Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студент должен уяснить, что теория исходит из предположения, что поведение работника связано с его ожиданиями: с ожиданиями связями «затраты - результаты; результаты вознаграждения». При этом для работника важны валентность вознаграждения. Важно понять, что на основании показателей вероятностной мотивации труда, принимаются соответствующие меры, чтобы повысить уровень ожиданий работника.

Студенту необходимо объяснить механизм распределения усилий работника в зависимости от субъективности оценки своего вознаграждения в сравнении с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Следует показать три возможных варианта сравнения. Важно уяснить практические выводы из теории.

Студенту важно уяснить, что согласно модели Портера - Лоулера, мотивация является функцией потребностей, ожидания и восприятия работником справедливости вознаграждения.

Необходимо охарактеризовать пять переменных моделей: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворенности.

Важно понять вывод из модели о том, что к удовлетворению ведет результативный труд и вознаграждение, воспринимаемое как справедливое.

Следует уяснить значение модели для современного менеджмента, состоящее в более полном объяснении понятия мотивации.

    1. Какие ожидания работника в соответствии с теорией ожидания мотивируют поведения работника?

    2. На какие два типа делится вознаграждения?

    3. Что означает «валентность» вознаграждения.

    4. Как при помощи теории ожидания можно мотивировать работника к более результативной деятельности?

    5. Каковы варианты субъективной оценки вознаграждения работника по сравнению с другими?

    6. Каково поведение работника в зависимости от оценки им своего вознаграждения труда?

    7. Какие практические выводы для менеджеров дает теория справедливости.

    8. Какими функциями является мотивация, согласно модели Портера - Лоулера?

    9. Каковы пять переменных модели?

    10. Каким образом эти переменные связаны друг с другом?

    11. Что ведет к удовлетворению работника согласно модели Портера - Лоулера?

    12. Какие понятия согласно модели Портера - Лоулера объединяются во взаимосвязанную систему?

    13. Каким практические выводы для изменения поведения людей дает модель Портера - Лоулера.

© Центр дистанционного образования МГУП