Московский государственный университет печати

Г.Н. Степанова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Планирование на предприятии»

для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Г.Н. Степанова
Методическое руководство по изучению дисциплины «Планирование на предприятии»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Литература

1.2.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 1. Методологические основы планирования

2.1.

Литература

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Содержание и организация планирования

3.1.

Литература

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Плановые расчеты и показатели

4.1.

Литература

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Стратегическое планирование развития предприятия

5.1.

Литература

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Планирование потенциала предприятия

6.1.

Литература

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Планирование сбыта и производства продукции

7.1.

Литература

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия

8.1.

Литература

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Планирование затрат и результата

9.1.

Литература

9.2.

Вопросы для контроля знаний

10.

Тема 9. Планирование финансов

10.1.

Литература

10.2.

Вопросы для контроля знаний

11.

Тема 10. Учет риска при планировании

11.1.

Литература

11.2.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 11. Внутрипроизводственное планирование

12.1.

Литература

12.2.

Вопросы для самопроверки

13.

Контрольная работа

13.1.

Варианты контрольных заданий

14.

Литература

15.

Формы контроля

План сбыта и производства продукции - ведущий раздел внутрифирменного плана. При изучении данной темы студент должен освоить основные принципы разработки маркетинговой программы развития предприятия, разработки продуктовой программы в рамках стратегического, среднесрочного и текущего планирования.

Основополагающим разделом внутрифирменного плана является план сбыта продукции на основе разработки сбытовой политики для различных логистических производственных систем.

Выбор стратегии и формирование плана маркетинга должны осуществляться исходя из целей и задач предприятия. Цели предприятия должны носить стратегический характер. Например: увеличение занимаемой доли рынка за счет расширения круга потребителей, создание новых рынков, обеспечение роста собственного капитала, повышение рентабельности продаж. В плане маркетинга приводятся следующие элементы:

  • перечень (номенклатура, ассортимент) товарной продукции, предлагаемой потребителям;
  • цена продукции;
  • каналы распределения продукции;
  • способы (формы) организации рекламной работы.

В основе планирования лежит концепция жизненного цикла товара, исходя из которой планируется обязательное обновление продукции с учетом потребностей рынка. План маркетинга должен давать представление о положении предприятия на рынке сбыта, о задачах на планируемый период и о способах и путях достижения плановых решений.

Анализ рынка и сопоставление с внутрифирменными возможностями отражают пропорции, складывающиеся между динамикой рынка и динамикой развития собственно предприятия. Эти пропорции учитываются в плане сбыта (товарооборота), который, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на план производства продукции.

План сбыта включает в себя количественный план (объем продаж в натуральном измерении), стоимостной план (в денежном выражении) и инструкции о скидках, сроках и условиях платежа. План по сбыту формируется одновременно с планом рекламных мероприятий, ориентированном на расширение рынка сбыта продукции и повышение престижа (имиджа) предприятия.

План производства продукции определяет состав (номенклатуру), качество и количество продукции, подлежащей изготовлению и доставке потребителям в планируемом периоде. Он состоит из 2-х частей: расчета производственной программы и использования производственных мощностей. При формировании производственной программы определяются:

  • номенклатура продукции и количество изделий по каждой позиции в натуральном выражении, которую необходимо изготовить;
  • объем производства и сроки изготовления продукции.

В связи с тем, что производственная программа должна соответствовать производственным возможностям предприятия, необходимо проведение расчета производственной мощности.

В перспективном плане производства продукции отражается динамика развития производства, влияние на его рост реконструкции, модернизации и технического перевооружения предприятия, освоение новых видов продукции, укрепление хозяйственных связей с потребителями и поставщиками, последовательная специализация и кооперация.

План производства продукции содержит задания по изготовлению продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества продукции, предназначенной для удовлетворения потребностей покупателей.

Задачей этого плана является определение планового объема выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном выражении, повышение качества продукции, улучшение использования производственной мощности и определение потребности в оборудовании и режиме его работы.

Исходной информацией являются прямые договоры с заказчиком, применяемые нормы и нормативы, графики ремонта и технического обслуживания оборудования. Важное место в планировании объема, ассортимента и сроков изготовления продукции занимают тематические планы издательств, в которых указываются количество названий, объем изданий, тираж, характер выпускаемой продукции.

На основании тематических планов определяется годовой объем производства по предприятию в целом и его цехам и рассчитывается технологическая трудоемкость выполнения запланированного объема выпуска продукции.

Важным этапом планирования производства и реализации продукции является расчет производственной программы, которая конкретизируется по цехам в виде промышленного задания для установления плановой загрузки по основным операциям. Необходимо уяснить, что одним из важнейших элементов производственного плана является расчет потребности в оборудовании на базе расчета производственной мощности. Количество единиц оборудования определяется исходя из технологической трудоемкости планового объема продукции по плановым нормам и фонда времени основной работы оборудования.

Производственная мощность - это максимально возможный выпуск продукции при наилучших организационно-технических условиях. Факторами повышения уровня использования производственной мощности являются:

  • технические факторы (количественный и качественный состав основных фондов, возрастной состав оборудования, степень прогрессивности, механизации и автоматизации технологических процессов, качество исходного сырья);
  • организационные факторы (степень специализации, концентрации, кооперирования; уровень организации производства, труда и управления);
  • экономические факторы (формы оплаты труда, системы материального стимулирования);
  • социальные факторы (профессиональный, квалификационный и образовательный уровень работников).

Оптимизация плана производства - процесс нахождения наилучшего из возможных вариантов структуры планируемой продукции при эффективном использовании ресурсов. Здесь следует применять экономико-математические методы с использованием программных средств и вычислительной техники.

{ссылка на источники литературы}

    1. Покажите связь между планом маркетинга, планом сбыта и планом производства продукции.

    2. Сформулируйте цели и задачи плана сбыта и производства продукции.

    3. Перечислите разделы производственного плана, раскройте их сущность и содержание.

    4. Дайте определение производственной мощности предприятия, цеха, участка, производственного оборудования.

    5. Как производственная программа связана с производственной мощностью? Что означает их сбалансированность?

    6. Дайте определение готовой продукции, полуфабриката, незавершенного производства.

    7. Приведите возможные варианты, при которых товарная и валовая продукции равны. Обоснуйте ответ на конкретных примерах.

    8. Какие факторы следует учитывать при расчете реализованной продукции?

    9. Назовите факторы повышения использования производственной мощности.

    10. Что означает оптимизация плана производства продукции?

© Центр дистанционного образования МГУП