Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Современный этап социологии труда начинается в 20-е годы XX века. В 30-е годы центром социологической мысли вместо Западной Европы становится США, где социология получила доступ на университетские кафедры.

Студенту необходимо уяснить, что центром развития американской социологии становится Гарвардский университет, ученые которого провели знаменитые Хотторнские эксперименты, с которых началось развитие индустриальной социологии. Доктрина «человеческих отношений» дала толчок для разработки проблем мотивации поведения. Значительный вклад в это направление внесли А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макрегор, Л. Портер, Э. Лоулер.

Следует обратить внимание на то, что параллельно с общетеоретической концепцией в США разрабатываются прикладные концепции и программы в рамках программы «гуманизация труда». Необходимо уяснить суть этой концепции.

Важно знать, что в США принято выделять особый тип знаний - прикладные исследования, это исследовательская работа сделанная с целью получения практической пользы.

Следующим направлением деятельности социологов является социальная инженерия, ставящая целью изменения организационных структур и контроль за человеческим поведением.

Необходимо подчеркнуть, что самостоятельным направлением зарубежной социологии труда является развитие новых форм организации труда (НФОТ), которые базируются на нетрадиционный концепциях труда (ротация, расширение трудовых функций, автономные группы работающие на принципах хозрасчета.

Студенту следует уяснить, что Хотторнские эксперименты начали проводиться в поисках новых резервов производительности труда в 1927-1932 г.г. под руководством Э. Мэйо.

Необходимо четко знать каждый и четырех этапов эксперимента, проводимых учеными в «Вестерн электрик копмани».

Важно уяснить, что, начиная с этого эксперимента произошел поворот в области научной организации труда к использованию гуманитарных наук в производственной сфере.

Особое внимание следует уделять основным выводам, а именно, значению эмоциональной, психологической стороны производственного процесса и наличию неформальных структур предприятия - малых группам. Важно четко знать практические направления деятельности менеджеров, основанные на выводах «школы человеческих отношений».

    1. Характеристика современного этапа развития социологии труда.

    2. Перечислите основные направления научной деятельности социологов на современном этапе.

    3. Какова причина проведения Хотторнских экспериментов, когда, где, под чьим руководством они проводились?

    4. Охарактеризовать первую и вторую стадии Хотторнского эксперимента.

    5. Охарактеризовать третью и четвертую стадии Хотторнского эксперимента.

    6. Какие основные научные выводы были сделаны в результате эксперимента?

    7. Какие практические рекомендации для менеджеров были разработаны в результате эксперимента?

© Центр дистанционного образования МГУП