Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Студент должен знать что занятость как экономическая категория выражает производственные отношения по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу и показывает как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

В этой теме следует усвоить, кто относится к числу занятых по роду деятельности, по способу вовлечения в трудовую деятельность.

Уяснить, что существуют следующие виды занятости: полная, эффективная, рациональная и др.

Кроме того, необходимо знать признаки, по которым выделяются виды занятости, а также формы занятости, представляющие собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы.

Изучая безработицу, необходимо уяснить те причины и факторы, которые ее порождают, а именно, особенности функционирования рынка труда, социально-экономическая дестабилизация, несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства, интенсификация производства.

Студент должен хорошо уяснить основные виды безработицы, причины их возникновения, кто охвачен безработицей, ее продолжительность и пути ее преодоления.

Необходимо знать признаки по которым человек относится к безработному. Назовите требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение пособия по безработице.

    1. Дайте определение занятости.

    2. Перечислите что относится к числу занятых?

    3. Каким образом дифференцируются занятые по роду деятельности?

    4. Какие существуют виды занятости?

    5. По каким признакам выделяются виды занятости?

    6. Охарактеризуйте формы занятости.

    7. Назовите признаки, с учетом которых производится классификация форм занятости.

    8. В чем суть понятия безработица?

    9. Перечислите факторы, влияющие на безработицу.

    10. Перечислите основные виды безработицы.

    11. Назовите причины возникновения безработицы?

    12. Укажите пути преодоления безработицы.

    13. С учетом каких признаков может быть классифицирована безработица?

    14. Кто относится к безработным?

    15. Какие требования, предъявляются к лицам, претендующим на получение пособия по безработице.

© Центр дистанционного образования МГУП