Московский государственный университет печати

Никольская Э.В., Козлова М.В.


         

Теория экономического анализа

Структурированный конспект лекций


Никольская Э.В., Козлова М.В.
Теория экономического анализа
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Тема 1. Научные основы экономического анализа

2.

Тема 2. Методология и методика экономического анализа

3.

Тема 3. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности

4.

Тема 4. Применение экономико-математических методов при решении аналитических задач

5.

Тема 5. Экономико-математические методы в финансовом менеджменте

6.

Тема 6. Информационное обеспечение экономического анализа

7.

Тема 7. Типология видов экономического анализа

8.

Тема 8. Система комплексного экономического анализа и поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности

9.

Список литературы

Указатели
61   указатель иллюстраций
Рис 7.1. Особенности управленческого анализа. Рис 7.2.Особенности внешнего финансового анализа Рис 7.3.Содержание внешнего финансового анализа Рис 7.4. Основные виды экономического анализа. Рис 7.5. Определение текущего анализа и его задачи. Рис 7.6.Определение оперативного анализа и его задачи. Рис 7.7.Объекты оперативного анализа. Рис 7.8.Сущность и назначение межхозяйственного сравнительного анализа Рис 7.9.Объекты межхозяйственного анализа Рис 7.10.Изучаемые объекты межхозяйственного анализа Рис 7.11.Этапы проведения межхозяйственного анализа Рис 7.12.Определение перспективного анализа и его задачи Рис 7.13.Основные принципы функционально-стоимостного анализа Рис 7.14.Этапы проведения функционально-стоимостного анализа Рис 7.15.Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа Рис 7.16.Методика внутризаводского экономического анализа Рис 7.17.Содержание и объекты экологического анализа Рис 7.18.Определение маржинального анализа и его применение Рис 7.19.Сущность и объекты маркетингового анализа

  • Особенности управленческого анализа.
  • Особенности внешнего финансового анализа.
  • Содержание внешнего финансового анализа.
  • Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа.
  • Основные виды экономического анализа.
  • Определение текущего анализа и его задачи.
  • Определение оперативного анализа и его задачи.
  • Объекты оперативного анализа.
  • Сущность и назначение межхозяйственного сравнительного анализа.
  • Объекты межхозяйственного анализа.
  • Изучаемые объекты межхозяйственного анализа.
  • Этапы проведения межхозяйственного анализа.
  • Определение перспективного анализа и его задачи.
  • Соотношение перспективного и ретроспективного анализа.
  • Определение функционально-стоимостного анализа.
  • Основные принципы функционально-стоимостного анализа.
  • Этапы проведения функционально-стоимостного анализа.
  • Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа.
  • Методика внутризаводского экономического анализа.
  • Анализ по данным сводной отчетности.
  • Расчет влияния отдельных факторов на показатель в целом по объединению.
  • Содержание и объекты экологического анализа.
  • Определение маржинального анализа и его применение.
  • Сущность и объекты маркетингового анализа.

Рис 7.1. Особенности управленческого анализа

Рис 7.2.Особенности внешнего финансового анализа [6, c. 102]

Рис 7.3.Содержание внешнего финансового анализа [6, c. 102]

Таблица. Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа [7, с. 98-99]

Untitled Document

Классификационные признаки

Финансовый анализ (внешний)

Управленческий анализ
(внутренний)

1. Цель анализа

Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости, рентабельности и использования прибыли; прогнозирование доходов и потоков денежных средств; выявление дивидендной политики, осуществляемой собственниками

Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования; разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей

2. Объект анализа

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение

Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего объекта

3. Субъекты анализа (исполнители)

Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии; кредитные агентства и др.)

Различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа: лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы)

4. Организация анализа (периодичность проведения)

Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию – ежеквартально, в статистическое управление – ежеквартально) и т.д.

Проводятся по мере необходимости на нерегулярной основе и прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.

5. Информационная база анализа

Бухгалтерская отчетность (ф.ф. №1, 2, 3, 4, 5, 6)

Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа

6. Доступность информации

Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления

7. Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения

Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.

8. Использование систем учета

Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности

Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели

9. Измерители информации

Преимущественно стоимостные измерители

Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные

10. Использование методов анализа

Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа

Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.

11. Направленность анализа

Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты

Выявлять резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновывать управленческие решения по их мобилизации в производство

12. Свобода выбора в проведении анализа

Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности

Нет установленных норм его проведения, отсутствуют общепринятые методики. Критерий – пригодность, результативность

13. Формы обобщения

Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемые с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных

Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений

14. Вид анализа

Внешний, ретроспективный, тематический

Внутренний, оперативный, текущий, комплексный

15. Степень надежности

Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками

Зависит от целей проведения, используются строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита

16. Место принятия решений по результатам анализа

За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, предоставляющими отчетность для обнародования в целях избежания, например чрезмерного налогообложения и т.п.

Менеджерами и директорами предприятий, руководителями подразделений; информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием

 

Рис 7.4. Основные виды экономического анализа.

Текущий анализ - это система периодического, всестороннего изучения результатов хозяйственной деятельности для объективной оценки выполнения бизнес-планов и достигнутой эффективности производства, комплексного выявления внутрипроизводственных резервов, мобилизации их для повышения эффективности хозяйствования в последующие периоды.

Рис 7.5. Определение текущего анализа и его задачи [6, c. 103]

Оперативный анализ представляет собой систему постоянного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс производства для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования хозяйственного комплекса.

Рис 7.6.Определение оперативного анализа и его задачи

Рис 7.7.Объекты оперативного анализа

При межхозяйственном сравнительном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

Рис 7.8.Сущность и назначение межхозяйственного сравнительного анализа

Рис 7.9.Объекты межхозяйственного анализа

Рис 7.10.Изучаемые объекты межхозяйственного анализа

Рис 7.11.Этапы проведения межхозяйственного анализа

Перспективный экономический анализ - вид анализа хозяйственной деятельности, изучающий экономические явления и процессы с позиций будущего, т.е. перспективы их развития.

Рис 7.12.Определение перспективного анализа и его задачи [6, c. 112]

Соотношение перспективного и ретроспективного анализа [6, c. 112]

Untitled Document

Ретроспективный анализ

Объекты анализа

Перспективный анализ

Анализ обоснованности и напряженности фактически реализованного в отчетном периоде варианта плана

Обоснованность, напряженность плана

Сравнительный анализ вариантов разрабатываемого перспективного плана с целью обеспечения его обоснованности и напряженности

Выявление фактически сложившихся «узких мест»

«Узкие места»

Профилактика возникновения «узких мест» за счет выработки мероприятий на анализируемую перспективу

Оценка фактических результатов с позиций экономической эффективности производства

Экономические результаты производства

Определение путей и конкретных мероприятий для достижения высоких экономических результатов в анализируемой перспективе

Выявление факторов производства, определявших фактически полученные в отчетном периоде результаты

Факторы производства

Выявление факторов производства, способных обеспечить повышение экономических результатов в анализируемой перспективе

Измерение резервов производства, не использованных в отчетном периоде

Резервы производства

Определение путей и конкретных мероприятий по реализации резервов производства в анализируемой перспективе

Определение функционально-стоимостного анализа [6, c. 124]

Функционально-стоимостной анализ - метод системного исследования объекта (изделия, процесса, оргструктуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, что достигается оптимизацией соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и использование.

Рис 7.13.Основные принципы функционально-стоимостного анализа

Рис 7.14.Этапы проведения функционально-стоимостного анализа (ФСА)

Рис 7.15.Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа

Рис 7.16. Методика внутризаводского экономического анализа

Анализ по данным сводной отчетности

Анализ по данным сводной отчетности проводится по материалам объединений, ассоциаций и ведомств.

Формирование количественных показателей по объединению:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- численность персонала по объединению;

<?xml version="1.0"?>
- численность персонала по предприятию i;

n - число предприятий, входящих в объединение.

Формирование качественных показателей по объединению:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- объем товарной продукции по объединению по предприятиям, входящих в его состав;

<?xml version="1.0"?>
- численность персонала по объединению по предприятиям, входящих в его состав;

<?xml version="1.0"?>
- среднегодовая выработка одного работающего по объединению.

Расчет влияния отдельных факторов на показатель в целом по объединению

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- изменение среднегодовой производительности труда по объединению в целом;

<?xml version="1.0"?>
- производительность труда по объединению в отчетном году и базисном периоде соответственно;

<?xml version="1.0"?>
- повышение (снижение) производительности труда по объединению в связи с изменением производительности труда на отдельных предприятиях;

<?xml version="1.0"?>
- то же в связи с изменением структуры объединения;

<?xml version="1.0"?>
- производительность труда на предприятии i в базисном периоде;

<?xml version="1.0"?>
- удельный вес предприятия i в базисном периоде.

Экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Рис 7.17.Содержание и объекты экологического анализа

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на производственные и переменные.

    1 - Постоянные расходы.

    2 - Переменные расходы.

    3 - Объем продукции.

    4 - Прибыль.

    5 - Убыток.

    6 - Точка преломления убытков и прибыли.

Рис 7.18.Определение маржинального анализа и его применение

Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Рис 7.19.Сущность и объекты маркетингового анализа

© Центр дистанционного образования МГУП