Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студенту необходимо уяснить понятие о труде, как о сознательной, целенаправленной и легитимной деятельности человека по производству или созданию материальных (вещей, товаров, услуг) или духовных благ (произведение культуры, искусства, науки), способных удовлетворять определенные человеческие потребности, востребованные людьми.

Следует изучить понятие «процесс труда» и его составные части: предмет труда, средство труда, живой труд, технология, организация труда.

Необходимо знать соотношение и взаимосвязь понятий «труд и деятельность», «труд и работа», «труд и творчество».

Обратите внимание на формы проявления трудового процесса, характеризующие биологическую, организационно-технологическую, организационно-социальную стороны труда.

Следует разобраться в категории «функции труда», как форме воздействия труда на окружающий мир и человека. Знать функции труда.

Особое внимание следует обратить на роль труда в развитии человека и общества в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Студент должен четко уяснить содержание науки и Экономики труда и социологии труда. Экономика труда - наука, изучающая закономерности функционирования труда и его эффективности, выражающиеся в стоимостной форме. Социология труда изучает отношения, использования труда как в государстве, так и на отдельном предприятии, а также поведение участников в процессе труда и распределении его результатов, мотивы и поступки людей в процессе труда и трудового взаимодействия.

Необходимо понять, что изучение труда при помощи двух наук объясняется двойственным характером труда и что социология и экономика труда рассматривают одно и то же явление с двух сторон.

Экономика - с экономической точки зрения. Социология - в социально-психологическом плане (удовлетворенность, стимулы труда, мотивы труда и ценностные ориентиры).

Студент должен ознакомиться с методами и научным аппаратом «Экономика и социологии труда».

Важно уяснить, что социология труда связана с науками о труде несоциологического профиля, которые студент должен знать.

    1. Дать определение понятию «труд».

    2. Охарактеризовать понятие «процесс труда» и его составные части.

    3. Определить соотношение и взаимосвязь понятий «труд и деятельность», «труд и работа», «труд и творчество».

    5. Дать характеристику категории «функции труда» и перечислить их.

    6. В чем выражается роль труда в развитии человека и общества?

    7. Что изучает наука «Экономика труда»?

    8. Что изучает наука «Социология труда»?

    9. Почему труд изучается при помощи экономики и социологии труда?

    10. С каких сторон рассматривает одно и тоже явление экономика и социология труда.

    11. Дайте характеристику основных методов исследования в социологии труда.

    12. В чем прослеживается связь социологии труда с науками о труде социологического профиля?

    13. Перечислите общее и особенное у социологии труда с некоторыми науками несоциологического профиля.

© Центр дистанционного образования МГУП