Московский государственный университет печати

Г.Н. Степанова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Планирование на предприятии»

для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Г.Н. Степанова
Методическое руководство по изучению дисциплины «Планирование на предприятии»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Литература

1.2.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 1. Методологические основы планирования

2.1.

Литература

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Содержание и организация планирования

3.1.

Литература

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Плановые расчеты и показатели

4.1.

Литература

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Стратегическое планирование развития предприятия

5.1.

Литература

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Планирование потенциала предприятия

6.1.

Литература

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Планирование сбыта и производства продукции

7.1.

Литература

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия

8.1.

Литература

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Планирование затрат и результата

9.1.

Литература

9.2.

Вопросы для контроля знаний

10.

Тема 9. Планирование финансов

10.1.

Литература

10.2.

Вопросы для контроля знаний

11.

Тема 10. Учет риска при планировании

11.1.

Литература

11.2.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 11. Внутрипроизводственное планирование

12.1.

Литература

12.2.

Вопросы для самопроверки

13.

Контрольная работа

13.1.

Варианты контрольных заданий

14.

Литература

15.

Формы контроля

Студент должен изучить теоретические и методологические основы стратегического планирования; сущность, цели и задачи стратегического планирования применительно к основным объектам стратегического планирования.

При разработке стратегических планов выделяют следующие методы стратегического планирования: расчетно-аналитические, графо-аналитические, экономико-математические, эвристические.

Модели стратегического планирования: модель ЖЦТ, портфельные модели анализа стратегии (БКГ, АДЛ, Мак-Кинси), модель делового анализа PIMS, модель «7С», модель Портера. Важное значение имеет информационное обеспечение стратегического планирования.

В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности предприятия становится более объемным. Оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности потребителей выпускаемой продукции, действия конкурентов и т.д. Долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде предприятия. Основными объектами стратегического планирования принято считать: продукцию предприятия; рынки сбыта; новые технологии; взаимоотношения с обществом; внешнеэкономическую деятельность.

Ключевыми факторами, которые следует принимать во внимание при разработке стратегических планов, являются:

  • факторы внешней среды (экономические, политические, технические, экологические, отраслевые, международные, правовые, юридические, социальные, спрос, конкуренция, поставщики, покупатели и т.п.);
  • факторы внутренней среды (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура, взаимоотношения между структурными подразделениями, психологический климат в производственных коллективах).

Алгоритм процесса стратегического планирования предполагает проведение стратегического анализа (PEST-, SWOT-анализа), выделение стратегических зон хозяйствования, оценку стратегической позиции и конкурентоспособности, выбор синергического бизнес-портфеля.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов.

    1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия.

    2. Определение основных ориентиров предприятия (идеалы, цели, задачи).

    3. Стратегический анализ, в рамках которого предприятие сравнивает намеченные ориентиры и реальные возможности внешней среды, проводит анализ стратегических альтернатив.

    4. Выбор определенного варианта стратегии и подготовка стратегического плана.

{ссылка на источники литературы}

    1. Что следует понимать под стратегическим планированием?

    2. Назовите основные элементы внешней и внутренней среды предприятия.

    3. Перечислите основные признаки характеристики внутренней среды предприятия.

    4. Каковы источники информации о среде предприятия?

    5. Раскройте содержание миссии предприятия.

    6. Приведите общие цели деятельности полиграфического предприятия.

    7. В чем заключается сущность стратегического анализа?

    8. Перечислите основные этапы процесса формирования стратегического плана (стратегии).

    9. Раскройте содержание PEST-анализа.

    10. Раскройте содержание SWOT-анализа.

© Центр дистанционного образования МГУП