Московский государственный университет печати

Г.Н. Степанова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Планирование на предприятии»

для студентов, обучающихся по специальности "Экономика и управление на предприятии (полиграфия)"


Г.Н. Степанова
Методическое руководство по изучению дисциплины «Планирование на предприятии»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Введение

1.1.

Литература

1.2.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 1. Методологические основы планирования

2.1.

Литература

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Содержание и организация планирования

3.1.

Литература

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Плановые расчеты и показатели

4.1.

Литература

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Стратегическое планирование развития предприятия

5.1.

Литература

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Планирование потенциала предприятия

6.1.

Литература

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Планирование сбыта и производства продукции

7.1.

Литература

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия

8.1.

Литература

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Планирование затрат и результата

9.1.

Литература

9.2.

Вопросы для контроля знаний

10.

Тема 9. Планирование финансов

10.1.

Литература

10.2.

Вопросы для контроля знаний

11.

Тема 10. Учет риска при планировании

11.1.

Литература

11.2.

Вопросы для самопроверки

12.

Тема 11. Внутрипроизводственное планирование

12.1.

Литература

12.2.

Вопросы для самопроверки

13.

Контрольная работа

13.1.

Варианты контрольных заданий

14.

Литература

15.

Формы контроля

При изучении данной темы студент должен детально изучить содержание и порядок разработки плана по себестоимости продукции; ознакомиться с классификацией затрат; с особенностями управления затратами в условиях рынка. Особое внимание следует уделить рассмотрению модели образования и распределения прибыли; показателям рентабельности и методикам их расчета.

Основная задача плана по себестоимости, прибыли и рентабельности - обеспечение систематического снижения себестоимости продукции и повышение на этой основе прибыли и рентабельности.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых ресурсов и выполняемых работ и услуг, связанных с производством конечной продукции предприятия. Целью планирования себестоимости является экономическое обоснованное определение величины затрат. Необходимых для производства и реализации продукции требуемого качества.

В теории и практике планирования принято различать следующие основные классификационные признаки группировки затрат:

  • по экономическому содержанию - экономические элементы затрат;
  • по целевому назначению (по калькуляционным статьям затрат);
  • по способу отнесения на себестоимость единицы продукции - прямые и косвенные;
  • по степени участия в производственном (технологическом) процессе - основные и накладные;
  • по характеру зависимости от изменения объема производства - постоянные и переменные;
  • по своему составу (степени однородности) - простые (одноэлементные) и комплексные.

Плановая калькуляция содержит следующие типовые статьи затрат:

    1) сырье и материалы;

    2) возвратные отходы (вычитаются);

    3) покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприятий;

    4) топливо и энергия на технологические нужды;

    5) основная и дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;

    6) отчисления на социальные нужды;

    7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

    8) общепроизводственные расходы;

    9) общехозяйственные расходы;

    10) коммерческие (внепроизводственные) расходы.

При ознакомлении с вопросами планировании себестоимости продукции следует руководствоваться действующими общехозяйственными и отраслевыми положениями о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Расчет издержек на производство и реализацию отдельных видов продукции, работ, услуг и всей выпускаемой продукции в целом называется калькуляцией себестоимости. В практике планирования используются три метода расчета себестоимости (калькулирования) продукции:

  • нормативно-балансовый (метод прямого счета);
  • расчетно-аналитический на основе планируемых показателей и фактических (бухгалтерских) затрат в отчетном периоде.

При разработке текущего (годового) плана основным методом является нормативно-балансовый метод, при составлении перспективного плана применяется расчетно-аналитический метод.

Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. При этом затраты планируются по экономическим элементам.

Экономические условия, сложившиеся при переходе к рынку и свободной конкуренции, явились причиной возникновения и развития системы управленческого (производственного) учета «директ-хостинг» или контроллинг, в основе которых лежит целостная теория классификации затрат на постоянные и переменные; расчет неполной (усеченной) себестоимости.

При изучении данной темы важным вопросом является планирование снижения себестоимости продукции. Здесь следующие группы факторов:

    1) повышение технического уровня производства;

    2) улучшение организации производства, труда и управления;

    3) изменение структуры и объема производимой продукции;

    4) отраслевые и прочие факторы, в т.ч. непроизводственные.

Прибыль - результирующий и обобщающий показатель, характеризующий в денежном выражении количественную и качественную стороны производсвенно-финансовой деятельности предприятия. В современных условиях прибыль является основным источником для развития предприятия, в первую очередь его производства, для материального стимулирования работников предприятия, реализации социальных программ. Прибыль предприятия формируется из следующих источников:

  • доходов (прибыли) от реализации товарной продукции по основной деятельности;
  • доходов от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
  • доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним расходов.

Прибыль (убыток) от реализации рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных пошлин) и ее себестоимостью с учетом объема продаж.

Прибыль планируется двумя основными способами: методом прямого счета и аналитическим методом. При использовании прямого счета прибыль исчисляется по каждому виду продукции, работ, услуг, а затем суммируется. При аналитическом методе планирования прибыли уровень рентабельности товарной продукции предшествующего (базового) периода охватывает весь планируемый период. Кроме того, учитываются изменения объемов производства, себестоимости продукции и остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.

Одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятия, а также его конкурентоспособности и доходности является рентабельность. Показатель рентабельности в общем виде представляет собой отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. В современной практике наиболее значимым и достоверным показателем является показатель рентабельности, рассчитанный как отношение суммы прибыли к выручке от реализации продукции.

Наряду с общепринятыми в отечественной практике показателями рентабельности, а именно; рентабельность единицы продукции, рентабельность товарной продукции, рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции(продаж) в условиях рыночных отношений значительно расширяется применение показателей рентабельности. К ним следует отнести: рентабельность капитала (общего, собственного, функционирующего и т.д.), рентабельность активов, оборотных средств и др.

{ссылка на источники литературы}

    1. Назовите основные задачи планирования издержек производства и реализации продукции?

    2. Какие признаки закладываются в основу системы классификации затрат?

    3. Опишите поведение затрат в зависимости от объема производства.

    4. Какова связь плана по себестоимости с другими разделами сводного плана предприятия?

    5. В чем заключаются особенности различных методов калькулирования себестоимости продукции?

    6. Назовите факторы снижения себестоимости продукции.

    7. Каким образом распределяются косвенные и накладные расходы при калькуляции себестоимости?

    8.Что такое точка безубыточности производства? Постройте схематично график прибыльности (убыточности) по системе «директ-костинг» или контроллинг.

    9. Как рассчитывается критический объем производства?

    10. Каковы источники формирования прибыли на полиграфических предприятиях?

    11. В каких случаях предприятие получает максимальную прибыль? Каким должно быть соотношение издержек и цены продукции?

    12. Назовите показатели рентабельности. Каким образом можно повысить рентабельность?

© Центр дистанционного образования МГУП