Московский государственный университет печати

Павлова Г.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"

для специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Павлова Г.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Экономика и социология труда"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Труд, основные понятия, значение, роль, формы проявления, функции. Определение науки экономика и социология труда

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. История развития наук о труде

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Школы «научного менеджмента». Принципы научного управления трудом по Тейлору

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Современный этап развития социологии труда

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Мотивация трудовой деятельности (теория и практика). Представления о человеческом поведении с точки зрения психологи и социологии

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Влияние процесса труда на физиологические изменения функций человеческого организма и его работоспособность

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. Потребность и интересы как детерминанты трудового поведения. Структура мотивов трудового поведения

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу, теория потребностей Макклеланда, двухфакторная теория Герцберга

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Процессуальные теории мотивации. Теории ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Разработка передовых форм организации труда (НФОТ)

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Тема 11. Концепция качества трудовой жизни

11.1.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 12 Рынок труда: сущность, содержание, функции, модели

12.1.

Вопросы для самопроверки

13.

Тема 13. Механизмы рынка труда

13.1.

Вопросы для самопроверки

14.

Тема 14. Занятость населения: сущность, виды. Безработица: сущность, виды

14.1.

Вопросы для самопроверки

15.

Тема 15. Инфраструктура рынка труда

15.1.

Вопросы для самопроверки

16.

Тема 16. Продуктивность, эффективность и производительность труда. Методы измерения производительности труда

16.1.

Вопросы для самопроверки

17.

Тема 17. Факторы и условия влияющие на производительности труда

17.1.

Вопросы для самопроверки

18.

Тема 18. Резервы повышения производительности труда

18.1.

Вопросы для самопроверки

19.

Контрольная работа

19.1.

Варианты контрольных работ

20.

Литература

21.

Формы контроля

Изучая данную тему студент должен уяснить, что резервы роста производительности труда тесно связаны с факторами роста производительности труда, а именно, фактор - это возможность, а резерв - процесс превращения возможности в действительность.

Следует знать, что все резервы делятся на две большие группы: резервы улучшения использования живого труда (рабочей силы) и резервы более эффективного использования основных и оборотных фондов. Необходимо знать какие резервы относятся к первой и второй группам.

Обратите внимание, что по признакам возможностей их использования резервы делятся на резервы запаса и резервы потерь, которые следует знать. Необходимо изучить резервы времени использования (текущие и перспективные), по месту выявления и использования (народнохозяйственные, отраслевые, внутрипроизводственные).

Следует обратить внимание на то, что выявление имеющихся резервов осуществляется на основе анализа уровня и динамики производительности труда на отдельных участках производства или по видам работ в текущем и предыдущем периодах путем сравнения анализируемых показателей с плановыми. При этом особое внимание следует уделять анализу трудоемкости важнейших видов продукции.

Важно знать формулы, по которым рассчитывается экономия за счет: снижения трудоемкости, экономии рабочей силы в результате повышения технического уровня производства, расширения зоны обслуживания, сокращения доли ручного времени, ликвидации потерь рабочего времени, снижения брака, совершенствования структуры кадров, совершенствования труда вспомогательных рабочих.

    1. В чем отличие между факторами и резервами роста производительности труда?

    2. Что относится к резервам использования живого труда?

    3. Что относится к резервам более эффективного использования основных и оборотных фондов?

    4. Перечислите виды резервов по признакам возможности их использования.

    5. Каким способом выявляются имеющиеся резервы?

    6. Ознакомьтесь с формулами, по которым рассчитывается экономия за счет выявления различных резервов.

© Центр дистанционного образования МГУП