Московский государственный университет печати

Сорокин Б.А.


         

Трафаретная печать

Учебное пособие


Сорокин Б.А.
Трафаретная печать
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАФАРЕТНОЙ ПЕЧАТИ

2.

СЕТКА - ОСНОВА ПЕЧАТНОЙ ФОРМЫ

3.

ПОДГОТОВКА РАМ И НАТЯЖЕНИЕ СЕТОК

3.1.

Рамы для трафаретных форм

3.2.

Натягивание ситовой ткани на формную раму

3.3.

Крепление ситовой ткани к формной раме

4.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ ФОРМ

4.1.

Оригиналы и фотоформы

4.2.

Подготовка поверхности сеток для изготовления печатных форм

4.3.

Прямой способ

4.4.

Косвенный способ

4.5.

Комбинированный способ

4.6.

Выбор технологии изготовления форм

4.7.

Изготовление цилиндрических печатных форм

5.

ПОЛУЧЕНИЕ ОТТИСКОВ

5.1.

Основы печатного процесса

5.2.

Подготовка печатного оборудования к работе

6.

ПЕЧАТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7.

ПЕЧАТНЫЕ КРАСКИ

8.

РАСТРОВАЯ И МНОГОКРАСОЧНАЯ ПЕЧАТЬ

9.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ И СПЕЦЭФФЕКТЫ

9.1.

Лакирование печатной продукции

9.2.

Изготовление переводного изображения

9.2.1.

Декалькомания

9.2.2.

Сублимационные термопереводные изображения

9.3.

Получение специальных эффектов

10.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТКА ТРАФАРЕТНОЙ ПЕЧАТИ

11.

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАФАРЕТНОЙ ПЕЧАТИ

11.1.

Изготовление печатных форм

11.2.

Печатный процесс

12.

ЛИТЕРАТУРА

Указатели
97   указатель иллюстраций
Рис. 9.1. Изменение температуры и удельного давления в течение времени контакта при сублимационном переносе Рис. 9.2. Схема сублимационного переноса на текстильный материал: t0 - начало процесса сублимационного переноса; tx - окончание процесса переноса

Способ трафаретной печати, благодаря большой толщине красочного слоя, имеет уникальные изобразительные возможности и чрезвычайно многогранен. Трафаретную печать применяют для отделки продукции, а также для получения различных видов переводных изображений и специальных эффектов.

Универсальность способа трафаретной печати позволяет использовать его помимо обычной печати для лакирования продукции, отпечатанной другими способами печати. Для лакирования можно использовать лаки на растворителях. Однако чаще используют лаки УФ-отверждения.

Процесс УФ-лакирования можно условно разделить на две стадии: нанесение лака и отверждение лакового слоя.

Перенос лака с печатной формы производится путем продавливания его сквозь сетку при помощи полиуретанового ракеля. Такой способ переноса лака позволяет очень легко регулировать толщину его слоя, которая зависит от толщины сетки, размера ячейки сетки и величины давления на ракель.

Для нанесения УФ-лака используются обычные трафаретные печатные станки - в зависимости от требуемой производительности полуавтоматические или автоматические. Ручные станки применять не рекомендуется из-за их низкой производительности и невозможности обеспечения постоянного давления ракеля при печатании, в результате чего может получаться слой лака неодинаковой толщины на разных участках оттиска. Полуавтоматические станки можно использовать как в режиме печати с ручным накладом и съемом с ориентировочной производительностью 500-600 оттисков в час, так и смонтированными в линию, состоящую из печатного станка, подборщика листов и туннельной печи УФ-сушки. При работе на такой линии печатник лишь подает листы запечатываемого материала на печатный стол, а съем производится подборщиком листов, который переносит их на ленту транспортера УФ-печи. Производительность такой линии с учетом скорости работы печатника может составлять до 1000 оттисков в час.

Автоматические станки монтируются в линии с механизмами подачи и съема листов. Ручной труд в этом случае не используется, поэтому производительность процесса зависит целиком от возможностей оборудования. Например, автоматическая линия с печатным столом формата 50x70 см может производить лакировку с производительностью до 2500 оттисков в час.

Немаловажным моментом для процесса УФ-лакирования является полимеризация (отверждение) нанесенного лака. Для этих целей используют специальные туннельные сушилки с УФ-лампами. При их выборе следует руководствоваться тремя правилами: сушильное устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы отлакированный материал мог двигаться на ленте транспортёра приблизительно в течение 3-5 секунд до попадания в зону облучения. Это связано с тем, что, будучи продавленным через сетку, лак ложится на поверхность лакируемого материала не совсем гладким слоем и в течение нескольких секунд после нанесения он должен как бы равномерно растечься. В противном случае лакированная поверхность будет иметь недостаточный блеск.

УФ-лампы, используемые для сушки лака, должны быть таковы, чтобы обеспечить облучение отлакированной поверхности мощностью 80-120 Вт / см в течение 1-3 секунд. К примеру фирма EMA использует в своих сушилках одну или две лампы по 6 кВт. При недостаточной мощности УФ-ламп может не произойти полной полимеризации лака.

В связи с высокой мощностью УФ-ламп в атмосферу выделяется большое количество озона. Для его удаления УФ-сушилки должны быть снабжены системой всасывания воздуха из рабочей зоны с последующей его очисткой.

Одной из проблем, возникающих при использовании для сушки УФ-лучей, является разогрев высушиваемого материала, что в свою очередь может привести к его деформации. В линиях УФ-лакировки фирмы Argon эта проблема решается двумя способами. В УФ-сушках Dual предусмотрена система охлаждения мощным кондиционером. В результате на выходе мы получаем листы лакированного материала, имеющие температуру окружающей среды. В новых УФ-сушках марки ЕСО под УФ-лампами расположена система кварцевых фильтров, и в результате температура листа на выходе всего на 7-8 °С больше окружающей.

Говоря о выборе трафаретного оборудования для использования его в качестве лакировального, следует обращать особое внимание на его надежность. Ведь зачастую недорогие станки, неплохо справляющиеся с небольшими тиражами, порой не выдерживают жестких ритмов работы при отделке крупных (по трафаретным меркам) тиражей. В этом случае в качестве рекомендации нужно отметить, что наиболее преуспели в области производства надежных и высокопроизводительных трафаретных машин крупные европейские компании.

Типография, решившая остановить свой выбор на трафаретном способе лакирования своей продукции, приобретает помимо инструмента для ее лакирования печатное оборудование большой универсальности, которое способно заметно расширить ассортимент услуг, предлагаемых типографией своим клиентам. Оборудование, приобретаемое для УФ-лакирования, может как использоваться для обычной трафаретной печати Уф-красками со всей широкой гаммой, открывающихся возможностей, так и послужить ядром, для дальнейшей организации производства таких видов продукции, как пластиковые карты, лотерейные билеты со стирающейся композицией, деколи, в том числе для стекла и керамики, флаги, трансферы для тканей.

Под переводной печатью понимается способ нанесения изображения, при котором оно печатается на промежуточной основе, а затем переносится на поверхность какого-либо изделия. Промежуточная основа и способ перенесения изображения с нее определяются видом переводной печати.

Непрямые виды печати (переводные изображения) могут быть термопереводные (в виде сублимационных и термопластических) и декалькомания, которая в свою очередь по способу переноса изображения может быть сдвижная и сухая, а по способу закрепления изображения на изделии: горячая (обжиговая, керамическая) и холодная.

Переводные изображения могут быть изготовлены в виде деколей и в виде сублимационных термопереводных изображений и термотрансферов.

В настоящее время различные методы так называемой непрямой или переводной печати находят всё более широкое применение. В общем виде технологический процесс непрямой трафаретной печати включает два основных этапа:

  1. Формирование красочного изображения на определённом материале, который является для него промежуточной основой. В большинстве случаев роль такого материала выполняет специальная бумага, реже - полимерная плёнка или пластик.
  2. Перенос изображения с промежуточной подложки на поверхность какого-либо готового изделия или полуфабриката.

Разделение производственного процесса влечёт за собой повышенные расходы на декорирование изделия, по сравнению с прямой печатью. Однако непрямые методы имеют ряд преимуществ. Во многих случаях прямое нанесение изображения на готовые изделия затруднено или просто невозможно. Прямой печатью без промежуточной подложки наносят изображение на плоские поверхности или предметы простой геометрической формы - цилиндрические, конические и т.д. На изделия более сложной геометрической конфигурации напечатать изображение крайне затруднительно. Примером таких изделий может быть различная фарфоровая или стеклянная посуда. Для печати на неплоских предметах необходимо специальное оборудование. Переводная же печать позволяет использовать имеющееся в распоряжении почти всех трафаретных предприятий плоскопечатное оборудование для запечатывания бумаги, полимерной плёнки и пластиков. Требуется лишь дополнительное оборудование для переноса или иногда для специальных операций закрепления изображения на поверхности изделия (например, печи для обжига при горячей декалькомании).

Специализированное оборудование для трафаретной печати применяется только в средне- и крупносерийном производстве. Если же необходимо нанести изображения на единичные предметы или небольшие партии, хорошим способом является декалькомания (от франц. Decalcomanie - переводная картинка - одна из разновидностей переводной печати).

Хотя сам термин имеет французское происхождение, декалькомания была изобретена в XIX в. в России Теребневым и Семячкиным. Типичный образец декалькомании - всем хорошо знакомые с детства переводные картинки, или деколи. Для их изготовления может быть использован практически любой из современных способов печати, однако предпочтителен трафаретный, обеспечивающий наиболее яркое, насыщенное изображение, благодаря большой толщине красочных слоев.

Трафаретная печать лучше других способов приспособлена для декалькомании и технологически: давление в момент печатного контакта, необходимое для переноса краски с формы на запечатываемую поверхность, минимально. Это очень важно для сохранения целостности клеевого слоя, предварительно нанесенного на бумагу.

Технологическая схема процесса:

  • печать изображения;
  • нанесение слоя лака на поверхность изображения;
  • перевод (перенос) изображения на поверхность изделия;
  • обжиг при температуре 500-800°С, в зависимости от свойств материала изделия.

Бумага для деколей. Изображение печатается на специальной бумаге, покрытой слоем водорастворимого клея. Бумага должна иметь низкую степень проклейки, чтобы вода при переносе изображения могла проникнуть к клеевому слою. При этом необходима высокая прочность на разрыв, поэтому в составе бумаги должно быть не более 25% древесной массы. Она не должна содержать солей, которые могут вызвать дубление клеевого слоя. Обычно предприятия, занимающиеся производством деколей, закупают уже готовую бумагу с нанесенным клеевым слоем.

Краски. Как и при прямой печати, для изготовления деколей используются специальные керамические, или обжиговые краски. Заводами-изготовителями поставляются отдельно пигмент в виде порошка и связующее. Перемешивает их печатник непосредственно перед печатью. Пигмент имеет низкую дисперсность, поэтому при печати растровых изображений или тонких штрихов краски необходимо дополнительно перетереть в краскотерочной машине.

Печать. При изготовлении деколей используется обычная технология трафаретной печати на бумаге. При выборе ситовой ткани основное внимание уделяется характеру изображения, однако здесь есть одна особенность.

В случае если предприятие, изготавливающее деколи, не имеет краскотерочной машины, и перетереть краски для достижения более высокой дисперсности пигмента нельзя, использование высоколиниатурных сеток становится также невозможным. Приходится ограничиваться сетками с линиатурами до 90-100 нит/см и ниже. При этом не характер изображения диктует выбор сетки, а наоборот, возможность использования сетки определенного номера диктует характер воспроизводимого изображения (имеются в виду минимальные воспроизводимые ширина штриха и диаметр растровой точки).

Лакирование. После того, как изображение отпечатано, оно покрывается толстым слоем специального лака, который служит временной основой красочному слою при перенесении его с бумаги на поверхность фарфора (керамики или стекла). Лаки изготавливают на основе летучих растворителей, но они не должны разрушать красочный слой. Поэтому лак должен быть подобран в соответствии с составом связующего краски.

В состав лака входят также пластификаторы - для того, чтобы пленка лака с красочным изображением, отделенная от бумаги, обладала определенной прочностью на разрыв. Это необходимо при переносе изображения и при размещении его на выпукло-вогнутой поверхности фарфоровых изделий. Лакирование производится трафаретным способом через крупноячеистую сетку. Обычно используются сетки 20-40 нит/см.

Лакирование может быть выборочным (лаком покрывается только изображение) или сплошным. В случае выборочного лакирования необходимо изготавливать специальную печатную форму с использованием копировального слоя или ретуши, но зато экономится большое количество лака. Это целесообразно делать при больших тиражах. При малых тиражах деколей экономичнее сплошное лакирование, так как стоимость сэкономленного лака соизмерима со стоимостью копировального слоя или ретуши, а дополнительная операция по изготовлению печатной формы занимает довольно много времени и сказывается на производительности.

Перевод изображения. Для того чтобы перенести изображение на поверхность фарфора, его необходимо отделить от бумаги. Для этого оттиски, предварительно разрезанные на небольшие элементы, погружаются в воду. Клеевой слой растворяется, и изображение вместе с пленкой лака отделяется от бумаги. Затем его вручную переносят на поверхность фарфора (как переводные картинки).

Обжиг. Пленка лака и связующее в красочном слое при обжиге сгорают. Пигмент частично вплавляется в поверхность фарфора, что обеспечивает высокую механическую прочность изображения. При обжиге пигмент приобретает другой цвет.

Сублимация - прямой переход вещества из твердого в газообразное состояние без промежуточного перехода в жидкое состояние. Этот вид печати используется, когда необходимо получить на синтетической или смесовой ткани рисунок, устойчивый к воздействию света, высоких и низких температур, пота, стирок и т. д. Этот метод нашел широкое применение в производстве трикотажных изделий, флагов, вымпелов, купальников и спортивной одежды.

Основные требования к ткани - она должна быть белой и содержать не менее 65% синтетического волокна. Изображение на ткани получается в два этапа: первый - печать на бумаге, второй - термоперенос на ткань.

Печатный процесс на бумаге, по сравнению с прямой печатью, например на текстиле, обладает более высокой разрешающей способностью, что даёт возможность воспроизводить полутоновые изображения с максимально высокой (для трафаретного способа) линиатурой растра, а также позволяет обеспечивать более точную приводку различных красок на оттиске.

Используется матовая бумага без специальной обработки массой 130-150 <?xml version="1.0"?>
. Менее плотные бумаги при печати красками на водной основе могут усаживаться, что ухудшает совмещение красок.

Краски, применяемые при сублимационной печати, получают, как правило, путем добавления в базовое связующее концентрированных пигментных паст. Базовое связующее может быть или на основе растворителей или на основе воды, причем последняя благодаря экологической чистоте находит более широкое применение.

При приготовлении краски следует помнить, что для получения высококачественной печати вес пигментной пасты должен быть в пределах от 3 до 25%,от веса базовой эмульсии.

На российский рынок поставляется несколько основных пигментных паст следующих цветов: желтый, оранжевый, красный, розовый, синий, синий ультра, фиолетовый, черный, желтый флюоресцентный, розовый флюоресцентный. По специальным рецептурам из этих цветов можно получить 1000 различных оттенков. Нужную рецептуру выбирают по каталогу, в котором представлены пронумерованные выкраски тканей. Следует подчеркнуть, что идентификацию выбираемого оттенка нужно производить только по образцу ткани, поскольку при сублимационном термопереводе изображение на бумаге после переноса на ткань всегда меняет интенсивность цвета и оттенок. Степень отличия зависит от количества пигмента в краске, параметров термопереноса, а также от типа ткани.

При сублимации происходит переход вещества из твёрдого агрегатного состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. Сублимация происходит при нагревании вещества. Температура, при которой твёрдое вещество превращается в газ называется температурой сублимации. Для сублимационной печати используются специальные красители, которые после отверждения на бумаге (отверждение происходит посредством испарения растворителя) представляют собой сублимирующееся вещество. Этими красителями изображение печатается на плотной бумаге без специального покрытия. Для его переноса необходимо, во-первых, создать плотный контакт между бумажными листами и декорируемой поверхностью посредством давления и, во-вторых, по всей площади изображения создать температуру сублимации. На диаграммах (рис. 9.1 Рис. 9.1. Изменение температуры и удельного давления в течение времени контакта при сублимационном переносе: <?xml version="1.0"?>
- удельное давление; <?xml version="1.0"?>
- давление, необходимое для переноса; Т - применяемая температура; <?xml version="1.0"?>
- температура окружающей среды; <?xml version="1.0"?>
- температура материала; <?xml version="1.0"?>
- начало переноса; <?xml version="1.0"?>
- окончание процесса переноса) приведены параметры, влияющие на перенос. Из приведённых диаграмм следует, что применяемое давление <?xml version="1.0"?>
и температура <?xml version="1.0"?>
в течение времени контакта <?xml version="1.0"?>
постоянны. Для переноса могут использоваться либо ротационные каландры, либо плоские прессы.

Процесс сублимационного переноса красителя с временной бумажной подложки на текстильный материал показан на рис. 9.2 Рис. 9.2. Схема сублимационного переноса на текстильный материал: t0 - начало процесса сублимационного переноса; tx - окончание процесса переноса.

Этап 1 - <?xml version="1.0"?>
: происходит сублимация и/или испарение красителя в воздушный зазор между поверхностью бумаги и текстильным материалом.

Этап 2 - <?xml version="1.0"?>
диффузия красителя через воздушный зазор к текстильному материалу и в промежутки между волокнами материала.

Этап 3 - <?xml version="1.0"?>
адсорбция красителя на поверхности волокон и диффузия внутрь волокон.

Этап 4 - <?xml version="1.0"?>
диффузия из волокон к участкам меньшей концентрации красителя на их поверхности, десорбция с поверхности волокон, диффузия частиц красителя через воздушное пространство между волокнами текстильного материала и бумагой и адсорбция на поверхности бумаги. Таким образом, этап 4 характеризуется установлением равновесия. Этапы 1-3 продолжаются до тех пор, пока волокна и воздушные промежутки в текстильном материале, а также воздушное пространство между поверхностью бумаги и тканью не будут заполнены красителем. После этого (этап 4) частицы красителя могут восприниматься только поверхностью бумаги. Таким образом, из бумаги будет удалено столько красителя, сколько его воспримут и зафиксируют волокна текстильного материала.

Технология получения большинства специальных эффектов, используемых в отделке полиграфических оттисков, выглядит следующим образом. На изделие наносятся специальные краски или пасты, содержащие в своем составе крупные частицы веществ, которые и создают различные эффекты. Эти краски должны наноситься толстыми слоями, так как размер твердых частиц может достигать десятков и даже сотен микрометров. Такие толстые красочные слои можно наносить только трафаретным способом печати. В некоторых случаях пигменты имеют высокую дисперсность, и, тем не менее, для получения желаемого эффекта требуется нанесение красок достаточно толстыми слоями.

Металлическая чешуя. Так названы несколько типов металлизированных пигментов, в том числе с перламутровым эффектом, создающие на оттиске особый блеск, недостижимый при печатании обычными металлизированными красками. Эффект достигается благодаря низкой дисперсности, а также особой плоской форме металлизированных пигментов. Пигменты по форме напоминают чешуйки.

Рельефный эффект. В результате использования этой краски получается настоящее рельефное изображение. Высота рельефа - 1-2 мм. Эффект достигается за счет использования сеток низких линиатур и большой толщины копировального слоя с печатной стороны формы. Для получения этого эффекта используется специальная прозрачная краска (лак) УФ-отверждения. Получение рельефа такой высоты красками на основе растворителей затруднено, так как, во-первых, краска растекается в процессе отверждения (сушки) и рельеф получается как бы сглаженным, а во-вторых, более 60% объема краски, передаваемой на оттиск, испаряется, вследствие чего рельеф уменьшается.

Рисунок с ароматом. Отпечатанное изображение обладает приятным запахом в течение длительного времени, которое зависит от условий хранения оттисков. Эффект достигается за счет нанесения специально приготовленной прозрачной краски на подложку или поверх отпечатанного трафаретным способом изображения.

Эффект защиты от фальсификации. Используется для защиты ценных бумаг. Этот эффект также называют эффектом дискотеки и используют для производства рекламной продукции и при печати на изделиях из текстиля. Заключается он в том, что изображение, не видимое при обычном дневном и искусственном свете, проявляется в свете УФ-ламп. Печать производится только по белому фону. Возможна также печать на прозрачных подложках. В этом случае для приготовления краски используется не прозрачное связующее, а соответствующая белая краска.

Эффект переливания цветов. Этот эффект можно описать как изменение цвета краски в зависимости от угла зрения. В отличие от традиционных переливчатых красок, новые пигменты имеют новую структуру и дают особый эффект. Наилучшие результаты получаются при печати по черному фону.

Светонакопительные краски. Эти краски нельзя назвать новым материалом. Они используются уже давно при изготовлении аварийных знаков в производственных помещениях. В последнее время они нашли применение и в производстве рекламной продукции. Это краски содержат гранулы специального вещества, которое способно накапливать световую энергию и светиться в темноте.

Эффект "СОФТ". Это особый эффект бархатистости. Свет, падающий на изображение под любым углом, не отражается и не дает бликов. Похожий эффект достигается при печатании матовыми красками, однако поверхность слоя матовых красок очень нестойка к механическим повреждениям, таким как царапины и следы. Уникальность эффекта "СОФТ" - в особой механической стойкости изображения. На его поверхности не остается царапин, портящих внешний вид оттиска, даже при значительных воздействиях.

Глиттеры - это блестки. В последнее время они очень широко стали применяться при печатании различной продукции, особенно открыток. Изобразительный эффект при печатании прозрачными лаками, содержащими глиттеры, зависит от их цвета, размера частиц и концентрации. Размеры частиц глиттеров, которые используются для приготовления печатных красок, варьируются в пределах от 75 до 230 мкм. Используются глиттеры и больших размеров, но в этих случаях их просто посыпают на отпечатанное прозрачным лаком изображение.

Зеркальный эффект. В результате печатания краской со специальным пигментом получается зеркальное изображение на полимерных прозрачных пленках.

Эффект текстуры. Это эффект шероховатости на гладкой глянцевой поверхности. Поверхность полученного изображения не дает световых бликов и устойчива к механическим повреждениям (царапинам).

Большинство из описанных эффектов можно получить, используя как технологию печатания красками на основе летучих растворителей, так и красками УФ-отверждения. Все зависит от того, каким оборудованием располагает то или иное производство, то есть, предусмотрена гибкость технологии. В таблице 9.1 приведены материалы, создающие описанные эффекты, названия связующих, которые используются для приготовления красок, и номера сеток, которые необходимо использовать для изготовления печатных форм, а также материалы, на которые эти краски возможно наносить.

New Page 2

Таблица 9.1
Материалы, используемые для получения специальных эффектов*
№ п/п Эффект Наименование материала / сетка, нит/см Используемые виды связующего Концент-рация пигмента Материалыдля печати
1 2 3 4 5 6
1 Металлическая чешуя - Metal Flake 96.006/90;
- Pasta aluminio 212/77;
- Перламутровое золото и серебро/77;
- Крупнодисперсное золото Оrо ricco ТВ fin 30/34
На основе растворителей:
- Higloss Vinil 35.800;
Carbogloss 26.800.
УФ-отверждения:
- Uniprint 104.850;
- Uniprint 104.800
до 20% Бумага, картон, ПВХ, полиэстер, поликарбонат, полистирол, метакрилат
2 Рельефный эффект Uniprint UP
104.044/55-90
    Бумага, картон, ПВХ, полиэстер, поликарбонат, полистирол, метакрилат, АБС, грунтованные металлы
3 Рисунок с ароматом Ароматическая добавка На основе растворителей:
- Higloss Vinil 35.800;
Carbogloss 26.800.
УФ-отверждения:
- Uniprint 104.850;
- Uniprint 104.800
1-2%
5%
Бумага, картон, ПВХ, полиэстер, поликарбонат, полистирол, метакрилат
4 Эффект защиты от фальсификации Добавка Additivo candeg-giante ottico /77-120 На основе растворителей:
- Higloss Vinil 35.800;
УФ-отверждения:
- Uniprint 104.800
1% Бумага, картон, ПВХ, полиэстер, поликарбонат, полистирол, метакрилат
5 Эффект переливания цветов Пигмент Elicone Shelling /77 На основе растворителей
- Higloss Vinil 35.800;
7% Бумага, картон, ПВХ, полиэстер, поликарбонат, полистирол, метакрилат
6 Свето-накопительные краски Пигмент 179.106/34-43 На основе растворителей:
- Higloss Vinil 35.800;
УФ-отверждения:
- Uniprint 104.800
20% Бумага, картон, ПВХ, полиэстер, поликарбонат, полистирол
7 Эффект “СОФТ” Прозрачный лак
Soft OP.LPL/N 01275, отвердитель 00271 /77
    Картон, бумага, ПВХ и другие пластики, кроме полипропилена
8 Глиттеры Глиттеры
Глиттер 002 /34
Глиттер 004 /24
Глиттер 008 /12-15
На основе растворителей:
- Higloss Vinil 35.800;
УФ-отверждения:
- Uniprint UP 104.044
- Uniprint 104.880
- их смесь
до 20% Бумага, картон, ПВХ, полиэстер, поликарбонат, полистирол, а также текстильные материалы (при использовании соответствующих связующих)
9 Зеркальный эффект Пигмент Metasheen 1803 /120-140 На основе растворителей
Texilon 59.800
на 400 г связующего 600 г пигмента Прозрачный полиэстер. При печати на прозрачном ПВХ результат несколько хуже
10 Эффект текстуры Специальный УФ лак Polimembrane Hard Coat Texture Clear 107.044/120-140     Полиэстер, порликарбонат, ПВХ

*) Приведенные материалы относятся к ассортименту фирмы LECHER.

Вышеописанные эффекты используются не только при отделке полиграфической продукции. Они могут применяться при изготовлении пластиковых карт, рекламной, сувенирной и других видов продукции. Представленные материалы можно использовать как отдельно, так и в сочетании друг с другом, получая за один краскопрогон сразу несколько специфических эффектов. Так, например, можно скомбинировать глиттеры, рельефный эффект и ароматический эффект, добавив соответствующие материалы в глянцевый лак УФ-отверждения. В результате мы получим за один печатный цикл сразу четыре эффекта - блестки, рельеф, аромат и глянец.

При печатании на ткани также часто используют различные специальные эффекты. В частности для придания объемности изображению при печатании на любых типах тканей и коже используют краски TEXILAC UP. Эта краска вспенивается при горячей сушке. Для придания красочному слою многочисленных трещин используют краску TEXILAC CRACING, а для приготовления краски с эффектом световозвращения используют связующее TEXILAC CAT-EYE.

Обеспечение специфических эффектов - это одна из многих специальностей трафаретного способа печати, которая открывает новые перспективы его развития.

© Центр дистанционного образования МГУП