Московский государственный университет печати

Далада Е.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Технология реализации книжной продукции"

для специальности "Издательское дело и редактирование"


Далада Е.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины "Технология реализации книжной продукции"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Общая схема каналов распространения на современном книжном рынке. Основные розничные форматы и актуальные проблемы книжной торговли

2.

Тема 2. Уровни взаимоотношений в системе «издатель-книготорговец»

3.

Тема 3. Основные стратегии книготорговых предприятий

4.

Тема 4. Планирование кампании по продвижению изданий

5.

Тема 5. Разработка рекламного проекта книжной продукции

6.

Тема 6. Макетирование. Реклама в средствах вещания

7.

Тема 7. Мерчендайзинг

8.

Тема 8. Планирование и контроль эффективности сбытовой политики

9.

Контрольная работа

9.1.

Содержание и структура бизнес-плана

10.

Литература

11.

Формы контроля

Документ без названия

Наименование работы:
Бизнес-план
розничного книготоргового предприятия __________

  • Описание магазина (его название, расположение, режим работы)

  • Описание целевой аудитории магазина

  • Уровень удовлетворения магазином физических, социальных и психологических потребностей аудитории (ассортимент, комфорт условий и т.д.)

  • Выгодные предложения для посетителей (бонусы, скидки, распродажа, дисконтные карты)

  • Специальное взаимодействие с целевой аудитории (выкладка, PR-мероприятия, доп услуги, сопутствующие товары и т.д.)

Вывод: Оценить соответствие услуг и ассортимента магазина его целевой аудитории

Объем работы - 2 машинописные страницы.

Оценивается не идеальный книжный магазин, а реально реализуемый проект, продуманный и логичный, к тому же финансово наименее затратный.

Введение

1. Основная идея проекта

(что планируется создать, сколько средств для этого необходимо; указывается предполагаемый срок возврата заемных средств)

Основная часть

2. Выбор помещения (поиск, оценка вариантов расположения книжного магазина)

к работе может быть приложена фотография фасада выбранного помещения и подробно описываются нижеследующие параметры отбора:

2.1. Культурно-экономический профиль района(1 км радиус окружности, центром которой является выбранное вами помещение)

    - «спальный» район, бизнес-центр или промышленная зона

    - наличие учреждений, способных создавать клиентов для книготоргового предприятия (указать год создания, популярность учреждения, его имидж и потенциал развития)

    - численность и состав населения (возраст, пол, профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень доходов преобладающей группы)

    - наличие или отсутствие в непосредственной близости других торговых предприятий (насколько данное место разработано с точки зрения шопинг-маршрута населении; для каждого предприятия указать - год создания, его популярность учреждения и имидж, потенциал развития)

    - активность пешеходного потока (наличие транспортных развязок, центральных улиц, административных и медицинских учреждений в непосредственной близости от выбранного места)

2.2. Конкурентный анализ (оценка и анализ прямых и косвенных конкурентов вашего предприятия, расположенных в ближних и средних зонах вашего влияния)

2.2.1. Прямые конкуренты (любые точки, торгующие в том числе и книгами)

    - год создания и сложившийся имидж торговой точки

    - режим работы

    - описание типичного потребителя

    - расчет коэффициента конверсии

    - основные ассортиментные группы (в том числе некнижные), предлагаемые данной торговой точкой

    - ценовая политика на основные ассортиментные группы товаров данной торговой точки

    - атмосфера, сопровождающая акт купли-продажи

    - услуги, предлагаемые клиентам данной торговой точкой

2.2.2. Косвенные конкуренты

    - год создания и сложившийся имидж торговой точки

    - основное предложение, которое делает жителям (либо приезжающим на работу в данный район) торговое предприятие

    - режим работы

    - описание типичного потребителя

    - расчет коэффициента конверсии

    - основные ассортиментные группы, предлагаемые данной торговой точкой

    - ценовая политика в целом (дорого - дешево с примерами)

    - атмосфера, сопровождающая акт купли-продажи

    - услуги, предлагаемые клиентам данной торговой точкой

2.2.3. Модель предприятия розничной торговли в этом районе (описание опыта покупателя)

2.3. Потенциал развития района(на ближайшие 3-5 лет с точки зрения клиентуры и инфраструктуры района)

2.4. Описание архитектурных параметров помещения

    - общая площадь (в т.ч. торговая)

    - внешние элементы конструкции (витрины, вход)

    - наличие подсобных помещений

    - аренда (стоимость 1 кв. м в год), коммунальные платежи

    - другое

2.4.1. Примерная оценка стоимости (в рублях) необходимого ремонта или доведения помещения «до ума».

3. Концепция магазина(все элементы концепции должны быть сопоставлены с соответствующими пунктами проведенного выше анализа и обоснованы подробно)

3.1. Определение стратегии(на чем будем зарабатывать деньги и наше основное предложение клиентам) и профиля предприятия (универсальный, специализированный ассортимент, сопутствующие товары и сопутствующие услуги)

А именно:

Стратегия широкого ассортимента

Модель работы магазина, построенная на специализации в отношении товара.

Конкурентноспособная позиция - специализированный (на книгах) супермаркет

Основные характеристики:

  • Большой торговый зал

  • Удобное расположение (центр города, хорошее сообщение).

  • Широкий и глубокий книжный ассортимент (дополненный сопутствующими товарами)

  • В качестве основного механизма обеспечения прибыльности выступает высокий товарооборот (увеличение спроса на книги благодаря эффекту синергии).

  • Развитая информационно-справочная служба

  • Автоматизация товарных и информационных потоков

  • Максимальный график работы

Риски:

  • Необходимость заказывать книги, вероятность полной реализации которых невелика (с низким показателем товарооборота)

  • Отсутствие единых классификационных схем на книжном рынке

  • Ежемесячное появление не менее 5.000 новых наименований и соответственно необходимая торговая площадь - не менее 1500 кв.м.

Стратегия лучшего качества обслуживания

Модель работы магазина, построенная на специализации в отношении клиента (где основой является не товар (книга), а степень удовлетворенности клиента).

Основные характеристики:

  • Профилированный ассортимент

  • Наличие сопутствующих товаров (от предпочтений клиента)

  • Большой процент внемагазинных продаж

  • Механизм обеспечения прибыльности - уровень сервиса, обеспечивающий значительную наценку

  • Налаженные системы поиска информации, как для формирования ассортимента, так и для личных нужд клиентов

  • Широкий спектр предоставляемых услуг и изучение потребностей клиентов

Риски:

  • требует серьезного комплексного подхода, т.е. закупочная политика, работа с персоналом, управление предприятием, техника и решения по вопросам обслуживания должны четко соответствовать ожиданиям клиента.

  • В связи с чем

      - вы должны знать своего клиента

      - планировать свою деятельность и действовать согласно плану

      - сохранять достойный уровень конкурентноспособности по позициям «ассортимент» и «уровень цен»

Стратегия низких цен или стратегия дискаунтера.

Эта модель работы магазина предполагает крупномасштабную экономию и использование любых возможностей для снижения цен. Книжный магазин, выбравший данную стратегию должен смириться с низкой наценкой (не более 12% плюс к цене поставщика), небольшим ассортиментом товаров с очень высоким показателем оборота, низкой маржой с отдельно взятой торговой точки - порядка 2% (напомним в настоящий момент среднестатистическая официальная маржа для предприятий книжной торговли в России - 5%). Как правило, дискаунтер насчитывает не менее 100 торговых точек, дабы выйти на уровень безубыточности и сотрудничает с ограниченным кругом поставщиков, зачастую выпуская (заказывая им) продукцию под собственной маркой.

Основные характеристики:

  • Упрощенная система управления

  • Оптимизированные схемы закупок и снабжения (2-3 постоянных поставщика)

  • Оптимизированная система розничных продаж (никакой актуализации ассортимента, так как это предполагает творческую работу высококвалифицированного персонала)

  • В качестве основного механизма обеспечения прибыльности выступает снижение издержек

  • Ограниченный ассортимент

  • Оптимизация административного и финансового контроля

  • Упрощение процесса подбора и развития персонала

  • Минимальная торговая наценка

Риски:

  • Низкий и средний социальный статус клиентов

  • Ограниченность категорий книжных изданий, входящих в группу товаров первой необходимости

  • Низкий уровень лояльности к марке магазина

  • Профилирование ассортимента накладывает определенные ограничения на работу с поставщиками (или увеличивает их число), а сопутствующие товары и услуги ко всему прочему расширяют круг ваших прямых конкурентов.

3.2. Описание вашего будущего типичного клиента (социо-демографические характеристики, покупательские привычки, в том числе в отношении книжной продукции, образ жизни)

3.3. Ассортиментная политика

3.3.1. Расчет количества товарных единиц, которые можно выложить на вашей торговой площади, исходя из следующих данных:

    a) 40% площади занимает оборудование при соблюдении требований 1,5 м между стеллажами и тумбами;

    b) на одном стеллаже высотой 6-7 полок в среднем выкладывается 250-280 экземпляров книг при средней толщине блока 350 страниц;

    c) каждое наименование (название книги) необходимо заказывать по крайней мере в 2-3-х экземплярах;

    d) если планируются сопутствующие товары, то необходимо под них также зарезервировать пространство

3.3.2. Определение основных ассортиментных (тематических) групп книжных изданий, с которыми вам придется работать в связи с культурно-экономическим профилем вашего района обслуживания, спецификой клиентуры и стратегии вашего магазина

(количество отделов в магазине площадью 100 кв. м стоит ограничить цифрой 3, а количество секций - не более 10). Обозначить представленность каждой секции по количеству наименований (экземпляров), необходимой площади торгового зала и специфике оборудования

3.3.3. По выбранным ассортиментным группам изучить рыночное предложение, выявив контрольные позиции (обязательное присутствие в ассортименте, повышенный спрос) и определив их цену в других торговых точках

(необходимо представить эти позиции в бизнес-плане - по каждой ассортиментной группе не менее 10 позиций)

3.3.4. Выбрать поставщиков необходимого вам товара (оценка различных поставщиков должна учитывать такие параметра как цена предложения, система скидок и бонусов, консигнация на приемлемых условиях, наличие контрольных позиций у поставщика, транспортная доставка, возвратные условия, рекламная поддержка и др.)

3.3.5. Расчет необходимых средств для приобретения первоначальной партии товара

3.4. Приобретение оборудования (в том числе технических средств и кассовых аппаратов), наем персонала и разработка макета магазина

(указываются поставщики и разновидности оборудования, приводится необходимое штатное расписание, рисуется схема магазина с обозначением размещения отделов, покупательских потоков и т.д.)

3.4.1.

Документ без названия

Вид оборудования

Кол-во штук

Стоимость (шт.)

Итого

Вертушка

 

 

 

POS-терминал

 

 

 

….. и т.д.

 

 

 

3.4.2. Планируемое штатное расписание (с учетом режима работы предприятия и соблюдением положений ТК РФ)

    - продавец

    - бухгалтер

    - ассортиментщик

    - IT-специалист

    - директор

    - уборщица

    - складской работник

    - др.

Расчет примерного фонда оплаты труда

    - месяц

    - год

3.4.2. Макет торговой площади (расстановка оборудования, персонала, основных ассортиментных групп, рекламной информации, направлений покупательских потоков)

<?xml version="1.0"?>

3.4.3. Разработка элементов навигационной системы магазина (указатели, инфо-табло, др.)

3.5. Маркетинг книготоргового предприятия(годовой план и бюджет)

При желании можно подготовить макеты вывески, оформления оконной витрины, др. рекламных материалов / пакеты, бизнес-сувениры, бланки, баджи персонала и т.п.)

Документ без названия

Элемент маркетинга

Стоимость изготовления

Стоимость размещения

Необходимое количество
на год

Итого

Вывеска

 

 

 

 

Витрина

 

 

 

 

Объявление в местной прессе

 

 

 

 

Участие в культурных мероприятиях района

 

 

 

 

… и т.п.

 

 

 

 

Итого затрат на маркетинг

3.6. Расчет затрат на создание и развитие книготоргового предприятия

1. Разовые затраты

    - закупка оборудования (п. 3.4.1.)

    - заказ и оформление вывески, витрины (п. 3.5.)

    - необходимый первоначальный ремонт помещения (п.2.4.1.)

    - первоначальная закупка товара (п. 3.3.5)

    - первоначальный взнос за аренду

    - прочие непредвиденные расходы

    <?xml version="1.0"?>

2. Затраты ежемесячные

    - ФОТ (п. 3.4.2.)

    - % за кредит на заемные средства, налоги

    - амортизация оборудования (1/36 стоимости)

    - затраты на рекламу (1/12 годового плана)

    - списание, уценка (1-3% от ежемесячного оборота)

    - аренда помещения (коммунальные платежи)

    - пополнение складских запасов и текущего ассортимента

    <?xml version="1.0"?>

3. Расчет необходимого ежемесячного оборота вашего предприятия с учетом наценки на товар поставщика в 45-55% (ваши ежемесячные затраты необходимо умножить минимум на 2 (желательно 3 или 4). Оценка месячного оборота должна быть реальной, учитывать профиль района, конкурентную ситуацию и т.д.

4. Расчет ежемесячного фонда свободных средств = ежемесячный оборот - ежемесячные затраты магазина - стоимость проданного товара

Этот фонд идет частично на покрытие разовых затрат и частично на закупку нового товара (ассортимента). Необходимо определиться со структурой его использования, к примеру:

Ежемесячно будет тратиться

  • …% на покрытие разовых затрат

  • …% на закупку нового товара

  • …% на непредвиденные расходы

5. На основании вышеизложенных расчетов определить срок погашения задолженности по заемным средствам (в т.ч. проценты по кредиту)

Приложения к бизнес-плану

(Всё, что вы считаете необходимым вынести за основной текст бизнес-плана - расчеты, макеты, фото и т.д.)

© Центр дистанционного образования МГУП