Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студент должен ознакомиться с характерными чертами личности и трудовой и научной деятельностью Ф. Тейлора.

Необходимо рассмотреть деятельность Ф. Тейлора по научному управлению трудом в разрезе трех этапов. Первая фаза тейлоровской системы знаний, изложенная в книге «Система поштучной оплаты», посвящена организации заработной платы. Студенту необходимо обратить внимание на основные положения ее организации, а именно, отказ от уравниловки в оплате труда, дифференцированная система оплаты, определение точной нормы времени на выполняемую работу, сотрудничество администрации и рабочих.

Важно усвоить вторую фазу тейлоровской системы, изложенной в работе «Управление фабрикой». Она посвящена контролю метода работы, подготовке работы, нормализации инструментов, проверке качества, совершенствованию методов труда. Кроме того определены критерии тяжелой и легкой работы.

Обратите внимание на то, что на третьей фазе предложена принципиально отличная от прежнего типа система управления предприятием. Четко распределен труд между рабочими и администрацией.

Студент должен хорошо усвоить 4 принципа научного управления трудом, являющихся фундаментов современного менеджмента.

Важно понять концепцию Ф. Тейлора «достигающий рабочий» и ее значение с одной стороны для повышения производительности труда, а с другой - для самосовершенствования личности работника. Необходимо уяснить основное общественное значение научной рационализации труда по ф. Тейлору, а именно, изменение психологии работника.

    1. Дать характеристику первой фазы управления трудом Ф.Тейлора.

    2. Охарактеризовать вторую фазу деятельности Ф. Тейлора по научному управлению трудом.

    3. Оценить содержание и значение третьей фазы деятельности Ф. Тейлора по научному управлению трудом.

    4. Охарактеризовать четыре принципа научного управления трудом, сформированных Ф. Тейлором.

    5. Раскрыть сущность концепции Ф. Тейлора «достигающий рабочий» и оценить ее значение.

    6. Правомерно ли утверждение, что Ф. Тейлор создал «экономического» и «механического человека»?

    7. В чем суть современной психологии по Тейлору и методов социально-психологической мотивации труда.

© Центр дистанционного образования МГУП