Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студент должен понять, что потребность и интересы являются детерминантами трудового поведения. Трудовое поведение людей определяется взаимодействием внутренних и внешних побудительных сил, представляющих собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности.

Важно усвоить понятия мотив и мотивация, мотиваторы и различия между ними. Важно знать, что потребности и интересы выступают мотиваторами. Потребности, реализуемые человеком в процессе труда, делятся на врожденные (физиологические) и приобретенные (духовные) обратите внимание на то, что интерес является конкретным выражением осознанных потребностей.

Следует понять, что важнейшим элементом трудовой мотивации являются ценности и нормы поведения. Знать признаки деления ценностей: материальные, духовные, социальные, политические и др.

Важно уяснить, что направленность личности на те или иные ценности характеризует ценностные ориентации делящиеся на ценности - цели и ценности - средства.

Следует раскрыть понятие социальные нормы.

Студенту необходимо уяснить разницу между понятиями «мотив» и «установка». Мотивы, складывающиеся под воздействием эмоций человека и его темперамента более подвижны. Установка характеризует стабильную готовность к определенным действиям.

Важно знать функции мотивов в сфере труда, реализующиеся в поведении работника (ориентирующая, смыслообразующая, опосредствующая, мобилизующая, оправдательная).

Обратите внимание на понятие «мотивационное ядро - группу ведущих мотивов, определяющих поведение работника и имеющего свою структуру. Она различается в зависимости от конкретных трудовых ситуаций.

Студенту необходимо четко разобраться в сути диспозиционной концепции социального поведения.

    1. Чем определяется поведение людей?

    2. Чем отличается понятия мотив, мотивация, мотиваторы?

    3. Какова роль потребностей в мотивации труда?

    4. Что такое ценности, ценностные ориентации и по каким признакам они делятся?

    5. Что такое социальные нормы?

    6. Чем отличаются по понятиям мотив и установки?

    7. Каковы функции мотивов в сфере труда.

    8. Что такое «мотивационное ядро» и какова его структура?

    9. Какие составляющие оказывают влияние на трудовое поведение?

    10. В чем суть диспозиционной концепции социального поведения?

© Центр дистанционного образования МГУП