Московский государственный университет печати

Никольская Э.В.


         

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий

Учебник


Никольская Э.В.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Глава 1. Экономический анализ в системе управления производством, его содержание, предмет и задачи

1.1.

Экономический анализ в системе управления производством

1.2.

Содержание экономического анализа

1.3.

Предмет и задачи экономического анализа

1.4.

Классификация и принципы поиска резервов

1.5.

Взаимосвязь экономического анализа с другими науками

2.

Глава 2. Метод и приемы экономического анализа

2.1.

Метод экономического анализа

2.2.

Приемы и способы экономического анализа

3.

Глава 3. Виды экономического анализа

3.1.

Классификация видов экономического анализа

3.2.

Особенности текущего, оперативного и перспективного анализов

3.3.

Особенности внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия и по данным сводной отчетности

3.4.

Особенности межхозяйственного сравнительного анализа

3.5.

Функционально-стоимостный анализ

3.6.

Экономическая диагностика

4.

Глава 4. Информационное обеспечение анализа и организация аналитической работы

4.1.

Информационное обеспечение анализа

4.2.

Система показателей анализа производственно-коммерческой деятельности организации

4.3.

Организация аналитической работы на предприятии

4.4.

Организация анализа с применением ЭВМ

5.

Глава 5. Анализ финансового состояния предприятия

5.1.

Задачи, основные направления анализа финансового состояния предприятия и его информационное обеспечение

5.2.

Общая оценка размещения капитала предприятия и источников его формирования

5.3.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

5.4.

Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия

5.5.

Классификация финансового состояния предприятия на основе балльной оценки

5.6.

Анализ оборотных активов

5.7.

Анализ движения денежных средств

5.8.

Анализ капитала предприятия

5.9.

Анализ финансовых предпосылок несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта

6.

Глава 6. Анализ экономических результатов

6.1.

Задачи анализа и источники информации

6.2.

Общая оценка динамики и структуры прибыли

6.3.

Анализ прибыли от продаж

6.4.

Анализ операционных доходов и расходов. Анализ внереализационных расходов и доходов

6.5.

Анализ рентабельности

6.6.

Анализ деловой активности

6.7.

Анализ прибыли по системе «директ-костинг»

7.

Глава 7. Анализ результатов технико-организационного уровня и других условий развития производства

7.1.

Задачи анализа и источники информации

7.2.

Анализ технического и технологического уровней производства

7.3.

Анализ уровня организации производства, труда и управления

7.4.

Анализ развития внешнеэкономических связей предприятия, рациональности природопользования и охраны окружающей среды

7.5.

Анализ выполнения плана технического развития и совершенствования организации производства

8.

Глава 8. Анализ производственных результатов

8.1.

Задачи анализа и источники информации

8.2.

Анализ динамики объема реализации продукции

8.3.

Анализ объема и динамики товарной продукции

8.4.

Анализ состава и структуры продукции

8.5.

Анализ выпуска продукции в натуральном выражении

8.6.

Анализ ритмичности производства

8.7.

Качество полиграфического исполнения печатной продукции

9.

Глава 9. Анализ социальных результатов

9.1.

Задачи анализа и источники информации

9.2.

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

9.3.

Анализ движения численности работающих

9.4.

Анализ условий труда, охраны здоровья работников и социальной защищенности членов трудового коллектива

10.

Глава 10. Анализ использования трудовых ресурсов

10.1.

Задачи анализа и источники информации

10.2.

Анализ использования рабочего времени

10.3.

Анализ производительности труда

10.4.

Факторный анализ производительности труда

10.5.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

10.6.

Анализ фонда заработной платы

11.

Глава 11. Анализ использования основных производственных фондов

11.1.

Задачи анализа и источники информации

11.2.

Анализ обеспеченности основными средствами, их объема, структуры и состояния

11.3.

Анализ обобщающих показателей использования основных производственных средств

11.4.

Факторный анализ фондоотдачи

11.5.

Анализ использования производственной мощности

11.6.

Анализ использования производственного оборудования

12.

Глава 12. Анализ использования материальных ресурсов

12.1.

Задачи анализа и источники информации

12.2.

Анализ обеспеченности предприятия материально-техническими ресурсами

12.3.

Общая оценка использования материальных ресурсов

12.4.

Анализ материалоёмкости продукции

12.5.

Анализ затрат на материалы по отдельным их видам

13.

Глава 13. Анализ затрат на производство и себестоимости товарной продукции

13.1.

Задачи анализа, источники информации и классификация затрат

13.2.

Анализ затрат на производство и снижения себестоимости товарной продукции

13.3.

Анализ себестоимости продукции в разрезе технико-экономических факторов

13.4.

Анализ комплексных статей себестоимости

14.

Глава 14. Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности

14.1.

Комплексная оценка эффективности использования производственных ресурсов

14.2.

Методы сравнительной рейтинговой оценки предприятия

15.

Глава 15. Производственный потенциал и анализ его использования

15.1.

Сущность производственного потенциала предприятия

15.2.

Оценка производственного потенциала предприятия

16.

Глава 16. Внутрипроизводственный анализ. Анализ деятельности отдельных подразделений предприятия

16.1.

Анализ деятельности основных цехов

16.2.

Анализ деятельности вспомогательных цехов и служб

Библиографический список

Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.

При проведении анализа используется экономическая информация, которая характеризует отдельные стороны хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия, объединения, ассоциации. От информационной базы зависит достоверность, полнота и оперативность анализа.

Источниками информации экономического анализа служат: отчетность бухгалтерская, статистическая и оперативная; данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета; плановая документация, нормативные материалы, технологическая документация и внеучетная информация.

Основными источниками информации служит отчетность предприятия: бухгалтерская, статистическая и оперативная. Наиболее обширная информация имеется в годовой бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, которая включает в себя ряд отчетных форм и объяснительную записку. В годовой отчетности отражаются различные показатели, характеризующие деятельность предприятия в целом за год. Источником информации о том или ином показателе за более короткий срок, чем год, служит текущая статистическая и периодическая бухгалтерская отчетность. При изучении хозяйственной деятельности объединений и ассоциаций используется сводная отчетность, которая отражает совокупные итоги их работы в целом. Однако не все данные, необходимые для глубокого и всестороннего изучения деятельности предприятия, имеются в отчетности. Поэтому в качестве источника информации используются данные хозяйственного учета - бухгалтерского, статистического и оперативного.

Ведущая роль в информационном обеспечении принадлежит бухгалтерскому учету, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты. Статистический учет содержит количественную характеристику массовых явлений и процессов (например, выполнения норм выработки сдельщиками и нормозаданий повременщиками), которые используются для углубления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет позволяет более оперативно по сравнению с бухгалтерским или статистическим учетом обеспечивать анализ необходимыми данными, что создает условия для повышения его эффективности.

Наличие ПЭВМ позволяет оперативно сводить данные текущего учета и получать ежедневные сводки, характеризующие отдельные стороны работы предприятия (выполнение норм выработки, расход материалов, выпуск продукции и т.д.). Это значительно расширяет информационную базу анализа.

Широко используется при экономическом анализе плановая информация: данные годового бизнес-плана предприятия и его оперативных планов на более короткие сроки - месяц, квартал. Все большее значение имеют для анализа данные перспективных (прогнозных) планов развития предприятия.

При проведении анализа используется и нормативная информация, т.е. нормы расхода основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, нормы времени и нормы выработки, нормы амортизационных отчислений, нормативы отчислений от прибыли и др.

Важным источником данных анализа служит техническая и технологическая информация: технические паспорта на отдельные машины, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ и др.

Используются также данные внеучетного характера. К ним относятся:

  1. официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления и др.;

  2. хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения судебных органов, рекламации;

  3. материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии; внешнего и внутреннего аудита;

  4. материалы проверок налоговой службы;

  5. результаты лабораторного и врачебно-санитарного контроля;

  6. решения постоянно действующих производственных совещаний и собраний трудового коллектива;

  7. материалы печати;

  8. объяснительные и докладные записки, переписка с вышестоящей организацией, с финансовыми и кредитными органами и др.

По отношению к объекту анализа информация может быть внутренней, которая формируется на основе данных бухгалтерского, оперативного и статистического учета предприятия, его плановых и нормативных данных, и внешней, которая берется из систематических сборников, периодических и специальных изданий и т.д.

По отношению к предмету исследования информация подразделяется на основную и вспомогательную для изучения отдельных сторон деятельности хозяйствующего объекта.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную (данные бизнес-плана, учетных регистров и отчетность) и эпизодическую, которая формируется по мере необходимости (например, данные о поставках бумаги).

По отношению к процессу обработки различают первичную информацию (данные первичного учета, обследований, инвентаризации и т.д.) и вторичную, которая прошла определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, аналитические таблицы и т.д.).

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований: выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность информации, её единство, оперативность, рациональность и др.

Экономическая информация должна соответствовать потребностям анализа, т.е. обеспечивать наличие таких данных, которые необходимы аналитику для проведения анализа отдельных сторон производственно-коммерческой деятельности хозяйствующего объекта. Объем аналитической информации для работников отдельных структурных подразделений и изучение тех или иных хозяйственных процессов и явлений различен. Поэтому важно определить информационную потребность отдельных ее потребителей, что обеспечит сбор и обработку нужной информации.

Важнейшее требование к информации - объективность, т.е. она должна объективно отражать процессы производства, обращения, распределения и потребления, использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Только в этом случае выводы, сделанные по результатам анализа, будут полезны для предприятия.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к информации, является её единство, т.е. научная система первичной экономической информации должна основываться на единых принципах ведения учета (бухгалтерского, синтетического и оперативного).

Единство информации базируется на единых формах бухгалтерской отчетности, приближенной к международным стандартам. Из этого принципа вытекает и то, что каждое экономическое явление должно рассматриваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, анализе и аудите.

Важным требованием к информации является её оперативность, т.е. необходимая информация для экономического анализа (принятие на их основе оперативных управленческих решений) должна поступить к аналитику как можно быстрее. Этому способствует использование новейших средств связи передачи данных и их обработка на ЭВМ.

Система экономической информации должна быть рациональной, т.е. обеспечивать получение, обработку и хранение информации с минимальными затратами. При этом должен осуществляться сбор строго ограниченного числа базовых показателей и исчисление на их основе производственных показателей, динамических рядов, произведение нужных сопоставлений, повышение коэффициента использования первичной информации.

Достоверность аналитических выводов, вытекающих из анализа хозяйственной деятельности, во многом зависит от качества информации, используемой в процесса анализа. Поэтому анализу должна предшествовать тщательная проверка информации на достоверность и точность. Для этого проводится счетная проверка отчетности (контролируется правильность арифметических подсчетов, проверяется связь между показателями разных форм отчетности и их согласованность, уточняется полнота отражения результатов инвентаризации в показателях отчетности, правильность оценки статей баланса в соответствии с действующими положениями и т.п.).

В нормативно-методических материалах Министерства финансов РФ содержатся подробные рекомендации по взаимной увязке показателей форм годовой бухгалтерской отчетности предприятия.

При анализе важное значение имеет идентичность и сопоставимость отчетных данных, используемых для оценки деятельности предприятия. Например, при анализе динамики объема реализации за два года исходят из оценки этого объема в сопоставимых ценах, т.е. действующих в отчетном периоде. Это позволяет исключить влияние изменения цен на темп роста объема реализации и дать точную оценку деятельности предприятия.

Большое значение имеет встречная проверка тех или иных показателей. Так, показатели отчетности предприятия по платежам в бюджет и финансированию из бюджета должны полностью совпадать с соответствующими показателями финансовых органов. Идентичными должны быть записи по расчетному счету предприятия в его отчетности и в отделении Центрального банка РФ или в соответствующих коммерческих банках; равновеликими должны быть суммы кредиторской и дебиторской задолженности, значащиеся в отчетности предприятия, и суммы, значащиеся у кредиторов и дебиторов (по краткосрочным и долгосрочным кредитам, по вексельным и другим обязательствам).

Достоверность публикуемой бухгалтерской отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией.

Применение ЭВМ позволяет автоматизировать процессы получения и обработки информации, что, в свою очередь, повышает оперативность и достоверность данных, отражающих состояние хозяйственной деятельности предприятия, ускоряет поиск и группировку необходимых сведений о ходе производственного процесса, позволяет составлять различные аналитические сводки и проводить анализ по заранее разработанному алгоритму в предельно сжатые сроки.

В процессе проведения экономического анализа отдельных хозяйствующих объектов (предприятия, объединения и т.д.) используется система экономических показателей.

В зависимости от назначения экономические показатели подразделяются на количественные и качественные.

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих определенную сторону деятельности предприятия. К числу количественных показателей относятся: объем производства и реализации продукции, фонд заработной платы, численность работающих, сумма основных средств предприятия, прибыль, коэффициент механизации производства, удельный вес машин и оборудования в составе основных средств и др.

Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям) и для оценки экономической эффективности использования трудовых и материальных, денежных затрат.

Каждый из качественных показателей характеризует результаты взаимодействия факторов, относящихся к различным сторонам производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К числу таких показателей относятся: производительность труда, затраты на 1 руб. товарной продукции, материалоемкость продукции, фондоотдача, фондоемкость продукции, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность и др.

Различают обобщающие (общие) или синтетические показатели, характеризующие отдельные стороны деятельности предприятия (объем реализации продукции, полная себестоимость продукции, прибыль), и аналитические (частные) показатели, используемые для выявления влияния отдельных факторов на обобщающий показатель. Например, при анализе обобщающего показателя производительности труда используются такие аналитические факторные показатели, как удельный вес рабочих в общей численности работающих, число дней, отработанных одним рабочим, средняя продолжительность рабочего дня, часовая выработка рабочего.

В зависимости от используемых измерителей различают стоимостные и натуральные показатели. Использование стоимостных показателей, выраженных в денежном измерителе, обусловлено наличием товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Они широко применяются в экономическом анализе. К их числу относятся объем товарной и реализованной продукции, среднегодовая выработка одного работающего, фондоотдача, стоимость основных средств, сумма оборотных средств и др.

В плановой и учетно-аналитической практике предприятий для количественной характеристики выпускаемой и реализованной продукции в её материально-вещественном содержании широко применяются натуральные показатели. Они могут быть выражены в физических единицах измерения (штуках, экземплярах, тоннах и др.) и условно-натуральных измерителях, позволяющих делать обобщающую характеристику объема производства при разнообразном ассортименте продукции.

К числу натуральных показателей относится выпуск книг, брошюр в экземплярах, количество используемой бумаги в тоннах и др.

Условно-натуральными показателями в полиграфии являются:

  • учетно-издательский лист, равный 40 тыс. печатных знаков, который применяется для измерения объема печатного произведения; учетный лист набора (т.е. лист набора форматом 60х90 см в 1/16 долю бумажного листа и при полосе набора, равной 6х9 1/2 кв., набранного шрифтом 10 кегля), который используется для измерения объема выпуска продукции в натуральном выражении в наборных цехах;
  • учетный печатный лист (т.е. лист, отпечатанный на одной стороне бумажного листа форматом 60х90 см, равного по площади 5400 <?xml version="1.0"?>
), используемый для измерения объема производства печатных цехов.

Значение натуральных показателей со временем будет возрастать. Этому способствует использование ЭBM для обработки экономической информации.

В зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений различают объемные и удельные показатели. Объемными показателями являются выпуск продукции, объем реализации, издержки обращения, прибыль, сумма основных и оборотных средств и др. Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей, например фондоотдача, определяемая путем деления объема товарной продукции на стоимость основных средств, выработка на одного рабочего, исчисляемая отношением объема товарной продукции к численности рабочих и др.

Показатели могут быть плановые, которые установлены в бизнес-плане предприятия, и отчетные, характеризующие деятельность предприятия за конкретный отчетный период.

Каждый показатель, отражая определенную экономическую категорию, складывается под воздействием определенных экономических и других факторов. Факторы - это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей, вызывающие положительные или отрицательные изменения в показателях, характеризующих деятельность предприятия.

С точки зрения влияния факторов на данное явление или показатель надо различать факторы первого, второго, …, n-го порядка. Следует отметить, что различие понятий «показатель» и «фактор» условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка, и наоборот.

Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам. Различают объективные и субъективные факторы. Объективные факторы, как правило, отражают действия экономических законов, например фактор цен, ибо цены на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимости, законов рынка.

Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Так, эффективность деятельности предприятия зависит от правильной организации производства, квалификации руководителей и др.

Факторы могут быть общими, влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя.

Все факторы классифицируют также на внутренние, зависящие от деятельности предприятия, и внешние, не зависящие от предприятия.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на:

    1) неосновные факторы, которые хотя и определяют работу производственного коллектива, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя, т.е. структурные сдвиги в составе продукции, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины;

    2) основные факторы, которые определяют результаты работы предприятия и подразделяются, в свою очередь, на внепроизводственные (снабженческо-сбытовые, социального развития коллектива, природно-охранной деятельности) и производственные, связанные со средствами труда, предметами труда и самим трудом.

Внешние факторы, не зависящие от предприятия, подразделяются на факторы, связанные с внешнеэкономическими условиями (связями предприятия), социальными условиями и природными условиями.

При анализе степени интенсификации производства важное значение имеет классификация всех факторов на экстенсивные и интенсивные.

Различают три группы экстенсивных факторов развития производства:

  1. увеличение количества используемых ресурсов, а именно: увеличение количества средств труда, предметов труда, численности рабочей силы;

  2. увеличение времени использования ресурсов, т.е. увеличение средств труда, времени использования рабочей силы, продолжительности функционирования основных производственных фондов, продолжительности оборота (запасов) оборотных производственных фондов;

  3. устранение непроизводитель­ного использования ресурсов, т.е. устранение непроизводительного использования средств труда; предметов труда; рабочей силы.

Интенсивные факторы подразделяются на две группы:

  1. совершенствование качественных характеристик используемых ресурсов, а именно: средств труда; предметов труда; рабочей силы;

  2. совершенствование процесса функционирования используемых ресурсов, т.е. совершенствование технологии производства, организации производства, организации труда, управления, совершенствование воспроизводства и ускорения оборачиваемости основных производственных фондов и оборотных производственных фондов.

Комплексная система факторов дает возможность моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства.

Для обеспечения систематического и глубокого проведения экономического анализа на предприятии, в объединении и ассоциации важное значение имеют четкие организационные формы проведения аналитической работы.

Организация аналитической работы зависит от масштабов производства, состояния учета и отчетности, технического уровня управления и структуры управленческого аппарата, наличия АСУ, АРМ или их отсутствие на предприятии и объединении. Вместе с тем только правильная организация работы по анализу результатов производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов может обеспечивать его действенность и эффективность, основательно влиять на ход работы предприятия.

Поэтому организация аналитической работы на предприятиях должна базироваться на общих, единых для всех уровней управления принципах.

Одним из основополагающих принципов организации аналитической работы является научный характер анализа. Это означает, что он должен базироваться на новейших достижениях науки и передового опыта, строиться с учетом действия экономических законов, проводиться с использованием научно обоснованных методов.

К числу важнейших принципов организации анализа хозяйственной деятельности относится обязательность выполнения аналитической работы на всех иерархических ступенях управления производством: по предприятию в целом, отдельным его структурным подразделениям (цехам, участкам, бригадам). Только в этих условиях будет обеспечено рациональное управление такой сложной экономической проблемой, как производственно-коммерческая деятельность предприятия, объединения или ассоциации в целом.

Следующий важный принцип организации аналитической работы - четкое определение перечня объектов, подлежащих анализу на отдельных уровнях управления, и установление периодичности проведения анализа. Объекты анализа на отдельных уровнях управления различны. В связи с этим научная организация аналитической работы предполагает наиболее полное выявление объектов анализа применительно к отдельным уровням управления, установление периодичности и последовательности их изучения.

Одним из принципов организации аналитической работы является и четкое распределение обязанностей по выполнению аналитической работы на всех уровнях управления.

Усиление экономических методов управления производством требует развития аналитических функций не только экономических, но и технических служб и отдельных производственных подразделений предприятия, объединения. Поэтому в проведении экономического анализа на предприятии или объединении должны участвовать не только экономические (планово-экономический, организации труда и заработной платы, бухгалтерия, финансовый), но и технические отделы в соответствии с выполняемыми ими функциями. Например, служба главного механика должна анализировать выполнение графиков ремонта оборудования, проверок и осмотров, а также простои оборудования по техническим причинам; изучать выполнение планов организационно-технических мероприятий по улучшению состояния ремонтной службы и эксплуатации оборудования, а также графиков монтажа, наладки и сдачи в эксплуатацию нового оборудования, транспортных средств, различных технологических установок и т.д.

Осуществлять экономический анализ должны и руководители производственных подразделений (бригад, участков и цехов). Это позволит более экономно использовать трудовые, материальные, денежные ресурсы и производственные мощности. Поэтому для проведения экономического анализа на каждом полиграфическом предприятии в соответствии со структурой аппарата управления и регламентацией функций и прав каждого его звена должна быть разработана схема распределения обязанностей между ними. При этом разделение функций между структурными подразделениями должно исключать дублирование и параллелизм в их работе, обеспечивая в то же время полноценное осуществление задач, связанных с проведением глубокого, детального экономического анализа их деятельности.

В схеме распределения обязанностей по проведению экономического анализа должно быть указано подразделение, ответственное за проведение соответствующего направления аналитической работы, а также подразделения, участвующие в проведении того или иного направления анализа.

Все функциональные и производственные подразделения должны иметь планы аналитической работы, предусматривающие содержание анализа, периодичность его проведения, непосредственных его исполнителей, сроки проведения и порядок использования его результатов.

Для организации экономического анализа важно наличие координационного и методического центра руководства аналитической работой, который должен обеспечивать согласованность функциональных подразделений в проведении экономического анализа; контроль за своевременностью получения и полнотой аналитических выводов, поступающих от многочисленных исполнителей; системное обобщение результатов и совместную разработку мероприятий по повышению эффективности хозяйствования и дальнейшему развитию производства. На предприятиях должны существовать специальные подразделения или лица, отвечающие за координацию и методическое руководство аналитическими исследованиями всех подразделений, оказывающие необходимую помощь в проведении и обобщении материалов по всестороннему комплексному анализу хозяйственной деятельности.

Как показывает практика, на большинстве предприятий отсутствуют проекты организации аналитической работы, определяющие место, роль и задачи анализа в системе управления производством. В проведении анализа участвуют не все функциональные подразделения, что снижает качество аналитических выводов и возможность системного выявления имеющихся резервов. На многих предприятиях, как правило, экономический анализ проводится в основном работниками планово-экономического отдела, бухгалтерии, отдела организации труда и заработной платы. Недостаточное внимание на предприятиях уделяется планированию работ по проведению анализа, между тем только четкое планирование обеспечивает регулярность аналитической работы и своевременное использование ее результатов в руководстве деятельностью предприятия.

Поэтому важнейшим принципом организации аналитической работы является ее планирование, т.е. на предприятии должен составляться комплексный план аналитической работы на определенный период и план проведения тематических анализов.

Комплексный план аналитической работы целесообразно составлять на один год, где определяются отдельные аналитические исследования с указанием цели, сроков их проведения, ответственных исполнителей, субъектов, для которых готовится это исследование.

Более углубленное исследование отдельных результатов хозяйствования осуществляется с помощью тематического анализа (анализ материалоемкости продукции, пути повышения рентабельности продукции, анализ использования производственной мощности и др.).

Для реализации указанных выше принципов организации аналитической работы важное значение имеет: 1) выделение специального подразделения в составе заводоуправления или лица в планово-экономическом отделе, отвечающего за координацию и методическое руководство аналитической работы и обобщающего материалы по всестороннему, комплексному экономическому анализу по предприятию или объединению в целом; 2) разработка положения об организации анализа с учетом его специфики, где нашли бы отражение объекты анализа, периодичность и последовательность его проведения. Конкретные исполнители, сроки представления аналитической информации и т.д.

При проведении экономического анализа можно выделить следующие основные этапы.

Первый этап - определение цели и объекта анализа. Для обеспечения конкретности и целеустремленности экономического анализа важно четко сформулировать цель его проведения и указать объект изучения, например изучение итогов работы предприятия за предыдущий период с целью составления научно обоснованного бизнес-плана; анализ использования рабочего времени с целью выявления резервов роста производительности труда. Объектом исследования в данном случае могут быть итоги деятельности предприятия или отдельных цехов и т.д.

Второй этап - составление плана аналитической работы. Исходя из цели анализа составляется программа его проведения, где указывается круг вопросов, подлежащих изучению. Кроме того, определяются конкретные исполнители и обязанности каждого из них. Важное значение имеет составление календарного графика, где отражаются сроки проведения анализа.

В соответствии с программой проведения анализа определяется круг информации и ее источники, а также способ восполнения недостающей информации. Разрабатываются макеты аналитических таблиц и методические указания по их заполнению, а также способы графического оформления материалов и результатов анализа.

Третий этап - подготовка материалов для анализа, т.е. сбор необходимой информации, проверка на точность, полноту и достоверность, аналитическая обработка информации. В частности, проверяется наличие всех реквизитов на плановых и отчетных документах, правильность подсчета данных, взаимная увязка отдельных источников информации и т.д. В связи с тем, что сбор информации и ее проверка - процесс трудоемкий, важно более точно определить объем необходимых данных, чтобы избежать сбора лишней информации.

Хозяйственные явления, процессы и результаты хозяйственной деятельности находят свое отражение в тех или иных показателях. Однако отдельные экономические показатели могут рассчитываться по-разному и определяться в разных единицах измерения. Например, производительность труда может исчисляться в натуральных, стоимостных и трудовых единицах измерения. В связи с этим, исходя из цели анализа, выбирают тот метод расчета показателей и те единицы измерения, которые позволяют точнее и глубже изучить сущность рассматриваемых процессов и явлений.

Аналитическая обработка экономической информации производится путем составления аналитических таблиц, рядов динамики, исчисления средних и относительных значений показателей, проведения группировок и балансовых увязок и т.д.

Четвертый этап - предварительная оценка результатов хозяйственной деятельности, которая включает характеристику выполнения бизнес-плана по изучаемым показателям, их изменения по сравнению с предшествующим периодом, данные о степени использования ресурсов. Предварительная оценка делается по материалам аналитической обработки собранной информации.

Пятый этап - анализ причин динамических изменений и отклонений от плана (или другой базы). Это один из важных и сложных этапов, который требует от его исполнителей хороших знаний метода и приемов экономического анализа, умения устанавливать круг взаимодействующих факторов и их группировать; раскрывать связи и зависимости между отдельными факторами; элиминировать влияние факторов, не зависящих от изучаемого объекта; устанавливать влияние факторов; определять размеры потерь в связи с отрицательным влиянием тех или иных факторов; выявлять неиспользованные возможности улучшения изучаемых показателей. Наиболее сложно определить зависимость отдельных показателей от тех или иных факторов и рассчитать влияние каждого из них.

Использование ЭВМ в сочетании с экономико-математическими методами позволяет снизить трудоемкость аналитической работы и установить наличие и тесноту связи между отдельными показателями.

Шестой этап - систематизация и обобщение результатов анализа - один из наиболее ответственных этапов. Здесь на основе собранной, обработанной и изученной информации делаются выводы по результатам анализа и дается итоговая оценка деятельности предприятия (объединения, ассоциации), отмечаются достижения и недостатки, показываются факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на итоги работы, проводится сводный подсчет резервов и указываются пути их мобилизации.

Результаты анализа оформляются в виде заключений, докладных записок, справок и пр. Так, материалы анализа хозяйственной деятельности предприятия за год в целом отражаются в объяснительной записке к годовому отчету, а при проведении отдельных тематических анализов - в справках или докладных записках.

Седьмой этап - разработка организационно-технических мероприятий по использованию выявленных резервов или устранению вскрытых недостатков в работе предприятия и его подразделений. Экономический анализ имеет действенный и мобилизующий характер только в том случае, если по его материалам разработаны конкретные предложения и мероприятия по использованию выявленных внутрихозяйственных резервов, распространению передового опыта и устранению причин, приводящих к недостаткам в работе.

Восьмой этап - обеспечение гласности результатов анализа и контроля за реализацией его результатов. Успешному претворению в жизнь рекомендаций (мероприятий) по материалам анализа и контролю за их выполнением способствует гласность результатов анализа. Широкое обсуждение материалов анализа на постоянно действующих совещаниях и хозяйственных активах, освещение результатов анализа в многотиражных и стенных газетах, отражение основных показателей хозяйственной деятельности участков, цехов и предприятия в целом, в простых таблицах, графиках и диаграммах, привлечение широкого круга работников предприятия к его проведению - все это обеспечивает гласность результатов анализа.

В современных условиях механизация и автоматизация экономической работы на предприятиях становится ведущим принципом научной организации труда и управления. Это объясняется тем, что темпы механизации и автоматизации управленческого труда еще отстают от темпов механизации и автоматизации производства.

Применение ЭВМ для обработки экономической информации не только повышает степень механизации управленческого труда, но и повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет:

  • сокращения сроков проведения анализа;
  • более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности;
  • замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями;
  • постановки новых многомерных задач анализа, практически невыполнимых вручную и традиционными методами [4, с. 81].

Необходимость автоматизации анализа с применением ЭВМ обусловлена потребностью предприятий в расширении аналитических работ, связанных с переходом к рынку, разработкой перспектив развития, комплексной оценкой эффективности применения различных форм хозяйствования, своевременной выработкой оперативных управленческих решений.

Новые возможности для экономического анализа создаются в связи с применением для обработки экономической информации персональных ЭВМ (ПЭВМ). Низкая стоимость ПЭВМ, высокая производительность и надежность, простота в обслуживании и эксплуатации, гибкость и автономность использования, наличие развитого программного обеспечения, диалоговый режим работы и т.д. позволяют на их базе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтеров, экономистов, плановиков, аналитиков и других специалистов.

Под автоматизированным рабочим местом аналитика понимают профессионально-ориентированную малую вычислительную систему, предназначенную для автоматизации работ по анализу хозяйственной деятельности. Основные требования к их функционированию состоят в следующем:

  • своевременное удовлетворение вычислительных и информационных потребностей экономиста при проведении анализа хозяйственной деятельности;
  • минимальное время ответа на аналитические запросы;
  • возможность представления выходной информации в табличной и графической форме;
  • возможность внесения корректив в методику расчетов и в формы отображения конечного результата;
  • повторение процесса решения задач с любой произвольно заданной точностью (стадии) расчета;
  • возможность расчета в составе вычислительной сети;
  • простота освоения приемов работы на АРМ и взаимодействия системы человек - машина [4, с. 83].

В рамках АРМ аналитика весь информационный фонд предприятия функционирует в форме: 1) базы данных, представляющие собой фактографические данные хозяйственной деятельности; 2) базы знаний, т.е. методы и методики анализа, являющиеся интеллектуальной оболочкой полезного прочтения базы данных; 3) программные средства, образующие инструмент автоматизированного использования аналитических задач для информационного обслуживания хозяйственной деятельности. Для организации анализа в условиях АРМ характерно: сохранение целостности анализа при условии децентрализованной обработки информации; соединение процесса обработки информации с процессом принятия решения; повышение оперативности и действенности анализа.

Активное применение ЭВМ в аналитической работе обеспечивает:

  • снижение трудоёмкости и стоимости аналитического процесса;
  • сокращение сроков обработки аналитических данных, повышение их качества и достоверности;
  • создание условий к безбумажной технологии обработки аналитических данных;
  • обеспечение директивных сроков представления установленных результатов анализа;
  • повышение гибкости и управление аналитическим процессом;
  • совершенствование организации труда аналитических работников.

В настоящее время для АРМ аналитика разработан комплекс аналитических програмно-математических средств по компьютеризации.

© Центр дистанционного образования МГУП