Московский государственный университет печати

Никольская Э.В.


         

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий

Учебник


Никольская Э.В.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Глава 1. Экономический анализ в системе управления производством, его содержание, предмет и задачи

1.1.

Экономический анализ в системе управления производством

1.2.

Содержание экономического анализа

1.3.

Предмет и задачи экономического анализа

1.4.

Классификация и принципы поиска резервов

1.5.

Взаимосвязь экономического анализа с другими науками

2.

Глава 2. Метод и приемы экономического анализа

2.1.

Метод экономического анализа

2.2.

Приемы и способы экономического анализа

3.

Глава 3. Виды экономического анализа

3.1.

Классификация видов экономического анализа

3.2.

Особенности текущего, оперативного и перспективного анализов

3.3.

Особенности внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия и по данным сводной отчетности

3.4.

Особенности межхозяйственного сравнительного анализа

3.5.

Функционально-стоимостный анализ

3.6.

Экономическая диагностика

4.

Глава 4. Информационное обеспечение анализа и организация аналитической работы

4.1.

Информационное обеспечение анализа

4.2.

Система показателей анализа производственно-коммерческой деятельности организации

4.3.

Организация аналитической работы на предприятии

4.4.

Организация анализа с применением ЭВМ

5.

Глава 5. Анализ финансового состояния предприятия

5.1.

Задачи, основные направления анализа финансового состояния предприятия и его информационное обеспечение

5.2.

Общая оценка размещения капитала предприятия и источников его формирования

5.3.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

5.4.

Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия

5.5.

Классификация финансового состояния предприятия на основе балльной оценки

5.6.

Анализ оборотных активов

5.7.

Анализ движения денежных средств

5.8.

Анализ капитала предприятия

5.9.

Анализ финансовых предпосылок несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта

6.

Глава 6. Анализ экономических результатов

6.1.

Задачи анализа и источники информации

6.2.

Общая оценка динамики и структуры прибыли

6.3.

Анализ прибыли от продаж

6.4.

Анализ операционных доходов и расходов. Анализ внереализационных расходов и доходов

6.5.

Анализ рентабельности

6.6.

Анализ деловой активности

6.7.

Анализ прибыли по системе «директ-костинг»

7.

Глава 7. Анализ результатов технико-организационного уровня и других условий развития производства

7.1.

Задачи анализа и источники информации

7.2.

Анализ технического и технологического уровней производства

7.3.

Анализ уровня организации производства, труда и управления

7.4.

Анализ развития внешнеэкономических связей предприятия, рациональности природопользования и охраны окружающей среды

7.5.

Анализ выполнения плана технического развития и совершенствования организации производства

8.

Глава 8. Анализ производственных результатов

8.1.

Задачи анализа и источники информации

8.2.

Анализ динамики объема реализации продукции

8.3.

Анализ объема и динамики товарной продукции

8.4.

Анализ состава и структуры продукции

8.5.

Анализ выпуска продукции в натуральном выражении

8.6.

Анализ ритмичности производства

8.7.

Качество полиграфического исполнения печатной продукции

9.

Глава 9. Анализ социальных результатов

9.1.

Задачи анализа и источники информации

9.2.

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

9.3.

Анализ движения численности работающих

9.4.

Анализ условий труда, охраны здоровья работников и социальной защищенности членов трудового коллектива

10.

Глава 10. Анализ использования трудовых ресурсов

10.1.

Задачи анализа и источники информации

10.2.

Анализ использования рабочего времени

10.3.

Анализ производительности труда

10.4.

Факторный анализ производительности труда

10.5.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

10.6.

Анализ фонда заработной платы

11.

Глава 11. Анализ использования основных производственных фондов

11.1.

Задачи анализа и источники информации

11.2.

Анализ обеспеченности основными средствами, их объема, структуры и состояния

11.3.

Анализ обобщающих показателей использования основных производственных средств

11.4.

Факторный анализ фондоотдачи

11.5.

Анализ использования производственной мощности

11.6.

Анализ использования производственного оборудования

12.

Глава 12. Анализ использования материальных ресурсов

12.1.

Задачи анализа и источники информации

12.2.

Анализ обеспеченности предприятия материально-техническими ресурсами

12.3.

Общая оценка использования материальных ресурсов

12.4.

Анализ материалоёмкости продукции

12.5.

Анализ затрат на материалы по отдельным их видам

13.

Глава 13. Анализ затрат на производство и себестоимости товарной продукции

13.1.

Задачи анализа, источники информации и классификация затрат

13.2.

Анализ затрат на производство и снижения себестоимости товарной продукции

13.3.

Анализ себестоимости продукции в разрезе технико-экономических факторов

13.4.

Анализ комплексных статей себестоимости

14.

Глава 14. Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности

14.1.

Комплексная оценка эффективности использования производственных ресурсов

14.2.

Методы сравнительной рейтинговой оценки предприятия

15.

Глава 15. Производственный потенциал и анализ его использования

15.1.

Сущность производственного потенциала предприятия

15.2.

Оценка производственного потенциала предприятия

16.

Глава 16. Внутрипроизводственный анализ. Анализ деятельности отдельных подразделений предприятия

16.1.

Анализ деятельности основных цехов

16.2.

Анализ деятельности вспомогательных цехов и служб

Библиографический список

В условиях рыночной экономики важное значение приобретают показатели прибыли и рентабельности, которые являются экономическими результатами деятельности промышленных предприятий.

Прибыль составляет основу экономического развития предприятия, ибо рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Поэтому в условиях рынка ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности. Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, является важнейшим показателем оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой активности и финансового благосостояния.

Рентабельность - относительный показатель. Рентабельность более полно, чем прибыль, отражает окончательные результаты хозяйствования, ибо рентабельность показывает соотношения эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Основные задачи анализа экономических результатов:

    1) оценка выполнения заданий бизнес-плана по экономическим результатам;

    2) анализ динамики состава и структуры прибыли предприятия;

    3) определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;

    4) рассмотрение состава и динамики операционных доходов и расходов предприятия и их влияние на прибыль;

    5) изучение состава и динамики внереализационных доходов и расходов;

    6) анализ чрезвычайных доходов и расходов и влияние их на чистую прибыль предприятия;

    7) анализ влияния уплачиваемого налога на прибыль и иных аналогичных платежей предприятия от обычной деятельности;

    8) расчет показателей рентабельности, рассмотрение их динамики и определение влияния отдельных факторов на показатели рентабельности;

    9) анализ распределения прибыли;

    10) выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли и повышения рентабельности.

Источниками информации для анализа экономических результатов служат данные форм №1 «Баланс предприятия», №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные бизнес-плана предприятия и бухгалтерского учета.

С 1 января 2000 года введено в действие два положения по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) и «Расходы организаций» (ПБУ 10/99), утвержденные приказом министра РФ от 6.05.99 №32н и №33н соответственно. Кроме того, введено также положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

В ПБУ 9/99 дано определение доходов организации в целом, их видов, а также выручки. ПБУ 9/99 определяет порядок признания доходов в бухгалтерском учете и порядок раскрытия информации о доходах организации в бухгалтерской отчетности.

В ПБУ 10/99 установлены правила признания в бухгалтерском учете расходов организаций и их виды.

Согласно этим новым положениям различают следующие виды прибыли:

1) валовая прибыль <?xml version="1.0"?>
, определяемая как разность выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) <?xml version="1.0"?>
и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг <?xml version="1.0"?>
, т.е.

<?xml version="1.0"?>

2) прибыль от продаж <?xml version="1.0"?>
, которая рассчитывается как разность валовой прибыли и коммерческих расходов <?xml version="1.0"?>
и управленческих расходов <?xml version="1.0"?>
, т.е.

<?xml version="1.0"?>

или

<?xml version="1.0"?>

3) прибыль до налогооблажения <?xml version="1.0"?>
, которая определяется путем корректирования прибыли от продаж на сальдо от результатов операционных доходов и расходов и на сальдо от внереализационных доходов и расходов, т.е.

<?xml version="1.0"?>

где ОД - общая сумма операционных доходов; ОР - общая сумма операционных расходов; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы;

4) прибыль от обычной деятельности <?xml version="1.0"?>
, которая исчисляется как разность прибыли до налогообложения и налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей НП, т.е.

<?xml version="1.0"?>

5) чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток)) отчетного периода <?xml version="1.0"?>
, которая определяется как разность прибыли от обычной деятельности и сальдо от чрезвычайных доходов ЧД и чрезвычайных расходов ЧР, т.е.

<?xml version="1.0"?>
.

В процессе анализа прибыли важно рассмотреть все эти составляющие элементы прибыли.

Общая оценка динамики прибыли, ее состава и структуры дается по данным горизонтального и вертикального анализа, проводимых на основе аналитической табл. 6.1.

Таблица 6.1

Анализ динамики и структуры прибыли

Untitled Document

Наименование показателя

Код строки

Сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

Удельный вес, %

за предыдущий год

за отчетный год

отклонение

за предыдущий год

за отчетный год

отклонение

I . Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

75448

113275

+37827

150, 1

100, 0

100,0

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

62482

92494

+30012

148, 0

82, 8

81, 7

-1, 1

Валовая прибыль (строки 010-020)

029

12996

20781

+7815

160, 3

17, 2

18, 3

+1, 1

Коммерческие расходы *

030

72

134

+62

186, 1

0, 1

0, 1

Управленческие расходы *

040

6174

7382

+ 1208

119, 3

8, 2

6, 5

-1, 7

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010-020-030-040))

050

6720

13265

+6545

197, 4

8, 9

11,7

+2, 8

II. Операционные расходы и доходы

Проценты к получению

060

282

889

+607

315, 2

0,4

0,8

+0,4

Проценты к уплате

070

Доходы от участия в других организациях

080

Прочие операционные доходы

090

3134

8196

+5062

261,5

4,2

7,3

+3,1

Прочие операционные расходы

100

2484

5629

+3145

226,6

3,4

5,0

+ 1,6

III. Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы

120

1313

416

-897

31,7

1,7

0,3

-1,5

Внереализационные расходы

130

940

3641

+2701

387,3

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки (050+060+070+080+090-100+120-130))

140

8025

13496

+5471

168,2

10,6

11, 9

+1, 3

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

1872

4008

+2136

214,1

2,5

3,5

+1,0

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

6153

9488

+3335

154,2

8,1

8,4

+0,3

IV. Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы

170

Чрезвычайные расходы

180

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки 160+170-180))

190

6153

9488

+3335

154,2

8,1

8,4

+0,3

* Примечание. В соответствии с новым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Министерством финансов РФ приказом № 94 от 31 октября 2000 г. и вступающим в действие с 1 января 2002 г., в бухгалтерском учете вместо управленческих и коммерческих расходов будут отражаться расходы на продажу.

Данные граф 3,4,5 и 6 табл. 6.1 позволяют провести горизонтальный анализ прибыли и сделать следующие выводы:

1) за отчетный период валовая прибыль увеличилась на 7815 тыс. руб., или 160%. Это явилось следствием увеличения выручки от продаж на 150% и также более низкими темпами роста себестоимости проданных товаров (140,0%) по сравнению с темпами роста выручки от продажи (150,1%);

2) прибыль от продаж в отчетном периоде составила 13265 тыс. руб. вместо 6720 тыс. руб. в предыдущем году, т.е. на 6545 тыс. руб. больше, или на 97,4%. Более высокие темпы роста прибыли от продаж (197,4%) по сравнению с валовой прибылью (160,3%) были вызваны тем, что управленческие расходы в отчетном периоде увеличивались в меньшей степени (119,6%), чем выручка от продаж (150,1%);

3) прибыль до налогообложения как в предыдущем, так и в отчетном периодах была выше прибыли от продаж в связи с тем, что общая сумма операционных и внереализационных доходов была выше суммы операционных и внереализационных расходов в предыдущем году на 1305 тыс. руб. (282+3134 - 2484+1313 - 940), а в отчетном году - на 231 тыс. руб. (889 + 8196 - 5629 + 416 - 3641);

4) прибыль от обычной деятельности составила в отчетном году 9488 тыс. руб. вместо 6153 тыс. руб., т.е. на 3335 тыс. руб., или на 54,2% больше. Меньший темп роста прибыли от обычной деятельности (154,2%) по сравнению с темпом роста прибыли до налогообложения (168,2%) вызван увеличением платежей в бюджет по налогу на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

5) на предприятии отсутствовали чрезвычайные доходы и расходы, поэтому сумма чистой прибыли соответствовала прибыли от обычной деятельности.

По данным граф 7,8 и 9 табл. 6.1 можно провести вертикальный анализ, т.е. рассмотреть структуру прибыли, отдельные элементы которой определены в процентах к выручке от продаж: возрос удельный вес валовой прибыли к выручке от продаж на 1,1% (с 17,2 до 18,3%); прибыли от продаж на 2,8% (с 8,9 до 11,7%); прибыли до налогообложения на 1,3% (с 10,6 до 11,9%) и прибыли от обычной деятельности на 0,3% (с 8,1 до 8,4%).

Таким образом, имеются положительные тенденции в изменении удельного веса отдельных элементов прибыли к выручке от продаж. Однако следует отметить незначительный удельный вес прибыли от обычной деятельности к объему продаж - 8,1-8,4%.

Прибыль от продаж, как правило, составляет наибольшую часть прибыли до налогообложения. Поэтому важно определить влияние отдельных факторов на нее.

В рассматриваемой типографии прибыль от продаж в предыдущем году составляла 6720 тыс. руб., или 83,7% (6720/8025х100) прибыли до налогообложения. В отчетном периоде прибыль от продаж получена в сумме 13265 тыс. руб., или 98,3% прибыли до налогообложения (13265/13496х100).

Важно определить факторы, которые обеспечили увеличение прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом.

При анализе прибыли от продаж по данным формы №2 можно определить влияние следующих факторов:

    - увеличение (уменьшение) объема выручки от продаж продукции;

    - изменение цен на продукцию;

    - снижение (повышение) коммерческих расходов;

    - снижение (повышение) себестоимости проданных товаров, продукции;

    - снижение (повышение) управленческих расходов.

В первую очередь следует определить дополнительную выручку от продаж продукции, которую предприятие получило в связи с изменением цен под влиянием инфляции.

Для этого нужно выручку от продаж продукции в отчетном году выразить в сопоставимых ценах предыдущего периода путем деления ее на индекс цен, т.е.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выручка от продаж продукции в сопоставимых ценах, руб; <?xml version="1.0"?>
- выручка от продаж продукции в отчетном периоде в действующих ценах, руб.; <?xml version="1.0"?>
- индекс цен; <?xml version="1.0"?>
- процент изменения цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.

Влияние изменения цен на выручку от продаж определяется по формуле

<?xml version="1.0"?>
.

В нашем примере выручка от продаж продукции в предыдущем году составила 75448 тыс. руб., а в отчетном периоде - 113275 тыс. руб. (табл. 6.1).

Цены на продукцию в связи с инфляцией в отчетном году выросли на 14%. Тогда индекс цен составил 1,14% [100+14)/100].

Следовательно, выручка от продаж продукции в сопоставимых ценах будет равна 99364,0 тыс. руб. (113275/1,14). Следовательно, выручка от продаж продукции в отчетном периоде в связи с изменением цен возросла на 13911 тыс. руб. (113275-99364).

Влияние изменения объема выручки от продаж продукции определяется путем умножения дополнительной выручки от продаж, получаемой вследствие улучшения хозяйственной деятельности предприятия, на рентабельность продаж в предыдущем году, т.е.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выручка от продаж в предыдущем периоде, руб.; <?xml version="1.0"?>
- рентабельность продаж в предыдущем периоде, которая определяется путем деления прибыли от продаж <?xml version="1.0"?>
на выручку от продаж продукции, %.

В нашем примере <?xml version="1.0"?>

Тогда <?xml version="1.0"?>

Для расчета влияния изменения цен на прибыль от продаж надо дополнительный объем выручки от продаж продукции, полученный вследствие повышения (уменьшения) цен, умножить на рентабельность продаж в предыдущем периоде, т.е. использовать формулу

<?xml version="1.0"?>

Отсюда <?xml version="1.0"?>

Влияние изменения себестоимости проданных товаров, продукции на прибыль от продаж <?xml version="1.0"?>
определяется по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- себестоимость товаров, продукции в отчетном и предыдущем периодах соответственно.

По данной типографии <?xml version="1.0"?>
=92494 тыс. руб., <?xml version="1.0"?>
= 62482 тыс. руб. Отсюда

<?xml version="1.0"?>

Себестоимость товаров, продукции в отчетном году на 1 руб. выручки от реализации составила 0,8165 руб. вместо 0,8281 руб. Это обеспечило снижение себестоимости товаров и продукции на 1314 тыс. руб., или повышение прибыли на эту же сумму.

Для определения влияния изменения коммерческих и управленческих расходов используются аналогичные формулы:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- увеличение (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения коммерческих расходов, руб.; <?xml version="1.0"?>
- увеличение (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов, руб.; <?xml version="1.0"?>
, <?xml version="1.0"?>
- коммерческие расходы в отчетном и предыдущем периодах соответственно, руб.; <?xml version="1.0"?>
, <?xml version="1.0"?>
- управленческие расходы в отчетном и предыдущем периодах соответственно, руб.

В нашем примере прибыль от продаж уменьшилась в связи с увеличением коммерческих расходов на 1 руб. выручки от продаж на 22,6 тыс. руб.:

<?xml version="1.0"?>

Уменьшение управленческих расходов на 1 руб. выручки от продаж увеличило прибыль от продаж на 1880 тыс. руб.

<?xml version="1.0"?>

Результаты расчетов влияния отдельных факторов на прибыль от продаж следует обобщить в таблице, как это сделано в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Влияние отдельных факторов на прибыль от продаж

Untitled Document

Наименование показателя

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.

В % к сумме прибыли предыдущего года

Увеличение прибыли от продаж,
в том числе за счёт:

+6545

97, 9

увеличения объёма выручки от продаж товаров, продукции

+2124, 9

+32, 5

повышения цен на товары, продукцию

+1238, 1

+18, 9

снижения себестоимости проданных товаров и продукции

+1314, 0

+20, 1

повышения коммерческих расходов на 1 руб. выручки от продаж

-22, 6

-0, 3

снижения управленческих расходов на 1 руб. выручки от продаж

+1880, 3

+28, 8

Общее влияние факторов - <?xml version="1.0"?>
тыс. руб., разница в цифрах - результат их округления при проведении расчётов.

По данным табл. 6.2 можно сделать вывод, что значительная часть прибыли от продаж получена за счёт улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия (увеличение объёма продаж продукции, снижение себестоимости продажной продукции и уменьшение расходов на управление). Отрицательно повлияло некоторое повышение коммерческих расходов.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждённом приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32, операционными доходами являются:

    - поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

    - поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

    - поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

    - прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

    - поступления от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

    - проценты, полученные за предоставленные в пользование денежные средства организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счёте организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются:

    - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

    - активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

    - поступления в возмещение причинённых организации убытков;

    - прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году;

    - суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истёк срок исковой давности;

    - курсовые разницы;

    - суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждённом приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, операционными расходами являются:

    - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и использование) активов организации;

    - расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

    - расходы, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий;

    - расходы, связанные с продажей, убытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

    - проценты, уплаченные организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

    - расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

    - прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами являются:

    - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

    - возмещение причинённых организацией убытков;

    - убытки прошлых лет, признанные в отчётном году;

    - суммы дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;

    - курсовые разницы;

    - суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

    - прочие внереализационные расходы;

В форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, по материалам которой можно судить о наличии в отчётном и предыдущем периодах (штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда об их взыскании); прибыль (убыток) прошлых лет; возмещение убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; снижение себестоимости материально-производственных запасов на конец отчётного периода; списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истёк срок исковой давности.

Для более детального анализа этих прибылей и убытков, других операционных доходов и расходов, а также внереализационных доходов и расходов необходимо использовать данные аналитического учёта счёта 99 «Прибыли и убытки».

По материалам анализа важно разработать конкретные рекомендации, направленные на увеличение операционных и внереализационных доходов и расходов и снижение или устранение операционных и внереализационных расходов.

Объектами анализа также должны быть чрезвычайные доходы и расходы. Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Анализ указанных выше доходов и расходов сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Так, убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением договоров отдельными службами предприятия с другими предприятиями и организациями.

Изменение суммы полученных штрафов может быть и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении поставщиков и подрядчиков. Убытки от списания дебиторской задолженности возникают в тех случаях, когда на предприятии постановка учёта и контроля над состоянием расчётов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учёта.

В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами.

Различают несколько групп показателей рентабельности:

    - показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов;

    - показатели, характеризующие рентабельность продаж;

    - показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

При анализе рентабельности надо определить отдельные показатели рентабельности в отчётном и предыдущем периодах, установить тенденцию их изменения и определить влияние отдельных факторов на каждый из показателей рентабельности.

Источником информации для расчёта показателей рентабельности являются формы №1 и 2 бухгалтерской отчётности.

При анализе производственно-коммерческой деятельности предприятий целесообразно рассчитывать и изучать в динамике следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность издержек <?xml version="1.0"?>
, которая показывает, сколько валовой прибыли предприятие имеет на 1 руб. себестоимости проданных товаров, продукции, и определяется отношением валовой прибыли <?xml version="1.0"?>
к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг <?xml version="1.0"?>
, т.е.

<?xml version="1.0"?>

Рентабельность издержек будет повышаться, если темпы роста валовой прибыли <?xml version="1.0"?>
выше темпов роста себестоимости проданной продукции <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
, а если наоборот, то рентабельность издержек снижается.

По данной типографии имеются следующие данные (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Рентабельность издержек

Untitled Document

Наименование показателя

За предыдущий год

За отчётный год

Темп роста , %

1. Валовая прибыль, тыс. руб.

12966

20781

160,3

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

62482

92494

148,0

3. Рентабельность издержек, % ( стр. 1: стр. 2 х 100)

20,75

24,47

X

Рентабельность издержек возросла на 3,72 пункта (24,47- -20,75) в отчётном году по сравнению с предыдущим годом. Это обусловлено тем, что темпы роста валовой прибыли (160,3%) выше темпов роста себестоимости продукции (148,0%).

2. Рентабельность производственной деятельности <?xml version="1.0"?>
показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат на производство реализованной продукции, т.е.

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- прибыль от продаж, руб.; КР- коммерческие расходы, руб.; УР- управленческие расходы, руб.

Рентабельность производственной деятельности зависит от изменения суммы прибыли от продаж, себестоимости проданных товаров, продукции, коммерческих расходов и управленческих расходов. Влияние этих факторов можно определить с помощью метода цепных подстановок по следующим формулам:

- изменение рентабельности производственной деятельности в связи с увеличением (уменьшением) прибыли от продаж- <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

- изменение рентабельности производственной деятельности в связи с повышением (уменьшением) себестоимости проданной продукции <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

- изменение рентабельности производственной деятельности в связи с повышением (уменьшением) коммерческих расходов- <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

- изменение рентабельности производственной деятельности в связи с повышением (снижением) управленческих расходов- <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- прибыль от продаж в отчётном и предыдущем периодах соответственно; <?xml version="1.0"?>
- себестоимость проданной продукции в отчётном и предыдущем периодах соответственно; <?xml version="1.0"?>
- коммерческие расходы в отчётном и предшествующем периодах соответственно.

По типографии имеются следующие данные (табл.6.4).

Таблица 6.4

Рентабельность производственной деятельности

Untitled Document

Наименование показателя

За предыдущий год

За отчётный год

1. Прибыль от продаж, тыс. руб.

6720

13265

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

62482

92434

3. Коммерческие расходы, тыс. руб.

72

134

4. Управленческие расходы, тыс. руб.

6174

7382

5. Рентабельность производственной деятельности, % (стр. 1: (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4) х 100)

9, 8

13, 3

<?xml version="1.0"?>
= 13265 x 100/62482+72+6174- 6720 x 100/62482+72+6174 = +9,5%;

<?xml version="1.0"?>
= 13265 x 100/92434 + 72 + 6174- 13265 x100/62482+72 + 6174 = -5,86;

<?xml version="1.0"?>
= 13265x100/92434 + 134+6174 - 13265x100/92434+72 + 6174 =-0,01%;

<?xml version="1.0"?>
= 13265x100/92434 + 134 + 7382 - 13265x100/92434+134 + 6174 = -0,14;

(+9,5 - 5,86 - 0,01- 0,14) = +3,49.

Таким образом, повышение уровня рентабельности производственной деятельности на 3,5% обусловлено увеличением прибыли от продаж. Повышение себестоимости проданных товаров, продукции и увеличение коммерческих и управленческих расходов отрицательно повлияло на рассматриваемый показатель.

3. Рентабельность продаж, которая характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1 руб. продаж. Рентабельность продаж <?xml version="1.0"?>
определяется делением прибыли от продаж <?xml version="1.0"?>
на выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг <?xml version="1.0"?>
, т.е.

<?xml version="1.0"?>

Для анализа влияния отдельных факторов на рентабельность продаж следует использовать приём разложения, расчленения показателя на составные элементы и построение факторных моделей.

Так, рентабельность продаж можно представить в виде следующей формулы:

<?xml version="1.0"?>

где С- затраты на проданные товары, продукцию, работы, услуги, определяемые как сумма себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Используя метод цепных подстановок, можно рассчитать влияние двух факторов: увеличение (уменьшение) объёма выручки от продажи товаров и затрат на реализованную продукцию.

Изменение рентабельности продаж за счёт изменения объёма выручки от продаж товаров- D <?xml version="1.0"?>
можно определить по формуле

<?xml version="1.0"?>
.

Изменения затрат на реализованную продукцию и их влияние на рентабельность продаж-рассчитывается по формуле

<?xml version="1.0"?>
.

По типографии имеются следующие данные (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Рентабельность продаж

Untitled Document

Наименование показателя

За предыдущий год

За отчетный год

1. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

75448

113275

2. Затраты на проданные товары, продукцию, работы, услуги, тыс. руб.

68728

100010

3. Прибыль от продаж, тыс. руб.

6720

13265

4. Рентабельность продаж (стр. 3: стр. 1) х 100

8, 9

11, 7

Рентабельность продаж возросла на 2,8% (11,7- 8,9). В связи с увеличением объёма выручки от продаж рентабельность продаж повысилась на 30,4% [({113275 - 68728}/113275 - -{75448 -68728}/75448) х100 = 30,4].

Повышение затрат на проданную продукцию снизило рентабельность продаж на 27,6% [({113275 - 100010}/113275- - {113275 - 68728}/ 113275) х100 = -27,6].

Общее влияние двух факторов составляет +2,8 (30,4- 27,6).

4. В условиях рыночной экономики важно определять и анализировать рентабельность капитала предприятия как в целом, так и отдельных его слагаемых (собственного, заёмного, перманентного, основного, оборотного, производственного и др.) для оценки доходности. Рентабельность всего капитала предприятия- <?xml version="1.0"?>
характеризует сумму прибыли на 1 руб. капитала предприятия и определяется отношением прибыли до налогообложения- <?xml version="1.0"?>
(или чистой прибыли <?xml version="1.0"?>
) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала предприятия (валюты баланса) ВБ, т.е.

<?xml version="1.0"?>

Если темпы роста прибыли выше темпов роста средней величины капитала, то имеет место повышение рентабельности капитала, и наоборот.

Для анализа влияния отдельных факторов на рентабельность капитала в специальной литературе предлагаются различные факторные модели.

Рентабельность капитала можно представить в виде следующей модели, которая позволяет определить влияние изменения рентабельности продаж и оборачиваемости капитала:

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- рентабельность капитала; <?xml version="1.0"?>
- прибыль до налогообложения, руб.; ВБ- средняя величина капитала предприятия, руб.; Qвыр- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, руб.

Отношение <?xml version="1.0"?>
характеризует сумму прибыли до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж продукции, т.е. рентабельность продаж, а отношение <?xml version="1.0"?>
- оборачиваемость капитала в целом <?xml version="1.0"?>
, т.е.

<?xml version="1.0"?>
.

Влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность капитала определяется по формуле

<?xml version="1.0"?>

Влияние изменения оборачиваемоти капитала на рентабельность капитала <?xml version="1.0"?>
рассчитывается:

<?xml version="1.0"?>

Расчёт влияния этих факторов показан на примере следующих данных (табл. 6.6).

Таблица 6.6

Анализ рентабельности капитала

Untitled Document

Наименование показателя

За отчётный период

За предыдущий период

Отклонение (+, -)

1. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

13496

8025

+5471

2. Средняя величина капитала предприятия (валюта баланса), тыс. руб.

140729, 5

124572

+16157,5

3. Рентабельность капитала, % (стр. 1: стр. 2 х 100)

9,59

6, 44

+3,15

4. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

113275

75448

+37827

5. Прибыль до налогообложения на 1 руб . выручки от продаж, руб. (стр. 1: стр. 5)

0,1191

0,1064

+0,0127

6. Оборачиваемость капитала (число оборотов) (стр. 4: стр. 2)

0,8049

0,6057

+0,1992

Средняя величина капитала предприятия определяется путём деления суммы капитала на начало и конец года на 2, т.е. (133735+147724)/ 2 = 140729,5 тыс.руб.

Рентабельность капитала в отчётном году составила 9,59% вместо 6,44%, т.е. на 3,15% выше.

В связи с увеличением прибыли до налогообложения на рубль выручки от продаж рентабельность капитала возросла на 0,77% (DRк.выр = (0,1191- 0,1064) х 0,6057 = 0,0077).

Ускорение оборачиваемости капитала повысило рентабельность капитала на 2,37% (0,1191 х (0,8049 - 0,6057) = 0,0237).

Общее влияние двух факторов - 0,71+2,37 = 3,14%.

Рентабельность капитала можно представить другой факторной моделью, которая позволяет определить влияние четырёх факторов: изменения структуры прибыли, рентабельности продаж, оборачиваемости оборотных активов и структуры капитала:

<?xml version="1.0"?>
,

где ОА- оборотные активы.

Отношение <?xml version="1.0"?>
характеризует структуру прибыли <?xml version="1.0"?>
, т.е. соотношение между прибылью до налогообложения <?xml version="1.0"?>
и прибылью от продаж <?xml version="1.0"?>
. Отношение <?xml version="1.0"?>
показывает рентабельность продаж <?xml version="1.0"?>
, т.е. сумму прибыли от продаж на 1 руб. выручки от продаж. Отношение выручки от продаж <?xml version="1.0"?>
к сумме оборотных активов ОА, т.е. <?xml version="1.0"?>
характеризует оборачиваемость оборотных активов (число оборотов) <?xml version="1.0"?>
. Отношение суммы оборотных активов ОА к общей сумме капитала предприятия ВБ, т.е. ОА/ВБ показывает структуру капитала фирмы <?xml version="1.0"?>
.

Таким образом, получаем следующую факторную модель:

<?xml version="1.0"?>
.

Метод цепных подстановок позволяет определить влияние этих четырёх факторов, т.е. структуры прибыли, рентабельности продаж, оборачиваемости оборотных активов и структуры капитала.

Целесообразно рассчитывать и анализировать рентабельность производственного капитала <?xml version="1.0"?>
, которая рассчитывается отношением прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, т.е.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- прибыль от продаж; <?xml version="1.0"?>
- средняя стоимость основных средств; <?xml version="1.0"?>
- средние остатки материальных оборотных средств.

Эта формула позволяет определить влияние трёх количественных факторов на рентабельность производственного капитала, а именно изменения суммы прибыли от продаж, величины основных и оборотных средств.

Если использовать факторную модель рентабельности производственного капитала, предложенную А.Д.Шереметом [27], то на её основе можно определить влияние пяти качественных факторов, а именно изменения зарплатоёмкости, материалоёмкости, фондоёмкости и капиталоёмкости продукции, т.е. факторов интенсификации производства.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выручка от продаж продукции; <?xml version="1.0"?>
- рентабельность продаж; <?xml version="1.0"?>
- капиталоёмкость продукции (обратный показатель коэффициента фондоотдачи);<?xml version="1.0"?>
- затраты на 1 руб. продукции; <?xml version="1.0"?>
- зарплатоёмкость продукции; <?xml version="1.0"?>
- материалоёмкость продукции; <?xml version="1.0"?>
- амортизациёмкость продукции.

Для определения влияния отдельных факторов надо в приведённой формуле базовый уровень каждого фактора постепенно заменять на фактический, т.е. использовать метод цепных подстановок.

Аналогично этой модели, А.Д.Шереметом предложена факториальная модель анализа рентабельности капитала (активов) предприятия:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- рентабельность активов (капитала); П - прибыль от продаж; АК - средняя за период стоимость активов; ВА - средняя за период стоимость внеоборотных активов; ОА - средняя за период стоимость оборотных активов; С - себестоимость продукции; С/Q - затраты на 1 руб. продукции по полной себестоимости; <?xml version="1.0"?>
- зарплатоёмкость продукции; <?xml version="1.0"?>
- материалоёмкость продукции; <?xml version="1.0"?>
- амортизациёмкость продукции; ВА/Q - фондоёмкость продукции по внеоборотным активам; ОА/Q - фондоёмкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов); <?xml version="1.0"?>
- скорость оборачиваемости основного капитала.

Данная модель позволяет определить влияние пяти факторов на рентабельность активов (капитала): изменения прибыльности продукции, её зарплатоёмкости, материалоёмкости, амортизациёмкости и скорости оборота внеоборотных и оборотных активов. Для расчёта факторов используется метод цепных подстановок.

Следует определять и рентабельность перманентного капитала <?xml version="1.0"?>
, который показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок, т.е. собственный капитал СК и долгосрочные обязательства ДО:

<?xml version="1.0"?>

В условиях рыночной экономики важное значение приобретает прогнозирование темпов роста собственного капитала. Для этого можно использовать следующую математическую модель, которая отражает взаимосвязь рентабельности продаж, оборачиваемости капитала, структуры капитала и нормы распределения чистой прибыли, т.е.

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- коэффициент роста собственного капитала; <?xml version="1.0"?>
- чистая прибыль; СК- средняя сумма собственного капитала; <?xml version="1.0"?>
- прибыль, направляемая на производственное развитие предприятия.

Первое отношение <?xml version="1.0"?>
характеризует рентабельность продаж <?xml version="1.0"?>
, второе отношение <?xml version="1.0"?>
оборачиваемость всего капитала <?xml version="1.0"?>
, третье отношение ВБ/СК структуру капитала <?xml version="1.0"?>
и <?xml version="1.0"?>
отражает норму распределения прибыли на накопление <?xml version="1.0"?>
. Таким образом, получим следующую модель:

<?xml version="1.0"?>
.

Используя метод цепных подстановок, можно определить влияние четырёх факторов на темп роста собственного капитала, а именно изменение структуры уровня рентабельности продаж, оборачиваемости капитала, структуры капитала и нормы распределения прибыли на развитие и потребление.

Для прогнозирования темпов роста собственного капитала можно использовать и другую факторную модель:

<?xml version="1.0"?>

где ВБ - средняя стоимость капитала предприятия; СК - средняя стоимость собственного капитала; СО - средняя стоимость срочных обязательств предприятия; ОА - средняя стоимость оборотных активов; <?xml version="1.0"?>
- объём реализации продукции, работ, услуг; <?xml version="1.0"?>
- чистая прибыль; <?xml version="1.0"?>
- прибыль, направляемая на производственное развитие предприятия.

Отношение ВБ/СК характеризует структуру капитала <?xml version="1.0"?>
; СО/ВБ - долю срочных обязательств в капитале предприятия <?xml version="1.0"?>
ОА/ СО - отражает коэффициент текущей ликвидности <?xml version="1.0"?>
; <?xml version="1.0"?>
- характеризует оборачиваемость оборотных активов <?xml version="1.0"?>
; <?xml version="1.0"?>
- сумму чистой прибыли на 1 руб. выручки от продаж, т.е. рентабельности продаж по чистой прибыли <?xml version="1.0"?>
; <?xml version="1.0"?>
- норма распределения чистой прибыли на накопление Нраз, т.е.

<?xml version="1.0"?>
.

Метод цепных подстановок позволяет определить влияние шести факторов на коэффициент роста собственного капитала: улучшение структуры капитала, изменения доли срочных обязательств в капитале предприятия, повышение коэффициента текущей ликвидности, ускорение оборачиваемости текущих активов, повышение уровня рентабельности продаж и нормы направления прибыли на производственное развитие предприятия.

Анализ рентабельности должен завершаться определением путей повышения рентабельности предприятия.

Деловая активность предприятия проявляется в повышении уровня эффективности использования его ресурсов и ускорении оборачиваемости оборотных средств, а также в степени выполнения заданий бизнес-плана по основным показателям и по обеспечению заданных темпов роста.

Как отмечает В.В. Ковалёв [13, с. 106], для реализации второго направления анализа целесообразно рассматривать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее соотношение:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- соответственно темп изменения прибыли до налогообложения, объём продаж и авансированного капитала. Эта зависимость означает, что:

1) темпы роста авансированного капитала предприятия выше 100%, что в свою очередь отражает возрастание экономического потенциала предприятия;

2) объём продаж продукции возрастает более высокими темпами, чем экономический потенциал предприятия (сумма его авансированного капитала), что свидетельствует о более эффективном использовании ресурсов предприятия;

3) прибыль возрастает более высокими темпами по сравнению с темпами роста объёма продаж продукции, что является следствием относительного снижения издержек производства и обращения.

Для оценки уровня эффективности использования ресурсов предприятия применяются такие показатели, как производительность труда, ресурсоотдача, фондоотдача и показатели оборачиваемости всего капитала предприятия в целом и его составных элементов, продолжительность операционного и финансового цикла.

Целесообразно определять и анализировать динамику изменения следующих показателей деловой активности:

1. Производительность труда q, которая определяется как отношение объёма выручки от продаж продукции <?xml version="1.0"?>
к среднесписочной численности работающих P, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

2. Ресурсоотдача <?xml version="1.0"?>
, характеризующая объём продаж продукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность предприятия, т.е. на 1 руб. общей суммы капитала предприятия: <?xml version="1.0"?>
, где <?xml version="1.0"?>
- средняя за период сумма валюты баланса. Этот показатель в отдельных работах называют коэффициентом общей оборачиваемости капитала или коэффициентом оборачиваемости авансированного капитала. Он отражает скорость оборота, т.е. количество оборотов всего капитала предприятия за рассматриваемый период.

3. Фондоотдача основных средств <?xml version="1.0"?>
, которая показывает эффективность использования средств предприятия и определяется отношением выручки от продаж продукции <?xml version="1.0"?>
к средней за период величине основных средств по данным формы №5 <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

4. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала <?xml version="1.0"?>
, показывающий скорость оборота собственного капитала (число оборотов), и величину выручки в рублях, приходящейся на 1 руб. вложенного собственного капитала, т.е. <?xml version="1.0"?>
, где <?xml version="1.0"?>
- средняя за период величина собственного капитала предприятия по балансу.

5. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств <?xml version="1.0"?>
, который показывает скорость оборота всех оборотных средств организации, как материальных, так и денежных, т.е. <?xml version="1.0"?>
= <?xml version="1.0"?>
/<?xml version="1.0"?>
, где <?xml version="1.0"?>
- средняя за период величина текущих активов (запасов и затрат, денежных средств, расчётов и прочих активов) по балансу.

6. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств <?xml version="1.0"?>
, который показывает число оборотов запасов за анализируемый период и исчисляется как отношение выручки от продаж продукции к средней за период величине запасов по балансу <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
. Повышение этого показателя свидетельствует о снижении производственных запасов.

7. Средний срок оборачиваемости запасов в днях <?xml version="1.0"?>
, который определяется путём деления 365 на коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

8. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции <?xml version="1.0"?>
, который показывает скорость оборота готовой продукции и определяется отношением объёма продаж продукции к средней за период величине остатков готовой продукции <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
. Повышение этого коэффициента свидетельствует о росте спроса на продукцию предприятия, а снижение- о затоваривании готовой продукцией.

9. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (количество оборотов) <?xml version="1.0"?>
, который показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием, и рассчитывается отношением объёма продаж продукции к средней за период величине дебиторской задолженности по балансу <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

10. Средний срок оборота дебиторской задолженности (в днях) <?xml version="1.0"?>
, который показывает средний срок погашения дебиторской задолженности и определяется путём деления 365 на число оборотов дебиторской задолженности за анализируемый период, т.е. <?xml version="1.0"?>
. Снижение этого показателя оценивается положительно.

11. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (число оборотов) <?xml version="1.0"?>
, который показывает расширение или снижение коммерческого кредита, представляемого предприятию. Он определяется как отношение объёма продаж продукции к средней за период величине кредиторской задолженности по балансу <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
. Рост этого показателя означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, а снижение- рост покупок в кредит

12. Средний срок оборота кредиторской задолженности <?xml version="1.0"?>
, который отражает средний срок возврата долгов предприятием по текущим обязательствам и рассчитывается путём деления 365 на коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

13. Продолжительность операционного цикла <?xml version="1.0"?>
, которая определяется как сумма оборачиваемости дебиторской задолженности в днях <?xml version="1.0"?>
и оборачиваемости запасов в днях <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

14. Продолжительность финансового цикла <?xml version="1.0"?>
, которая определяется как разность операционного цикла и оборачиваемости кредиторской задолженности в днях, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

Расчёт показателей деловой активности показан в табл. 6.8 на основе данных табл.6.7.

Таблица 6.7

Исходные данные для расчёта показателей деловой активности

Untitled Document

Наименование показателя

Источник информации

За предыдущий год

За отчётный год

1. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.

стр . 010 форма № 2

75448,0

113275,0

2. Среднесписочная численность работников, чел.

стр . 760 форма № 5

1103

990

3. Средняя величина общей суммы капитала предприятия, тыс. руб.

стр . 300 форма № 1

124572,0

140729,5

4. Средняя величина основных средств предприятия, тыс. руб.

стр . 120 форма № 1

43172,0

46428,5

5. Средняя величина мобильных оборотных средств (запасов и затрат, денежных средств, расчётов и прочих активов), тыс. руб.

стр . 290 форма № 1

26036,5

28108,0

5. Средняя величина материальных оборотных средств (запасов и затрат), а также налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям, тыс. руб.

стр . 210 + + стр . 220 форма № 1

10317,0

10211,0

7. Средняя сумма готовой продукции и товаров для перепродажи, тыс. руб.

стр . 214 форма № 1

2168,5

1080,5

8. Средняя сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

стр . 230 + стр . 240 форма № 1

9643

11296

9. Средняя сумма кредиторской задолженности, тыс. руб.

стр . 620 форма № 1

7846,5

8577

10. Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб.

стр . 490 форма № 1

88784,0

93867,5

Показатели деловой активности по предприятию приведены в табл.6.8.

Таблица 6.8

Показатели деловой активности

Untitled Document

Наименование показателя

За предыдущий год

За отчётный год

Отклонение (+, -)

11. Производительность труда, руб. (стр. 1: стр. 2)

68, 4

114, 4

+46, 0

12. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача; число оборотов) (стр. 1: стр. 3)

0, 60

0,95

+0,35

13. Фондоотдача, руб. (стр. 1: стр. 4)

1,75

2,44

+0,69

14. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, число оборотов (стр. 1: стр. 10)

0,85

1,20

+0,35

15. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств, число оборотов (стр. 1: стр. 5)

2,90

4,03

+1,13

16. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, число оборотов (стр. 1: стр. 6)

7,31

11,09

+3,78

17. Средний срок оборачиваемости запасов, дни (365: стр. 16)

49,9

32,9

-17,0

18. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции, число оборотов (стр. 1: стр. 7)

34,79

104,83

+70,04

19. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, число оборотов (стр. 1: стр. 8)

7,82

10,03

+2,21

20. Средний срок оборота кредиторской задолженности, дни (365: стр. 19)

46,7

36,4

-10,3

21. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, число оборотов (стр. 1: стр. 9)

9,61

13,21

+4,00

22. Средний срок оборота кредиторской задолженности, дни (365: стр. 21)

38,0

27,6

-10,4

23. Продолжительность операционного цикла, дни (стр. 17 + стр. 20)

96,6

69,3

-27,3

24. Продолжительность финансового цикла, дни (стр. 23 - стр. 22)

58,0

41,7

-16,3

Как видно из данных табл.6.8, в отчётном году по сравнению с предыдущим периодом повысилась деловая активность предприятия. Об этом свидетельствует рост среднегодовой выработки одного рабочего с 68,4 тыс.руб. до 114,4 тыс.руб.; ускорение оборачиваемости всего капитала предприятия с 0,6 оборота до 0,95 и его отдельных составляющих (мобильные средства)- с 2,9 до 4,03 оборота, материальные оборотные средства- с 7,31 до 11,09 оборота). Сократился средний срок оборота дебиторской задолженности с 46,7 до 36,4 дня и кредиторской задолженности с 38,0 до 27,6 дня. Уменьшилась продолжительность операционного цикла с 96,6 до 69,3 дня и финансового цикла с 58,0 до 41,7 дня.

В странах с развитыми рыночными отношениями широко применяется факторный анализ прибыли по системе «директ-костинг». Он базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные затраты и категории маржинального дохода. Затраты, которые возрастают или снижаются пропорционально росту или снижению объемов выпуска продукции, называются переменными. Например, затраты на заработную плату производственным рабочим, бумагу, краски и другие основные материалы, на электроэнергию для технологических целей и другие расходы. К постоянным принято относить затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисляемая амортизация основных фондов и др.

Такое деление затрат позволяет изучать их повышение в зависимости от изменения объема производства.

Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от продаж товаров, продукции, работ и услуг1 и переменными затратами или между суммой постоянных расходов и прибыли от продаж:

<?xml version="1.0"?>
или <?xml version="1.0"?>
,

где МД - маржинальный доход; П - прибыль от продаж; <?xml version="1.0"?>
- постоянные затраты; <?xml version="1.0"?>
- переменные затраты; <?xml version="1.0"?>
- выручка от продаж.

Сумму маржинального дохода можно представить в виде количества проданной продукции N и ставки маржинального дохода на единицу продукции <?xml version="1.0"?>
, т.е.

<?xml version="1.0"?>
.,

или <?xml version="1.0"?>

тогда <?xml version="1.0"?>
,

где N - выпуск продукции в натуральном выражении (например, тыс. краскооттисков; <?xml version="1.0"?>
- средняя договорная цена за учетную единицу продукции; <?xml version="1.0"?>
- средние переменные затраты на учетную единицу продукции.

Данная факторная модель позволяет определить влияние изменения выпуска продукции в натуральном выражении, средней договорной цены за единицу продукции, средних переменных затрат на учетную единицу и постоянных издержек на прибыль.

Для определения влияния этих факторов на прибыль от продаж можно использовать способ цепных подстановок. Покажем это на примере данных табл. 6.9.

Таблица 6.9

Данные для факторного анализа прибыли от продаж

Untitled Document

Наименование показателя

За предыдущий период

За отчетный период

1. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

75448

113275

2. Выпуск продукции в млн. краскооттисков

748,8

897,5

3. Переменные затраты, тыс. руб.

50858

78743

4. Постоянные затраты, тыс. руб.

17870

21267

5. Маржинальный доход, тыс. руб. (стр. 1: стр. 3)

24590

34532

6. Прибыль от продаж, тыс. руб.

6720

13265

7. Переменные затраты на 1 млн. краскооттисков (стр. 3: стр. 2). тыс. руб.

64,8038

87,7559

3. Средняя договорная цена за 1 млн. краскооттисков (стр. 1: стр. 2), тыс. руб.

96,1366

126,2117

9. Маржинальный доход на 1 млн. краскооттисков (стр. 5: стр. 2)

31,3368

38,4758

Расчет влияния отдельных факторов на прибыль:

- изменение объема выпуска продукции в натуральном выражении:

<?xml version="1.0"?>

Влияние этого фактора можно определить и по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- маржинальный доход на учетную единицу в предыдущем году. Отсюда <?xml version="1.0"?>
= (897,5 - 784,8) х 31,3368 = 3531,6 тыс. руб.;

- изменение средней договорной цены за учетную единицу:

<?xml version="1.0"?>

Можно использовать и такую формулу:

<?xml version="1.0"?>

- изменение средних переменных затрат на учетную единицу:

<?xml version="1.0"?>

- изменение суммы постоянных расходов на прибыль исчисляется по формуле:

<?xml version="1.0"?>

Общее влияние: ( + 3531,21 + 26992,4 - 20581,56 - 3397) = + 6526,1 тыс. руб.

Таким образом, дополнительную прибыль от продаж предприятие получило в основном в связи с увеличением средних договорных цен за учетную единицу продукции (26992,4 тыс. руб.) и за счет увеличения объема продаж в натуральном выражении (3531,2 тыс. руб.). Однако рост переменных затрат на учетную единицу продукции снизил прибыль от продаж на 20581,5 тыс. руб. Повышение постоянных расходов на 3397 тыс. руб. уменьшило прибыль от продаж на эту же сумму.

Следовательно, главное внимание на предприятии должно быть уделено снижению затрат на производство. Увеличение объема выручки от продаж является важнейшим фактором роста прибыли. Влияние прироста объема выручки от продаж продукции на прибыль зависит от соотношений переменных и постоянных затрат и измеряется с помощью показателя, который носит название «эффект операционного рычага».

Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки от продаж на один процентный пункт.

Исходя из того, что удельный маржинальный доход и постоянные затраты неизменны, операционный рычаг равен отношению маржинального дохода к прибыли [16, стр. 370], т.е <?xml version="1.0"?>
, где ЭОР - эффект операционного рычага, <?xml version="1.0"?>
- маржинальный доход в базисном периоде, <?xml version="1.0"?>
- прибыль от продаж в базисном периоде.

В нашем примере маржинальный доход в предыдущем периоде равен 24590 тыс. руб., а прибыль от продаж в предыдущем году - 6720 тыс. руб., отсюда ЭОР = 24590 : 6720 = 3,36. Следовательно, при увеличении выручки от продаж на 1 процентный пункт прибыль от продаж возрастает на 3,36 процентных пункта.

Необходимо отметить, что с помощью операционного рычага оценивается «чувствительность» прибыли к изменению выручки от продаж. Чем выше значение операционного рычага, тем выше «чувствительность», т.е. тем больший прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска, т.е. чем выше значение рычага, тем выше степень предпринимательского риска. Это обусловлено тем, что при высоком значении операционного рычага снижение выручки от продаж на один процент приводит к многократному снижению прибыли.

© Центр дистанционного образования МГУП