

Недостатки

Поточный

•  высокая производительность

•  низкая себестоимость продукции, благодаря большому объему производства

•  низкая себестоимость внутрипроизводственной транспортировки предметов труда

•  высокая степень эффективности использования трудовых ресурсов и оборудования

•  строгая регламентированность маршрутов материальных потоков

•  высокая степень стандартизации работ по управлению ресурсами.

•  монотонность труда в поточном производстве из-за высокой степени повторяемости процессов

•  система недостаточна гибкая и не может быстро перестраиваться в соответствии с требованиями производства выпуска новой продукции

•  высокая чувствительность системы к поломкам оборудования и отсутствию рабочих на своих местах

•  высокие затраты на профилактическое обслуживание, ремонт оборудования, поддержание резерва запасных частей.

Функциональный

•  системы отвечают самым разнообразным требованиям

•  система не особенно чувствительна к сбоям оборудования

•  обычно меньше, чем в случае поточного производства, затраты на эксплуатацию оборудования

•  возможно использование индивидуальных систем мотивации

 

•  большие затраты по поддержанию производственных запасов

•  календарное планирование работ значительно усложнено

•  невысокий коэффициент использования оборудования

•  затраты по внутрипроизводственному перемещению грузов в расчете на единицу продукции выше, чем в поточной схеме

•  большие затраты на контроль качества

•  более высокая себестоимость изделий, чем при поточной схеме

•  управление запасами более сложное чем при поточной схеме

По групповой технологии

•  сокращение длительности производственного цикла по сравнению с функциональной схемой

•  повышение уровня ответственности за конечную продукцию и качество

•  создание условий для повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов

•  ухудшение использования оборудования и трудовых ресурсов

•  усложнение управления цехами

•  усложнение обслуживания и ремонта оборудования

•  трудности с внедрением новых технологий.

 

Для предприятий и его структурных подразделений с ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции и с небольшим числом различных технологических маршрутов движения предметов труда нахождение оптимальной планировки оборудования достигается методом анализа движения материальных потоков и расстановки оборудования с использованием описанных выше вариантов размещения. Для того чтобы рационально разместить оборудование на предприятиях с широкой номенклатурой выпускаемой продукции и при наличии большого числа различных технологических маршрутов ее изготовления необходимо проводить многовариантные расчеты. В этом случае для нахождения варианта оптимальной планировки могут использоваться такие методы, как Монте-Карло, методы теории графов и метод направленного перебора возможных вариантов.

Развитие производственных структур нельзя рассматривать изолированно от сложившихся организационных структур управления, так как производственные структуры являются оболочкой производственной системы предприятия, которая и является объектом управления системы производственного менеджмента. Рациональная структура аппарата управления является основой планомерной и ритмичной работы производственной системы.

Различают следующие виды организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную, проектную, матричную и продуктовую (дивизиональную).

Линейная структура характеризуется несколькими уровнями руководства. При этой структуре каждое подразделение (или исполнитель) подчиняется одному вышестоящему органу управления и получает от него указания.

Недостатком этой структуры управления является то, что руководитель должен обладать разносторонними знаниями, что достаточно трудно совместить в одном лице. Поэтому каждое звено управления имеет относительно небольшие возможности решения функциональных задач, и оперативные вопросы доминируют над стратегическими. Несомненное преимущество линейной системы состоит в том, что она не требует больших затрат на содержание аппарата управления. Такой вид организационной структуры управления характерен для полиграфических предприятий с одноступенчатой производственной структурой.

Функциональная структура основана на разделении труда в аппарате управления. Каждый функциональный руководитель обладает всеми распорядительными правами по вопросам, входящим в его компетенцию. При этой структуре в пределах определенных функций управления создаются соответствующие функциональные органы, передающие нижестоящим звеньям обязательные для последних решения. Множественная управленческая информация, исходящая от различных функциональных руководителей, зачастую не увязана во времени с возможностями исполнителей, затрудняет их работу. Это является недостатком данного вида структуры управления.

Линейно-функциональная структура является синтезом линейного и функционального управления. При этом функциональные подразделения утрачивают право принятия решений и непосредственного руководства нижестоящими подразделениями. Для линейных и функциональных структур характерно наличие постоянных элементов - групп, коллективов, исполнителей, и вертикальные связи подчинения. В полиграфии функциональные и линейно-функциональные структуры управления присущи для предприятий с двухступенчатой производственной структурой.

Проектная структура управления, при которой исполнители по всем сферам деятельности предприятия непосредственно подчинены руководителю, может использоваться в организациях, занятых созданием сложных технических систем.

Наибольшее распространение в современном производстве получили продуктовые (дивизиональные) структуры управления, которые сочетают централизованное планирование и децентрализованную деятельность производственных отделений (дивизионов). В этом случае структурные производственные подразделения, специализирующиеся на выпуске определенного продукта, обособляются и наделяются большими правами в осуществлении своей производственной деятельности и ответственностью за получение прибыли. Высшее руководство фирмы в этом случае освобождается от решения текущих вопросов подразделения и занимается только стратегическими вопросами развития фирмы в целом. Самостоятельность производственных подразделений обычно распространяется а такие виды деятельности, как разработка новой продукции, производство, сбыт, подбор и расстановка кадров, производственный учет. Однако самостоятельность производственных подразделений ограничивается в области финансирования и долгосрочного планирования.

Преимуществом дивизиональной структуры управления организацией является упорядочение как вертикальных, так и горизонтальных связей и сокращение их протяженности в процессе управления, сведение к минимуму отрицательных последствий многоуровневого линейного подчинения, ускорение принятие решений, повышение ответственность за их содержание и результаты. В полиграфическом производстве дивизиональные структуры управления производством характерны для предприятий, с трехступенчатой производственной структурой.

Рис. 6.7. Базовые модели организационных структур управления предприятием

    1. Что понимается под производственной структурой предприятия?

    2. Какие виды производственных структур в отрасли Вы знаете?

    3. Назовите факторы, определяющие производственную структуру полиграфического предприятия.

    4. Назовите формы специализации полиграфических предприятий и его структурных подразделений

    5. Какие критерии оптимальности используются при планировке размещения подразделений предприятия?

    6. В чем заключается основная идея способа Мазера при планировании размещения подразделений предприятия?

    7. Назовите возможные варианты схем размещения оборудования

    8. Как схема размещения оборудования связана с типом производства?

    9. Какие базовые модели организационных структур управления Вы знаете?

    10. Какова взаимосвязь организационной структуры управления с производственной структурой предприятия?

© Центр дистанционного образования МГУП