Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студенту необходимо уяснить отличительные особенности донаучного этапа, длившегося с Ш тысячелетия до н.э. по XVIII век н.э.

Обратите внимание на социально - трудовые проблемы общества, отраженные в древнейших письменных документах III-II тысячелетия до н.э. в Египте, Месопотамии, Шумере, Урарту, Хеттском царстве, Вавилоне.

Главное внимание в этой теме следует уделить нижеследующим вопросам: реконструкции социально - трудовых отношений Древнего Востока; учету населения, его социального и демографического состава в Древнем Египте, Риме: систематическому учету и опросу занятости населения в странах Древнего Востока.

Следует ознакомиться с информацией, изложенной в древневосточных документах о социальной стратификации общества, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимулирования труда и его оплаты; структуре и продолжительности рабочего дня.

Важно обратить внимание на характеристику механизма социальной организации труда и его элементов в Древнем Египте. На отделение умственного труда от физического. На карательные функции труда в Древнем Египте.

Необходимо изучить новый этап в развитии идей о труде в античной Греции (прогрессивные функции разделения труда, разнообразие видов труда, профессионализации труда ). Характеристику труда в Средневековье.

Классический период - начало научного этапа в социологии труда (XIX - начало XX в.). При изучении дисциплины студент должен обратить внимание на то, что начало научного этапа связано с первыми проблемами капитализма в европейской Реформации. Носителем идей нового научного этапа явился М.Лютер.

Следует ознакомиться с идеями представителей первого поколения английской политэкономической школы Адамом Смитом, Давидом Рикардо. Необходимо уяснить, что родоначальником научной социологии явилась французская социологическая школа в лице ее представителей : Шарля Фурье, Сен - Симона, Огюста, Конта, Дюргейма.

Особое внимание целесообразно обратить на марксистскую школу социологии труда.

Следует ознакомится с немецкой школой социологии труда в лице Г. Зиммеля и М. Вебера. Дать характеристику работ М. Вебера.

Кратко охарактеризовать эмпирическую социологию труда. Следует особенно внимание обратить на суть трудов «ранних научных менеджеров» как на первых экспериментаторов в области социальных резервов и человеческого фактора на производстве в Англии. К их числу относятся: Ричард Аркрайт, Джеймс Уайт, Роберт Оуэн. Знать суть реформ Оуэна.

Студенту необходимо четко уяснить роль «ранних научных менеджеров» в совершенно новом подходе к управлению предприятием, основывающемся на изучении психологических факторов. Необходимо учесть, что в конце века произошло перемещение центра прикладной социологии, т.е. практического менеджмента из Англии в Америку. Переход к монополистическому капитализму превратил науку о труде в непосредственную производительную силу. Выразителем нового подхода к управлению трудом - движению «научный менеджмент» стал Ф. Тейлор.

    1. В чем суть отличительных особенностей донаучного этапа развития экономики и социологии труда?

    2. Какие социально-трудовые общества отражены в древнейших письменных документах III - II тысячелетия до н.э. в Египте, Месопотамии, Шумере и др.?

    3. Какая информация изложена в древневосточных документах по вопросам труда?

    4. В чем суть социальной организации труда Древнего Египта?

    5. Характеристика нового этапа развития идей о труде в античной Греции.

    6. Характеристика труда в средневековье.

    7. Каковы объективные причины возникновение научного этапа в социологии труда?

    8. Научные цели в области труда М. Лютера.

    9. Перечислить основные научные идеи представителей английской политэкономической школы в лице ее представителей: Адама Смита и Давида Рикардо.

    10. В чем суть французской экономической школы в лице ее представителей: Фурье, Сент-Симона, Огюста, Конта, Дюркгейма?

    11. Основные идеи марксистской школы социологии труда.

    12. Основные положения немецкой школы социологии труда в лице Г. Зиммеля и М. Вебера. Суть работ М. Вебера.

    13. В чем суть трудов и какова роль «ранних научных менеджеров в новом психологическом подходе к управлению предприятием»?

© Центр дистанционного образования МГУП