Московский государственный университет печати

Миронова Г.В.


         

Производственный менеджмент

Конспект лекций


Миронова Г.В.
Производственный менеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Теоретические основы производственного менеджмента

1.

Тема 1. Введение в предмет

1.1.

Цель и задачи изучения дисциплины производственный менеджмент»

1.2.

Сущность производственного менеджмента

1.3.

Системный подход к управлению

1.4.

Место производственного менеджмента в системе управления предприятием

1.5.

Краткая историческая справка о развитии производственного менеджмента

1.6.

Контрольные вопросы

2.

Тема 2. Инструменты производственного менеджмента

2.1.

Принципы управления, используемые в производственном менеджменте

2.2.

Функции производственного менеджмента

2.3.

Управленческие решения в производственном менеджменте

2.4.

Модели и методы принятия решений в производственном менеджменте

2.5.

Контрольные вопросы

3.

Тема 3. Отраслевые особенности производственного менеджмента в полиграфии

3.1.

Отличительные особенности предприятий сферы материального производства и сферы услуг

3.2.

Производственный процесс на полиграфическом предприятии

3.3.

Типы производства

3.4.

Норма затрат труда на полиграфических предприятиях

3.5.

Понятие производственной мощности предприятия

3.6.

Производственная программа полиграфического предприятия

3.7.

Производственная мощность полиграфического предприятия

3.8.

Контрольные вопросы

Раздел 2. Стратегические решения в системе производственного менеджмента полиграфического предприятии. Организационное проектировагние

4.

Тема 4. Проектирование продукта и выбор технологии и оборудования для его изготовления

4.1.

Понятие и фазы жизненного цикла продукта

4.2.

Специфические особенности продукта предприятий полиграфической отрасли

4.3.

Маркетинговая разработка продукта

4.4.

Формирование продуктовой программы и технологические расчеты производства при проектировании полиграфического предприятия

4.5.

Контрольные вопросы

5.

Тема 5. Стратегия размещения предприятия

5.1.

Выбор места расположения предприятия

5.2.

Особенности стратегии размещения сервисных организаций

5.3.

Формирование сети поставщиков

5.4.

Методы решения задач размещения

5.5.

Контрольные вопросы

6.

Тема. 6. Проектирование производственной структуры предприятия

6.1.

Производственная структура полиграфического предприятия

6.2.

Формирование производственной структуры предприятия

6.3.

Проектирование размещения подразделений предприятия

6.4.

Размещение оборудования

6.5.

Формирование организационной структуры управления предприятием

6.6.

Контрольные вопросы

Раздел 3. Тактические решения в системе производственного менеджмента полиграфического предприятия

7.

Тема 7. Расчеты производства

7.1.

Среднесрочное производственное планирование

7.2.

Объемные расчеты производства в тактическом производственном менеджменте полиграфического предприятия

7.3.

Контрольные вопросы

8.

Тема 8. Управление запасами на полиграфическом предприятии

8.1.

Виды запасов и их функции

8.2.

Подходы к управлению запасами

8.3.

Базовая модель экономичного объема поставки

8.4.

Модель экономичного объема поставки с постепенным пополнением запаса

8.5.

Модель экономичного объема поставки с учетом количественных скидок

8.6.

Реальная модель управления запасами с фиксированным объемом поставки

8.7.

Модель управления запасами с фиксированным интервалом поставки

8.8.

Контрольные вопросы

9.

Список использованной литературы

Указатели
20   указатель иллюстраций

План

    1. Среднесрочное производственное планирование

    2. Объемные расчеты производства в тактическом производственном менеджменте полиграфического предприятия

Тактические решения в системе производственного менеджмента осуществляются в среднесрочном временном интервале, который охватывает промежуток времени от одного месяца до года.

Основная цель производственного менеджмента на этом уровне состоит в формировании такого плана производства, который рационально использует ресурсы предприятия для удовлетворения ожидаемого спроса на продукцию.

В отличие от долгосрочных стратегических решений, которые направлены на формирование продуктовой программы, прогнозирование объемов производства, выбора оборудования и проектирование производственных систем, а также размещение предприятий, среднесрочные планы производства более конкретны. В них прорабатываются объемы выпуска продукции на год и по месяцам в разрезе не только предприятия в целом, но и отдельных структурных подразделений.

Среднесрочные планы должны отвечать долгосрочным целям и общей корпоративной стратегии организации и вместе с тем учитывать те ограничения, которые определены долгосрочными решениями по производственным мощностям.

План производства, который разрабатывается в ходе среднесрочного, чаще всего, годового планирования, представляет собой основу для более детального календарного планирования, которое осуществляется в ходе оперативного производственного менеджмента.

Среднесрочное планирование производства иногда называют совокупным или агрегатным планированием. При составлении планов производства на год детальная проработка выпуска отдельных видов продукции не производится. Основное внимание фокусируется на группе схожих продуктов. Например, на полиграфических предприятиях, специализирующихся на выпуске книжно-журнальной продукции, издания объединяются в группы с учетом красочности, форматов, тиражей, способов скрепления. Такой обобщенный подход позволяет производственным менеджерам, занимающимся вопросами годового планирования, сосредоточить свое внимание на общих объемах выпуска продукции, занятости оборудования и рабочих, определении оптимальных уровней запасов.

На среднесрочном уровне планирования удобно сопоставлять и оценивать производственные возможности и потребности в единицах рабочего или машинного времени, в нормо-часах и машино-часах. Такой подход дает возможность принимать управленческие решения по использованию производственных ресурсов предприятия, не касаясь конкретных требований по каждому виду продукции. Особенно такой подход актуален для формирования планов производства полиграфических предприятий.

Начинается годовое планирование с прогноза ожидаемого спроса на производимую предприятием продукцию.

Вследствие неравномерности спроса в планируемом среднесрочном периоде и постоянства и неизменности производственных возможностей организации перед менеджерами встает задача выравнивания спроса и предложения в отельные отрезки времени. Для этого могут быть использованы несколько подходов.

Первый из них заключается в том, что усилия направляются на выравнивание спроса в течение всего интервала планирования. Для этого проводятся рекламные мероприятия, разрабатывается политика ценовой привлекательности продукта за счет установления заниженных цен в периоды пониженного спроса. Однако решение проблемы таким образом не всегда оправдываются, а иногда приносят и отрицательный результат. Мероприятия по снижению цен на продукцию в период наименьшего спроса на нее, достаточно часто приводят к тому, что достижение желаемого, ранее установленного уровня цен в периоды повышенного спроса вызывает большие трудности.

Второй подход решения проблемы согласования спроса и предложения направлен на ограничение выпуска продукции в периоды снижения на нее спроса. Но любое производство имеет определенные производственные ресурсы. И если сократить выпуск продукции в некотором интервале времени, это значит недоиспользовать их, то есть понести определенные потери. При таком подходе сэкономить можно за счет снижения только затрат на оплату труда рабочих, и незначительно за счет затрат на содержание оборудования. Вследствие колебаний спроса на продукцию, наблюдается неравномерность трудоемкости производства в различные интервалы времени, а это приводит к различному уровню занятости рабочих на операциях производственного процесса. Как отмечалось выше, одной из задач среднесрочного планирования является определение численности рабочих, необходимых для выполнения производственной программы. Здесь возможны три варианта решения поставленной задачи.

    1. Количество рабочих определяется по пиковой нагрузке в определенный интервал времени. Такой подход осуществляется при расчете на операциях, где требования к квалификации рабочих и их профессиональному уровню достаточно высокие. При этом предприятие заранее идет на риск увеличения затрат в периоды пониженного спроса, но избегает решения более серьезной проблемы нехватки квалифицированных рабочих в период повышенного спроса.

    2. Количество рабочих определяется исходя из средней загрузки предприятия, то есть при среднем за год уровне спроса. В этом случае потери от недоиспользования рабочего времени в периоды пониженного спроса будут меньше, чем в первом варианте. Но обеспечение производства в периоды повышенного спроса вызовет дополнительные затраты либо на сверхурочные работы, либо на привлечение временных рабочих. Если максимальная трудоемкость работ отличается от средней за планируемый период в пределах 20-25%, то такой вариант подходит и для определения численности и высококвалифицированных рабочих, для которых можно предусмотреть сверхурочные работы. Но при годовых расчетах производства необходимо учесть соответствующую оплату этих работ. Этот вариант расчета численности рабочих наиболее часто используется в среднесрочном планировании.

    3. Численность рабочих вычисляется с учетом ее потребности для выполнения производственной программы при пониженном спросе. Такой вариант определения численности может быть использован только при расчете основных рабочих невысокой квалификации, подсобного персонала. Он предполагает найм и увольнение рабочих по мере возникновения в их потребности, привлечение временных рабочих и наличие сверхурочных работ в периоды повышенной загрузки производства.

Третий подход к решению проблемы согласования спроса и предложения заключается в том, что предприятие равномерно выпускает продукцию в течение планируемого интервала, но часть ее в периоды пониженного спроса осядает на складах предприятия в виде запасов готовой продукции. Назначение этих запасов состоит в том, чтобы удовлетворить спрос в периоды его повышения. Для полиграфических предприятий, за исключением производств по выпуску беловых товаров, этот подход вообще неприемлем.

В условиях полиграфического производства, когда выпуск продукции осуществляется по договорам с заказчиками, заключаемыми в течение года, годовое планирование производства базируется, чаще всего на данных производственного учета за предшествующий годовой период.

Спрос на продукцию полиграфических предприятий подвержен сезонным колебаниям. При этом пиковые нагрузки на различных предприятиях приходятся на различные временны?е интервалы. В рамках одного и того же предприятия колебания спроса носят периодический характер. Полиграфическим предприятиям целесообразно накапливать статистическую информацию об объемах выпускаемой продукции, загруженности оборудования и рабочих, сведения об уровне потребления основных ресурсов в помесячном разрезе за ряд лет. Имея такую информацию, проанализировав ее в динамике, можно более обоснованно спрогнозировать спрос и составить обоснованный план производства на год и по месяцам.

При составлении годовых планов производства полиграфического предприятия и его структурных подразделений в ходе проведения объемных расчетов производства производится сопоставление производственных возможностей соответствующей группы оборудования годовой производственной программе.

Для печатного оборудования предпочтительнее оценивать производственную программу в машино-часах (<?xml version="1.0"?>
) и сравнивать ее с плановым фондом времени (<?xml version="1.0"?>
) работы группы оборудования, на котором предполагается ее выполнение в планируемом периоде. При этом загрузка в машино-часах представляет собой сумму загрузок (в м-ч) данной j - группы или единицы оборудования отдельными i - заказами, вошедшими в годовой план производства.

<?xml version="1.0"?>

n - количество заказов, вошедших в план предприятия или цеха.

Загрузка в машино-часах рассчитывается по формулам.

Для всех операций кроме печатных:

<?xml version="1.0"?>

Для печатных операций:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>
- загрузка в машино-часах i - заказом на j - машинной операции;

<?xml version="1.0"?>
- норма времени на выполнение j -операции над i - заказом;

<?xml version="1.0"?>
- планируемый объем работ, количество соответствующих учетных единиц в i - заказе

<?xml version="1.0"?>
- нормы времени на приладку и печать соответственно, установленные, в ходе организационной подготовки i - заказа к производству для j -операции, ч;

<?xml version="1.0"?>
- количество приладок (приправок) на i - заказ;

<?xml version="1.0"?>
- объем работ при печати i - заказа в листо-прогонах с учетом -коэффициента отходов на технические нужды производства.

<?xml version="1.0"?>
- коэффициент выполнения норм.

В ходе среднесрочного годового планирования составляются и месячные планы производства. Действительный фонд времени работы оборудования на планируемый месяц рассчитывается с учетом плановых простоев оборудования на ремонтах и осмотрах, а также на технологических остановках. Для месяца в котором планируется текущий ремонт оборудования:

<?xml version="1.0"?>

Во все остальные месяцы:

<?xml version="1.0"?>
, где

<?xml version="1.0"?>
- режимный месячный фонд времени работы j - группы или единицы оборудования, вычисленный с учетом коэффициента сменности его работы. ч;

<?xml version="1.0"?>
- время простоя в текущем ремонте j - оборудования в планируемом месяце, ч;

<?xml version="1.0"?>
время простоя на осмотре j - оборудования в планируемом месяце, ч;

<?xml version="1.0"?>
планируемое время простоя оборудования на технологических остановках j - оборудования за месяц, ч.

Плановый фонд времени работы оборудования может быть определен по формуле:

<?xml version="1.0"?>

При сопоставлении планируемой загрузки в машино-часах с месячным плановым фондом времени работы оборудования, так же, как и в случае проведения объемных расчетов в натуральных учетных единицах, возможны три варианта соотношений:

<?xml version="1.0"?>

Первый случай предполагает выполнение производственной программы при наилучшем использовании производственных возможностей предприятия и его цехов и является наиболее предпочтительным.

Во втором случае, когда <?xml version="1.0"?>
существует стопроцентная вероятность выполнения оперативного плана. Но производственные возможности подразделения предприятия используются не полностью, недозагружены. А это ведет к снижению технико-экономических показателей деятельности полиграфического предприятия.

Третий случай, <?xml version="1.0"?>
свидетельствует о наличии большого портфеля заказов у полиграфического предприятия и о превышении спроса над производственными возможностями. При формировании плана производства в этом случае необходимо заказы оценить с точки зрения их прибыльности. В первую очередь в план предприятия войдут заказы с наибольшей рентабельностью. Для выполнения остальных заказов, производственных мощностей на изготовление которых не хватает, необходимо предусмотреть либо сверхурочные работы, увеличить сменность работы оборудования, которое является «узким» рабочим местом на данный планируемый отрезок времени, либо, если нет такой возможности, то перераспределить их на другую производственную базу. В случае если выполнить перечисленные выше мероприятия не удается, полиграфическое предприятие вынуждено переносить сроки изготовления заказов на следующий планируемый период.

В реальных условиях деятельности полиграфических предприятий, экономически целесообразно базироваться на данных производственного учета о фактической загрузке печатного оборудования за ряд лет в помесячном разрезе.

При проведении объемных расчетов производства в ходе формирования годовых и месячных планов производства полиграфического предприятия и его структурных подразделений увязка месячной производственной программы с производительностью оборудования производится лишь на «узких» рабочих местах.

Формирование месячных и годовых планов структурных подразделений полиграфического предприятия помимо оптимального использования производственных ресурсов, направлено и на обеспечение принципа пропорциональности загрузки различных подразделений предприятия и пропорциональности загрузки рабочих в соответствии с их квалификацией.

Расчет численности рабочих выполняется с учетом разделения труда. Формы разделения труда определяются структурой производственного процесса и выражаются в распределении работ и расстановке рабочих.

Можно выделить три направления разделения труда:

    1. по характеру участия в изготовлении продукции они делятся на основных, вспомогательных и обслуживающих;

    2. по технологической характеристике выполняемых работ рабочие делятся по профессиям и специальностям;

    3. по сложности выполняемых работ рабочие подразделяются по уровню их квалификации (по разрядам).

При назначении того или иного рабочего на выполняемую работу необходимо соблюдать следующие основные принципы:

  • квалификация рабочего должна соответствовать сложности выполняемых работ;
  • обеспечение максимальной однородности работ, выполняемых рабочим, соответствие их уровню квалификации рабочего;
  • четкое разграничение функций основных, вспомогательных и обслуживающих рабочих;
  • оценка целесообразности выполнения работы отдельным рабочим или бригадой.

Различают расчеты списочной и явочной численности основных производственных рабочих.

Среднегодовая списочная численность (<?xml version="1.0"?>
) показывает сколько рабочих в среднем в течение года должны находиться в штате j - рабочего центра для выполнения установленного объема работ, однородных по профессионально-квалификационным характеристикам. Она может быть рассчитана по следующей формуле:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>
где

<?xml version="1.0"?>
- трудоемкость выполнения производственной программы на год в j - рабочем центре;

<?xml version="1.0"?>
- численность бригады в j - рабочем центре;

<?xml version="1.0"?>
- явочный фонд времени рабочего, ч;

<?xml version="1.0"?>
- номинальный фонд времени рабочего, значение которого вычисляется так же, как и режимный фонд времени оборудования при коэффициенте сменности, равном единице;

<?xml version="1.0"?>
- продолжительность отпуска;

<?xml version="1.0"?>
- планируемые неявки на работу, в состав которых входит временная нетрудоспособность, отпуска за свой счет, учебные отпуска, выполнение государственных обязанностей, нахождение в командировках.

При расчетах производства время на отпуск и планируемые неявки может быть принято в пределах от 10 до 13% от номинального фонда времени.

    1. Какие задачи решаются в ходе среднесрочного планирования?

    2. В чем заключаются объемные расчеты производства?

    3. Как определяется списочная численность рабочих предприятия?

© Центр дистанционного образования МГУП