Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студенту необходимо ознакомиться с представлением о личности с позиции трех главных школ: психоанализа, научения, теории роста. Ибо эти теории позволяют менеджерам получить представление о человеческом поведении как о феномене, который можно понять с которым можно работать, на который можно повлиять.

Следует обратить внимание на то, что теорию психоанализа разработал Зигмунд Фрейд, а развили ее ученые: Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан и Эрих Фромм.

Важно уяснить основную суть теории Фрейда, выражающуюся в двух базовых гипотезах психоанализа: доктрине психического детерминизма и роли бессознательных процессов в формировании мышления. При этом осознать характеристику трех основных психических инстанций: «ид», «эго», «суперэго». Ознакомиться с элементами защиты сознания человека при тревоге и беспокойстве: вытеснение, перенесение, рационализация, замещение.

Рассмотреть суть работ психолога Юнга, проведшего, в частности, классификацию людей на интровертов и экстравертов. Практические выводы для менеджеров из этой теории. Обратите внимание на выводы из теории Адлера о психологическом свойстве человека - стремлении максимального развития потенциальных возможностей личности.

Необходимо уяснить значение работ Хорни, Салливан и Фромма о представлениях о человеке как о социальном, а не только биологическом объекте. Важно понять, что знакомство с этой теорией дает более реальное представление о людях и их поведении и помогает эффективнее общаться и работать с окружающими.

Студент должен изучить теорию научения - бихевиоризм, представленную работами И.П. Павлова, Д. Уотсона, Б. Скиннера. Следует обратить внимание на то, что бихевиоризм - ведущее направление американской психологии является не сознание, а поведение.

Студент должен понять значение работ Павлова И.П. об условных рефлексах в процессе обучения. Значение учения Уотсона об обучении при помощи формирования новых связей между определенными стимулами и ответными реакциями. Роль Скиннера в определении различий между двумя типами реакций: «ответных» и «оперантных», которые важны в теории научения, как помогающие эффективно изменить поведение людей. Важно усвоить практические выводы из теории научения для применения в управленческой практике.

Студенту следует ознакомиться с теорией роста, которая подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Предусматривает необходимость учета менеджером не меркантильных интересов работника для достижения от каждого эффективных, производительных действий.

    1. Какие школы главные психиатрии дают представление о личности человека?

    2. Дать краткую характеристику теории психоанализа З.Фрейда.

    3. Рассмотреть характеристику трех основных психических инстанций: «ид», «эго», «суперэго».

    4. Перечислите элементы защиты сознания человека с позиции теории психоанализа.

    5. Каковы практические выводы для менеджера из работ Юнга?

    6. Каковы основные выводы из Теории Адлера и их практическое применение в менеджменте?

    7. В чем значение работ Хорни, Салливан и Фромма?

    8. Каковы практические выводы из теории научения для применения в управленческой практике?

    9. Каково практическое применение в менеджменте теории роста?

© Центр дистанционного образования МГУП