Московский государственный университет печати

Никольская Э.В.


         

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий

Учебник


Никольская Э.В.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Глава 1. Экономический анализ в системе управления производством, его содержание, предмет и задачи

1.1.

Экономический анализ в системе управления производством

1.2.

Содержание экономического анализа

1.3.

Предмет и задачи экономического анализа

1.4.

Классификация и принципы поиска резервов

1.5.

Взаимосвязь экономического анализа с другими науками

2.

Глава 2. Метод и приемы экономического анализа

2.1.

Метод экономического анализа

2.2.

Приемы и способы экономического анализа

3.

Глава 3. Виды экономического анализа

3.1.

Классификация видов экономического анализа

3.2.

Особенности текущего, оперативного и перспективного анализов

3.3.

Особенности внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия и по данным сводной отчетности

3.4.

Особенности межхозяйственного сравнительного анализа

3.5.

Функционально-стоимостный анализ

3.6.

Экономическая диагностика

4.

Глава 4. Информационное обеспечение анализа и организация аналитической работы

4.1.

Информационное обеспечение анализа

4.2.

Система показателей анализа производственно-коммерческой деятельности организации

4.3.

Организация аналитической работы на предприятии

4.4.

Организация анализа с применением ЭВМ

5.

Глава 5. Анализ финансового состояния предприятия

5.1.

Задачи, основные направления анализа финансового состояния предприятия и его информационное обеспечение

5.2.

Общая оценка размещения капитала предприятия и источников его формирования

5.3.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

5.4.

Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия

5.5.

Классификация финансового состояния предприятия на основе балльной оценки

5.6.

Анализ оборотных активов

5.7.

Анализ движения денежных средств

5.8.

Анализ капитала предприятия

5.9.

Анализ финансовых предпосылок несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта

6.

Глава 6. Анализ экономических результатов

6.1.

Задачи анализа и источники информации

6.2.

Общая оценка динамики и структуры прибыли

6.3.

Анализ прибыли от продаж

6.4.

Анализ операционных доходов и расходов. Анализ внереализационных расходов и доходов

6.5.

Анализ рентабельности

6.6.

Анализ деловой активности

6.7.

Анализ прибыли по системе «директ-костинг»

7.

Глава 7. Анализ результатов технико-организационного уровня и других условий развития производства

7.1.

Задачи анализа и источники информации

7.2.

Анализ технического и технологического уровней производства

7.3.

Анализ уровня организации производства, труда и управления

7.4.

Анализ развития внешнеэкономических связей предприятия, рациональности природопользования и охраны окружающей среды

7.5.

Анализ выполнения плана технического развития и совершенствования организации производства

8.

Глава 8. Анализ производственных результатов

8.1.

Задачи анализа и источники информации

8.2.

Анализ динамики объема реализации продукции

8.3.

Анализ объема и динамики товарной продукции

8.4.

Анализ состава и структуры продукции

8.5.

Анализ выпуска продукции в натуральном выражении

8.6.

Анализ ритмичности производства

8.7.

Качество полиграфического исполнения печатной продукции

9.

Глава 9. Анализ социальных результатов

9.1.

Задачи анализа и источники информации

9.2.

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

9.3.

Анализ движения численности работающих

9.4.

Анализ условий труда, охраны здоровья работников и социальной защищенности членов трудового коллектива

10.

Глава 10. Анализ использования трудовых ресурсов

10.1.

Задачи анализа и источники информации

10.2.

Анализ использования рабочего времени

10.3.

Анализ производительности труда

10.4.

Факторный анализ производительности труда

10.5.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

10.6.

Анализ фонда заработной платы

11.

Глава 11. Анализ использования основных производственных фондов

11.1.

Задачи анализа и источники информации

11.2.

Анализ обеспеченности основными средствами, их объема, структуры и состояния

11.3.

Анализ обобщающих показателей использования основных производственных средств

11.4.

Факторный анализ фондоотдачи

11.5.

Анализ использования производственной мощности

11.6.

Анализ использования производственного оборудования

12.

Глава 12. Анализ использования материальных ресурсов

12.1.

Задачи анализа и источники информации

12.2.

Анализ обеспеченности предприятия материально-техническими ресурсами

12.3.

Общая оценка использования материальных ресурсов

12.4.

Анализ материалоёмкости продукции

12.5.

Анализ затрат на материалы по отдельным их видам

13.

Глава 13. Анализ затрат на производство и себестоимости товарной продукции

13.1.

Задачи анализа, источники информации и классификация затрат

13.2.

Анализ затрат на производство и снижения себестоимости товарной продукции

13.3.

Анализ себестоимости продукции в разрезе технико-экономических факторов

13.4.

Анализ комплексных статей себестоимости

14.

Глава 14. Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности

14.1.

Комплексная оценка эффективности использования производственных ресурсов

14.2.

Методы сравнительной рейтинговой оценки предприятия

15.

Глава 15. Производственный потенциал и анализ его использования

15.1.

Сущность производственного потенциала предприятия

15.2.

Оценка производственного потенциала предприятия

16.

Глава 16. Внутрипроизводственный анализ. Анализ деятельности отдельных подразделений предприятия

16.1.

Анализ деятельности основных цехов

16.2.

Анализ деятельности вспомогательных цехов и служб

Библиографический список

В условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития, исходя из спроса на полиграфические работы и услуги, т.е. объем производства и реализации продукции рассчитывается на основе заключенных договоров с заказчиками (издательствами и другими заказчиками) на выполнение полиграфических работ и услуг. Поэтому производственные результаты полиграфических предприятий выражаются в выполнении договорных обязательств по изготовлению печатной продукции в натуральном и денежном выражении, соответствующей установленным государственным стандартам, техническим условиям и технологическим инструкциям.

Объем производства печатной продукции является одним из основных показателей, характеризующих деятельность полиграфических предприятий. От объема производства продукции зависят также уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние типографии и другие экономические показатели.

Производство и реализацию продукции характеризуют следующие показатели: валовая продукция, товарная продукция, объем реализации продукции, а также выпуск продукции в натуральном выражении.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. она включает готовые изделия, стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны и стоимость реализованных на сторону полуфабрикатов.

Объем реализации продукции определяется или по отгруженной продукции заказчикам, или по оплате (выручке).

В полиграфической промышленности для оценки объема производства продукции используется показатель товарной продукции. На его основе производится исчисление рядов динамики продукции за длительный период времени, общего объема продукции по группам А и Б и структуры производства. Исходя из товарной продукции определяются производительность труда, фондоотдача, фондоемкость продукции.

Объем реализации продукции используется для оценки выполнения планов по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами.

Объем товарной продукции отражается в договорных оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде, и в сопоставимых ценах.

В связи с переходом на рыночную экономику все предприятия и организации независимо от подчиненности и форм собственности применяют на всю продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления и услуги свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения (кроме тех, на которые согласно действующему законодательству сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).

Свободные оптовые цены (тарифы) и свободные отпускные цены определяются исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (услуг) и товаров на условиях франко-станции отправления, а при одногороднем отпуске - франко-склад предприятия-поставщика.

Таким образом, расчеты между издательствами и полиграфическими предприятиями за изготовление печатной продукции производятся только по свободным (контрактным, договорным) ценам. Они определяются по согласованию с издательствами (заказчиками) исходя из уровня художественного оформления, качества полиграфического исполнения изданий и сроков их выпуска, социальной значимости изданий, с учетом конъюнктуры рынка полиграфических услуг.

В качестве единицы измерения цены может быть: тысяча экземпляров, печатный, физический или условный лист-оттиск либо комплекс работ и отделочные процессы.

Объем производства продукции выражается также в натуральных показателях (экземпляры, тонны и т.д.) и условно-натуральных (тысяча печатных листов-оттисков, приведенных к формату 60х90 см и др.).

Основными задачами экономического анализа производственных результатов являются: оценка выполнения предприятием договорных обязательств по сдаче печатной продукции заказчикам; изучение динамики выпуска и реализации продукции в денежном выражении; анализ структуры продукции; изучение динамики выпуска печатной продукции в натуральном выражении; выявление изменений в ассортименте печатной продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении; оценка ритмичности производства, реализации продукции и качества ее полиграфического исполнения; глубокое и всестороннее изучение факторов, оказывающих влияние на выпуск и реализацию печатной продукции, ее качество и ритмичность работы; выявление резервов дальнейшего увеличения объема выпуска и реализации продукции и улучшения ее качества, усиления ритмичности производства и реализации; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Источниками информации для проведения анализа производственных результатов служат формы № 1-п статистической отчетности и формы № 1, 2 бухгалтерской отчетности, а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами, о поступлении на склад, реализации готовой продукции и др.

При анализе выпуска продукции и ее реализации отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из бизнес-плана, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.

Объем реализованной продукции (выручка от продаж товаров, продукции, работ и услуг) является основным результирующим показателем деятельности предприятия. От его величины зависит прибыль, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность и финансовое положение предприятия.

Поэтому систематический и глубокий анализ объема выручки от продаж в условиях рыночной экономики приобретает важное значение.

Есть два варианта определения выручки от продаж. Первый вариант - реализованной продукцией считается та, которая сдана заказчику и оплачена (т.е. на расчетный счет предприятия поступили платежи от заказчика за сданную ему продукцию). Второй вариант - реализованной продукцией считается та, которая отгружена заказчику (покупателю). В дальнейшем будет использоваться сокращенный термин - «выручка от продаж». О том, какого варианта придерживается предприятие, должно быть указано в положении об учетной политике на предприятии.

При анализе объема выручки от продаж следует определить абсолютное отклонение по данному показателю в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом, темп роста и выявить факторы, вызвавшие увеличение (уменьшение) объема продаж по сравнению с предыдущим годом.

Необходимую информацию можно получить в форме № 2 годового или квартального отчета и данных бухгалтерского учета.

Выручка от продаж продукции <?xml version="1.0"?>
зависит от объема выпуска товарной продукции, изменений остатков готовой продукции на складах и изменений остатков отгруженной продукции (но еще не оплаченной). Эта зависимость выражается формулой товарного баланса:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск товарной продукции; <?xml version="1.0"?>
- остатки отгруженной продукции соответственно на начало и конец анализируемого периода; <?xml version="1.0"?>
- остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода.

Если объем выручки от продаж исчисляется по оплаченной продукции, то ее сумма зависит от выпуска товарной продукции и изменения остатков готовой продукции на складе, а также изменения остатков отгруженной продукции. В том случае, если выручка от продаж определяется по отгруженной продукции, она зависит от выпуска товарной продукции и изменения остатков готовой продукции на складе.

Для определения влияния выпуска продукции и изменения остатков нереализованной продукции на объем выручки от продаж следует составить аналитическую таблицу (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Влияние выпуска товарной продукции и изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации

Untitled Document

Наименование показателя

Фактически

Темп роста, %

Абсолютное отклонение

Влияние на объем реализации

за предыдущий год

за отчетный год

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

75620

113478

150,1

+37858

X

2. Производство товарной продукции, тыс. руб.

75326

112334

149,1

+37008

+37008

3. Изменение остатков нереализованной продукции (увеличение +, уменьшение —), тыс. руб. (стр. 2 - стр. 1)

-294

-1144

X

-850

+850

Из данных табл. 8.1 видно, что значительный рост выручки от продаж обусловлен в основном увеличением объема товарной продукции. Положительное влияние оказало и снижение остатков нереализованной продукции.

Дальнейший анализ должен быть направлен на выявление факторов, вызвавших отклонение объема товарной продукции и остатков нереализованной продукции. Это позволит установить неиспользованные резервы производства.

К остаткам нереализованной продукции относятся: остатки готовой продукции на складах; товары отгруженные, сроки оплаты которых не наступили; товары отгруженные, но не оплаченные в срок заказчиками; товары на ответственном хранении у покупателей.

В бухгалтерском балансе отражаются остатки нереализованной продукции в двух статьях: готовая продукция и расчеты с дебиторами за товары отгруженные, выполненные работы и услуги на начало и конец отчетного периода по их фактической себестоимости.

В связи с этим анализ изменения остатков нереализованной продукции возможен лишь при использовании данных бухгалтерского учета по счетам 40 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

О наличии резервов увеличения реализации продукции свидетельствуют такие остатки нереализованной продукции, как «Товары отгруженные и сданные работы по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями и заказчиками» и «Товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта».

Резервом роста выручки от продаж является и ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции, которые выявляются путем сопоставления фактического их размера с установленным нормативом.

Далее анализ должен быть направлен на изучение причин изменения остатков нереализованной продукции, к числу которых относятся: неритмичность выпуска продукции, плохая организация контроля за ходом выпуска, отгрузки, оформления расчетов и поступления платежей на предприятие, несвоевременное оформление документов по реализации и др.

Важное значение имеет анализ объема продаж не только в целом по предприятию, но и по отдельным цехам, продукция которых включается в объем реализации. Так, в объем реализации включается стоимость продукции, изготовленной на сторону: по наборному цеху это текстовые формы и матрицы, по печатным цехам - плакаты, открытки, вклейки, по отделочным цехам - книги, брошюры, календари, по цеху культтоваров - готовые изделия и полуфабрикаты, а по вспомогательным цехам - работы промышленного характера для сторонних организаций и т.п. Поэтому объем продажи продукции в целом по предприятию зависит от суммы реализации продукции и услуг по отдельным цехам.

В условиях рыночных отношений важное значение приобретает выполнение полиграфических услуг в сроки, согласованные с заказчиком и зафиксированные в договоре. Поэтому объектом анализа должно быть выполнение предприятием сроков реализации отдельных изданий. Для этого используются данные журнала реализации товарной продукции и договора заказчиков.

Объем выручки от продаж продукции зависит от выпуска продукции в натуральном выражении и средней договорной цены за учетную единицу:

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- объем реализации в договорных ценах, <?xml version="1.0"?>
- объем реализации в учетных краскооттисках, <?xml version="1.0"?>
- средняя договорная цена за 1000 краскооттисков. Метод цепных подстановок позволяет рассчитать влияние изменения выпуска продукции в натуральном выражении <?xml version="1.0"?>
и изменения договорных цен <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции в натуральном выражении в краскооттисках по отчету и в предыдущем году соответственно; <?xml version="1.0"?>
- средняя договорная цена за учетную единицу по отчету и в предыдущем году.

Влияние изменения договорных цен в связи с инфляцией на объем реализации можно определить по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- дополнительный объем продаж в связи с инфляцией; <?xml version="1.0"?>
- объем продаж по отчету в действующих договорных ценах; <?xml version="1.0"?>
- объем продаж по отчету в ценах предыдущего года; <?xml version="1.0"?>
- индекс цен в отчетном году.

По типографии имеются следующие данные (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Расчет средней договорной цены

Untitled Document

Наименование показателя
Предыдущий период
Отчетный период
Отклонение (+,-)
1. Выручка от продаж продукции
(работ, услуг), тыс. руб.
75620
113478
+37858
2. Печатная продукция
в млн. уч. л.-отт.
443,6
459,2
+15,6
3. Средняя договорная цена
за 1 млн. уч. л.-отт., тыс. руб.
(стр.1 : стр. 2)
170,47
247,12
+76,65

Влияние изменения объема выпуска продукции в натуральном выражении на выручку от продаж:

<?xml version="1.0"?>
= +15,6 х 170,47 = + 2659,33.

Влияние повышения средней договорной цены за учетную единицу на выручку от продаж:

<?xml version="1.0"?>
= 459,2 х (+76,65) = + 35197,68.

Общее влияние двух факторов: + 37857,01.

В отчетном периоде индекс инфляции составил 14%. Отсюда выручка от продаж в отчетном году в сопоставимых ценах прошлого года будет равна 99542,1 тыс. руб. (113478 : 1,14). Следовательно, за счет повышения цен типография получила 13954,9 тыс. руб. (113478 - 99524,1), или 18,5% прироста, и 23904,1 тыс. руб. (99524,1 - 75620), или 31,6% за счет улучшения своей производственно-коммерческой деятельности.

Увеличение выпуска товарной продукции - необходимое условие роста объема ее реализации. Анализ товарной продукции должен проводиться в двух направлениях:

    1) анализ динамики выпуска товарной продукции за ряд лет;

    2) оценка изменения объема товарной продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом.

При анализе динамики выпуска товарной продукции надо рассчитать следующие показатели:

1) абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом <?xml version="1.0"?>
, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- объем товарной продукции за анализируемый год, руб.; <?xml version="1.0"?>
- то же, за предыдущий год, руб.;

2) общий прирост продукции за рассматриваемые годы, т.е.

<?xml version="1.0"?>

где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции;

3) среднегодовой абсолютный прирост продукции <?xml version="1.0"?>
, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

<?xml version="1.0"?>

4) темп роста <?xml version="1.0"?>
и темп прироста <?xml version="1.0"?>
продукции, которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

<?xml version="1.0"?>
;

5) среднегодовой темп роста <?xml version="1.0"?>
и среднегодовой темп прироста продукции <?xml version="1.0"?>
, определяемые по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- темп роста выпуска (по отношению к предыдущему периоду), %;

6) абсолютное значение одного процента прироста <?xml version="1.0"?>
, показывающее весомость темпов прироста объема товарной продукции по каждому рассматриваемому году:

<?xml version="1.0"?>
.

Динамика товарной продукции за 3 года приведена в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Анализ динамики объема товарной продукции за прошедшие три года

Untitled Document

Наименование показателя

Базовый год

За рассматриваемые годы

первый

второй

третий

Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб.

78000

80050

85872

112334

Абсолютный прирост, тыс. руб.

X

+2050

+5822

+26462

Общий прирост, тыс. руб.

X

+2050

+7872

+34334

Среднегодовой абсолютный прирост, тыс. руб.

X

+2050

+3936

+11444

Темп роста к базовому году, %

X

102,6

109,9

144,0

Темп прироста к базовому году, %

X

2,6

9,9

44,0

Темп роста к предыдущему году, %

X

102,6

107,3

130,8

Темп прироста к абсолютному уровню предшествующего года, %

X

2,6

7,3

30,8

Абсолютное значение одного процента прироста, тыс. руб.

X

788,5

797,5

859,1

За три рассматриваемых года абсолютный прирост продукции составил 34334 тыс. руб. Ежегодно он возрастал: в 1-й год - на 2050 тыс. руб., во 2-й - на 5822 тыс. руб., в 3-й - на 26462 тыс. руб. Имеет место увеличение среднегодового абсолютного прироста за рассматриваемые годы.

Темпы роста объема продукции к предыдущему году из года в год растут. Это результат подъема производства в типографии в связи с адаптацией к рыночной экономике.

При оценке изменения объема товарной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом надо определить абсолютное отклонение и темп роста товарной продукции:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- абсолютное отклонение по товарной продукции, руб.; <?xml version="1.0"?>
- объем товарной продукции в договорных ценах в отчетном и предыдущем периодах соответственно, руб.; <?xml version="1.0"?>
- темп роста товарной продукции, %.

После оценки динамики товарной продукции важно установить влияние факторов, обеспечивающих ее изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. Объем товарной продукции на конкретном предприятии зависит от многочисленных и разнообразных факторов. По экономическому содержанию их можно объединить в три группы и представить в виде следующих зависимостей:

обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования, т.е. <?xml version="1.0"?>
;

обеспеченность предприятия основными фондами и эффективность их использования, т.е. <?xml version="1.0"?>

обеспеченность предприятия сырьем и материалами и эффективность их использования, т.е.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- объем товарной продукции в оптовых ценах, руб.; Р - среднесписочная численность производственного персонала, чел.; q - среднегодовая выработка одного работающего, руб.; Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, руб.; <?xml version="1.0"?>
- фондоотдача, руб.; <?xml version="1.0"?>
- затраты на материалы, руб.; <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции на 1 руб. материальных затрат, руб.

Если объем товарной продукции представить в виде модели

<?xml version="1.0"?>

то на ее основе можно определить влияние трех факторов: изменение численности работающих, фондовооруженности труда и фондоотдачи основных производственных фондов, т.е. <?xml version="1.0"?>
, где <?xml version="1.0"?>
- фондовооруженность труда работающих.

Использование метода цепных подстановок или интегрального метода позволяет определить влияние этих факторов на объем товарной продукции (табл. 8.4).

Таблица 8.4

Исходные данные для расчета факторов

Untitled Document

Наименование показателя

Предыдущий период

Отчетный период

Отклонение (+,-)

Темп роста к предыдущему году, %

1. Объем товарной продукции, тыс. руб.

75326

112334

+37008

149,1

2. Среднесписочное число работающих, чел.

1065

962

-103

90,3

3. Среднегодовая выработка одного работающего, руб. (стр. 1 : стр. 2)

70729

116771

+46042

165.1

4. Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных средств, тыс. руб.

112995

116995

+4000

103,5

5. Фондоотдача, руб. (стр. 1 : стр. 4)

667

960

+293

143,9

6. Израсходовано предметов труда (материалов), тыс. руб.

37390

56345

+18955

150.7

7. Выпуск продукции на 1 руб. предметов труда, руб. (стр. 1 : стр. 6)

2015

1994

-21

98,9

8. Фондовооруженность труда, руб. (стр. 4 : стр. 2)

106098

121616

+15518

114,6

Влияние отдельных факторов на объем товарной продукции, тыс. руб.

Untitled Document

Трудовые факторы
Уменьшение числа работающих — (–103 х 70729)
–7285,1
Повышение производительности труда — (962 х 46042) +44292,4
  --------------
  И т о г о +37007,3
Средства труда
Увеличение наличия основных промышленно- производственных средств — (+4000 х 667)
+2668,0
Повышение фондоотдачи основных промышленно-производственных средств — (116,995 х 293) +34279,5
  --------------
  И т о г о +36947,5
Предметы труда
Увеличение количества материалов, потребленных в производстве — (+18955 х 2015)
+38194,3
Увеличение выпуска продукции на 1 руб. предметов труда —
(56345 х (–21))
–1183,5
  --------------
  И т о г о +37001,1
Численность работающих, фондовооруженность и фондоотдача
Уменьшение числа работающих — (–103 х 106098 х 667 )
–72890,0
Повышение фондовооруженности труда работающих —
(962 х (+15518) х 667)
+99571,9
Повышение фондоотдачи — (962 х 121616 х (+293)) +34279,4
  --------------
  И т о г о +36947,4
   

Приведенные расчеты показывают, что увеличение прироста продукции обеспечено без дополнительного привлечения работников. Основная масса прироста продукции получена за счет повышения фондоотдачи промышленно-производственных фондов, а именно 92,8% (34279,5 x 36947,5 x 100) и только 7,2% - за счет дополнительного вовлечения в производство основных средств. В связи с повышением материалоёмкости продукции, что в свою очередь обусловило снижение выпуска продукции на 1 руб. предметов труда, весь прирост продукции обеспечен дополнительным привлечением предметов труда (материалов в производство).

Таким образом, при использовании трудовых ресурсов и основных фондов имеют место интенсивные факторы, а при использовании материальных ресурсов - экстенсивные.

На объеме выпуска товарной продукции в стоимостном выражении сказываются изменения в составе и структуре продукции. Это обусловлено тем, что трудоемкость отдельных видов продукции (книг, брошюр, изделий ширпотреба и др.) различна.

При изучении состава полиграфической продукции (работ, услуг) ее можно группировать по нескольким признакам:

  • по видам - основная продукция, товары народного потребления, работы промышленного характера, прочая продукция;

  • по назначению - группа Б, идущая в личное потребление (книги, газеты, журналы и т.п.), и группа А, идущая в производственное потребление (этикетки, промышленные товары, бланки и т.п.);

  • по соответствию специализации производства - соответствующая и несоответствующая производственному профилю;

  • по стадиям производства - формные, печатные и брошюровочно-переплетные процессы;

  • по способу печати - высокая, офсетная, глубокая и др.

Товары культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и прочую продукцию группируют по используемым материалам - из полноценного сырья и материалов или из отходов производства.

Определение удельного веса отдельных групп продукции в общем ее объеме позволяет выявить изменения в ее структуре. Структурные сдвиги в выпуске печатной продукции вытекают из потребностей заказчиков в полиграфических услугах. Изменения в структуре выпускаемой продукции сказываются на ее себестоимости, прибыли предприятия, производительности труда, так как отдельные виды печатной продукции имеют разный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции и трудоемкость изготовления. Поэтому изменения в структуре продукции надо учитывать при изучении этих показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции можно использовать метод средних цен, когда исходят из неизменных отпускных цен на отдельные виды полиграфических работ и выпуска продукции в натуральном выражении:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- удельный вес продукции вида i в отчетном и предыдущем периоде соответственно; <?xml version="1.0"?>
- договорная цена за учетную единицу в предыдущем отчетном периоде.

В соответствии с заключенными с заказчиками договорами полиграфические предприятия должны обеспечить выпуск печатной продукции конкретных видов: книг, брошюр, плакатов и т.д.

Поэтому объектом анализа должно быть изучение выпуска продукции в натуральном выражении, т.е. по номенклатуре, названиям и ассортименту печатной продукции.

Номенклатура продукции - это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП).

Печатные издания в натуральном выражении классифицируются по следующим укрупненным группам: книги и брошюры; журналы, продолжающиеся издания и бюллетени; изоиздания; картографические издания; нотные издания; газеты; бланки форм учетно-отчетной и плановой документации; печатные обертки, этикетки, упаковки; прочая печатная продукция.

Кроме того, полиграфические предприятия изготовляют товары народного потребления (тетради, бумажно-беловые товары, игрушки и игры из бумаги, картона и др.), шрифтовую продукцию и выполняют штемпельно-граверные работы.

Каждая из укрупненных групп печатной продукции включает те или иные ее разновидности (так, к группе «книги и брошюры» относят книги, брошюры, буклеты, календари-справочники, ежегодники и альманахи). В свою очередь, отдельные разновидности продукции, например книги, различаются по тематике (учебники, справочники и др.). Они, как правило, имеют разные параметры - объем, красочность, формат, тираж - и требуют разной технологии изготовления (вид набора, способ печати, скрепление блока и др.).

Все это многообразие изданий с разными параметрами и образует ассортимент полиграфической продукции.

Перечень конкретных изданий (заказов), которые предприятие должно изготовить, указывается в договорах заказчиков с типографией на выполнение полиграфических услуг.

Исходя из параметров отдельных заказов (тиража, объема, красочности, способа печати и т.д.) в плане предприятия производственным подразделениям устанавливается задание по выпуску продукции в учетных и физических единицах измерения по видам производства: изготовление набора, фотоформ, печать высокая ротационная, печать офсетная, изготовление переплетных крышек и т.д.

В настоящее время не разработан полиграфический ассортимент, в котором бы вся продукция классифицировалась с точки зрения технологических параметров (тиража, объема, характера оформления, способа печати и т.д.). Поэтому выполнение плана по ассортименту обычно анализируется на основе данных о выпуске продукции по отдельным видам производства: листам набора, листам-оттискам, книжным блокам и т.д.

Таким образом, анализ выполнения плана по производству продукции в натуральном выражении должен включать: выполнение плана по установленной номенклатуре, по числу конкретных заказов, определенных договорами, и выполнение планового ассортимента продукции по отдельным видам производства.

Оценка выпуска продукции по номенклатуре проводится в двух направлениях: 1) дается оценка выполнения годового плана и темпов роста по сравнению с предыдущим периодом; 2) изучается динамика выпуска продукции в натуральном выражении за ряд лет.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении фактического выпуска продукции в натуральном выражении по перечню важнейших видов продукции с плановым заданием, а также с выпуском продукции в предыдущем отчетном периоде. По каждому виду продукции определяется процент выполнения плана, отклонение от плана в абсолютном выражении и от выпуска продукции в предыдущем периоде. При этом необходимо установить: число групп продукции, по которым план выполнен и перевыполнен; число видов продукции, выпущенных вне плана; число видов продукции, предусмотренных планом, но не изготовленных в отчетном периоде.

Необходимые данные для анализа имеются в форме № 1-п (табл. 8.5.).

Таблица 8.5

Динамика выпуска продукции по номенклатуре, млн. уч. л.-отт.

Untitled Document

Номенклатура продукции

В предыдущем периоде

В отчетном периоде

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Удельный вес, %

в предыдущем периоде

в отчетном периоде

Книги, брошюры, журналы

430,6

450,0

+19,4

104,5

97,1

98,0

Изобразительная продукция

2,5

2,7

+0,2

108,0

0,5

0,6

Прочая печатная продукция

10,5

2,4

-8,1

22,8

2.4

1.4

Выпуск продукции в натуральном выражении — всего

443,6

459.2

+15.6

103,5

100

100

Данные табл. 8.5 свидетельствуют о том, что выпуск продукции в натуральном выражении увеличился на 3,5%, или 15,6 млн. уч.л.-отт. Однако не по всем номенклатурным позициям имеется рост выпуска продукции. Если выпуск книг, брошюр, журналов возрос на 4,5%, изобразительной продукции - на 8%, то выпуск прочей печатной продукции уменьшился на 8,1 млн. уч.л.-отт., или на 77,2%. Это свидетельствует о том, что типография наращивает выпуск продукции, соответствующей ее профилю. В связи с разными темпами роста отдельных номенклатурных групп продукции в общем выпуске изменилась его структура.

Дальнейший анализ должен быть направлен на установление причин, вызвавших изменения в номенклатуре. К ним относятся своевременность и полнота выполнения заказчиками заключенных договоров с типографиями на полиграфические работы, изменения на рынке полиграфических услуг. Для более углубленного анализа динамики выпуска продукции в натуральном выражении следует проанализировать производство продукции в разрезе отдельных цехов (табл. 8.6.).

Таблица 8.6

Выпуск продукции в натуральном выражении отдельными цехами

Untitled Document

Наименование продукции

Единицы измерения

За предыдущий период

За отчетный период

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Фотонабор

уч. лист

3526

1182

-2344

33,5

Фотоформы цветные

физ. шт.
тыс. см2

8978
3076,3

7436
4121,4

-1542
+1045,1

82,7
134,0

Ротационная печать, всего

млн. уч. кр.- отт.

355,5

399,1

-43,6

112,3

в том числе:

 

 

 

 

 

высокая ролевая печать

 

225,6

231,6

+6,0

102,5

Офсетная печать

 

360,5

423,4

+62,9

117,4

в том числе:

 

 

 

 

 

ролевая печать:

 

 

 

 

 

машина Литоман

 

90,7

98,1

+7,4

108,2

машина РО-62

 

0,6

1,1

+0,5

183,3

машина Кромосет

 

38,6

68,7

+30,1

178,0

Переплетный цех

тыс. экз.

19645

19797

+14,9

100,8

в том числе:

 

 

 

 

 

книги, альбомы

 

10506

9829

-67,7

93,6

брошюры

 

9139

9965

+826

109,0

Папочный цех:папки

тыс. папок

10522

10029

-493

95,3

Производство малотиражных изданий

тыс. экз.

1119

2160

+1041

193,0

Как видно из приведенных данных, по всем видам продукции наблюдается рост выпуска продукции по сравнению с предыдущим годом. Однако уменьшился выпуск фотонабора в связи с отсутствием спроса на фотонабор со стороны заказчиков, а также снижение выпуска по папочному цеху в связи с ростом среднего объема выпускаемых книг.

Изменение основных параметров печатной продукции (тиража, объема, формата, красочности, способа печати, сложности набора и т.п.) оказывает существенное влияние на экономические показатели деятельности предприятий (объем выпуска, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность, фондоотдачу и др.). Поэтому важно установить, имели ли место в отчетном периоде изменения в ассортименте печатной продукции (которые в основном зависят от деятельности предприятия) и каково их влияние на объем продукции.

В общем виде основные ассортиментные сдвиги в выпуске продукции можно выявить путем сравнения темпов роста выпуска продукции по сравнению с предыдущим годом в учетных и физических единицах измерения.

Так, сравнение темпов роста по изготовлению набора в физических и учетных листах позволяет установить изменение емкости листа набора, которая в свою очередь зависит от формата издания, формата набора, кегля и гарнитуры шрифта. Если темп роста по изготовлению набора в физических листах <?xml version="1.0"?>
выше, чем в учетных <?xml version="1.0"?>
, значит, уменьшился коэффициент средней емкости одного физического листа набора <?xml version="1.0"?>
, т.е. если <?xml version="1.0"?>
, то <?xml version="1.0"?>
уменьшился, а если <?xml version="1.0"?>
, то <?xml version="1.0"?>
повысился.

Сопоставление темпов роста по печати книжно-журнальной продукции в физических листах-оттисках и листах-оттисках, приведенных к формату 60х90 см, позволит выявить изменение формата печатной продукции. Если темп роста по печати в физических листах-оттисках <?xml version="1.0"?>
выше темпа роста в листах-оттисках, приведенных к формату 60х90 см, <?xml version="1.0"?>
, т.е. если <?xml version="1.0"?>
, значит, печаталась продукция меньших форматов, чем планировалось, и наоборот.

Сравнение темпов роста по печати многокрасочной продукции в краскооттисках, приведенных к формату 60х90 см, <?xml version="1.0"?>
и в печатных листах, отпечатанных всеми красками, приведенных к формату 60х90 см, <?xml version="1.0"?>
позволяет выявить изменение средней красочности печатной продукции <?xml version="1.0"?>
. Превышение темпа роста по печати многокрасочной продукции в приведенных краскооттисках над темпом роста в печатных листах, отпечатанных всеми красками, свидетельствует о повышении средней красочности печатной продукции, и наоборот, т.е. если <?xml version="1.0"?>
, то <?xml version="1.0"?>
повысился, а если <?xml version="1.0"?>
, то <?xml version="1.0"?>
снизился.

Сопоставление темпов роста по выпуску печатной продукции в физических листах-(краско)оттисках и количеству приправок (приладок) дает возможность выявить изменение средней тиражности. Если темп роста по приправкам (приладкам) <?xml version="1.0"?>
выше темпов роста по печати в физических листах-(краско)оттисках <?xml version="1.0"?>
, т.е. если <?xml version="1.0"?>
, то снизился средний тираж <?xml version="1.0"?>
печатной продукции, и наоборот.

На выпуск книг, брошюр в экземплярах влияет изменение их среднего объема. Это влияние можно установить, если сравнить выполнение плана по выпуску книг, брошюр в экземплярах <?xml version="1.0"?>
и учетных листах-оттисках <?xml version="1.0"?>
. Если <?xml version="1.0"?>
, то средний объем книг, брошюр уменьшился, а если <?xml version="1.0"?>
, то увеличился.

Данные бухгалтерского учета о производстве полуфабрикатов в натуральном выражении и отчетов о работе цехов позволяют получить необходимую информацию, чтобы определить влияние изменения параметров печатной продукции на ее выпуск.

Влияние всех перечисленных факторов на объем продукции в натуральном выражении можно рассчитать следующим образом.

1. Влияние изменения средней ёмкости листа набора (табл. 8.7) на выпуск в физических листах набора в абсолютной сумме <?xml version="1.0"?>
и в процентах к предыдущему периоду <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции в приведенных листах набора; <?xml version="1.0"?>
- то же, в физических листах набора; <?xml version="1.0"?>
- средний коэффициент ёмкости одного листа по отчету и в предыдущем периоде соответственно.

Таблица 8.7

Определение среднего коэффициента ёмкости листа набора

Untitled Document

Наименование показателя

Предыдущий период

Фактически

Темп роста, %

1. Набор книжно-журнальный, в учетных листах

560

513

91,6

2. То же, в физических листах

320

285

89,1

3. Средний коэффициент ёмкости (стр . 1: стр . 2)

1,75

1,80

х

Коэффициент ёмкости одного листа повысился с 1,75 до 1,8. В связи с этим выпуск продукции в физических листах набора уменьшился на 8,14 физических листов [(1,8 - 1,75) х 285 / 1,75], что составляет к предыдущему периоду -2,5% (-8,14 / 320 х 100). Таким образом, снижение выпуска продукции в физических листах набора на 10,9% вызвано повышением ёмкости одного листа набора (-2,5%) и уменьшением производства набора в учетных листах -8,4 (91,6 - 100). Общее влияние -10,9% (-2,5 + +(-8,4) = -10,9).

На изготовление фотоформ в тыс. <?xml version="1.0"?>
влияет изменение средней площади одной фотоформы в тыс. <?xml version="1.0"?>
. Влияние этого фактора можно определить по формуле

<?xml version="1.0"?>
,

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск фотоформ в физических штуках по отчету; <?xml version="1.0"?>
- средняя площадь одной фотоформы в <?xml version="1.0"?>
.

Исходная информация приведена в табл. 8.8.

Таблица 8.8

Определение средней площади одной фотоформы

Untitled Document

Наименование показателя

Предыдущий период

Фактически

Темп роста, %

1. Фотоформы цветные, физ. шт.
8978
7436
2. То же, тыс. см2
3076,3
4121.4
134,0

3. Средняя площадь одной фотоформы, см2 (стр. 2 : стр. 2)

342,7

554.2

Х

Повышение средней площади одной фотоформы увеличило выпуск фотоформ в тыс. см2 на 1572,7 [(0,5542 - 0,3427) х 7436], что составляет к предыдущему периоду 51,1% (1572,7 / 3076,3 х 100).

Уменьшение изготовления физических штук фотоформ на 17,2% (82,8 - 100) снизило общий прирост по изготовлению фотоформ в тыс. <?xml version="1.0"?>
со 151,1% до 134,0% (51,1 - 17,2 = 33,9%).

2. Влияние изменения формата печатной продукции (табл. 8.9) на объем выпуска продукции в учетных листах-оттисках в абсолютной сумме <?xml version="1.0"?>
и в процентах к предыдущему периоду <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции в физических листах-оттисках; <?xml version="1.0"?>
- то же, в приведенных листах-оттисках; <?xml version="1.0"?>
- средний коэффициент перевода печатных листов в учетные печатные листы по отчету и в предыдущем периоде соответственно.

Таблица 8.9

Определение среднего коэффициента приведения

Untitled Document

Наименование показателя

В предыдущем периоде

В отчетном периоде

Темп роста. %

1. Печать книжно-журнальной продукции на офсетных машинах:

 

 

а) млн. физ. кр.-отт.

288,4

303,9

105,4

б) млн. кр.- отт., приведенных к формату 60x90 см

360,5

423,4

117,4

2. Коэффициент приведения к формату 60x90 см (стр. 16 :стр. 1а)

1,250

1,393

X

Темп роста по офсетной печати в физических краскооттисках составил 105,4%, но в связи с тем, что формат печатной продукции увеличился (о чем свидетельствует повышение коэффициента приведения с 1,25 до 1,393), выпуск продукции в учетных краскооттисках возрос на 43,4 млн. учетных краско-оттисков [(1,393 - 1,250) X 303,9], что составляет к предыдущему периоду 12% (43,4 / 360,5 X 100) или (117,4 - 105,4).

В то же время рост выпуска книжно-журнальной продукции в физических краскооттисках на 5,4% позволил увеличить объем производства в учетных краскооттисках на 117,4%.

3. Влияние изменения средней красочности печатной продукции (табл. 8.10) на объем выпуска продукции в печатных листах, отпечатанных всеми красками, в абсолютной сумме и в процентах к предыдущему году:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- средняя красочность многокрасочной продукции по отчету и в предыдущем году соответственно; <?xml version="1.0"?>
- выпуск многокрасочной продукции в краскооттисках, приведенных к формату 60х90 см; <?xml version="1.0"?>
- то же, в печатных листах, приведенных к формату 60х90 см, отпечатанных всеми красками.

Таблица 8.10

Расчет среднего коэффициента красочности печатной продукции

Untitled Document

Наименование показателя

В предыдущем периоде

В отчетном периоде

Темп роста,%

1. Книжно-журнальная, красочная продукция на листовых офсетных машинах:

 

 

 

а) тыс.кр.-отт, приведенных к формату 60x90 см

230,6

255,5

110,8

б) тыс печ. л., отпечатанных всеми красками, приведенных к формату 60х90 см

48,4

61,1

126,2

2. Средняя красочность продукции (стр.1 а : стр.16)

4,76

4,18

X

Данные табл. 8.10 свидетельствуют о понижении средней красочности с 4,76 до 4,18. Это позволило увеличить выпуск печатных листов, отпечатанных всеми красками, на 7,4 [((4,18 - 4,76)х61,1)/4,76], что составляет 15,4% к предыдущему году (7,4 / 48,4 х 100) или (126,2 - 110,8 = 15,4). В то же время рост выпуска книжно-журнальной продукции в краскооттисках на 10,8% позволил увеличить выпуск в печатных листах в целом на 26,2% (10,8% - за счет роста объема производства и 15,4% - за счет снижения красочности печатной продукции на листовых офсетных машинах).

4. Влияние изменения среднего объема книг (брошюр) на выпуск продукции в экземплярах (табл. 8.11) в абсолютной сумме <?xml version="1.0"?>
и в процентах к предыдущему году <?xml version="1.0"?>
:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск книг (брошюр) в экземплярах; <?xml version="1.0"?>
- средний объем книг (брошюр) в предыдущем году в печатных листах; <?xml version="1.0"?>
- изменение среднего объема книг (брошюр); <?xml version="1.0"?>
- выпуск книг (брошюр) в приведенных листах-оттисках.

Таблица 8.11

Расчет среднего объема брошюр

Untitled Document

Наименование показателя

В предыдущем периоде

В отчетном периоде

Темп роста, %

1. Выпуск брошюр

 

 

 

а) тыс. уч. л.-отт.

88,6

104,3

117,7

б) тыс. экз.

9139

9965

109,0

2. Средний объем брошюр в печатных листах (стр. 1а : стр. 16)

9,69

10,46

X

Средний объем брошюр увеличился с 9,69 до 10,46 печ. л. Из-за этого выпуск брошюр в экземплярах уменьшился на 791.9 тыс. экз. [(10,46 - 9,69) х 9965 / 9,69], что составляет 8,7% (791,9 / 9139 х 100).

Увеличение выпуска брошюр в учетных листах-оттисках обусловило рост его в экземплярах на 17,7%, но повышение их среднего объема позволило увеличить выпуск брошюр в экземплярах лишь на 109% (117,7 - 8,7=109%).

5. Влияние изменения среднего тиража печатной продукции на ее выпуск:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- число приправок по отчету и в предыдущем году соответственно; <?xml version="1.0"?>
- время на одну приправку в предыдущем периоде, ч; <?xml version="1.0"?>
- время на печатание (1 тыс. прогонов), ч.

Например, в связи с повышением среднего тиража в отчетном периоде на машинах высокой печати было 190 приправок вместо 205. Продолжительность одной приправки в предыдущем году - 4,8 ч, а печати (1 тыс. листо-прогонов) - 0,65 ч. Отсюда, дополнительный выпуск продукции в связи с повышением средней тиражности на данных машинах равен 110,7 тыс. листо-прогонов [(190 - 205) х 4,8 / 0,65].

Для оценки степени выполнения плана по ассортименту в целом по предприятию используются различные способы (с помощью среднего процента, по способу наименьшего процента и др.).

Наиболее широко применяется средний процент выполнения плана по ассортименту <?xml version="1.0"?>
, который можно определить по одной из формул:

<?xml version="1.0"?>

или

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции в пределах плана в оптовых ценах, принятых в плане (при невыполнении плана в расчет принимается фактический объем выпуска, а при выполнении и перевыполнении - плановый выпуск); <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции по плану; <?xml version="1.0"?>
- стоимость недополученной по отдельным позициям продукции.

Для того чтобы устранить влияние изменения средних договорных цен, объем выпуска продукции по плану и отчету берется в одних и тех же ценах.

Процент выполнения плана по ассортименту будет определен тем точнее, чем более дифференцированными будут сведения о видах выпускаемой продукции, например не просто по набору, печати, а по ручному, строкоотливному, буквоотливному, фотонабору, печати на плоскопечатных машинах, листовых ротациях и т.д. Однако при использовании этого способа степень невыполнения плана по отдельным видам продукции, которая важна при оценке выполнения плана по ассортименту, затушевывается. В связи с этим для оценки степени выполнения плана по ассортименту применяются другие способы, в частности способ наименьшего процента, т.е. исходя из наименьшего процента выполнения плана по какому-либо виду продукции, входящему в выпуск продукции.

При этом наименьший процент берется по тем видам, по которым фактический выпуск меньше планового. Чтобы определить, по скольким видам продукции план не выполнен в натуральном выражении, надо показатель выполнения плана по ассортименту, рассчитанный способом наименьшего процента, дополнить данными об удельном весе видов продукции, по которым план не выполнен, в общем их количестве.

Причинами недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся: изменение конъюнктуры рынка на отдельные виды полиграфических услуг, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Изменение параметров печатной продукции (формата, тиража, красочности, группы сложности набора, печати и приправки и др.) вызывает увеличение (уменьшение) ее объема не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Это обусловлено тем, что договорные цены на полиграфические услуги формируются с учетом технологической сложности изготовления отдельных изданий, типоразмеров оборудования, используемого при их изготовлении, и вариантов технологического процесса.

Поэтому изменение параметров печатной продукции отражается на договорных ценах на полиграфические работы, услуги, что вызывает изменение средней цены за учетную единицу - лист набора, 1 тыс. листов-оттисков и др.

Чтобы установить было ли изменение средних оптовых цен на учетную единицу отдельных комплексов работ, надо сопоставить темпы роста или проценты выполнения плана по выпуску того или иного вида продукции в натуральном и стоимостном выражении. В тех случаях, когда темпы роста по выпуску продукции в натуральном выражении <?xml version="1.0"?>
выше, чем в стоимостном <?xml version="1.0"?>
, т.е. когда <?xml version="1.0"?>
, средняя оптовая цена за учетную единицу уменьшилась, а если <?xml version="1.0"?>
- повысилась.

Уменьшение (увеличение) объема продукции в связи с изменением средних свободных оптовых цен <?xml version="1.0"?>
на отдельные комплексы работ можно определить по формуле

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- фактический выпуск продукции в натуральном выражении; <?xml version="1.0"?>
- отклонение в средней оптовой цене за учетную единицу продукции; <?xml version="1.0"?>
- средняя оптовая цена за учетную единицу продукции по отчету, руб.; <?xml version="1.0"?>
- средняя оптовая цена за учетную единицу в предыдущем отчетном периоде.

Средние договорные цены на отдельные комплексы работ можно определить путем деления объема выпуска продукции в стоимостном выражении на объем выпуска продукции в натуральном выражении, т.е. так же, как это сделано при анализе объема продаж (табл. 8.2).

Одним из показателей высокой организации производства является ритмичность. В условиях ритмичности обеспечивается слаженность в работе всех производственных звеньев предприятия и успешное выполнение плана выпуска продукции, наиболее целесообразно используются трудовые, материальные и денежные ресурсы и производственное оборудование. Все это, в свою очередь, положительно сказывается на качестве полиграфического исполнения продукции, способствует снижению ее себестоимости, росту производительности труда, выполнению сроков реализации, улучшению финансового состояния предприятия и повышению его прибыли.

Нарушение ритмичности производства приводит к «штурмовщине», ухудшению использования оборудования, рабочей силы и материальных ресурсов, что отрицательно влияет на качество изданий и экономические показатели деятельности предприятия (объем выпуска продукции, ее себестоимость, производительность труда, прибыль и др.).

Различают ритмичность выпуска продукции, которая характеризуется сдачей на склад готовой продукции и полуфабрикатов, предназначенных для отпуска на сторону, и сдачей полуфабрикатов в последующий цех для дальнейшей обработки или на склад полуфабрикатов в соответствии с графиком или планом работы, и ритмичность работы, под которой понимается соблюдение установленного ритма или периода повторения производственного процесса во времени и пространстве на всех его стадиях и операциях.

В совокупности эти два показателя характеризуют ритмичность производства. Поэтому при анализе ритмичности производства необходимо детально изучить ритмичность выпуска продукции и ритмичность работы.

Ритмичность выпуска продукции за месяц в практике работы полиграфических предприятий оценивают на основе данных об удельном весе выпуска продукции по декадам в процентах к ее месячному объему по плану и отчету. Изучение ритмичности выпуска продукции на основе подекадных данных позволяет выявить общую закономерность, характерную для неритмично работающих предприятий - невыполнение плана в 1-й декаде и резкое увеличение выпуска продукции в 3-й декаде.

При оценке ритмичности выпуска продукции за квартал или в целом за год сравнивают данные по плану и отчету об удельном весе выпуска продукции в третьем месяце соответствующего квартала (т.е. марте, июне, сентябре и декабре) в общем объеме выпуска продукции за квартал и об удельном весе продукции в IV квартале в общем объеме выпуска продукции за год.

При ежемесячном выполнении плановых заданий удельный вес выпуска продукции в последние месяцы квартала или в IV квартале года по отчету будет соответствовать запланированному.

Ритмичность выпуска продукции в значительной степени зависит от ритмичной работы в течение пятидневки, декады, месяца. Для оценки ритмичности работы на отдельных рабочих местах, участках, поточных линиях рассчитывают:

коэффициент частоты выполнения плана <?xml version="1.0"?>
, показывающий, сколько дней (часов) участок или цех работал без нарушения графика;

коэффициент частоты невыполнения (нарушения) плана <?xml version="1.0"?>
, отражающий удельный вес рабочих дней, в течение которых план не выполнялся, в общем их числе;

коэффициент равномерности ритма <?xml version="1.0"?>
, характеризующий удельный вес дней работы без нарушения планового режима, т.е. отсутствие простоев, сверхурочных часов в общем их числе, т.е.

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- число дней, в течение которых выполнялось плановое задание; <?xml version="1.0"?>
- число дней нарушения ритмичности, т.е. в течение которых не выполнялось плановое задание; <?xml version="1.0"?>
- число рабочих дней в период с 1 по n; <?xml version="1.0"?>
- число отрезков времени планового периода с правильным режимом работы (без простоев, сверхурочных работ и др.).

Обобщающий показатель равномерности работы - коэффициент ритмичности. Он определяется как отношение фактического объема выпуска продукции в пределах плана за рассматриваемый период (т.е. при невыполнении плана в расчет включается фактический объем выпуска, а при выполнении и перевыполнении - плановый выпуск) к плановому выпуску продукции за тот же период:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции в пределах плана; <?xml version="1.0"?>
- то же, по плану; i - число отрезков времени (дней) от 1 до n.

Расчет приведенных показателей рассмотрен на примере работы участка по изготовлению брошюр (табл. 8.12).

Таблица 8.12

Ритмичность работы участка

Untitled Document

День

Изготовление брошюр за день, тыс.

Процент выполнения плана

Выпуск в пределах плана

Примечание

Квадратическое отклонение от среднедекадного задания

по плану

фактически

1

2,0

1,9

95,0

1,9

были простои

0,01

2

2,0

1,9

95,0

1,9

 

0,01

3

2,0

2,0

100,0

2,0

 

0

4

2,0

2,1

105,0

2,0

 

0,01

5

2,0

2,2

110,0

2,0

были сверхурочные часы

0,04

6

 

7

 

8

2,0

2,0

2,0

2,0

 

0

9

2,0

2,2

2,0

2,0

были сверхурочные часы

0,04

10

2,0

2,1

2,0

2,0

 

0,01

Итого за декаду

16,0

16,2

15,8

15,8

 

0,12

В рассматриваемой нами типографии за первую декаду по участку изготовления брошюр (табл. 8.12) коэффициент частоты выполнения плана составил 0,75 (6:8), коэффициент равномерного ритма работы 0,5 (4:8), коэффициент частоты невыполнения плана 0,25 (2:8) или (1-0,75). Таким образом, при выполнении плана на 101,25% без нарушения графика изготовлено 75% продукции, а с соблюдением планового режима работы - только 50% продукции. Коэффициент ритмичности равен 98,75% [(15,8:16,0)х100]. Все это свидетельствует об отсутствии ритмичности.

Источником информации при расчете показателей ритмичности в работе отдельных рабочих мест, участков, поточных линий, цехов служат данные ежедневного оперативного учета изготовления и выпуска продукции.

Для оценки ритмичности может использоваться коэффициент вариации <?xml version="1.0"?>
, который определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- выпуск продукции по отчету, <?xml version="1.0"?>
- среднедекадное задание по плану; n - число суммарных плановых заданий.

В нашем примере среднедекадное задание по плану составляет 2,0 тыс. экз. (16,0:8), а квадратическое отклонение от среднедекадного задания - 0,12. Отсюда коэффициент вариации равен 0,06 <?xml version="1.0"?>
. Это означает, что выпуск продукции отклоняется от плана в среднем на 6%.

При анализе ритмичности производства важно не только исчислить показатели, характеризующие ритмичность выпуска продукции и ритмичность работы, но и вскрыть факторы, вызывающие нарушение ритмичности. К их числу относятся: недостатки в организации внутризаводского планирования, материально-технического снабжения, сверхплановые простои оборудования в ремонте, отсутствие согласованности в работе отдельных участков и цехов предприятия, несвоевременное выполнение своих обязательств издательствами по сдаче в производство отдельных заказов и др. Изучение конкретных причин нарушения ритмичности позволит разработать мероприятия по их устранению.

По материалам анализа следует определить влияние неритмичности на выпуск продукции <?xml version="1.0"?>
, т.е. снижение объема. Для этого сравнивают фактический выпуск продукции в пределах плана <?xml version="1.0"?>
с плановым <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
, или умножают плановый выпуск продукции на <?xml version="1.0"?>
, т.е. <?xml version="1.0"?>
.

В нашем примере (табл. 8.12) <?xml version="1.0"?>
=0,9875, <?xml version="1.0"?>
=16,0 тыс.экз. Отсюда потери в выпуске продукции на участке изготовления брошюр в связи с неритмичностью составили 0,2 тыс. брошюр [16x(0.9875 - 1)]. Это количество брошюр можно считать резервом увеличения их выпуска.

Упущенные возможности по выпуску продукции в связи с неритмичной работой можно определить и другим методом. Разность между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции умножается на фактическое количество рабочих суток в анализируемом периоде, т.е. [(2,2-1,9)x8=2,4].

Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятия любой формы собственности.

В условиях рынка и конкуренции решение проблемы качества продукции на предприятии - это его имидж, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

Качество продукции как экономическая категория тесно связана и в значительной степени формирует такие показатели, как объем выпуска продукции, себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.

Успешная интеграция российских предприятий в международное разделение труда невозможна без стабильного качества и на этой основе обеспечения конкурентоспособности продукции. Качество продукции объективно отражает уровень применяемой техники, технологии, организации производства и управления. В процессе анализа качества решаются следующие задачи:

  • оценивается технический уровень продукции;

  • выявляются отклонения этого уровня в разделе отдельных видов продукции по сравнению с базовым уровнем или теоретически возможным;

  • анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

  • выявляются факторы, сдерживающие повышение качества продукции;

  • обосновываются возможности повышения качества продукции и сокращения брака.

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает в себя обобщающие, индивидуальные (единичные) и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: сортность продукции; удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; удельный вес сертифицированной и несертифицированной продукции; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств, например надежность (долговечность) и др.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, число поступивших рекламаций, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламационной продукции, потери от брака и др.

В полиграфической промышленности сортность продукции не планируется. Вся продукция, выпускаемая предприятиями, должна соответствовать установленным государственным стандартам, техническим условиям и технологическим инструкциям. Печатная продукция в общем порядке по установленным категориям качества аттестации не подлежит.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия изучается качество полиграфического исполнения выпускаемой продукции, так как другие показатели, характеризующие ее качество (графическое решение внешнего оформления, формат, вид бумаги, кегль, гарнитура шрифта и др.), зависят не от деятельности предприятия, а от издательства.

В полиграфической промышленности разработаны нормативные показатели качества продукции по различным процессам и операциям, например все сфальцованные детали блока по ширине и высоте должны быть равны ширине и высоте тетрадей, отклонение допускается по ширине ±1мм и ±2 мм по высоте; при многокрасочном тиснении или печатании на переплетных крышках краски совпадают точно, допускаемое отклонение составляет не более 0,5 мм и т.д.

В соответствии с разработанным в отрасли положением качество полиграфического исполнения отдельных видов можно оценить путем выборочного визуального контроля отдельных экземпляров издания и начисления баллов дефектности по балльной системе за каждое обнаруженное отклонение от установленных параметров качества. По средней сумме баллов дефектности издание (тираж в целом, завод, партия книг) можно отнести к одной из категорий качества - отличное, хорошее, удовлетворительное и с исправленными дефектами. На основе этих данных по предприятию в целом можно определить коэффициент качества.

При анализе качества полиграфического исполнения продукции проводится сопоставление среднего коэффициента качества продукции предприятия по отчету с данными за предыдущий отчетный период. Такое сравнение средних коэффициентов качества позволяет выявить динамику качества продукции.

Следует рассмотреть также удельный вес продукции отличного, хорошего, удовлетворительного качества и с исправленными дефектами в общем объеме продукции, выпущенной предприятием за рассматриваемый и предыдущий отчетный период.

Средние коэффициенты качества продукции важно изучать и по каждому цеху в отдельности, а также по различным видам продукции (книги, брошюры, изопродукция и т.д.).

Кроме того, необходимо установить, как выполнено плановое задание по выпуску продукции высшей категории качества, т.е. с оценкой «отлично».

Важно также установить, имеются ли рекламации от покупателей и книготорговых организаций в связи с плохим полиграфическим исполнением продукции. Надо выяснить, принимает ли участие предприятие в республиканских и международных конкурсах на лучшее полиграфическое исполнение, и если да, то сколько премий и дипломов оно получило.

Большое внимание следует уделить действенности системы бездефектного изготовления продукции и сдаче ее с первого предъявления. Поэтому важно установить процент продукции, сданной с первого предъявления отдельными цехами, участками и по предприятию в целом.

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внешние, так и внутренние.

К внешним факторам относятся: требования потребителя к качеству продукции; нормативные и законодательные акты в области качества продукции.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны и их можно классифицировать в следующие группы.

  • Технические факторы, которые самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

  • Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификацией, улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.

  • Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

  • Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

В связи с тем что качество полиграфического исполнения продукции зависит от надежности и точности работы производственного оборудования и контрольно-измерительной техники, соблюдения технологических режимов, качества поступающих материалов, в процессе анализа необходимо изучить организацию системы технического контроля на предприятии, степень механизации и автоматизации контроля изготовления продукции на отдельных технологических операциях, а также применяемую контрольно-измерительную технику для контроля качества продукции, полуфабрикатов и материалов.

Для предупреждения отрицательного влияния технических, организационных и экономических факторов разработана комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). В связи с этим следует установить, внедрена ли КСУКП на предприятии, а если нет, то проводится ли работа по ее созданию и внедрению.

Особое внимание должно быть уделено изучению причин брака продукции и ее изготовления с дефектом на том или ином рабочем месте. Конкретные причины возникновения брака и виновных в нем можно установить на основе данных актов отдела технического контроля. Кроме того, в каждом цехе предприятия ведутся журналы качества продукции, где фиксируются факты изготовления продукции, не соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, технологическим инструкциям и причины брака продукции.

В специальном разделе плана повышения эффективности производства предусматривается комплекс мероприятий по устранению брака и повышению качества полиграфического исполнения продукции. Поэтому важно детально изучить выполнение этих мероприятий.

Изготовление продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, отрицательно влияет на экономические показатели работы предприятия: объем продукции и ее себестоимость, производительность труда и др. Поэтому необходимо изучить удельный вес и динамику потерь от брака, определить их влияние на важнейшие показатели деятельности предприятия.

По данным учета можно установить потери от брака и их удельный вес в производственной себестоимости продукции.

Наличие окончательного и исправимого брака отрицательно отражается на выпуске продукции. Потери выпуска продукции в связи с этим можно определить по формулам:

<?xml version="1.0"?>

где <?xml version="1.0"?>
- потери в выпуске продукции в связи с наличием окончательного брака; <?xml version="1.0"?>
- то же, в связи с наличием непроизводительных затрат на исправление брака; <?xml version="1.0"?>
- объем товарной продукции по отчету в оптовых ценах, руб.; <?xml version="1.0"?>
- себестоимость товарной продукции по отчету, руб.; <?xml version="1.0"?>
- себестоимость окончательного брака, руб.; <?xml version="1.0"?>
- расходы по исправлению брака, руб.; <?xml version="1.0"?>
- расходы по статьям, которые не включаются в себестоимость окончательного брака, руб.; <?xml version="1.0"?>
- расходы по статьям, которые не учитываются при определении потерь от брака.

Расчет основан на том, что потери в выпуске продукции составляют такой же процент, как себестоимость брака или затрат по его исправлению к себестоимости годной продукции по сопоставимому кругу затрат. Поэтому, когда определяются потери в выпуске продукции в связи с наличием окончательного брака, из себестоимости товарной продукции исключаются: общехозяйственные расходы, потери от брака, расходы на подготовку и освоение производства, прочие производственные расходы. При наличии исправимого брака, кроме того, исключаются статьи материальных затрат, а необходимая информация берется из данных бухгалтерского учета.

© Центр дистанционного образования МГУП