Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова


         

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Учебное пособие


М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.

Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1.

Хозяйственный учет, его виды и роль в системе управления

2.2.

Цели, задачи и функции бухгалтерского учета

2.3.

Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике

2.4.

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

2.5.

Принципы бухгалтерского учета

3.

Глава 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

3.1.

Предмет бухгалтерского учета и объекты бухгалтерского наблюдения

3.2.

Метод бухгалтерского учета

4.

Глава 4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4.1.

Понятие актива. Различные подходы к трактовке пассива

4.2.

Принцип двойственности

4.3.

Сущность, строение и назначение бухгалтерского баланса

4.4.

Классификация бухгалтерских балансов

4.5.

Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

5.

Глава 5. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1.

Счета бухгалтерского учета и их строение

5.2.

Сущность двойной записи

5.3.

План счетов бухгалтерского учета

5.4.

Правила составления бухгалтерских проводок. Простые и сложные бухгалтерские проводки

5.5.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

5.6.

Обобщение данных синтетического и аналитического учета

5.7.

Классификация бухгалтерских счетов

6.

Глава 6. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

6.1.

Документирование как элемент метода бухгалтерского учета. Первичный учет

6.2.

Форма и реквизиты первичных документов. Исправления в первичных учетных документах

6.3.

Классификация документов

6.4.

Организация документооборота

6.5.

Документы на машинных носителях

6.6.

Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов

7.

Глава 7. ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ

7.1.

Оценка как элемент метода бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к оценке

7.2.

Виды оценок

7.3.

Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета. Виды калькуляций. Калькулирование себестоимости продукции

8.

Глава 8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

8.1.

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи

8.2.

Виды инвентаризаций

8.3.

Порядок проведения инвентаризации

8.4.

Документальное оформление инвентаризации

9.

Глава 9. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ТЕХНИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

9.1.

Понятие учетных регистров, их виды и роль в бухгалтерском учете

9.2.

Методы исправления записей в учетных регистрах

9.3.

Классическая процедура бухгалтерского учета

9.4.

Формы бухгалтерского учета

10.

Глава 10. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

10.1.

Понятие и виды бухгалтерской отчетности

10.2.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

10.3.

Пользователи бухгалтерской отчетности

10.4.

Сроки представления бухгалтерской отчетности. Публичность бухгалтерской отчетности

11.

Глава 11. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

11.1.

Понятие учетной политики. Требования и допущения к учетной политике

11.2.

Порядок формирования и основные положения учетной политики

11.3.

Учетная политика для целей налогообложения

12.

Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

12.1.

Основы организации бухгалтерского учета

12.2.

Общие положения о бухгалтерской службе организации

12.3.

Система внутреннего контроля в организации

13.

Глава 13. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

13.1.

Бухгалтерская профессия в современных условиях

13.2.

Международные аспекты подготовки профессиональных бухгалтеров

13.3.

Профессиональная этика бухгалтера

14.

Глава 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА

14.1.

Понятие и классификация учетных стандартов

14.2.

Концепции бухгалтерского учета. Взаимосвязь международных и национальных стандартов учета

14.3.

Международные бухгалтерские организации

14.4.

Гармонизация финансовой отчетности

14.5.

Современный российский бухгалтерский учет

15.

Список литературы

16.

Приложение 1

17.

Приложение 2

18.

Приложение 3

19.

Приложение 4

20.

Приложение 5

Указатели
30   указатель иллюстраций
Рис. 5.1. Схема счета Рис. 5.2. Схема активного счета Рис. 5.3. Активный счет 10 «Материалы» Рис. 5.4. Схема пассивного счета Рис. 5.5. Пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Рис. 5.6. Схема активно-пассивного счета Рис. 5.7. Схема соподчиненности аналитических счетов в разрезе синтетического счета 43 Рис. 5.8. Схема соподчиненности аналитических счетов в разрезе синтетического счета 60 Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета Рис. 5.9. Схема классификации счетов по назначению Рис. 5.11. Классификация счетов по структуре Рис. 5.10. Калькуляционный счет 20 «Основное производство» Рис. 5.12. Схема учета на сопоставляющих счетах

Важнейшим элементом информационной системы бухгалтерского учета является бухгалтерский счет. Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива и пассива и позволяют ответить на вопрос: что (какой объект бухгалтерского наблюдения) учитывается на счете? Каждый счет имеет название (наименование) и код (номер, шифр), обозначающие вид учитываемого объекта. Например, счет 80 «Уставный капитал», счет 43 «Готовая продукция», счет 50 «Касса». Бухгалтерские счета предназначены для отражения на них всех текущих изменений в состоянии имущества предприятия и источников его формирования под воздействием хозяйственных операций. Другими словами, в счетах записываются хозяйственные операции.

Таким образом, бухгалтерский счет - это локальная система, в процессе формирования которой под воздействием хозяйственных операций осуществляется учет, текущий и последующий контроль за наличием и движением экономически однородного объекта.

Движение каждого объекта учета может происходить только в двух направлениях: в сторону увеличения и в сторону уменьшения. Например, задолженность перед поставщиками может увеличиваться или уменьшаться (погашаться). Поэтому в целях раздельного отражения увеличения и уменьшения объекта бухгалтерского учета счет делится на две части в форме двухсторонней таблицы. Левая часть ее называется «дебет», а правая - «кредит». В начале таблицы Дается код и название счета (рис. 5.1 Рис. 5.1. Схема счета).

Сумму итога записей всех хозяйственных операций по дебету счета принято называть оборотом по дебету или дебетовым оборотом. Сумму итога записей всех хозяйственных операций по кредиту счета принято называть оборотом по кредиту или кредитовым оборотом. Остаток или сальдо счета обозначает наличие объекта учета на определенный момент времени (на начало дня, на первое число месяца, квартала). Существует начальное и конечное сальдо (остаток). Начальный остаток по конкретному счету равен сумме соответствующей статьи баланса на начало отчетного периода, а конечный остаток выводится путем подсчета и переносится в баланс по окончании отчетного периода. Бухгалтерские действия по выбору из баланса показателей, характеризующих объект наблюдения на начало отчетного периода, и переносу их как начальное сальдо на бухгалтерские счета называются открытием счета. Счет закрыт, когда его остаток на конец отчетного периода равен нулю.

В зависимости от получения показателей о средствах или источниках образования средств счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.

Активные счета - это счета, на которых ведется учет средств (имущества, активов) предприятия. Активные счета открываются на основании статей актива баланса. Активные счета характеризуются следующими признаками:

1. В активном счете остаток или сальдо отражается всегда в дебете. Кредитовое сальдо в активном счете свидетельствует о допущенной ошибке.

2. Поступление средств на предприятие (увеличение активного счета) отражается по дебету, а выбытие средств (уменьшение активного счета) отражается по кредиту.

3. Увеличение значения в кредите активного счета приводит к уменьшению значения в дебете счета.

Таким образом, в активном счете по дебетовой (левой) стороне отражаются начальный и конечный остаток - операции по увеличению средств предприятия - а по кредитовой (правой) стороне - операции, отражающие уменьшение средств. Используя обозначения приведенные в схеме, можно записать формулу выведения конечного остатка активного счета:

СКд = СНд + Од - Ок.

Пример. Допустим, на складе предприятия на 1.09.200Х г. было материалов на сумму 30 000 руб. В течение сентября от поставщиков поступило материалов сначала на сумму 12 000 руб., а потом на сумму 15 000 руб. На нужды производства было отпущено материалов на 44 000 руб., на ремонт оборудования было использовано материалов на сумму 10 000 руб. В конце месяца на склад были оприходованы возвратные отходы, стоимостью 2 000 руб. Необходимо определить конечный остаток по счету «Материалы».

Пассивные счета - это счета, на которых ведется учет источников формирования имущества предприятия (пассивов). Пассивные счета открываются на основании статей пассива баланса. Пассивные счета характеризуются следующими признаками:

1. В пассивном счете остаток или сальдо отражается всегда в кредите. Дебетовое сальдо в пассивном счете свидетельствует о допущенной ошибке.

2. Увеличение источника средств предприятия (увеличение пассивного счета) отражается по кредиту, а уменьшение источника средств (уменьшение пассивного счета) отражается по дебету.

3. Увеличение значения в дебете пассивного счета приводит к уменьшению значения в кредите счета.

Таким образом, в пассивном счете по кредитовой (правой) стороне отражаются начальный и конечный остаток, операции по увеличению источников имущества предприятия, а по дебетовой (левой) стороне - операции, отражающие уменьшение источников формирования имущества. Используя обозначения, приведенные в схеме, можно записать формулу выведения конечного остатка пассивного счета:

СКк = СНк + Ок - Од.

Пример. Допустим, на 1.09.200Х г. задолженность перед поставщиками составляла 45 000 руб. В течение месяца она увеличилась на 11 000 руб. (10 сентября) и 5 000 руб. (27 сентября). Предприятие оплатило за сентябрь счета поставщиков на суммы: 23 000 руб., 10 000 руб., 4 000 руб., 18 000 руб. Определите конечный остаток по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расположение сальдо (в дебете или кредите счета) зависит от местонахождения объекта учета в бухгалтерском балансе. Активы располагаются на левой стороне баланса, следовательно, сальдо на счетах активов (и соответственно увеличение) должно помещаться на левой стороне счета, т.е. по дебету. Для пассивов налицо противоположная картина: пассивы располагаются на правой стороне баланса, следовательно, сальдо на счетах пассивов (и соответственно увеличение) должно помещаться на правой стороне счета, т.е. по кредиту.

Два правила записи хозяйственных операций сформулированы югославским исследователем Иво Дутковичем:

  • чтобы увеличить сальдо счета, надо сделать запись на той же стороне счета (левой или правой), на которой этот счет помещается в балансе;
  • чтобы уменьшить сальдо счета, надо сделать запись на стороне (левой или правой), противоположной той, на которой этот счет помещается в балансе.

Кроме счетов с дебетовым или кредитовым (одним) сальдо в бухгалтерском учете применяются счета, у которых имеют место два сальдо: по дебету и кредиту одновременно. Такие счета называют активно-пассивными. На активно-пассивных счетах учитываются два объекта: один относится к активам, другой - к пассивам. Так, на счете 75 «Расчеты с учредителями» сальдо по дебету отражает дебиторскую задолженность владельцев (вторых лиц) по взносам в уставный капитал. Сальдо в кредите этого счета показывает задолженность предприятия перед его владельцами (учредителями) по выплате доходов (дивидендов).

Активно-пассивные счета имеют одновременно два остатка (рис. 5.6 Рис. 5.6. Схема активно-пассивного счета). Это явление называется развернутым сальдо. При составлении баланса дебетовое сальдо следует показывать в активе, а кредитовое - в пассиве.

В такой схеме конечные остатки исчисляются, исходя из природы активного и пассивного счетов:

СКд = СНд + Оддз - Окдз и СКк = СНк + Оккз - Одкз.

В практике ведения бухгалтерского учета развернутое сальдо по активно-пассивному счету можно исчислить только в случае детализации учетных записей.

Почти столетие назад П. Герснер считал недопустимым сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности (т.е. сведение развернутого сальдо в одно), так как терялся экономический смысл хозяйственных операций и их влияние на учитываемые объекты. Тем более это неоправданно в условиях рынка. По всей вероятности, у активно-пассивных счетов нет будущего.

Активные, пассивные и активно-пассивные счета принято называть балансовыми счетами, так как они соответствуют статьям актива и пассива баланса. В общем, взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса проявляется в следующем:

  1. Статьи баланса соответствуют названиям бухгалтерских счетов.
  2. Подобно сторонам бухгалтерского баланса (актив и пассив) счета делятся на активные и пассивные.
  3. Бухгалтерские счета в начале отчетного периода открываются на основании статей бухгалтерского баланса записями начальных остатков, в конце отчетного периода на основании конечных остатков по счетам составляется бухгалтерский баланс.

Природа экономических явлений объяснима объективными за конами естествознания, согласно которым ничего не возникает из ничего, материя переходит из одного состояния в другое. Так и экономике: любой хозяйственный факт имеет два адреса: изменения одного объекта наблюдения вызывают изменения на такую ж величину другого объекта. Например, при поступлении от покупателей денег на расчетный счет предприятия увеличивается сумма денег на расчетном счете и уменьшается дебиторская задолженность покупателей.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются помощью двойной записи. Двойная запись - это метод отражения суммы отдельной хозяйственной операции не менее чем на двух взаимосвязанных счетах: по дебету одного и кредиту другого счета.

Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом войной записи, принято называть корреспондирующими счетами, а связь между счетами - корреспонденцией счетов. Например, счет 50 «Касса» может корреспондировать со счетами 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п. Если подобная связь между счетами отсутствует, то о таких счетах принято говорить, что они не корреспондирующие. Так, счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», исходя из своей экономической сущности не может корреспондировать со счетом 80 «Уставный капитал», а счет 01 «Основные средства» - со счетом 42 «Торговая наценка» и т.д.

Саму запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета или, другими словами, указание корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью. Бухгалтерская проводка, составленная на основании хозяйственной операции «Материалы на сумму 12 тыс. руб. поступили в основное производство», выглядит следующим образом:

<?xml version="1.0"?>

Двойная запись представляет собой так называемую «диаграфическую запись». Так как при помощи двойной записи сумма каждой хозяйственной операции отражается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого, то всегда будет соблюдаться равенство итогов дебетовых оборотов всех счетов кредитовым оборотам всех счетов. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенной ошибке. В этом заключается контрольное значение двойной записи.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации разработан Министерством финансов РФ и введен в действие Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Единый План счетов обязателен для применения всеми хозяйствующими субъектами (кроме кредитных и бюджетных организаций). В Плане счетов приводятся названия и коды счетов. Названия счетов обозначают учитываемые объекты, а коды счетов предназначены для облегчения нахождения счета в бухгалтерских регистрах (записях). План счетов сопровождает Инструкция по его применению, в которой даны краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, рассмотрен порядок ведения синтетического учета, предложены типовые схемы корреспонденции счетов.

План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Синтетические счета располагаются слева, субсчета - справа. Субсчета детализируют информацию об учитываемом объекте. Например, синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» содержит субсчета «Расчеты по предоставленным займам» и «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Предприятия на основе Единого Плана счетов формируют Рабочий план счетов с указанием только тех счетов, которые необходимы для учета имеющихся на предприятии объектов наблюдения. Причем, если ведение синтетических счетов и указание их нумерации являются строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не имеет.

Современный План счетов разбит на восемь разделов, объединяющих 60 синтетических счетов:

Раздел I. Внеоборотные активы.

Раздел II.Производственные запасы.

Раздел III. Затраты на производство.

Раздел IV. Готовая продукция и товары.

Раздел V. Денежные средства.

Раздел VI. Расчеты.

Раздел VII. Капитал.

Раздел VIII. Финансовые результаты.

В основе деления Плана счетов на разделы лежит экономическая классификация объектов учета. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств, фондов, резервов и финансово-хозяйственных процессов. Все синтетические счета восьми разделов участвуют в составлении баланса, поэтому их называют балансовыми. Учет на балансовых счетах ведется по принципу двойной записи.

Обособленную группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов. В производственно-хозяйственной деятельности предприятия имеют место объекты учета, которые не оказывают влияния на показатели бухгалтерского баланса, но воздействие которых отражается на финансовых результатах функционирования. Эти объекты учитываются на забалансовых счетах. Например, арендованные основные средства, числящиеся на балансе арендодателя; материалы, принятые в переработку; списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; оборудование, принятое для монтажа и др. Забалансовые счета имеют трехзначный код. Учет на забалансовых счетах ведется с использованием одинарной записи (простой записи) - указывается только дебет или только кредит забалансового счета без его увязки с другими балансовыми или забалансовыми счетами. Например, при принятии материалов для переработки дебетуется счет 003 «Материалы, принятые в переработку». При возврате переработанных материалов заказчику счет 003 кредитуется. Такая запись называется еще униграфической.

В различных странах отношение к классификации бухгалтерских счетов по экономическому содержанию неоднозначно. В США, Англии и странах британского содружества каждая фирма самостоятельно разрабатывает номенклатуру счетов. В странах континентальной школы учета (Германия, Франция и др.) единый план счетов обеспечивает единообразие построения системы бухгалтерского учета для всех экономических субъектов, независимо от видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) и форм собственности.

Связь между счетами называют корреспонденцией счетов. Бухгалтерская проводка - это запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета или, другими словами, указание корреспонденции. В бухгалтерской проводке сумма хозяйственной операции согласно принципу двойной записи показывается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого.

Логика составления бухгалтерских проводок довольно проста. Для удачного решения этой проблемы необходимо иметь под рукой План счетов бухгалтерского учета и уметь в нем ориентироваться, внимательно прочитать содержание хозяйственной операции (изучить первичный документ) и понять ее экономический смысл, четко знать, какие счета бухгалтерского учета являются активными, а какие - пассивными, а также помнить об их различиях.

Рассмотрим порядок составления бухгалтерской проводки на примере. Выполнена хозяйственная операция: «Работникам предприятия из кассы выдана заработная плата на сумму 340 000 руб.».

1. Определяем экономический смысл операции. Если из кассы выдана заработная плата, то, следовательно, денежные средства в кассе уменьшаются. С другой стороны, выдача заработной платы означает погашение (уменьшение) долга предприятия перед работниками по заработной плате.

2. Определим по Плану счетов, на каких счетах учитываются интересующие нас объекты бухгалтерского наблюдения. Для начала прочитаем названия разделов Плана счетов. Опираясь на названия разделов, выберем те, в которых могут находиться интересующие нас счета. Найдем раздел V «Денежные средства» и раздел VI «Расчеты». В них отыщем счета: 50 «Касса» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

3. Определим, какие это счета (активные/пассивные). Счет 50 «Касса» является оборотным средством предприятия, следовательно, имуществом. А имущество предприятия отражается на активных счетах Таким образом, счет 50 «Касса» является активным. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» характеризует задолженность предприятия перед работниками по выплате заработной платы. Следовательно, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учитывается кредиторская задолженность. А кредиторская задолженность является привлеченным источником формирования имущества предприятия. Источники формирования имущества отражаются на пассивных счетах. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - пассивный.

4. Из п. 1 мы знаем, что в данной хозяйственной операции происходит уменьшение кассы и уменьшение долга предприятия по выплате зарплаты. Вспоминая признаки и схематическое изображение активных и пассивных счетов, можем составить бухгалтерскую проводку. Уменьшение активного счета (50 «Касса») производится по кредиту, а уменьшение пассивного счета (70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») происходит по дебету. Отсюда вытекает запись:

<?xml version="1.0"?>

В зависимости от числа счетов, участвующих в корреспонденции, различают простые и сложные бухгалтерские проводки. В простых проводках участвуют только два бухгалтерских счета (см. пример выше). В сложных проводках участвуют более двух счетов. При этом один счет дебитуется (кредитуется), а другие (корреспондирующие с ним) - кредитуются (дебитуются) на частные суммы, дающие в итоге ту же общую сумму.

Пример. Списаны с расчетного счета денежные средства для погашения задолженности перед поставщиками на сумму 120 000 руб. и погашение задолженности по краткосрочному банковскому кредиту - 140 000 руб.

По данным хозяйственным операциям можно составить одну сложную бухгалтерскую проводку:

<?xml version="1.0"?>

Из составленной выше сложной проводки всегда можно сделать две простые:

<?xml version="1.0"?>

С точки зрения детализации информации бухгалтерские счета делятся на синтетические и аналитические. На синтетических счетах объекты бухгалтерского наблюдения отражаются в обобщенном виде в денежном измерителе. Аналитические счета детализируют обобщенные показатели синтетических счетов, конкретизируют учитываемые объекты. В зависимости от объекта бухгалтерского наблюдения в аналитическом учете, помимо денежного измерителя, применяют натуральные и трудовые измерители.

Измерители - это единицы измерения объектов бухгалтерского учета. В бухучете применяют измерители трех видов: натуральный, трудовой и денежный (стоимостной). Особенно широко применяется Денежный измеритель, который позволяет получить обобщенные показатели.

Натуральные измерители предназначены для учета объектов в их натурально-вещественной форме. Выбор измерителя данного вида зависит от физических свойств учитываемых объектов: штуки, метры, килограммы, литры и т.п.

Трудовые измерители предназначены для учета затрат труда в человеко-днях, человеко-часах и используются в бухгалтерском учете для начисления оплаты труда работников. Затраты труда фиксируются в табелях учета рабочего времени.

Денежный измеритель является обобщающим, базой его исчисления служат трудовые и натуральные измерители. Универсальный стоимостной (денежный) измеритель позволяет сопоставлять и обобщать различные объекты бухгалтерского наблюдения. Только с его помощью можно отразить финансовый результат предприятия (прибыль или убыток). Финансовая отчетность составляется в денежном измерителе.

Синтетический учет дает обобщенную информацию об учитываемом объекте, а аналитический учет призван обеспечить руководство более детальной, конкретной информацией об исследуемом объекте.

Для управления предприятием необходима сводная и более подробная информация. Например, для выплаты заработной платы администрации предприятия необходимо знать, сколько денежных средств для этого потребуется, т.е. иметь обобщающую информацию об общей величине задолженности перед коллективом по оплате труда. Она отражается по кредиту синтетического счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Для выплаты заработной платы также необходимо знать размеры начисленной заработной платы и удержаний из нее по каждому конкретному работнику. Для этого существуют счета аналитического учета.

Возникновение и обособление синтетического и аналитического учета связано с именем Ж.П. Савари (1676).

Синтетические счета расположены в Плане счетов с левой стороны. Синтетические счета называют главными счетами первого порядка. К ним относятся, например, счета: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 80 «Уставный капитал» и др. На основании остатков по синтетическим счетам составляется бухгалтерский баланс и другие формы отчетности, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

Синтетические счета могут быть простыми и сложными. Показатели простых синтетических счетов не подлежат дальнейшей детализации, в их развитии не ведется аналитический учет. Примерами простых счетов первого порядка являются счета: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 99 «Прибыли и убытки».

К сложным синтетическим счетам могут быть открыты субсчета, которые являются счетами второго порядка. В Плане счетов они расположены справа. Так, к синтетическому счету 58 «Финансовые вложения» открыты субсчета: 1. Паи и акции; 2. Долговые ценные бумаги; 3. Предоставленные займы; 4. Вклады по договору простого товарищества.

На субсчетах, так же как и на синтетических счетах, учет ведется в денежном измерителе. Субсчета не являются аналитическими счетами, они детализируют синтетический счет, разбивая его на экономически однородные группы. Субсчета - это способ группировки аналитических счетов. Перечень субсчетов не является строго обязательным. Он указывает лишь направления, в которых должна осуществляться группировка данных аналитического учета.

Показатели сложных синтетических счетов, когда это необходимо, находят свою детализацию в аналитическом учете. Аналитические счета представляют информацию не только в денежном, но и в натуральных измерителях. По данным аналитического учета можно следить за состоянием материально-производственных запасов каждого вида, осуществлением расчетов с каждым поставщиком, подрядчиком, сотрудником и т.п.

Аналитический учет неразрывно связан с синтетическим. Записи в аналитическом учете производятся на основании первичных бухгалтерских документов (накладных, приходных ордеров, актов приемки-сдачи, актов о выработке и др.), а записи на синтетических счетах - на основании совокупности аналитических счетов, открываемых в разрезе синтетического. Это означает, что общие итоговые данные аналитических счетов должны быть равны итоговым данным объединяющего их синтетического счета.

Синтетический и аналитический учет взаимосвязаны в связи с тем, что основаны на одних и тех же первичных документах и записях. Перед составлением отчетности вся учетная информация обобщается сначала на аналитических счетах (подсчитываются обороты, выводятся остатки), а потом по совокупным показателям аналитических счетов формируются синтетические счета. Такое обобщение производится в оборотных ведомостях. Оборотная ведомость является способом обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. Оборотные ведомости составляются в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и оборотах за месяц. Различают оборотные ведомости по счетам синтетического учета и аналитического учета.

Существуют два типа оборотных ведомостей по счетам аналитического учета:

  1. Количественно-суммовые, в которых используются натуральные и стоимостной показатели.
  2. Контокоррентные, в которых используется только стоимостной показатель.

Количественно-суммовые ведомости составляются по материально-производственным запасам, готовой продукции, основным средствам и т.п. счетам. Контокоррентные ведомости составляются по счетам учета расчетов, по денежным средствам, по фондовым и т.п. счетам. Оборотные ведомости по счетам аналитического учета составляются отдельно к каждому синтетическому счету, в разрезе которого ведется аналитический учет.

Пример. Издательство выпускает брошюры и книги: художественную, экономическую литературу и путеводители. Экономическая литература и путеводители выпускаются в виде брошюр, художественная литература - в виде книг в жестком переплете. Из книг выпускаются: В. Шекспир «Комедии» и Б. Пастернак «Избранное». Из брошюр выпускаются: «Путеводитель по Испании», «Путеводитель по Сейшельским островам», Е.А. Русакова «Учет основных: средств».

Готовую продукцию издательство отражает по счету 43 «Готовая продукция» (счет 43 - счет первого порядка). К счету 43 «Готовая продукция» открываются субсчета (счета второго порядка): 43.1 - «Книги», 43.2 - «Брошюры». В разрезе субсчета 43.1 «Книги» открывается аналитический счет 43.1-1 «Художественная литература» (счет третьего порядка). В случае принятия решения выпускать, например, словари в жестком переплете в Рабочий план счетов необходимо будет включить аналитический счет третьего порядка 43.1-2 «Словари». Далее аналитический учет содержит счета четвертого порядка, которые совпадают с названиями выпускаемых изданий: 43.1-1.1 - В. Шекспир «Комедии», 43.1-1.2 - Б. Пастернак «Избранное». В разрезе субсчета 43.2 «Брошюры» открываются аналитические счета третьего порядка: 43.2-1 «Экономическая литература» и 43.2-2 «Путеводители». Таким образом, 43.2-1.1 - Е.А. Русакова «Учет основных средств», 43.2-2.1 - «Путеводитель по Испании», 43.2' 2.2 - «Путеводитель по Сейшельским островам». Это аналитические счета четвертого порядка. Схематически иерархия аналитических счетов в разрезе синтетического счета 43 «Готовая продукция» выглядит следующим образом:

Пусть издательство печатает свою продукцию на Тверском и на Можайском полиграфкомбинатах. В синтетическом учете для отражения расчетов по предоставленным полиграфическим услугам открыт счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Издательство ведет строительство производственного помещения с привлечением строительной организации «Вест», расчеты с которой отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Также издательство покупает оргтехнику у фирм «Hewlett Packard» и «Compaq», которые являются для издательства поставщиками. Таким образом, к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должны быть открыты субсчета 60.1 «Поставщики», 60.2 «Подрядчики». К субсчету 60.1 «Поставщики» открываются аналитические счета третьего порядка: 60.1-1 «Полиграфические услуги» и 60.1-2 «Расчеты за поставку имущества». Аналитические счета четвертого порядка детализируют счета третьего порядка: 60.1-1.1 «Тверской полиграфкомбинат»; 60.1 -1.2 «Можайский полиграфкомбинат»; 60.1 -2.1 «Hewlett Packard»; 60.1-2.2 «Compaq». К субсчету 60.2 «Подрядчики» открывается аналитический счет третьего порядка 60.2- 1 строительная организация «Вест».

Схематически иерархия аналитических счетов в разрезе синтетического счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» выглядит следующим образом:

По счетам аналитического учета, открываемым в разрезе синтетического счета 43 «Готовая продукция» составляется количественно-суммовая ведомость (табл. 5.1). По счетам аналитического учета, открываемым в разрезе синтетического счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» составляется контокоррентная ведомость (табл. 5.2).

Таблица 5.1 Оборотная ведомость по счету 43 «Готовая продукция»

tab5.1

Код аналитич. учета

Название

Ед. измер.

Фактич. себест. руб.

Сальдо на 1.09.02

Обороты за сентябрь

Сальдо на 1.10.02

Приход на склад

Отгрузка

Кол-во

Сумма, руб.

Кол-во

Сумма, руб.

Кол-во

Сумма, руб.

Кол-во

Сумма, руб.

43.1-1.1

В. Шекспир «Комедии»

Экз.

45

10 000

450 000

20 000

900 000

25 000

1 125 000

5 000

225 000

43.1-1.2

Б. Пастернак «Избранное»

Экз.

50

20 000

1 000 000

30 000

1 500 000

40 000

2 000 000

10 000

500 000

43.2-1.1

Е.А. Русакова «Учет основных средств»

Экз.

25

5 000

125 000

4 000

100 000

9 000

225 000

0

0

43.2-2.1

«Путеводитель по Испании»

Экз.

26

3 000

78 000

1 000

26 000

3 500

91 000

500

13 000

43.2-2.2

«Путеводитель по Сейшельским островам»

Экз.

24

4 000

96 000

2 000

48 000

5 300

127 200

700

16 800

Итого: по счету 43

x

x

x

1 749 000

x

2 574 000

x

3 568 200

x

754 800

Таблица 5.2 Оборотная ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

tab5.2

Код аналитич. учета

Название поставщика или подрядчика

Остаток на 1.09.02, руб.

Обороты за сентябрь, руб.

Остаток на 1.10.02, руб.

Дебет (выдан аванс)

Кредит (кредиторская задолженность)

Дебет (погашена задолженность)

Кредит (акцептован счет)

Дебет (выдан аванс)

Кредит (кредиторская задолженность)

60.1-1.1

Тверской полиграфкомбинат

4 000 000

3 000 000

1 000 000

60.1-1.2

Можайский полиграфкомбинат

14 000 000

 

 

14 000 000

 

 

60.1-2.1

«Hewlett Packard»

600 000

600 000

60.1-2.2

« Compaq »

500 000

700 000

200 000

60.2-1

Строительная организация «Вест»

 

8 000 000

25 000 000

23 000 000

 

6 000 000

Итого по счету 60:

14 000 000

12 000 000

29 100 000

38 300 000

7 200 000

Обобщение данных синтетического учета производится в оборотных ведомостях по синтетическим счетам. Они бывают простой и шахматной формы. Простая оборотная ведомость по синтетическим счетам носит название оборотно-сальдового баланса. Оборотно-сальдовый баланс содержит перечень всех синтетических счетов Рабочего плана счетов. На каждый счет отводится отдельная строка, в которой указываются начальное сальдо, обороты за месяц и конечное сальдо по данному синтетическому счету. В этой ведомости есть три пары колонок. При правильном ведении учета должно быть достигнуто попарное равенство итогов этих колонок, а именно: итог дебетовых начальных сальдо должен быть равен итогу кредитовых начальных сальдо, итог дебетовых оборотов по синтетическим счетам - итогу кредитовых оборотов по синтетическим счетам, итог конечных дебетовых сальдо - итогу конечных кредитовых сальдо.

Таблица 5.3 Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета

Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов обусловлено тем, что итог дебетовых сальдо по счетам показывает денежную оценку имущества (активов) предприятия, а итог кредитовых сальдо - денежную оценку источников имущества (пассивов) предприятия. Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по счетам вытекает из сущности двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается как по дебету, так и по кредиту счетов в одинаковых суммах.

Попарное равенство итогов оборотно-сальдового баланса имеет большое контрольное значение. Отсутствие такого равенства свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо найти и исправить. Оборотно-сальдовый баланс имеет значение для ознакомления с состоянием и движением хозяйственных средств и источников их формирования за месяц. Данные оборотно-сальдового баланса используются при составлении бухгалтерского баланса.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам шахматной формы строится следующим образом. По горизонтали и вертикали записываются номера синтетических счетов. Затем из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу в соответствии с корреспонденцией счетов переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строки и столбца. По строке собираются дебетовые обороты, а в столбце - кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяет сальдо конечное: дебетовое записывают по строке, а кредитовое - по столбцу. В правом нижнем углу матрицы отражают итоговые суммы оборотов и сальдо начальное и конечное.

Таблица 5.4 Шахматный баланс

tab5.4

Кредит


Дебет

01

02

10

99

По дебету

Оборот

Сальдо начальное

Сальдо конечное

01

 

 

 

 

 

 

 

 

02

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

99

 

 

 

 

 

 

 

 

По кредиту

Оборот

 

 

 

 

 

Y

x

x

Сальдо начальное

 

 

 

 

 

x

Z

x

Сальдо конечное

 

 

 

 

 

x

x

Н

В отличие от простой оборотной ведомости (оборотно-сальдового баланса) шахматная оборотная ведомость содержит корреспонденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.

Оборотно-сальдовый баланс и шахматный оборотный баланс являются примерами динамических балансов, в которых показываются не только моментальные показатели (остатки по счетам), но и интервальные показатели (обороты по счетам за период). Они имеют важное контрольное значение в бухгалтерском учете и помогают вскрыть ошибки.

Взаимосверка данных синтетического и аналитического учета заключается в следующем:

  1. Сумма сальдо на начало (конец) месяца по аналитическим счетам равна остатку на начало (конец) месяца по объединяющему их синтетическому счету.
  2. Сумма оборотов за месяц (по дебету или кредиту) аналитических счетов равна обороту за месяц (соответственно дебетовому или кредитовому) объединяющего их синтетического счета.

Нарушение этих равенств свидетельствует об ошибке.

Для установления общих свойств различных групп счетов, счета бухгалтерского учета группируются по определенным признакам. Это дает возможность их изучить, правильно применять и, что особенно важно, составить оптимальный рабочий план счетов.

Наиболее существенными признаками, по которым производится классификация счетов, являются:

  • местонахождение начального и конечного сальдо (или в зависимости от получения показателей о средствах и об источниках средств);
  • отношение счетов к бухгалтерскому балансу;
  • степень детализации получаемых показателей;
  • экономическое содержание счетов;
  • назначение и структура.

По местонахождению начального и конечного остатка счета бывают активные и пассивные. По отношению счетов к бухгалтерскому балансу они делятся на балансовые и забалансовые. По степени детализации получаемых показателей различают счета синтетические и аналитические.

Классификация счетов по экономическому содержанию дает ответ на вопрос: что учитывается на бухгалтерских счетах (информация о каких объектах бухгалтерского наблюдения зафиксирована на счете) и как связан конкретный счет с другими счетами информационной системы бухгалтерского учета. Согласно данной классификации построен Единый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. По экономическому содержанию счета бухгалтерского учета делятся на следующие группы, которые совпадают с названиями разделов балансовых счетов Единого плана счетов:

  1. Внеоборотные активы.
  2. Производственные запасы.
  3. Затраты на производство.
  4. Готовая продукция и товары.
  5. Денежные средства.
  6. Расчеты.
  7. Капитал.
  8. Финансовые результаты.

Классификация счетов по назначению и структуре позволяет выяснить, как организован и ведется учет на определенных группах счетов.

Классификация счетов по назначению позволяет разделить всю номенклатуру синтетических балансовых счетов на счета основные и регулирующие (рис. 5.9 Рис. 5.9. Схема классификации счетов по назначению). На основных счетах отражаются основные показатели, характеризующие объекты бухгалтерского наблюдения и применяемые самостоятельно. Например, на основных счетах может содержаться информация о первоначальной или восстановительной оценке внеоборотного актива.

Регулирующие счета предназначены для корректировки (регулирования) оценки основных счетов. Они употребляются только в паре с основными счетами и самостоятельного значения не имеют, поэтому часто разделение счетов на основные и регулирующие рассматривают в разрезе классификации счетов по самостоятельности применения.

По способу регулирования уточняющие счета делятся на дополняющие и контрарные. На дополняющих счетах регулятив (остаток) находится на той же стороне счета (в дебете или кредите), что и уточняемый показатель на основном счете. Например, регулирующий счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», имеющий регулятив в дебете счета, уточняет активный счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», который, в свою очередь, в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» показывает стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материалов. В подобных случаях уточненный показатель рассчитывается сложением показателей на основном и регулирующем счетах и показывается единой статьей в бухгалтерском балансе.

На контрарных счетах регулятив располагается на стороне счета, противоположной к показателю на основном счете («контра» от итальянского «против»). В тех случаях, когда контрарный счет предназначен для уточнения показателя на основном активном счете, уточняющий показатель (регулятив) находится в кредите регулирующего счета, а сам регулирующий счет называется контрактивным (стоящий против счета актива). Иными словами, к контрактивным счетам относятся уточняющие счета, регулирующие основные активные счета. Сами контрактивные счета являются пассивными. К контрактивным счетам относятся счета: 02 «Амортизация основных средств» (уточняет оценку счета 01 «Основные средства», 05 «Амортизация нематериальных активов» (уточняет оценку счета 04 «Нематериальные активы»), 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», в случае расположения регулятива в кредите счета, (уточняет оценку счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»).

Когда контрарный счет предназначен для уточнения показателя в основном пассивном счете, регулятив находится в дебете регулирующего счета - регулирующий контрарный счет называется контрпассивным (стоящим против счета пассива). Контрпассивные счета регулируют показатели основных пассивных счетов, сами при этом являются активными. В действующем Плане счетов контр пассивных счетов нет.

В случаях уточнения оценки основного счета с помощью контрарных счетов из показателя основного счета вычитается регулятив уточняющего счета. В результате в бухгалтерском балансе регулирующий и основной счета показываются единой статьей. Так, путем вычитания из остатка счета 01 «Основные средства» регулятива (остатка) счета 02 «Амортизация основных средств» получаем остаточную стоимость основных средств.

Основные счета по назначению подразделяются на ресурсные и операционные счета (рис. 5.11 Рис. 5.11. Классификация счетов по структуре).

Ресурсные счета предназначены для учета на них производственных и финансовых ресурсов предприятия и состоят из:

  • имущественных;
  • расчетных;
  • фондовых.

На имущественных счетах учитывается основная масса имущества хозяйствующего субъекта. К имущественным счетам относятся счета немонетарного (неденежного) имущества и монетарные (денежные) счета. На счетах немонетарного имущества отражаются материальные ценности (внеоборотные и оборотные), нематериальные активы. Примерами счетов немонетарного имущества являются счета: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные». На наш взгляд, представляется возможным отнести к счетам немонетарного имущества также счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в случае отражения на нем убытка.

К счетам монетарного (денежного) имущества относятся счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения», 81 «Собственные акции (доли)».

На имущественных счетах сальдо всегда в дебете, так как они активные. Поступление имущества записывается по дебету счета, а его расход или выбытие - по кредиту.

Фондовые счета предназначены для учета фондов, капитала и резервов предприятия. К ним относятся счета: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в случае отражения на счете 84 прибыли, 86 «Целевое финансирование», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам». Фондовые счета являются пассивными, сальдо в них располагается по кредиту. По кредиту фондовых счетов отражается увеличение капитала (фонда), а по дебету - расходование средств за счет капитала или уменьшение капитала.

Расчетные счета отражают операции по взаимным расчетам организации с юридическими и физическими лицами. Примерами расчетных счетов служат счета шестого раздела Плана счетов «Расчеты»: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Среди расчетных счетов есть как активные (на которых учитывается дебиторская задолженность предприятия), так и пассивные (для учета кредиторской задолженности) а также активно-пассивные. В дебет этих счетов записывают возникновение дебиторской задолженности и погашение кредитов и кредиторской задолженности; в кредит-погашение дебиторской задолженности, возникновение кредиторской задолженности или получение кредитов.

Операционные счета предназначены для учета производственных, хозяйственных и финансовых процессов, определения финансовых результатов и их накопления. К операционным счетам относятся:

  • распределительные;
  • калькуляционные;
  • сопоставляющие.

Распределительные счета используются для накопления отдельных видов затрат и распределения их по отчетным периодам или объектам калькуляции. Они подразделяются на распределительные по периодам (бюджетно-распределительные) и собирательно-распределительные.

Операционные распределительные по периодам счета предназначены для отнесения ранее понесенных затрат в расходы отчетного периода, а также для включения части незаработанных доходов в доходы отчетного периода. Бюджетно-распределительные счета служат также для распределения расходов на образование резервов на несколько отчетных периодов. Примерами распределительных по периодам счетов являются счета: 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов». Счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и 98 «Доходы будущих периодов» - пассивные, счет 97 «Расходы будущих периодов» - активный.

К расходам будущих периодов относится вперед уплаченная арендодателю арендная плата, подписка на периодические издания, расходы, связанные с освоением новой технологии производства, и др. Данные затраты носят единовременный характер в этом отчетном периоде, но относятся к последующим периодам. Поэтому их следует поэтапно включать в затраты последующих периодов.

Пример. Организация арендует производственное помещение. Стоимость арендной платы составляет 80 000 руб. в месяц. В марте организация оплатила аренду помещения за второй квартал (апрель, май, июнь) в размере 240 000 руб. В бухгалтерском учете организации-арендатора будут сделаны следующие записи:

Таблица 5.5 Учет на распределительном по периодам счете 97 «Расходы будущих периодов»

tab5.5

Номер

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма

МАРТ

1

Начислена вперед арендная плата арендодателю за аренду производственного помещения

97 «Расходы будущих периодов»

Субсчет 76 «Расчеты с арендодателем»

240 000

2

Перечислена арендодателю начисленная вперед арендная плата

Субсчет 76 «Расчеты с арендодателем»

51 «Расчетный счет»

240 000

АПРЕЛЬ

3

Уплаченная вперед арендная плата частично включена в затраты отчетного месяца

20 «Основное производство»

97 «Расходы будущих периодов»

80 000

МАЙ

4

Уплаченная вперед арендная плата частично включена в затраты отчетного месяца

20 «Основное производство»

97 «Расходы будущих периодов»

80 000

ИЮНЬ

5

Уплаченная вперед арендная плата частично включена в затраты отчетного месяца

20 «Основное производство»

97 «Расходы будущих периодов»

80 000

Операционные собирательно-распределительные счета служат для отражения в их дебете определенных затрат с целью их последующего распределения по видам продукции (объектам калькуляции) для включения в себестоимость или для списания на расходы на продажу. Примерами собирательно-распределительных счетов являются счета: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» учитываются косвенные расходы, которые невозможно по прямому признаку отнести на себестоимость конкретного вида продукции. Например, амортизация оборудования и зданий общехозяйственного назначения (оргтехника, вычислительная техника, здания офиса, транспорт руководства предприятия и т.п.), заработная плата административно-управленческого и общепроизводственного персонала, затраты на ремонт и обслуживание производственного оборудования, затраты электроэнергии, расходы на водоснабжение и др. Использование счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» актуально в ситуации, когда предприятие производит более одного вида продукции.

Собирательно-распределительные счета - активные. По дебету этих счетов собираются косвенные затраты, а по кредиту они списываются для включения в себестоимость продукции или в расходы на продажу. На собирательно-распределительных счетах учитываются показатели, относящиеся только к текущему отчетному периоду. Начальное и конечное сальдо собирательно-распределительных счетов отсутствуют, эти счета открываются в течение отчетного периода и закрываются в конце. Поэтому собирательно-распределительные счета называют временными, переменными или транзитными.

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывается в корреспонденции со счетами затрат на производство: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 28 «Брак в производстве» и др. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» согласно многовариантности учетной политики может закрываться в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, аналогично закрытию счета 25 «Общепроизводственные расходы», или в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Счет 44 «Расходы на продажу» закрывается в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Причем суммы, отраженные в дебете счета 44 (расходы на упаковку изделий на складах готовой продукции, по доставке продукции на станцию отправления, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, представительские расходы и др.), могут быть списаны полностью или частично.

Пример. Предприятие производит два вида продукции: А и Б. В октябре прямые расходы по производству продукции А составили 60 000 руб., по производству продукции Б - 40 000 руб. Общепроизводственные расходы в октябре составили 30 000 руб., а общехозяйственные - 15 000 руб. Согласно учетной политике общепроизводственные расходы распределяются по видам продукции пропорционально прямым расходам. Общехозяйственные расходы в конце месяца списываются общей суммой на счет 90 «Продажи». Необходимо списать в конце отчетного периода (октября) общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» будет закрыт следующей проводкой:

<?xml version="1.0"?>

Для закрытия счета 25 «Общепроизводственные расходы» необходимо определить, какая сумма косвенных расходов будет списана на производство продукции А, какая - на производство продукции Б. Пусть себестоимость продукции А отражается на счете 20-1 «Основное производство» аналитический счет «Продукция А», себестоимость продукции Б отражается на счете 20-2 «Основное производство» аналитический счет «Продукция Б».

Так как общепроизводственные расходы в нашем примере распределяются пропорционально прямым затратам, рассчитаем сколько процентов составляют прямые затраты по каждому виду продукции в общем выпуске. Согласно этим процентам проведем распределение общепроизводственных расходов между видами продукции.

Общая сумма прямых затрат по основному производству в октябре составила:

60 000 руб. + 40 000 руб. = 100 000 руб.

Следовательно 100 000 руб. составляет 100% прямых затрат выпуска октября, прямые затраты по продукции А составляют 60% (60 000 руб. х 100% / 100 000 руб.), прямые затраты по продукции Б составляют 40% (40 000 руб. х 100% / 100 000 руб.).

Таким образом, распределим общепроизводственные расходы: Общепроизводственные расходы, списываемые на затраты по производству продукции А:

60% х 30 000 руб. / 100 000 руб. = 18 000 руб.

Общепроизводственные расходы, списываемые на затраты по производству продукции Б:

40% х 30 000 руб. / 100 000 руб. = 12 000 руб.

Списание общепроизводственных расходов оформляется проводками:

<?xml version="1.0"?>

Калькуляционные счета используются для обобщения затрат, понесенных экономическим субъектом в течение отчетного периода, и формирования показателей калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) или первоначальной стоимости внеоборотных активов. Примерами калькуляционных счетов являются: 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Все калькуляционные счета - активные. По дебету калькуляционных счетов собираются затраты как прямые, так и косвенные; по кредиту показывается себестоимость готовой продукции (первоначальная стоимость внеоборотных активов). По кредиту также может быть показан списанный брак в производстве. Остаток по калькуляционным счетам говорит о незавершенном производстве (незавершенных капитальных вложениях). Калькуляционные счета интересны тем, что сальдо (стоимость незавершенного производства) всегда известно, а оборот по кредиту (себестоимость продукции, первоначальная стоимость) должен рассчитываться.

Пример. Пусть незавершенное производство продукции А на начало месяца было в сумме 4 000 руб. Затраты в течение месяца на производство продукции А составили 78 000 руб. Незавершенное производство на конец месяца было в сумме 22 000 руб. Рассчитайте себестоимость продукции А в отчетном месяце (рис. 5.10 Рис. 5.10. Калькуляционный счет 20 «Основное производство»).

В данном примере себестоимость готовой продукции составит 60 000 руб. Общая формула для расчета себестоимости продукции выглядит так:

Себестоимость = Сн + Од - Ск - брак

Сопоставляющие счета предназначены для исчисления финансового результата как от отдельных хозяйственных процессов, так и предприятия в целом. Они делятся на операционно-результатные и финансово-результатные счета. Сопоставляющие счета - активно-пассивные. Финансовый результат на них определяется путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов, поэтому они называются сопоставляющими.

К операционно-результатным счетам относятся счета: 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Эти счета являются транзитными, они не имеют начального и конечного сальдо и в конце месяца закрываются. При записи прибыли и доходов операционно-результатные счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» являются пассивными, при записи убытков и расходов - активными. Операционно-результатные счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» закрываются в корреспонденции с финансово-результатным счетом 99 «Прибыли и убытки», на котором в течение отчетного года отражаются финансовые результаты предприятия: по кредиту - прибыль, по дебету - убыток. Финансово-результатный счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается по окончании отчетного года при реформации баланса в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При получении в отчетном году прибыли делается запись: Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При получении в отчетном году убытка производится обратная запись: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит 99 «Прибыли и убытки» (рис. 5.12 Рис. 5.12. Схема учета на сопоставляющих счетах).

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним. Счет 90 «Продажи» используется не только для исчисления результата продажи продукции за отчетный месяц, но и для формирования накопительных данных к отчету о прибылях и убытках. Для этого Единым планом счетов предусмотрена структура субсчетов. К счету 90 открываются субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж. Для учета выручки от продаж заводят счет 90-1 «Выручка от продаж»; для учета себестоимости проданной продукции - субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»; налога на добавленную стоимость, включенного в цену проданной продукции, - субсчет 90-3 «НДС»; акцизов - 90-4 «Акцизы». Кроме того, открывается субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

По окончании каждого месяца сопоставляются итоги оборотов по указанным субсчетам: сумма итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 с итогом кредитового оборота по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эта сумма записывается заключительным оборотом отчетного месяца по дебету счета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» (в случае прибыли) или по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 90-9 (в случае убытка).

Таким образом, по окончании каждого месяца на синтетическом счете 90 «Продажи» никакого сальдо нет. Однако все субсчета этого счета имеют дебетовое или кредитовое сальдо, величина которого накапливается, начиная с января отчетного года. До конца отчетного года никаких списаний по субсчетам счета 90 «Продажи» не производится. В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Для этого оборотами со всех субсчетов списываются соответствующие сальдо на субсчет 90-9. В результате произведенных записей по состоянию на 31 декабря отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах предприятия (поступления, связанные с продажей внеоборотных активов; проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование кредитов или займов; отчисления в резервы под обесценение вложений в ценные бумаги; начисление доходов от участия в других организациях и др.). Счет 91 «Прочие доходы и расходы» в конце месяца закрывается: при превышении доходов над расходами - корреспонденцией Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит 99 «Прибыли и убытки»; при превышении расходов над доходами - корреспонденцией Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 91 «Прочие доходы и расходы» имеет субсчета 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы», 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Субсчета закрываются только в конце отчетного года, в течение года они служат для накопления данных о прочих доходах и расходах организации. Порядок учета на счете 91 «Прочие доходы и расходы» аналогичен учету на счете 90 «Продажи».

© Центр дистанционного образования МГУП