Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студенту необходимо охарактеризовать потребности, удовлетворяемые человеком в процессе труда, и дать их характеристику. Уметь объяснить смысл расположение в определенной в определенной иерархии: физиологических, экзистенциальных, социальных, эгоистических, самовыражения.

Важно осмыслить значение теории для изменения поведения работника в интересах организации и самого работника. Следует знать способы, которыми должны пользоваться менеджеры с целью удовлетворения потребностей подчиненных. На конкретном примере проиллюстрировать каким образом изменение организации рабочего места, содержание и организации труда формирует у работника потребности более высокого уровня, объяснить каково экономическое и социальное значение преобразований, обеспечивающих возможность реализации социальных и духовных потребностей.

Студент должен ознакомиться с потребностями присущими ряду людей; а именно, во власти, в успехе, в причастности.

Необходимо знать основные черты характера, присущие людям, стремящимся удовлетворить указанные потребности. Обратите внимание, что эти потребности лежат между четвертым и пятым уровнем потребностей А. Маслоу. Важно знать, что менеджер должен создавать условия реализации потребностей людям или обладающими, т.к. они могут принести пользу организации.

Обратите внимание на то, что идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Герцберга. Студент должен знать, что в результате обработки Герцбергом социологического опроса о факторах, вызывающих удовлетворение или неудовлетворение в процессе труда, они расположились в двух независимых плоскостях. Одна группа факторов названа внешними или гигиеническими. Другая - внутренними или мотиваторами.

Необходимо уяснить, что только внутренние факторы (содержание работы) выступают мотиваторами поведения, т.е. повышают удовлетворенность трудом. Внешние факторы (условия работы), т.е. заработок, могут снизить уровень неудовлетворенности трудом, но никак не повысить производительность труда. Обе системы факторов являются разнонаправленными плоскостями поведения.

Необходимо знать, что важнейшим практическим выводом теории является необходимость «обогащения трудом» за счет повышения его содержательности.

На базе теории Герцберга возникла трудовая концепция формы организации труда (НФОТ).

    1. Какие потребности удовлетворяет человек в процессе труда в соответствии с теорией А. Маслоу?

    2. Охарактеризовать каждую из потребностей.

    3. В чем суть иерархии потребностей?

    4. Каким образом используя теорию на практике можно изменить поведение работника в процессе труда?

    5. Какими конкретными способами может пользоваться менеджер для развития более высоких потребностей работника.

    6. Какие потребности, реализуемые в труде, определил Макклеланд?

    7. Какими чертами характера должны обладать люди, имеющие потребности во власти, успехе, причастности?

    8. Какие условия должен создавать менеджер с целью возможности реализации людям указанных потребностей?

    9. Приведите пример практической реализации теории на производстве.

    10. Что общего есть в теориях Маслоу и Герцберга?

    11. Каким образом распределились на графике факторы, вызывающие удовлетворенность и неудовлетворенность в процессе труда?

    12. Какие факторы входят в группу гигиенических и как они влияют на трудовое поведение?

    13. Какие факторы входят в группу мотиваторов и как они влияю на трудовое поведение?

    14. Какие практические выводы для управления поведением были сделаны в теории Герцберга?

    15. В чем суть трудовой концепции «обогащение труда»?

© Центр дистанционного образования МГУП