Московский государственный университет печати

В.К. Кондрашова, Г.Н. Степанова, Г.В. Павлова


         

Планирование на предприятии (теоретические и методологические основы)

Учебное пособие


В.К. Кондрашова, Г.Н. Степанова, Г.В. Павлова
Планирование на предприятии (теоретические и методологические основы)
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Основы общей теории планирования

1.1.

Место и роль планирования в системе управления предприятием

1.1.1.

Понятие управления

1.1.2.

Теория управления и планирования

1.1.3.

Принципы управления и их влияние на планирование

1.1.4.

Взаимосвязь инструментов управления

1.2.

Планирование как инструмент управления предприятием

1.2.1.

Понятие планирования и плана

1.2.2.

Цели планирования

1.2.3.

Частные задачи и фазы планирования

1.2.4.

Планирование и информация

1.2.5.

Основные положения планирования

1.3.

Виды планирования

1.3.1.

Виды планирования по соотносимым параметрам

1.3.2.

Виды планирования по формам согласования (координации)

1.3.3.

Виды планирования по формам адаптации

1.4.

Фазы и методы планирования

1.4.1.

Разработка целей

1.4.2.

Диагностика проблем

1.4.3.

Поиск альтернатив

1.4.4.

Прогнозирование последствий альтернатив

1.4.5.

Оценка альтернатив и принятие решений

1.4.6.

Методы планирования по фазам планирования

1.5.

Система планирования на предприятии

1.5.1.

Оценка системы планирования

1.5.2.

Результативность (эффективность) системы планирования

1.6.

Контроль как выявление отклонений от плана

1.6.1.

Понятие и цель контроля

1.6.2.

Фазы контроля

1.6.3.

Виды контроля

1.6.4.

Системы производственного контроля

2.

Основные характеристики планирования

3.

Теоретические основы планирования в условиях рыночной экономики

3.1.

Производственный процесс во времени и пространстве

3.2.

Рыночная ориентация планирования

3.3.

Маркетинговые проблемы планирования

3.3.1.

Позиционирование продукции

3.3.2.

Влияние территориальных границ рынка на доход предприятия

3.3.3.

Близость к потребителю как конкурентное преимущество

3.3.4.

Критерии качества продукции

3.3.5.

Обеспечение конкурентных преимуществ за счет низких издержек производства

3.4.

Инструменты планирования реализации продукции (работ, услуг)

3.4.1.

Основы разработки продуктовой политики и методы ее видоизменения

3.4.2.

Ценообразование в планировании

3.4.3.

Коммуникационная политика полиграфического предприятия. Информационное обеспечение

3.5.

Производственная программа предприятия

3.6.

Планирование в области материально-технического снабжения

3.6.1.

Снабжение и логистика как область деятельности предприятия

3.6.2.

Инструменты планирования материально-технического снабжения

3.6.3.

Определение потребности в материалах на основе производственной программы

3.6.4.

Типичные методы планирования в снабжении

4.

Заключение

5.

Библиографический список

Указатели
57   указатель иллюстраций

Рост научно-технического прогресса, увеличение объема потребностей ставят перед управленческими инстанциями в экономике важные для предприятий проблемы. Как показывает опыт, чтобы решить проблемы будущего, менеджерам нужно напряженно мыслить и активно действовать. Особенно необходимы такие концепции, при помощи которых можно было бы своевременно осознавать желаемые цели и принимать меры для их достижения. Чем меньше средств для удовлетворения потребностей, тем действеннее должны быть инструменты, с помощью которых реализуется рациональное управление соответствующими техническими, экономическими и социальными процессами на предприятии. Одним из инструментов, с которыми связаны определенные ожидания предприятия, является планирование.

Главной рыночной концепцией управления считается стратегическое планирование, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения во внешней среде; позволяет предприятию выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решения, который предшествует будущему действию. Предметом планирования на предприятии являются его ресурсы. Цель планирования ресурсов - оптимизация их использования: установление уровня их расхода, направления, срока использования, режима потребления, взаимозаменяемость.

Информация в производственных системах выступает как взаимозаменяющий ресурс по отношению к труду, основным фондам, материалам. Планирование на основе современных информационных технологий становится более важным фактором развития производства, чем вовлечение в производство средств труда и материальных ресурсов.

Планирование опирается на систему показателей. Формирование конкретного показателя обусловлено видом деятельности (процессом управления), сочетанием используемых ресурсов (видами ресурсов), а также связано с подразделением предприятия либо предприятием в целом, т.е. местом использования ресурсов. Сочетание этих трех аспектов системы показателей планирования (ресурсы, цель и место оперирования) определяет принципиальный подход к их формированию.

© Центр дистанционного образования МГУП