Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студенту необходимо уяснить различия в понятиях дееспособность и работоспособность. Следует уяснить, что в процессе работы под влиянием самой работы и условий труда происходят изменения в функциональных системах организма человека, выражающееся в отклонении показателей от нормы (превышение давления, частоты пульса, потоотделения и т.д.).

Важно понять, что расход энергии в процессе работы ограничен пределом, который И.В. Павлов назвал «пределом работоспособности». Необходимо знать факторы, влияющие на работоспособность.

Следует знать, что организм - саморегулирующаяся система, это означает, во-первых, что предел работоспособности может быть расширен за счет внутренних резервов организма, что может отрицательно влиять на здоровье человека и результаты работы, во-вторых восстановление энергии происходит только в процессе отдыха, в результате него состояние функций организма приходит в норму.

Студент должен усвоить, что изучение работоспособности происходит при помощи графиков - «кривой работоспособности». Следует дать характеристику каждому из элементов графика. Важно понять, что эти графики лежат а основе научного определения периодов и продолжительности времени отдыха в процессе работ разных по содержанию и тяжести. В связи с этим при определении норм времени необходимо учитывать научно-обоснованные перерывы на отдых. На основании графиков строятся режимы труда и отдыха, применение которых сохраняет здоровье работника и повышает его работоспособность. Кроме того, эти графики используются при определении категорий тяжести труда.

    1. В чем отличия понятий дееспособность и работоспособность?

    2. Каким образом содержание самой работы и условия труда влияют на изменение функциональных систем организма человека?

    3. Что означает понятие «предел работоспособности»?

    4. Какие факторы влияют на работоспособность?

    5. Почему организм человека называется саморегулирующейся системой?

    6. Охарактеризовать физиологические реакции, вызванные утомлением. Каким образом они влияют на работоспособность и производительность труда.

    7. При помощи каких исследований определяется кривая работоспособности?

    8. Охарактеризовать каждый из элементов кривой работоспособности.

    9. Дать характеристику режима труда и отдыха, их значение для сохранения здоровья и повышения работоспособности работника.

    10. Что означает «категория тяжести труда». Как они определяются. Как компенсируются тяжелые условия труда?

    11. Почему знание основ физиологии труда важно для научного обоснования организации труда, норм времени, режим труда и отдыха, категорий тяжести труда и работоспособности?

© Центр дистанционного образования МГУП