Московский государственный университет печати

Ю.Е. Даровских


         

Планирование в бизнесе на базе современных информационных технологий

для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии полиграфической промышленности»


Ю.Е. Даровских
Планирование в бизнесе на базе современных информационных технологий
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

РАЗДЕЛ 1. ПРОЕКТЫ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

1.1.

Проекты

1.1.1.

Проекты и процессы

1.1.2.

Проекты развития

1.2.

Жизненный цикл проекта

1.3.

Управление проектами

1.4.

Команда и участники проекта

2.

РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

2.1.

Стадии планирования и виды планов

2.2.

Процедура построения календарного плана

2.3.

Ключевые определения и концепции методов планирования, организации и контроля проектов

2.4.

Построение иерархической структуры работ

2.5.

Назначение ответственных

2.6.

Определение основных вех

2.7.

Разработка сетевых моделей

2.8.

Календарное планирование по методу критического пути

2.9.

Ресурсное планирование проекта

2.10.

Стоимостный анализ

2.11.

Документирование плана проекта

3.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

3.1.

Цели организации управления проектом

3.2.

Организационные уровни планирования и управления

3.3.

Выбор организационной формы управления

4.

РАЗДЕЛ 4. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА И КОНТРОЛЬ

4.1.

Цели и содержание процесса контроля проекта

4.2.

Отслеживание фактического выполнения работ

4.3.

Измерение прогресса и анализ результатов

4.4.

Корректирующие действия

4.5.

Управление изменениями

4.5.1.

Цели управления изменениями

4.5.2.

Процесс контроля за реализацией изменений

5.

РАЗДЕЛ 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

5.1.

Основные определения

5.2.

Управление коммуникациями проекта

5.2.1.

Процессы управления коммуникациями

5.2.2.

Управление коммуникациями и информационные технологии

5.3.

Цели и принципы создания автоматизированной информационной системы управления проектом

5.3.1.

Потребность в информационной системе

5.3.2.

Необходимость создания специализированной системы

5.3.3.

Основные характеристики системы

5.4.

Структура и основные элементы информационной системы

5.4.1.

Структуризация системы по этапам проектного цикла

5.4.2.

Основные функциональные элементы системы

5.4.3.

Структуризация системы по уровням управления

5.5.

Программное обеспечение календарного планирования

5.6.

Разработка и внедрение информационной системы

5.6.1.

Стратегия построения информационной системы

5.6.2.

Разработка информационной системы

5.6.3.

Внедрение системы

6.

Системы управления проектами MS Project

Указатели
9   указатель иллюстраций

В большинстве случаев для успешного существования любой компании, а также для достижения ее перспективных целей требуется, чтобы управление, организация и планирование ее деятельности были организованы на следующих уровнях:

    · Стратегическое управление, ориентированное на перспективу, имеющую порядок от цикла реализации характерного заказа и более. При этом период планирования должен, как правило, составлять несколько лет.

    · Оперативное управление, в большинстве случаев ориентированное на период планирования от месяца до одного года.

    · Текущее управление, предназначенное в основном для обеспечения работ, выполняющихся в данный момент времени и в течение ближайшего месяца.

Характеризовать эти уровни управления можно исходя из стоящих перед ними целей.

    · Основной целью стратегического управления следует считать определение системы целей и приоритетов развития компании, оценку направлений ее развития и необходимых для этого ресурсов.

    · К числу основных целей оперативного управления можно отнести:

    • Обеспечение устойчивого функционирования компании в целом.

    • Создание потенциала для развития компании.

    • Создание и корректировку базовых планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в процессе развития компании потенциала.

    · Текущее управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стадии стратегического управления, за счет использования определенного на стадии оперативного управления потенциала. Приоритеты текущего управления:

    • Получение прибыли за счет реализации запланированных ранее мероприятий с использованием накопленного потенциала.

    • Регистрация, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного; выработка и реализация решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.

Огромное влияние на формирование проблем текущего и оперативного управления производством оказало развитие информационных технологий, средств связи и транспорта. Товары, изделия и услуги независимо от места их производства доступны всем субъектам мировой экономики, что принципиально расширило возможности выбора клиентов. В связи с этим можно определить характерные особенности современного этапа развития экономики.

    · Отказ от концепции «среднего» потребителя и необходимость возможно более полного учета индивидуальных запросов каждого из конкретных клиентов.

    · Качественное изменение характера конкуренции - она в значительной мере определяется качеством изделий, полнотой и оперативностью учета индивидуальных запросов клиента и уровнем послепродажного обслуживания.

    · Постоянная готовность персонала к изменениям продукции, применяемых материалов и технологий, организации работ и внутренней структуры производства.

Качественное отличие в подходе в управлении бизнесом состоит в том, что там приоритет отдается методам целевого управления и, в частности, созданию гибкой ориентации производств на конкретные изделия и конкретных заказчиков. При этом вся производственная деятельность рассматривается, обеспечивается и управляется исходя из того, что наивысший приоритет имеет безусловное выполнение заказов с высоким качеством в контрактные сроки при минимальных затратах. Важнейшим аспектом целевых методов управления деятельностью на уровне текущего и оперативного управления является методология управления проектами. Понятие проекта является одной из качественных основ всей системы научно обоснованных взглядов на управление и было сформулировано в 70-80-е годы прошлого столетия. В этой отрасли знания на основе успешного опыта практической деятельности сформировались общепризнанные терминология и стандарты универсальных по отношению к предметной области процессов управления, методы и средства работы, и даже принципы международной сертификации специалистов.

Принципиальные положения современных представителей об управлении проектами можно сформулировать следующим образом.

В процессе реализации каждый проект проходит определенные стадии (фазы), в ходе которых он претерпевает качественные изменения. Полная совокупность стадий реализации проекта формирует его жизненный цикл.

Методология управления проектами рассматривает весь жизненный цикл проекта, включая в общем случае следующие стадии:

    · Формулирование целей проекта, маркетинг.

    · Разработка финансового плана проекта и поиск инвесторов.

    · Разработка календарных планов.

    · Собственно производство.

    · Сбыт и реализация продукции.

Методология управления проектами признает невозможным сделать реализацию проекта абсолютно ритмичной во всех компонентах. При выполнении качественно отличных друг от друга фаз жизненного цикла проекта интенсивность работы разных исполнителей существенно изменяется.

В отличие от традиционной ориентации прежде всего на полную загрузку мощностей, управление проектами ориентировано на своевременное выполнение проекта при запланированных затратах, а при неизбежном дисбалансе различных компонентов мощностей в условиях современных технологий это совсем не одно и то же. Поэтому основное внимание должно быть уделено формированию сбалансированных потоков работ, а не приведению к сбалансированному состоянию имеющихся мощностей (при постоянно меняющейся загрузке это будет постоянно требовать все новых и новых капиталовложений при сомнительной отдаче).

Для управления проектами на каждой стадии характерен целостный подход к проекту во всех его аспектах: финансовых, административных, технических, производственных, технологических, экологических и т.д. Управление проектами в значительной мере ориентировано не только на сам проект, но и на ту среду, в которой он реализуется, и подразумевает сбалансированное сочетание интересов всех участников проекта, их ответственности и прав. К числу участников проекта относятся заказчики, потребители, инвесторы, поставщики, участники работ, команда управления проектом.

Даже для имеющих большой опыт работы в условиях рыночной экономики фирм характерна необходимость постоянно пересматривать подходы к повышению собственной эффективности. Это требует понимания исключительной важности удовлетворения требований конкретных заказчиков (именно заказчики платят заработную плату!), критического подхода к своей деятельности, постоянной готовности отказываться от освоенных методов и форм работы в пользу более эффективных.

Для проектной группы важным является формирование командного духа, в котором «местные» интересы всех структурных подразделений подчинены общим, стратегическим интересам компании. Для этого необходимо ориентировать организационную структуру не на выполнение отдельных функций, а на ответственность за бизнес-процессы, связанные с достижением целей отдельных проектов и компании в целом. Опыт наиболее успешных компаний показывает, что для бизнес-процессов выполняющей проект компании приоритетными целями должны стать цели заказчиков.

Бизнес-процессы, как правило, кроссфункциональны и охватывают функции, выполняемые разными подразделениями. Процессы существуют независимо от того, признает ли их руководство официально и выявлены ли они вообще. Только в одном случае процессы протекают сами по себе без должного управления и эффективности, а в другом случае можно управлять выявленными процессами и совершенствовать их.

Бизнес-процессы состоят из отдельных функций, но объединение функций в процессы придает всей совокупности функций единую для всей компании цель, требует от персонала ориентироваться, прежде всего, на стратегические цели проектов и компании.

В целях создания нужного психологического климата персоналу любой компании следует прививать понимание необходимости привлечения заказчиков высоким качеством продукции при максимально коротких циклах выполнения контрактов.

© Центр дистанционного образования МГУП